200 лет Бородинскому сражению
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме

Цыплякова Людмила Ивановна

Материал знакомит учащихся с историческим событием 1812 года - Бородинским сражением. Интерактивная игра по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино" позволяет показать взаимосвязь литературы, истори, изобразительного искусства, воспитать в растущем человеке любовь к Родине, народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1812_god.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного занятия: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

Цель:

1. Познакомить учащихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 г.

2. Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, показать, какие художественные средства использовал поэт для художественного изображения исторического события.

3. Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства.

4. Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.

Оборудование:

1. Компьютер, видеопроектор, диск.

2. Карта.

3. Портреты участников Отечественной войны и Бородинского сражения.

4. Портрет Лермонтова М.Ю.

5. Муз. оформление. Хор из оперы М. Глинки "Иван Сусанин", песня лейб-гвардии Преображенского полка, марш «Бородино», марш «Багратион»

Структура занятия:

I часть.

1 Вступление. Разминка (блиц-опрос)

2. Историческая справка о Бородинском сражении, отечественной войне 1812 года.

II часть.

1. Стихотворение М.И.Лермонтова  "Бородино".

Анализ литературного текста.  Анализ исторического сражения.

III часть

1. Герои Отечественной войны 1812 года.

2. Закончи фразу.

3. Расширение словарного запаса.

Физкультминутка.

IV часть

1. Война 1812 года в литературе, искусстве, архитектуре, кулинарии.

V. Итог.

Ход внеклассного занятия.

I часть

Хор из оперы М. Глинки "Иван Сусанин"

Ведущий: Сегодня мы вспомним героические дни войны 1812 года,  когда весь русский народ поднялся на борьбу против захватчиков. (Слайд)

Разминка между участниками или командами.

  1. Дата 1812 г вошла в историю нашего государства под названием:
  1. Великая Отечественная война
  2. Народная война
  3. Отечественная война

Справка. 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на нашу Родину. Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. (Слайд). На рассвете 12 июня, французы вступили в пределы Российской империи. На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ. Началась Отечественная война. Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну.

  1. Главнокомандующий французской армии:
  1. Наполеон Бонапарт
  2. Адольф Гитлер
  3. Карл XII

  1. Главнокомандующий русской армии:
  1. Александр Невский
  2. М.Б.Барклай де Толли
  3. М.Голенищев-Кутузов

Историческая справка. Главнокомандующим русской армии в этот грозный час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Российский император Александр Г завидовал его популярности. Даже через 1,5 столетий переполняешься любовью и гордостью, благодарностью к этому замечательному военному деятелю - М.И. Кутузову. Нелегкая жизнь досталась Кутузову. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет. Много всего позади. Не счесть боев и походов. Трижды Кутузов был тяжело ранен. Дважды в голову, раз в щеку. В одном сражении Кутузову выбило правый глаз. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного.

      4. Бородинское сражение было названо:

  1. «Битва гигантов»
  2. «Битва титанов»
  3. «Битва великанов»

Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал только русских. «Из 50 данных мною сражений, - говорил Наполеон, - это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов». Наполеон называл это сражение «битвой гигантов».

II часть

Ведущий: Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России. Но совсем не сразу русские пришли к славной победе. “Недаром помнит вся Россия про день Бородина” Помните, откуда эти строки? Правильно, из стихотворения Михаила Лермонтова “Бородино”.

Команды (раздать детям строфы из стихотворения, прозу) получают задание рассказать о ходе Бородинского сражения или привести соответствующие фрагменты стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

  1. Учитель. Опытный полководец М.И.Кутузов, ученик Суворова хорошо понимал, чтобы   сохранить силы,  Россия была вынуждена пока отступать. Но 108 верстах от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Был сентябрь 1812г.

Ученик:       "Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали... "

  1. Видя, что русское войско сгорало желанием сразиться, он решил здесь вступить в бой с французами.

Ученик:       "И вот нашли большое поле.

Есть разгуляться где на воле!..."

  1. Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. Наступил вечер. Тихо было в русском лагере.

"Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус..."

  1. И в душе каждый готовился к великому бою.

Ученик       "Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою!... "

(Звучит  марш «Бородино»)

  1. Во французском лагере было всё не так: оттуда доносились шум и ликование, предвкушая вкус победы. Всю ночь они веселились и пировали, уверенные в собственной победе.

Ученик: «И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз»

  1. Учитель:             "И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось..."

Ученик: Это было начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...

  1. Учитель:  

«Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел...

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой.,.»

В этом сражении лучший генерал русской армии - Багратион держал левый фланг. Здесь были построены земляные укрепления (редуты), Багратионовы флеши, на которые обрушился главный удар наполеоновской армии.

  1. Учитель: «Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...»

Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, русские воины продолжали сражаться в рукопашную.

  1. Учитель:

"И молвил он, сверкнув очами:

Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали..."

В этом бою генерал  Багратион был смертельно ранен. Это вызвало замешательство в рядах русских воинов. Но вскоре из-за дыма, гари и копоти поднялась огромная фигура. Это был генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо Багратиона. Дохтуров обратился к солдатам с приказом: "За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад"

  1. Учитель:

«Вот смерклось. Были все готовы

 Заутра бой затеять новый

 И до конца стоять...

 Вот затрещали барабаны -

 И отступили бусурманы.

 Тогда считать мы стали раны,

 Товарищей считать.»

Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не видали такого большого количества убитых. Мрачный, молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Не смолкали вопли раненых, однако Наполеон редко слышал русскую речь.

  1. Учитель:

«Кто одержал победу в этом сражении?»

Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Россия и Франция продемонстрировали свои силы всей Европе. Враги дрались с диким остервенением - они стремились в Москву.

Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивительным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.

Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.

Физкультминутка

Перефразируя слова великого полководца А.Суворов Служба службой, а отдых по расписанию», предлагаем вам отдохнуть.

Песня «Солдатская песня»

III.

  1. Герои Отечественной войны 1812 года. (Слайды)

Всмотритесь в эти лица – они просты и величественны. Скромны и исполнены внутреннего благородства. Они светятся истинной любовью к Родине и сознанием исполненного долга.

В галерее героев Отечественной войны много портретов. Назовем лишь несколько имен, которыми по праву гордится Россия.

Историческая справка.

М.И.Кутузов.

П.Багратион- («Багратион — лучший генерал русской армии», — говорил Наполеон.Солдаты называли его: Бог-рати-он)

Денис Давыдов-руководитель партизанского движения

Надежда Дурова.

Участница войны 1812 года Надежда Дурова вызывала у современников удивление и восхищение. Происходя из военной семьи, она с детства научилась великолепно владеть не только конем, но и оружием. Переодевшись в мундир, она несколько лет служила на военной службе в качестве офицера.

  1. Игра «Закончи исторические фразы». (Детям раздать карточки)

Приехал  … бить   …. (народная поговорка)

С потерей  еще не потеряна . Но коль уничтожится армия, погибнет и  и . (м.И.Кутузов)

«Если я возьму Киев, я возьму Россию за ..; если я овладею Петербургом, я возьму её за …; заняв Москву, я поражу её в » (Бонапарт Наполеон)

(Кутузов, французы, Москва, Россия, ноги, голова, сердце)

Ответы:

Приехал Кутузов бить французов.

С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия.

«Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце»

  1. Словарь

Какое новое слово появилось в русском языке во время войны 1812 года?

  1. Бедняга
  2. Попрошайка
  3. Шаромыга

Ведущий.  Зима 1812 года выдалась в России особенно морозной, со снегопадами и лютыми ветрами. Едва передвигая ноги, бывшая Великая французская армия видела теперь свое единственное спасение в бегстве.  Отступающие французские солдаты стучались в дома русских, прося о помощи, пощаде: «cher ami» (любезный друг). Их стали называть шаромыгами (шаромыжник)

Шаромыжник (ловкач, жулик, любит поживиться за чужой счёт)

iV. Память народа о Бородинском сражении

 Слайды.

  1. Произведения искусства, памятники, архитектурные сооружения, посвященные событиям 1812 г.
  1. Серия картин В.В. Верещагина, посвященная войне 1812 г. Среди них: «Наполеон на Бородинских высотах», «Перед Москвой, в ожидании депутации бояр (Наполеон на Поклонной горе)» и др.
  2. Музей-панорама «Бородинская битва»
  3. Триумфальная арка в Москве
  4. Храм Христа Спасителя
  5. В Подольске: Троицкий собор, памятник солдатам Милорадовича, посёлок Кутузово, улицы: Давыдова, Барклай де Толли, Тарутинский проезд, колонна Архангела Михаила
  1. Бородинский хлеб (легенда)

Старинный дворянский род Тучковых славно послужил Отечеству. Александр Алексеевич, Николай Алексеевич, Павел Алексеевич, Сергей Алексеевич – все братья воевали с Наполеоном и проявили себя с лучшей стороны.

Александр Алексеевич Тучков. На Бородинском поле с полковым знаменем в руках бросился вперед и был смертельно ранен в грудь картечной пулей. Его не смогли вынести с поля боя, буквально вспаханного артиллерийскими снарядами.

У Александра Алексеевича была прелестная и горячо любимая им жена – Маргарита Михайловна. 1 сентября она получила известие о гибели мужа Бородинском сражении. Маргарита Михайловна отправилась на поле сражения, надеясь найти останки мужа, но этого сделать не удалось.

В 1818 году на месте гибели Тучкова, указанном одним солдатом, был заложен Храм Спаса Нерукотворного. Средства на храм пожертвовала вдова молодого генерала. Император Александр I добавил 10 тысяч рублей. Это был первый памятник, сооруженный в память воинов, “убиенных на поле брани”.

В память о своем муже создала рецепт этого хлеба и назвала его в честь битвы. Конечно, это всего лишь вымысел. Долгое время Бородинский хлеб использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году.

(Почтить память павших в войне 1812 года)

Марш лейб-гвардии Преображенского полка или марш «Багратион».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"К 200-летию Бородинского сражения"

Конкурсная работа к 200-летию Бородинского сражения. Презентацию "К 200-летию Бородинского сражения" можно использовать на классном часе, она составлена доступным языком для учащихся начальной школы....

Бородинское сражение в полотнах художников

Видеоролик "Бородинское сражение в полотнах художников"  можно использовать на уроках истории, ИЗО. МХК  как в начальной школе, так и в среднем звене....

Урок технологии «Проект коллективного создания фрагмента панорамы «Бородинское сражение»

Сценарий урока технологии предназначен для 4 класса. Тема "Проект коллективного создания фрагмента панорамы "Бородинское сражение".Задачи:1. Сформировать представления о войне 1812 года, о Бородинском...

"Кто одержал победу в Бородинском сражении?"

Данная статья может быть использована на уроках окружающего мира, истории как дополнительный материал  во внеклассных мероприятиях....

Сравнение исторической справки по Бородинскому сражению и текста стихотворения М.Лермонтова «Бородино» (Исследовательская работа.)

Учащиеся  мало информированы о том, какое значение имеет Отечественная война 1812 года для России и какое сражение считается главным в этой войне.Выполняяя данную работу учащиеся класса приходят ...

Классный час в начальной школе, посвященный 200-летию Бородинского сражения

Цель:создание условий для патриотического воспитания обучающихся.Задачи:1. Познакомить с основными этапами Отечественной войны 1812 года, Бородинским сражением, как одной из ярких битв этой войн...

Классный час посвященный 200-летию Бородинского сражения

А Д М И Н И С Т Р А Ц И Ягородского округа Химки Московской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВ...