Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на основе ФГОС. 3 класс. УМК "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.variant.okr_.mir_.docx | 72.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Шуксто Марины Викторовны
по окружающему миру
для учащихся 3-«В» класса
Санкт-Петербург
2013
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Педагогическая цель и задачи
Изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебн. нед.).
Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
Учебники:
Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в 2 ч.М.:«Просвещение». 2012
Дополнительные материалы:
1.Рабочая тетрадь- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях.- М.: Просвещение.2012
2.Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Плешаков А.А «От земли до неба»
3.Поурочные разработки: Плешаков А.А «Окружающий мир», 3 класс.
ИКТ и ЦОР:
- http://www.panowa-ox.narod.ru/p19aa1.html
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/
- http://www.nachalka.com/taxonomy/term/816
- http://tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/75338
Тематическое планирование
учебного материала по курсу «Окружающий мир»
3 класс
№ п/п | тема | Кол-во часов | Организация контроля знаний | Результаты обучения за год | ||
Кол-во пров/р | Кол-во экскурсий | Кол-во практ.работ | ||||
1. | Как устроен мир | 7 | 1 | 1 | знать:
уметь:
| |
2. | Эта удивительная природа | 19 | 1 | 4 | ||
3. | Мы и наше здоровье | 10 | 1 | 2 | ||
4. | Наша безопасность | 8 | 1 | 1 | 1 | |
5 | Чему учит экономика | 12 | 1 | 2 | ||
6 | Путешествие по городам и странам | 12 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||
Как устроен мир | ||||||
1 | Природа Ценность природы для людей | Ознакомить с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; | неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп | Знать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе. | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос - взаимосвязь природы и человека - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | формирование личного отношения к окружающему миру |
2 | Человек | Рассмотреть отличие от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания. | Знать в чем отличие человека от животного как существа разумного. Различать чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять ступени познания: восприятие, память, мышление,воображение. | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос - взаимосвязь природы и человека - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | формирование личного отношения к окружающему миру | |
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | Учиться распределять обязанности по проекту в группах, собирать материал, подбирать иллюстративный материал, презентовать проект, оценивать результаты работы. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос - взаимосвязь природы и человека - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | формирование личного отношения к окружающему миру | |
4 | Общество | Дать представление о людях населяющих планету Земля; подвести к пониманию необходимости проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине. | государство,территория. герб, флаг. | Знать что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям. Различать понятия государство, территория. Определять герб, флаг России. | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос - взаимосвязь природы и человека - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | формирование личного отношения к окружающему миру |
5 | Что такое экология | дать понятие об экологии, как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой. | экология | Умение оценивать возможные последствия поступков. Знать о взаимосвязях живых систем и неживой природы, знать отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы. Отличать экологию от других похожих наук. Определять экологические связи. | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос - взаимосвязь природы и человека - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | формирование личного отношения к окружающему миру |
6 | Природа в опасности! Охрана природы | Рассказать о влиянии человека на природу и о цели создания Красной книги; учить правильному поведению в природе. | Красная книга | Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос - взаимосвязь природы и человека - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | формирование личного отношения к окружающему миру |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа | Систематизировать и обобщить знания по разделу; | Уметь работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике. | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос - взаимосвязь природы и человека - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | формирование личного отношения к окружающему миру | |
Эта удивительная природа | ||||||
8 | Тела, вещества, частицы | Ознакомить с телами и их составом. | тело, вещество, частица | Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия. | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы - осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей |
9 | Разнообразие веществ | Ознакомить с веществами (соль, сахар, крахмал, кислота); учить правильно пользоваться этими веществами. | Умение классифицировать, обобщать. Знать о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем и из чего они произошли. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | ||
10 | Воздух и его охрана | Ознакомить с составом и свойствами воздуха; | состав и физические свойства воздуха | Определять состав и свойства воздуха | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | |
11 | Вода | Ознакомить со свойствами воды; Учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; напомнить о значении экологически чистой воды. | Определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Очищать воду с помощью фильтра. Уметь описывать объекты, сравнивать их. Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | ||
12 | Превращения и круговорот воды | Сформировать представления о круговороте воды как важнейшем явлении в природе; увязать круговорот воды со свойствами воды (переход одного состояния в другое) | испарение, круговорот воды. | Умение работать с алгоритмом. Знать причины загрязнения водоемов, уметь пропагандировать охрану водоемов. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | |
13 | Берегите воду! | Рассмотреть причины загрязнения водоемов; ознакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить ее. | Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | ||
14 | Что такое почва | Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края. | почва, ее состав, происхождение | Распознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.. в почве. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | |
15 | Разнообразие растений | Ознакомить с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений. | классификация растений | Отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Уметь работать в парах. Знать разнообразие растений, их характерные особенности. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | |
16 | Солнце, растения и мы с вами | Рассмотреть связь солнца, растений и людей; показать роль растений в подражании жизни на земле. | Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Составлять схему дыхания и питания растений. Знать о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле. Уметь вести наблюдения. Уметь описывать объекты, сравнивать их | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | ||
17 | Размножение и развитие растений | Расширять знания о жизни растений; дать представление о размножении и развитии растений из семян. | Размножение и развитие растений | Распознавать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. Знать особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление о размножении и развитии растений из семян. Уметь вести наблюдения. Уметь описывать объекты, сравнивать их. Уметь работать с учебным текстом. | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы - осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей |
18 | Охрана растений | Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека; рассмотреть основные экологические правила. | Объяснять , почему многие растения становятся редкими. Применять основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. Уметь классифицировать, обобщать. Знать в каких условиях благоприятно прорастание семян, уметь бережно относиться к растениям. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | ||
19 | Разнообразие животных | Ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками; | Классификация животных по групповым признакам | Познакомиться с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам. Распознавать классификацию животных и их групповые признаки. Относить животное к определённой группе. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | |
20 | Кто что ест | Ознакомить с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. | цепи питания. | Применять классификацию животных по типу пищи. Составлять цепи питания. Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Уметь работать с дополнительной литературой. Уметь делиться личным опытом. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | |
21 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | Применять классификацию животных по типу пищи. Составлять цепи питания. Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Уметь работать с дополнительной литературой. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | ||
22 | Размножение и развитие животных | Ознакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. | способы размножения животных. | Познакомиться с размножением и развитием животных, уметь сравнивать. Уметь слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы - осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей |
23 | Охрана животных | Ознакомить с животными, которые занесены в красную книгу; рассмотреть экологические правила. | Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди. Знать, какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | ||
24 | В царстве грибов | Ознакомить с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота. | съедобные и несъедобные грибы | Распознавать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Выполнять правила сбора грибов. Знать особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать с правила сбора грибов. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | |
25 | Великий круговорот жизни | Ознакомить с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота. | Познакомиться с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, знать движение энергии в круговороте веществ в природе. Уметь рассуждать, делать выводы. Распознавать основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | ||
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа | контроль знаний по разделу «Эта удивительная природа» | Обобщить знания детей по разделу «Эта удивительная природа». Закрепить правила поведения в природе. | формирование образа Я тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей | ||
Мы и наше здоровье | ||||||
27 | Организм человека | Ознакомить с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму. | систем органов человека | Иметь представление: внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека. знать о взаимосогласованности и ритмичности в работе всех органов человека. | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить -характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья -отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире |
28 | Органы чувств | Ознакомить с органами чувств; их значение для человека. | органы чувств | Знать основные органы чувств, правила гиены органов чувств. | конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
29 | Надежная защита организма | Ознакомить с «кожей», ее функции. | кожа как покровный орган | Иметь представление о коже как покровном органе; уметь ухаживать за кожей. Уметь наблюдать, работать в парах. Оказывать первую помощь при небольших повреждениях | конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
30 | Опора тела и движение | Ознакомить со строением тела человека; формировать представление о здоровом образе жизни. | опорно-двигательная система | Знать строение и значение опорно-двигательной системы. Показывать основные кости скелета. Применять правила посадки за столом и выполнять их. | конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
31 | Наше питание | Ознакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой; правила правильного питания; | пищеварительная система | Знать о пищеварительной системе человека. Соблюдать правила питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. | конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
32 | Наши проекты: «Школа кулинаров» | Определять наличие питательных веществ в продуктах питания, моделировать строение пищеварительной системы, составлять меню здорового питания | Белки, жиры, углеводы | Объяснять значение понятий «белки», «жиры», «углеводы».Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы | ||
33 | Дыхание и кровообращение | Рассказать об органах дыхания и выделения; научить заботиться о своем здоровье. | дыхательная, выделительная и кровеносная система | Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. Уметь делиться опытом личной жизни. | конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
34 | Умей предупреждать болезни | Характеризовать и формулировать факторы закаливания, составлять памятку по закаливанию, инструкцию по предупреждению инфекционных болезней. | Закаливание, инфекционные болезни, аллергия | Называть способы закаливания организма, приемы предупреждения инфекционных заболеваний | конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
35 | Здоровый образ жизни | Ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, | Закаливание организма | Применять главные правила здорового образа жизни, выполнять их. | конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа | продолжать работу над правилами сохранения и укрепления здоровья | Обобщить знания детей по разделу «Мы и наше здоровье». Закрепить правила сохранения здоровья. | конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | ||
Наша безопасность | ||||||
37 | Огонь, вода и газ | Ознакомить с тем, как выглядит опасность, и причинами ее возникновения | Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. Уметь наблюдать, рассуждать | - умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения - усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. - уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности | |
38 | Чтобы путь был счастливым | научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | ПДД | Выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | ||
39 | Дорожные знаки | Ознакомить с дорожными знаками; вспомнить правила безопасного поведения на догах. | Дорожные знаки | Узнавать основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге. | усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности | |
40 | Наши проекты: «Кто нас защищает» | Находить в источниках информации сведения о вооруженных силах, полиции, службе пожарной безопасности, МЧС. Оформлять материалы в виде стендов, альбомов и т.п. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы | |||
41 | Опасные места | Выявить опасные места для человека; учить предвидеть опасности, избегать их, при необходимости действовать решительно и четко. | Узнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. | усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности | ||
42 | Природа и наша безопасность | На практических примерах показать возможность отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека; | Соблюдать правила безопасности при общении с природой. | |||
43 | Экологическая безопасность | Ознакомить с терминами «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр», «эколог», учить выполнять правила личной экологической безопасности. | «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр», «эколог» | Выполнять правила личной экологической безопасности. | усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности | |
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа | Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность». | ||||
Чему учит экономика | ||||||
45 | Для чего нужна экономика | Ознакомить с новым значением слова «экономика» | экономика | Определять понятие экономика, главную задачу экономики. | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить - знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | Ознакомить с новыми понятиями в экономике | Применять основные составляющие экономики. Уметь работать в заданном темпе. | |||
47 | Полезные ископаемые | Ознакомить со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; учить экономно использовать богатства нашей планеты. | полезные ископаемые | Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | |
48 | Растениеводство | Ознакомить с одной из отраслей с\х – растениеводством; научить различать культурные растения | Культурные и дикорастущие растения | Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения. | понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | |
49 | Животноводство | Ознакомить с особенностями разведения и содержания домашних животных; | Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных. | |||
50 | Какая бывает промышленность | Различать продукцию каждой отрасли промышленности. | понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | |||
51 | Наши проекты: «Экономика родного края» | Собирать информацию об экономике родного города, оформлять и презентовать собранные материалы. | Экономика | Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы | ||
52 | Что такое деньги | Ознакомить с важнейшей отраслью экономики –промышленностью, научить различать продукцию каждой отрасли промышленности; учить сравнивать , обобщать, группировать предметы быта по отраслям промышленности | Деньги промышленность | Определять роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты. | понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | |
53 | Государственный бюджет | Ознакомить с новыми понятиями (бюджет, расходы, доходы, налоги). | бюджет, доходы, налоги, расходы. | Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. | понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | |
54 | Семейный бюджет | Ознакомить с понятием «семейный бюджет». | семейный бюджет | Основы семейного бюджета. | ||
55 | Экономика и экология | Ознакомить с задачами экологии и двумя сторонами экономики | Составлять простейшие экологические прогнозы | понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | ||
56 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» Проверочная работа | обобщить знания по разделу. | Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность». | |||
Путешествие по городам и странам | ||||||
57-59 | Золотое кольцо России | Ознакомить с интересными городами нашей России и некоторыми их достопримечательностями | Золотое кольцо России | Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте. | - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему - конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях - формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, |
60 | Наши проекты: «Музей путешествий» | Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки, готовить сообщение с демонстрацией экспонатов | Экспонаты этикетки | Определять цель проекта, работать с известной информацией, оценивать результаты работы | ||
61 | Наши ближайшие соседи | Ознакомить с государствами – ближайшими соседями России; | граница | распознавать государства – ближайшие соседи России, показывать их на карте. | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, | |
62 | На севере Европы | Ознакомить с северными европейскими государствами. | Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте. | |||
63 | Что такое Бенилюкс | Ознакомить со странами Бенилюкса, экономикой этих стран | страны Бенилюкса | Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте. | ||
64 | В центре Европы | Ознакомить со странами, расположенными в центре Европы; | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, | ||
65 | По Франции и Великобритании | Ознакомить еще с двумя европейскими странами. | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. | |||
66 | На юге Европы | Ознакомить со странами, расположенными на юге Европы: Грецией, Италией | Иметь понятие: страны, расположенные на юге Европы, показывать их на карте. | |||
67 | По знаменитым местам мира | Ознакомить со знаменитыми местами мира | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, | |||
68 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам Проверочная работа | Повторить и обобщить изученное за год. Проверить знания и умения детей. Дать летнее задание. | уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.) разработана на 4 года в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе. "Школа России" ФГОС.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ....
рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС
Рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС...
рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС...
рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС...
Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению во 2 классе ("Школа России", ФГОС)
В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, предметные результаты изучения...