Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на основе ФГОС. 3 класс. УМК "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.variant.okr_.mir_.docx72.29 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Шуксто Марины Викторовны

по окружающему миру

для учащихся 3-«В» класса

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Общая характеристика учебного предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Педагогическая цель и задачи

Изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебн. нед.).

Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы

Учебники:

Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в 2  ч.М.:«Просвещение». 2012

Дополнительные материалы:

1.Рабочая тетрадь- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. В   2 частях.- М.: Просвещение.2012

2.Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Плешаков А.А «От земли до неба»

3.Поурочные разработки: Плешаков А.А «Окружающий мир», 3 класс.

ИКТ и ЦОР:

  1. http://www.panowa-ox.narod.ru/p19aa1.html
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/
  3. http://www.nachalka.com/taxonomy/term/816
  4. http://tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/75338

Тематическое планирование

учебного материала по курсу «Окружающий мир»

3 класс

п/п

тема

Кол-во часов

Организация контроля знаний

Результаты обучения за год

Кол-во пров

Кол-во экскурсий

Кол-во 

практабот

1.

 Как устроен мир

7

1

1

знать:

  1. Что такое тела, вещества. Частицы.
  2. Компоненты живой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.
  3. Компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки.
  4. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери их отличительные признаки.
  5. Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы.
  6. Некоторые взаимосвязи между природой  и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу.
  7. Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

уметь:

  1. Различать наиболее распространенные в данной  местности растения, животных.
  2. Устно описывать объекты природы;
  3. Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  4. Подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
  5. Измерять температуру воздуха с помощью термометра;
  6. Проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  7. Изготавливать кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы.
  8. Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  9. Выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

2.

Эта удивительная природа

19

1

4

3.

Мы и наше здоровье

10

1

2

4.

 Наша безопасность

8

1

1

1

5

Чему учит экономика

12

1

2

6

Путешествие по городам и странам

12

1

1

Календарно-тематическое планирование

 п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные

результаты

Как устроен мир

1

 Природа Ценность природы для людей

Ознакомить с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека;

неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп

Знать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь  в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе.

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окружающему миру

2

 Человек

Рассмотреть отличие от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания.

Знать в чем отличие человека от животного как существа разумного. Различать  чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять  ступени познания: восприятие, память,

мышление,воображение.

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окружающему миру

3

 Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

Учиться распределять обязанности по проекту в группах, собирать материал, подбирать иллюстративный материал, презентовать проект, оценивать результаты работы.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окружающему миру

4

 Общество

Дать представление о людях населяющих планету Земля; подвести к пониманию необходимости проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине.

государство,территория.  герб, флаг.

Знать что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям. Различать  понятия государство, территория. Определять  герб, флаг России.

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окружающему миру

5

 Что такое экология

дать понятие об экологии, как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.

экология

Умение оценивать возможные последствия поступков. Знать о взаимосвязях живых систем и неживой природы, знать отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы. Отличать  экологию от других похожих наук.   Определять  экологические связи.

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окружающему миру

6

 Природа в опасности! Охрана природы

Рассказать о влиянии человека на природу и о цели создания Красной книги; учить правильному поведению в природе.

Красная книга

Применять  правила поведения в природе,   правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окружающему миру

7

 Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа

Систематизировать и обобщить знания по разделу;

Уметь работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

- взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окружающему миру

Эта удивительная природа

8

 Тела, вещества, частицы

 Ознакомить с телами и их составом.

тело, вещество, частица

Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

9

 Разнообразие веществ

Ознакомить с веществами (соль, сахар, крахмал, кислота); учить правильно пользоваться этими веществами.

Умение классифицировать, обобщать. Знать о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем  и из чего они произошли.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

10

 Воздух и его охрана

Ознакомить с составом и свойствами воздуха;

состав и физические свойства воздуха

Определять  состав и свойства воздуха

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

11

 Вода

Ознакомить со свойствами воды; Учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; напомнить о значении экологически чистой воды.

Определять  основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ.   Очищать  воду с помощью фильтра. Уметь описывать объекты, сравнивать их. Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

12

 Превращения и круговорот воды

Сформировать представления о круговороте воды как важнейшем явлении в природе; увязать круговорот воды со свойствами воды (переход одного состояния в другое)

испарение,

круговорот воды.

Умение работать с алгоритмом. Знать причины загрязнения водоемов, уметь  пропагандировать охрану водоемов.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

13

 Берегите воду!

Рассмотреть причины загрязнения водоемов; ознакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить ее.

Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

14

 Что такое почва

Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края.

почва, ее состав, происхождение

Распознавать основные свойства почвы, состав почвы.  Определять  наличие разных компонентов Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.. в почве.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

15

 Разнообразие растений

Ознакомить с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений.

классификация растений

Отличать  растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Уметь работать в парах. Знать разнообразие растений, их характерные особенности.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

16

 Солнце, растения и мы с вами

 Рассмотреть связь солнца, растений и людей; показать роль растений в подражании жизни на земле.

Устанавливать  взаимосвязь солнца, растений и человека.  Составлять  схему дыхания и питания растений. Знать о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле. Уметь вести наблюдения.  Уметь описывать объекты, сравнивать их

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

17

 Размножение и развитие растений

Расширять знания о жизни растений; дать представление о размножении и развитии растений из семян.

Размножение и развитие растений

Распознавать  этапы развития растения из семени, способы размножения растений. Знать особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление  о размножении и развитии растений из семян. Уметь вести наблюдения. Уметь описывать объекты, сравнивать их. Уметь работать с учебным текстом.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

18

 Охрана растений

Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека; рассмотреть основные экологические правила.

Объяснять , почему многие растения становятся редкими. Применять  основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. Уметь классифицировать, обобщать. Знать в каких условиях благоприятно прорастание семян, уметь бережно относиться к растениям.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

19

 Разнообразие животных

Ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками;

Классификация животных по групповым признакам

Познакомиться  с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам. Распознавать  классификацию животных и их групповые признаки.   Относить  животное к определённой группе.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

20

 Кто что ест

Ознакомить с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

цепи питания.

Применять классификацию животных по типу пищи.   Составлять  цепи питания. Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Уметь работать с дополнительной литературой. Уметь делиться личным опытом.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

21

 Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

Применять классификацию животных по типу пищи.   Составлять  цепи питания. Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Уметь работать с дополнительной литературой.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

22

 Размножение и развитие животных

Ознакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

способы размножения животных.

Познакомиться  с размножением и развитием животных, уметь сравнивать.

Уметь слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

23

 Охрана животных

Ознакомить с животными, которые занесены в красную книгу; рассмотреть экологические правила.

Определять  причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди. Знать, какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

24

 В царстве грибов

Ознакомить с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.

съедобные и несъедобные грибы

Распознавать  съедобные и несъедобные грибы.  Определять  строение шляпочного гриба. Выполнять  правила сбора грибов. Знать особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать  с правила сбора грибов.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

25

 Великий круговорот жизни

Ознакомить с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.

Познакомиться с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, знать движение энергии в круговороте веществ в природе. Уметь рассуждать, делать выводы.

Распознавать  основные звенья круговорота жизни.   Устанавливать  взаимосвязь между ними.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

26

 Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа

контроль знаний по разделу «Эта удивительная природа»

Обобщить знания детей по разделу «Эта удивительная природа».

Закрепить правила поведения в природе.

формирование образа  Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Мы и наше здоровье

27

 Организм человека

Ознакомить с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму.

систем органов человека

Иметь представление: внутреннее строение организма человека.   Показывать внутренние органы на модели человека. знать о взаимосогласованности и ритмичности в работе всех органов человека.

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

-характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья

-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

28

 Органы чувств

Ознакомить с органами чувств; их значение для человека.

органы чувств

Знать основные органы чувств, правила гиены органов чувств.

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

29

 Надежная защита организма

Ознакомить с «кожей», ее функции.

кожа как покровный орган

Иметь представление о коже как покровном органе; уметь ухаживать за кожей. Уметь наблюдать, работать в парах.   Оказывать  первую помощь при небольших повреждениях

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

30

 Опора тела и движение

Ознакомить со строением тела человека; формировать представление о здоровом образе жизни.

опорно-двигательная система

Знать строение и значение опорно-двигательной системы. Показывать  основные кости скелета. Применять  правила посадки за столом и выполнять их.

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

31

 Наше питание

Ознакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой; правила правильного питания;

пищеварительная система

Знать о пищеварительной системе человека. Соблюдать  правила питания.  Устанавливать  взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

32

 Наши проекты: «Школа кулинаров»

Определять наличие питательных веществ в продуктах питания, моделировать строение пищеварительной системы, составлять меню здорового питания

Белки, жиры, углеводы

Объяснять значение понятий «белки», «жиры», «углеводы».Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

33

 Дыхание и кровообращение

Рассказать об органах дыхания и выделения; научить заботиться о своем здоровье.

дыхательная, выделительная и кровеносная система

Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. Уметь делиться опытом личной жизни.

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

34

 Умей предупреждать болезни

Характеризовать и формулировать факторы закаливания, составлять памятку по закаливанию, инструкцию по предупреждению инфекционных болезней.

Закаливание, инфекционные болезни, аллергия

Называть способы закаливания организма, приемы предупреждения инфекционных заболеваний

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

35

 Здоровый образ жизни

Ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях,

Закаливание организма

Применять  главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

36

 Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа

продолжать работу над правилами сохранения и укрепления здоровья

Обобщить знания детей по разделу «Мы и наше здоровье».

Закрепить правила сохранения здоровья.

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Наша безопасность

37

 Огонь, вода и газ

Ознакомить с тем, как выглядит опасность, и причинами ее возникновения

Выполнять  правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. Уметь наблюдать, рассуждать

- умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

-  усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу  ит.д.

- уметь слаженно действовать    в ситуациях  опасности

усвоение  действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

38

 Чтобы путь был счастливым

научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

ПДД

Выполнять  правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

39

 Дорожные знаки

Ознакомить с дорожными знаками; вспомнить правила безопасного поведения на догах.

Дорожные знаки

Узнавать основные дорожные знаки,  ориентироваться на дороге.

усвоение  действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

40

 Наши проекты: «Кто нас защищает»

Находить в источниках информации сведения о вооруженных силах, полиции, службе пожарной безопасности, МЧС. Оформлять материалы в виде стендов, альбомов и т.п.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

41

 Опасные места

Выявить опасные места для человека; учить предвидеть опасности, избегать их, при необходимости действовать решительно и четко.

Узнавать опасные места для человека.  Предвидеть  опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

усвоение  действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

42

 Природа и наша безопасность

На практических примерах показать возможность отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека;

Соблюдать  правила безопасности при общении с природой.

43

 Экологическая безопасность

Ознакомить с терминами «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр», «эколог», учить выполнять правила личной экологической безопасности.

«экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр», «эколог»

Выполнять  правила личной экологической безопасности.

усвоение  действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

44

 Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа

Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».

Чему учит экономика

45

 Для чего нужна экономика

Ознакомить с новым значением слова «экономика»

экономика

Определять  понятие экономика, главную задачу экономики.

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

- знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о  продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

- формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

46

 Природные богатства и труд людей – основа экономики

Ознакомить с новыми понятиями в экономике

Применять  основные составляющие экономики. Уметь работать в заданном темпе.

47

 Полезные ископаемые

Ознакомить со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

полезные ископаемые

Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

48

 Растениеводство

Ознакомить с одной из отраслей с\х – растениеводством; научить различать культурные растения

Культурные и дикорастущие растения

Отличать  культурные растения от дикорастущих.   Различать  культурные растения.

понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

49

 Животноводство

Ознакомить с особенностями разведения и содержания домашних животных;

Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных.

50

 Какая бывает промышленность

Различать  продукцию каждой отрасли промышленности.

понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

51

 Наши проекты: «Экономика родного края»

Собирать информацию об экономике родного города, оформлять и презентовать собранные материалы.

Экономика

Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

52

 Что такое деньги

Ознакомить с важнейшей отраслью экономики –промышленностью, научить различать продукцию каждой отрасли промышленности; учить сравнивать , обобщать, группировать предметы быта по отраслям промышленности

Деньги

промышленность

Определять  роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты.

понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

53

Государственный бюджет

Ознакомить с новыми понятиями (бюджет, расходы, доходы, налоги).

бюджет, доходы, налоги, расходы.

Оперировать  терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

54

 Семейный бюджет

Ознакомить с понятием «семейный бюджет».

семейный бюджет

Основы  семейного бюджета.

55

 Экономика и экология

Ознакомить с задачами экологии и двумя сторонами экономики

Составлять  простейшие экологические прогнозы

понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

56

 Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» Проверочная работа

обобщить знания по разделу.

Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».

Путешествие по городам и странам

57-59

 Золотое кольцо России

Ознакомить с интересными городами нашей России и некоторыми их достопримечательностями

Золотое кольцо России

Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности,   показывать их на карте.

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

- конкретизировать представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях

- формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов,

60

 Наши проекты: «Музей путешествий»

Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки, готовить сообщение с демонстрацией экспонатов

Экспонаты

этикетки

Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы

61

 Наши ближайшие соседи

Ознакомить с государствами – ближайшими соседями России;

граница

распознавать государства – ближайшие соседи России,   показывать их на карте.

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов,

62

 На севере Европы

Ознакомить с северными европейскими государствами.

Распознавать  северные европейские государства.  Показывать  их на карте.

63

 Что такое Бенилюкс

Ознакомить со странами Бенилюкса, экономикой этих стран

страны Бенилюкса

Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики.  Показывать  страны на карте.

64

 В центре Европы

Ознакомить со странами, расположенными в центре Европы;

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов,

65

 По Франции и Великобритании

Ознакомить еще с двумя европейскими странами.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

66

 На юге Европы

Ознакомить со странами, расположенными на юге Европы: Грецией, Италией

Иметь понятие: страны, расположенные на юге Европы,   показывать их на карте.

67

 По знаменитым местам мира

Ознакомить со знаменитыми местами мира

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов,

68

 Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам  Проверочная работа

Повторить и обобщить изученное за год.

Проверить знания и умения  детей.

Дать летнее задание.

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.) разработана на 4 года в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе. "Школа России" ФГОС.

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ....

рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС...

рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС...

рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС...

Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению во 2 классе ("Школа России", ФГОС)

В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета,  предметные результаты изучения...