Моральный долг
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 Разработка урока  по предмету ОРКСЭ. Тема  "Моральный долг". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse_eskovoy_n.v.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по  ОРКСЭ

Моральный долг

Еськова Н.В.

учительница начальных классов

ГБОУ СОШ №1245 ЮАО г. Москвы

Москва 2013

  1. Цели урока:
  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: углубление знаний о добродетели,  повторение ранее изученных понятий таких как мораль, долг, нравственность. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни.
  2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: наблюдение над лексическим значением слов, развитие аналитико-синтетичских процессов на примерах литературных произведений и чтения текста учебника,  учить сравнению, выделению главного, развивать творческое воображение, применение своих знаний в новой ситуации (люди, выполняющие моральный долг – волонтёры).
  3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: нравственное на примерах моральных и аморальных поступков, эстетическое, , трудовое воспитание, любовь к изучению предмета. Воспитывать самостоятельность самого учебного процесса. Воспитывать неприятие плохих поступков, показать на примерах, что выполняя моральные правила люди находятся  в безопасности.

  1. ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска с презентацией и тестами по уроку, ТСО, учебники, рабочие тетради, тетради для записи, языковый материал писателей и поэтов,  дополнительный материал о волонтёрах,  словари русского языка.

ХОД УРОКА

       АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).

Составление анаграмм слов, с которыми дети познакомились на предыдущих уроках.

Слайд №1.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ

Поиск информации. Работа в группах. Найди в словарях значение слова:

1-я  группа – долг

2-я группа – мораль

Придумать предложения с данными словами.

Переход к новой теме: определение смысла слов «Моральный долг».

Дети выдвигают гипотезы по определению словосочетания, приводят свои примеры, опираясь на иллюстрации художественных произведений.

Рассматривают икону Святителя Филиппа, митрополита московского. Заслушивают рассказ о подвиге Святителя.

Повторение ранее изученной песни «На безымянной высоте».Обсуждение песни  в плане изучаемой темы.

Учащиеся читают текст учебника. Анализируют текст по вопросам:

Чем понятие моральный долг отличается от понятия долг?

Какими словами можно заменить слова моральный долг? (Обязанности)

Какие обязанности у людей?

Работа с таблицей . Слайд № 11.

 

  2.       ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ: Чтение текстов по    группам, обсуждение моральных качеств героев, подчеркнуть слова и выражения, относящиеся к теме.

Работа в группах.

Чтение произведения «Прыжок» и «Котёнок»  Л.Н. Толстого. Обсуждение поступков героев произведений.

     1 группа. Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

 Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

— Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

- В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

- КОНЕЦ –

2-я группа. "Котёнок". Лев Толстой.

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

- Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

- Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

"Назад, назад!" - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

 Обсуждение рассказов.

Что общего в рассказах и чем они отличаются?

«Прыжок» (Ответственность за сына, страх  за его жизнь, принятие рискованного , но правильного решения, безответственное поведение мальчика. Но в дальнейшем мальчик, будем надеяться, сделает выводы.)

«Котёнок» Ответственность за животных, мальчик победил страх, чтобы спасти маленького котёнка, сделал вывод, что котенка не надо брать в опасные для него места.

Составление рассказа по картине «Опять двойка». Работа в группах .Дети составляют рассказ по предложенному плану:

  1. Кто изображен на картине на переднем плане?
  2. Кто этот мальчик, откуда он пришёл?
  3. Почему он огорчён? Как отнеслись к его приходу близкие?
  4. Что они чувствуют, почему?
  5. Что вы можете рассказать об этой семье?
  6. Что хотел сказать художник своим произведением?

Заслушивание рассказов. Обсуждение.

Работа с пословицами . Игра «Составь пословицу». Объяснение смысла  пословиц.

Поиск новой информации о волонтёрах.

Наблюдение над деятельностью волонтёров.

Как эти фотографии связаны с темой урока? Кто такие волонтёры?

По желанию дети рассказывают о деятельности волонтёров.

Чтение стихотворения Я.Акима.

Как это стихотворение связано с темой урока?

Работа со стихотворением Я. Акима «Люблю». Почему девочке  нравится мыть посуду? (Она понимает, что это надо, что надо помочь маме, что она выполняет свой долг, а чтобы было веселей она  поднимает себе настроение хорошими стихами).

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Выполнить задание на стр. 27 учебника.
  2. ИТОГ УРОКА: обобщает то, что узнали нового, интересного. Что вы расскажете родителям? Какой момент вам больше всего запомнился на уроке.
  3. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ: оцениваются знания учащихся с комментированием. Выставляются отметки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОРКСЭ "Моральный долг"

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему   "Моральный долг" составлена совместно с моим сыном для выступления на уроке....

Моральный долг.

Моральный долг....

Урок по светской этике 4 класс "Моральный долг"

Презентация к уроку  "Моральный долг" по новому модулю "Светская этика" для 4 класса. Содержание урока дополнено хужожественными произведениями....

Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"

Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс...

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Моральный долг

Моральный долгСоздание условий для формирования у  учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях....

ОРКСЭ (Основы светской этики). Технологическая карта урока по теме "Моральный долг"

Углубление знаний о добродетели, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни. Развитие аналитико-синтетических процессов на пример...

Урок ОРКСЭ по теме: "Моральный долг"

На уроке пользуемся "Письмами о доброте" Д.С. Лихачёва. В основе морального долга, по мнению Дмитрия Сергеевича, забота о ближних! Важно учить детей заботиться друг о друге!...