Конспект урока окружающего мира
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему
Урок окружающего мира 4 класс программа под редакцией Плешакова "Лес - природное сообщество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_-_prirodnoe_soobshchestvo.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Овчаренко Л.И.
Тема нашего урока: «Лес – природное сообщество»
Сегодня мы должны будем ответить на вопросы: «К чему ведет нарушения равновесия в природном сообществе – лес». Что такое равновесие в природе?
Д/з ответы детей:
- Орг. момент. Вступление.
Учитель: Вспомните, ребята в какой природной зоне расположен наш родной край.
Ответ детей: Зоне лесов.
Учитель: Давайте послушаем стихотворение которое передает художник образ леса, поэтическую картину.
Стихотворение: (читает ученик) И. Бунин «Листопад»
Учитель: Да, краса и гордость нашего края со всеми их обитателями -это наши русские леса
Знаете ли вы, что ученые называют лес природным сообществом?
Индивидуальное задание на дом одному ученику выписать из словаря толкования слова «сообщество». Ребенок поясняет.
Учитель: Как вы поняли словосочетание «сообщество – лес»?
Ответы детей:
Учитель: Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. Все группы обитателей леса находятся в определенное равновесии нарушений которое мы, люди, вредим лесу и его обитателям, да и себе самим.
Почему? Ответим на этот вопрос в конце урока, после путешествия в лесничество куда я вас приглашаю. А заодно подготовим плакаты к ежегодному тур слету в лесу.
Еще осенью вы разбились на группы, получив задание изучить подробно жизнь и проблемы групп легкого сообщества. В нашем путешествии вы поделитесь с остальными ребятами своими знаниями и будите моими помощниками.
- Основная часть.
Звучит мелодия. Учитель – лесничий.
Картина с изображением смешанного леса.
Несколько отдельных деревьев (береза, ель,
сосна, дуб, осина).
Учитель: Стоя на пороге моего лесничества, прежде чем войти в него, напоминаю, а жизнь мне и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Поэтому прежде всего давайте вспомним как вести себя там.
Помогут нам ребята из 1 группы.
1 группа детей – 3 чел.: Дети рассказывают о том, как вести себя в лесу.
Учитель: Я знаю, что вы приготовили плакаты для ежегодного тур слета в лесу и захватили их с собой сегодня. Давайте проверим смогут ли ребята расшифровать их.
Ответы детей: Дети 1 группа демонстрируют таблички – запреты:
- не ломай ветви деревьев и кустарников;
- не сбивай грибы, да же несъедобные;
- не разоряй птичьи гнезда;
- ходи в лесу по тропинкам, чтобы невытаптать траву и почву и т.д.;
- не повреждай кору деревьев;
- не лови диких животных и не уноси их домой;
- не рви цветы.
Учитель: Молодцы ребята. Как вести себя в лесу вы знаете. Давайте возьмем с собой эти таблички, чтоб в путешествии по лесу развесить их на полянках для людей.
Итак, в путь!
Физмин.: Звучит музыка с пением птиц.
Учитель: Оглядитесь вокруг. Как много удивительного в лесу?
А какие деревья, растут в моем лесу вы узнали?
Ответы детей:
Учитель: Вы знаете, что растения в лесу располагаются ярусами – этажами.
Напомните, как это происходит.
2 группа: Дети рассказывают об «этажах» леса, располагая растения на доске ярусами.
Учитель: В моем лесу очень много разных растений. Правда некоторые из них занесены в красную книгу. Почему?
Ответы детей:
Учитель: Знаете, ли вы растения наших лесов, занесенные в красную книгу?
Викторина: Ребята 2 группы подготовили нам несколько рисунков таких растений назовите.
Дети: Дети 2 группы показывают рисунки растений, а остальные называют их.
На доске появляется заголовок «Охраняемые растения лесов». Рисунки вывешив над заголовком.
Учитель: Наш плакат готов. А почему необходимо знать эти растения?
Ответы детей: Дети говорят о том, что растения – это красота леса, они радуют глаз человека и нужны также насекомым, птицам, зверям.
Учитель: Какую табличку – запрет мы повесим на нашем привале?
Дети выбирают и вывешивают к плакату «Охраняемые растения лесов» нужные запреты.
Учитель: Весь мой лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. Вот и первая нить сообщества – растения дом для животных и корм для них. Именно поэтому нельзя уничтожить лестные растения.
Отправляемся дальше.
Физмин.: Звучит музыка.
Учитель: Первое что мы слышим, входя в лес, это ….
Пение птиц.
Знаете ли вы птиц, которые живут в наших лесах?
3 группа: Дети рассказывают о некоторых птицах леса (2-3 птички).
- Вывесив заголовок «Птицы леса».
3 группа: Остальных птиц попробуйте угадать по описанию (словесному портрету).
В процессе работы вывешивают рисунки с птицами.
Лесник: А знаете ли вы. Как мы, люди, можем навредить птицам?
3 группа: 1) разоряют гнезда;
2) не ловить и не уносить птиц.
Учитель: Зачем же птицы нужны лесу?
3 группа и остальные дети: 1) Пение птиц;
2) уничтожение вредителей насекомых.
Учитель: Какие же таблички – запреты добавим к нашему плакату «Птицы леса»?
Дети: Вывешивают нужные таблички.
Учитель: Отправляемся дальше.
Звучит музыка.
Учитель: А сейчас давайте вспомним еще одну группу из лесного сообщества – зверей. Ведь лес – это дом не только для птиц, но и для зверей.
4 группа: Рассказывают о зверях (2-3 зверей).
Остальных зверей наших лесов поможет отгадать кроссворд.
- детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?
- чьи детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров?
- Самый чистоплотный зверь?
Учитель: Зачем животные лесу?
Ответы детей:
Учитель: Как же человек может позаботиться о лесных зверях?
Ответы детей:
Учитель: Дополните наш плакат табличкой – запретом.
Дети вывешивают табличку.
Учитель: Итак, плакаты наши готовы и нам пора возвращаться назад, в школу.
Физмин.: Звучит музыка.
IV. Заключительная часть урока.
Подведение итогов.
- Скажите еще раз, почему же лес – это природное сообщество?
- Какое значение имеет лес для человека?
- Какой же вред могут понести люди, нарушая равновесие в лесу?
Чтение стихотворения учителем.
1 ученик:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
2 ученик:
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
3 ученик:
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно
И должно быть сердце. Сердце человечье!
4 ученик:
Люди - человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
5 ученик:
Лес не только для нашей забавы
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
6 ученик:
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
7 ученик:
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать не сочтешь,
Сердце любо, коль знаешь, что за
Год в сосняке разрослась молодежь.
Мы с вами должны бережно относится к природе своего края, сохраняя ее необыкновенную красоту не только для себя, но и для тех, кто будет жить в будущем.
Учитель: А почему в конце урока я приготовила для вас это стихотворение.
V. Тестирование по итогам урока, дом. Задание.
Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастие надарить –
в моей все это власти! –
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и заката, иву над рекой…
И, наконец, солнцем пропаленный, рыжеватый
хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, мое ученье
не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам - мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожить (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
и машин новейших - не создашь.
Мы с тобой дорогою одной
катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
как не можешь быть и вне меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...