Викторина "Чудесный город"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Автор: Курочкина Зоя Владиславовна, учитель начальных классов ГБОУ лицей №533 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга.
В ходе участия в викторине учащиеся отправляются в путешествие по городу Санкт-Петербургу, знакомятся с ним поближе, а также проверяют и расширяют свои знания о Петербурге в произведениях детских писателей, о памятниках и символах Петербурга.
Викторина может быть использована при изучении темы "Где мы живём" по окружающему миру во 2 классе ( УМК "Школа России") в рамках проекта "Родной город ( село)", а также в ходе воспитательной работы классного руководителя.
Это мероприятие позволяет развивать познавательный интерес у учащихся, способствует формированию сотрудничества в коллективе, воспитанию истинного петербуржца, развитию творческих способностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Викторина о Санкт-Петербурге134 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий викторины:

  1. Команды собираются  в кабинете, где учащихся знакомят с правилами игры;
  2. Каждая команда представляет себя (название);
  3. Фильм на 1 минуту 38 секунд о постройке Петропавловской крепости в 1703 году;
  4. Конкурс загадок о городе;
  5. Проведение викторины «Чудесный город»;
  6. Конкурс чтецов;
  7. Демонстрация рисунков «Мой любимый уголок Санкт-Петербурга»;
  8. Презентация – песня «Санкт – Петербург» ( 03:57 минут), во время которой происходит подведение итогов – жюри выставляет итоговые баллы в протокол викторины, а команды заполняют анкеты;
  9. Вручение грамот и медалей за 1,2,3 места;
  10. Домашнее задание: какие книги о городе можно прочитать в читальном зале библиотеки школы.

«Викторина называется «Чудесный город», так как город, в котором вы живёте, и в самом деле полон чудес…

 Мы отправимся в путешествие по родному городу и познакомимся с ним поближе, а также проверим ваши знания :

  1. о Петербурге в литературе;
  2. о памятниках великим петербуржцам;
  3. символах, отличающих наш город от других городов и некоторые другие.

Пусть будет радостною встреча,

В таком знакомстве – дружбы суть,

Мы начинаем путешествие,

Как говорится, в добрый путь!

Но сначала мы посмотрим фильм о том, с чего всё начиналось в начале 18 века?

Включить на экране фильм о закладке Петропавловской крепости (01:38 минут) – на первом слайде.

Фильм

«Шёл третий год изнурительной северной войны. Россия стремилась возвратить себе утраченный почти столетие назад выход к Балтийскому морю.

Весной 1703 года русские войска вышли к устью Невы и осадили шведскую крепость Ниеншанц.

Крепость ещё сопротивлялась, а русский царь Пётр первый уже отправился на шлюпках с двумя ротами солдат вниз по течению Невы к морю осматривать острова невской дельты.

Внимание Петра привлёк небольшой островок Енисаари, который русские называли «Заячий».

В свои 30 лет Пётр успел побывать во многих европейских странах, где познакомился с устройством крепостей, оборонительные сооружения которых были намного совершенней существовавших в то время в России.

У Петра возник план постройки на Заячьем острове подобной крепости, учитывающей все новейшие достижения фортификационной науки.

Закладка крепости

Крепость по замыслу царя должна была стать ядром цветущего города с каменными домами европейской архитектуры, судостроительными верфями, портом и множеством приходящих к нему кораблей.

16 мая 1703 года в торжественной обстановке, в присутствии генералитета и духовенства произошла закладка крепости, вскоре получившей название Санкт-Петербург.

Остановить просмотр фильма, на первом  слайде  - вывести на экран название викторины «Чудесный город».

Прежде чем вы начнётё отвечать на вопросы викторины, вспомним, какие вы знаете загадки о городе?

Участники игры из разных команд рассказывают, какие загадки они знают.

А теперь начинаем игру!

Включить показ слайдов и вывести на экран темы викторины (второй слайд):

  1. Мир города
  2. Визитная карточка города
  3. Памятники Петербурга
  4. Богатства города
  5. Петербург в литературе

«Все вопросы викторины соответствуют 10,20,30,40 или 50 баллам. Вопросы на 10 баллов самые лёгкие, вопросы на 50 баллов – самые трудные. Если команда, выбравшая вопрос, отвечает на него правильно, она зарабатывает соответствующее количество баллов. Если команда отвечает неправильно, возможность ответить переходит к остальным командам.»

Жюри вносит полученные командами баллы в протокол игры.

Итак, начинаем:

Слайды темы «Мир города»

Слайд 3:

Первые города на Руси появились очень давно, более тысячи лет назад.

Что означало само название «город»?

Слайд 4:

«Огороженное место»

Укрепления сначала были деревянными, затем их заменили на каменные.

Слайд 5:

Отгадайте загадку:

В начале Невского стоит,

Прекрасно здание на вид.

Колонны, статуи и шпиль,

И только в вышине

Горит кораблик золотой

Весь в солнечном огне.

Слайд 6:

Адмиралтейство

Слайд 7:

Определите, что изображено на фотографии:

Слайд 8:

Петропавловская крепость

Слайд 9:

Назовите, сколько островов в Петербурге? Какой остров был собственностью первого императора России ( в его названии присутствует имя этого императора)?

Слайд 10:

Санкт - Петербург расположен на 42 островах.

Петровский остров.

Слайд 11:

Назовите все станции метрополитена, расположенные в Кировском районе Санкт – Петербурга.

Слайд 12:

Нарвская, Кировский завод, Автово, Ленинский проспект, Проспект Ветеранов.

Слайды темы «Визитная карточка города»

Слайд 13:

Назовите день рождения нашего города (число, месяц, год).

Посчитайте, сколько лет нашему городу?

Слайд 14:

День рождения города – 27 мая 1703 года.

Возраст города – 306 лет.

Слайд 15:

Почему наш город носит название Санкт – Петербурга? Кто его основал?

Слайд 16:

Санкт – Петербург основал Пётр первый и назвал его в честь своего покровителя – святого («санкт» - «святой») апостола Петра.

Слайд 17:

Когда мы отмечаем день Устава Санкт – Петербурга (месяц, число)?

Слайд 18:

15 января

Слайд 19:

Знаете ли вы, какой герб у нашего города? Объясните, что на нём изображено и почему?

Слайд 20:

На щите красного цвета изображены скипетр, как символ царского престола, а также морской и речной якоря, так как город расположен на Неве и имеет выход к морю.

Слайд 21:

Знаете ли вы, как менялось имя нашего города? Сколько раз и в какие года это происходило?

Слайд 22:

С 1703 года город носил имя Санкт – Петербург. В 1914 году город

Переименовали в Петроград, а в 1924 году городу дали новое имя – Ленинград.

А в 1991 году городу вернули имя Санкт – Петербург.

Слайды темы «Памятники Петербурга»

Слайд 23:

Назовите памятник, расположенный на Марсовом поле?

Слайд 24:

Памятник Борцам революции; 1919 г., архитектор Л. Руднев.

Слайд 25:

Как называется памятник Петру первому, расположенный на Адмиралтейской набережной?

Слайд 26:

Царь – плотник.

Слайд 27:

Где находится памятник А.В.Суворову?

Слайд 28:

На Суворовской площади.

Слайд 29:

Назовите, в честь какого полководца и где установлен этот памятник?

Слайд 30:

В честь М.И.Кутузова; установлен на Казанской площади (1837), скульптор Б.Орловский.

Слайд 31:

Назовите пять очень важных деталей, описывающих памятник Петру первому «Медный всадник»?

Слайд 32:

  1. Лавровый венок на голове Петра первого;
  2. Змея, олицетворяющая врага, которую топчет конь;
  3. Надпись: «Петру первому Екатерина вторая»;
  4. Скала напоминает гигантскую волну;
  5. Правая рука Петра простёрта вперёд к невским просторам.

Слайды темы «Богатства города»

Слайд 33:

Где находится Александровская колонна ( 1834 г.), архитектор О.Монферран?

Слайд 34:

На Дворцовой площади.

Слайд 35:

Как называется площадь, на которой расположен памятник Екатерине второй?

Слайд 36:

Площадь Островского.

Слайд 37:

Назовите набережную, рядом с которой находится крейсер «Аврора»?

Слайд 38:

Петроградская набережная.

Крейсер «Аврора» спущен на воду в 1900 году на верфи «Новое Адмиралтейство».

Слайд 39:

Назовите крупнейшее хранилище живописи в Санкт – Петербурге.

Слайд 40:

Русский музей.

Слайд 41:

Назовите имя и фамилию архитектора, задумавшего и осуществившего постройку Зимнего дворца?

Слайд 42:

Франческо Бартоломео Растрелли.

Слайды темы «Петербург в литературе»

Слайд 43:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он,

_______?_______ _______?______.

А) назовите автора;

Б) вставьте пропущенные слова.

Слайд 44:

А) автор – С.Я.Маршак;

Б) пропущенные слова – «ленинградский почтальон».

Слайд 45:

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

Я к _____?_____  саду,

Перепрыгнул чрез ограду…

А) назовите автора;

Б) вставьте пропущенное слово.

Слайд 46:

А) автор – К.И.Чуковский;

Б) пропущенное слово – Таврическому.

Слайд 47:

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую спешит

Дав ночи полчаса.

А) назовите автора;

Б) о каком петербургском явлении идёт речь?

Слайд 48:

А) автор – А.С.Пушкин;

Б) петербургское явление – белые ночи.

Слайд 49:

И, озарён луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несётся _____?_____ _____?_____

На звонко-скачущем коне.

А) назовите автора;

Б) вставьте пропущенные слова.

     Слайд 50:

А) автор – А.С.Пушкин;

Б) пропущенные слова – «всадник медный».

Слайд 51:

А там ещё живёт петровский век,

В углу между Фонтанкой и Невою.

Всё то, чего коснётся человек,

Озарено его душой живою.

А) назовите автора;

Б) о каком сооружении идёт речь?

Слайд 52:

А) автор – С.Я.Маршак;

Б) сооружение – Летний дворец.

Слайд 53:

Песня «Санкт – Петербург» (03:57)

«Ребята, какие вы знаете стихотворения о нашем городе

Участники викторины из разных команд рассказывают стихотворения А.С.Пушкина, В.Рождественского, И.Бунина.

«Уважаемые члены жюри, на ваш суд представляем рисунки ребят на тему «Любимый уголок  Санкт – Петербурга», за которые вы можете присуждать дополнительные баллы».

А теперь пора подвести итог в нашей сегодняшней игре…

Включить песню «Санкт – Петербург» (нажать на тему «Мир города») с просмотром слайдов (03:57), во время которой участники игры из каждой команды заполняют предложенную анкету, а члены жюри подсчитывают итоговые баллы и заполняют протокол игры (1,2,3 места).

Песня «Санкт – Петербург»

  1. Город проснулся с утра,

Полупрозрачный и светлый,

Тысячи просек Петра,

Вымыты ливнем и ветром.

Встали на место мосты,

Вспыхнули острые шпили,

И закружили, и закружили

Город петровской мечты.

Припев:

Санкт – Петербург –

Гордая белая птица,

Санкт – Петербург –

Бронзовый царь и царица,

Санкт – Петербург –

Славы российской столица.

Это частица, сердца частица –

Город наш Санкт – Петербург.

  1. Между людей и машин,

Меж островов и каналов,

Мы всё куда – то спешим,

Между великим и малым.

Любим мы здесь и грешим,

Верим и рвёмся к спасенью,

От поколения к поколению,

В городе нашей души.

Припев

  1. Любим мы здесь и грешим,

Верим и рвёмся к спасению,

От поколения к поколению

В городе нашей души.

Припев  ( 2 раза)

  1. Это частица, сердца частица -

Город наш Санкт – Петербург.  ( 3 раза)

Остановить показ слайдов; жюри оглашает результаты игры – награждение команд грамотами и медалями.

«Вот и закончилась игра, подходит к концу наша сегодняшняя встреча. В дальнейшем изучении родного города Вам помогут следующие книги…»

(рассказать о книгах на стеллаже –их можно найти в читальном зале библиотеки).

Спасибо членам жюри за помощь в проведении игры.

Желаем дальнейших успехов!

        

Анкета

для участников игры-викторины

«Чудесный город»

Уважаемые участники игры, оцените проведённую игру по 5-ти бальной системе, ответив на вопросы:

  1. Организация игры _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Уровень сложности заданий ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Наиболее понравившаяся тема

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Комфортность (доброжелательная обстановка, интерес и др.) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Ваши пожелания ( что бы вы посоветовали изменить ) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для воспитателя группы

Сводный протокол игры – викторины «Чудесный город»

Названия команд

Баллы за ответы на вопросы

викторины

Стихи

Загадки

Рисунки

Итоговые

баллы

Место



  Корабелы




Сфинксы





Атланты





Знатоки



КОРАБЕЛЫ

СФИНКСЫ

АТЛАНТЫ

ЗНАТОКИ

ЛЮБИМЫЙ

УГОЛОК

САНКТ –

ПЕТЕРБУРГА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История города 4 класс игра "Чудесный город""

Викторина может быть использована в обобщающем уроке по истори Санкт-Петербурга....

« Город чудный, город древний….»

Конспект внеклассного мероприятия по истории Москвы./3 класс/...

Урок изобразительного искусства. Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость.

Цель:Создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа  древнего русского города с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами.Задачи:   Обра...

Урок по теме: "Город чудный, город древний"

Учащиеся познакомятся с историей возникновения города, с достопримечательностями Кремля. Урок сопровождается презентацией. Вводятся элементы практики работы на компьютере....

Белгород! Наш областной город. Город первого салюта. Город богатый достопримечательностями.

23 октября мы, обучающиеся 4 «А» и 4 «Д» классов МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов» с классными руководителями Романенко В.М. И Базаровой Т.И. посетили по...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня горожане слушали из репродукторов «…немецкие войска вероломно, без объявления войны, нарушили государственную границу...

Классный час ко Дню воинской славы России 2 февраля 1943 года – день разгрома немецких войск под Сталинградом. «Город жил… Город сражался… Город победил…» .

Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. И тут преувеличения нет. Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в которо...