Открытый урок по краеведению.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Довбня Светлана Владимировна

                   

    В современной школе важное место занимают уроки изучения родного края. Необходимо знакомить детей с особенностями природы своего округа, области, города. Для знакомства детей с особенностями родного края проводятся беседы на уроках ознакомления с окружающим миром. В нашей школе проводятся декады по краеведению (конкурсы рисунков, стихотворений, викторины «Знай и люби свой край!», конкурсы плакатов, ребусов). Нужно с детства прививать детям любовь к родному краю, уважение к окружающим, бережное отношение к природе. Дети должны знать историю своего округа, города. Знать людей, которые внесли свой вклад в развитие округа, города. Современный ребёнок часто не замечает происходящего вокруг, не умеет наблюдать, делать выводы, исследовать. Роль школы вызвать у ребёнка интерес к познанию.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._kraevedenie._krasnaya_kniga.doc798.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное автономное образовательное учреждение

                        «Средняя общеобразовательная школа № 8

                      с углубленным изучением отдельных предметов»

Открытый урок по предмету «Ознакомление с окружающим миром».

Тема: Краеведение «Охрана животных».

Номинация «Экология Югры».

Довбня Светлана Владимировна, учитель начальных классов

Аннотация.

    В современной школе важное место занимают уроки изучения родного края. Необходимо знакомить детей с особенностями природы своего округа, области, города. Для знакомства детей с особенностями родного края проводятся беседы на уроках ознакомления с окружающим миром. В нашей школе проводятся декады по краеведению (конкурсы рисунков, стихотворений, викторины «Знай и люби свой край!», конкурсы плакатов, ребусов). Нужно с детства прививать детям любовь к родному краю, уважение к окружающим, бережное отношение к природе. Дети должны знать историю своего округа, города. Знать людей, которые внесли свой вклад в развитие округа, города. Современный ребёнок часто не замечает происходящего вокруг, не умеет наблюдать, делать выводы, исследовать. Роль школы вызвать у ребёнка интерес к познанию.

             Пояснительная записка.

   Цель урока:  Познакомить детей с Красной книгой.

   Задачи:

- расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашем округе и находящихся под охраной;

- расширить знания детей о заповедниках нашего округа;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

- Красная книга ХМАО; Красная книга.

- рисунки, фотографии животных, о которых идёт речь на уроке;

- знаки – правила друзей природы.

Урок проводится в четвёртом классе.    (возраст детей 10 – 11 лет)

На уроках по краеведению необходимо использовать наглядность (карта, таблицы, картинки, фотографии, полезные ископаемые, гербарии).

Используются различные  методы:  словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые, дедуктивные, самостоятельная работа.

Формы: игра, путешествие, конкурсы, викторины, коллективная работа, исследование.

                                                     Ход урока.

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке вы узнаете о необычной книге. Мы составим устный журнал. Ребята нашего класса будут корреспондентами нашего журнала.

II. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.

На доске картинки. По первым буквам узнайте и прочитайте тему урока.

          ы           

Оса    Хомяк   Рысь   Аист   Носорог   Акула

Жук   Иволга  Выдра   Олень   Тигр   Налим   Ы   Хамелеон

(на доске открывается надпись)

             Охрана животных.

 III. Изучение нового материала.

- Раньше животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.

- Для того, чтобы остановить это, люди создали необычную книгу. Цвет переплёта у этой книги красный.

- Где вы встречаетесь с красным светом?   (Светофор горит красным светом)

(на доске появляется красный круг)

- Что показывает красный сигнал у светофора?  (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения)

- Правильно, красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». Вот и Красная книга предупреждает об опасности. Но о какой?

           1 страница нашего журнала.

(на доске открывается надпись)

 

      Документ совести человека!

        

 - Как вы понимаете эту фразу?       (ответы детей)

- Наш специальный корреспондент расскажет о Красной книге нашего округа. (Ученик подготовился заранее).

Показ Красной книги.

- Несколько лет назад в ХМАО, в связи с ухудшением экологической обстановки и активизацией браконьеров. Назрела необходимость защиты флоры и фауны на законодательном уровне. Губернатором было издано постановление о создании Красной книги округа. Осенью 2003 года издание вышло в свет.

В Красную книгу ХМАО внесён 71 вид животных, 140 видов растений и 16 видов грибов. Сегодня под угрозой исчезновения находятся белый журавль и западно – сибирский речной бобр, которых осталось 400 штук. Стремительно сокращается в численности сибирский осётр. Беркут, кречет, филин и серый гусь – уже также редкость. Попали в «Красную книгу» даже прыткая ящерица и травяная лягушка. Безусловно, Красная книга, очень нужна. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.        

(Читает подготовленный ученик)

Охраняется «Красною книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

«Красная книга» - Красная!

Значит. Природа в опасности!

       2 страница устного журнала.    (на доске открывается надпись)

     Внимание, стоп, не убивайте животных!

- Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными нашего округа, которые занесены в Красную книгу. А расскажут нам о них наши специальные корреспонденты, которые изучили эту тему.

Западносибирский речной бобр.

Под угрозой исчезновения. Млекопитающие.  Самый крупный грызун фауны ХМАО. Средний вес взрослого бобра в летне-осенний период составляет около 19 кг, средняя длина тела – 106 см, в том числе голова около 16 см, туловище 65 см, хвост 25 см, его ширина 13 см. Туловище имеет обтекаемую форму, его задняя часть расширена. Голова с маленькими ушами округлая, с притупленной передней частью морды. Во внешнем облике выделяются парные резцы оранжевого цвета и широкий плоский хвост, покрытый многочисленными роговыми щитками. Задние лапы вдвое длиннее и массивнее передних, с плавательными перепонками между пальцев. Длина задней ступни взрослого бобра около 16 см. Окрас меха от светло-бурых до бурых тонов.

Гагара краснозобая

Редкий, малочисленный в природе вид. Относительно крупная птица весом до 1,5 кг и с длиной крыла 257-312 мм. У взрослых птиц весной и летом верх и бока головы и шеи серые. На шее спереди большое треугольное или трапециевидное каштановое пятно. Кроющие крыльев и верх тела темно-бурые с малочисленными белыми пятнышками. Бока тела бурые с белым, низ белый, маховые и рулевые перья темно-бурые. У молодых птиц верх тела с узкими белыми черточками, на горле и шее спереди буроватый налет.

Стерх

 Под угрозой исчезновения. Немного крупнее серого журавля, размах крыльев 210-240 см, вес 8-9 кг. Все оперение белое, кроме черных первостепенных маховых перьев. Ноги, клюв и голая "лицевая" часть красные. Молодые птицы в первую осень грязно-рыжие. В годовалом возрасте рыжие перья сохраняются на голове, шее, спине и крыльях. Птицы приобретают взрослый наряд на третий год жизни.

Сибирская лягушка

 Редкий, малочисленный в природе вид. Это самая маленькая из бурых лягушек. Сверху окраска тела темно-бурая, вдоль середины спины и головы проходит светлая полоса, окаймленная рядами черных пятен, характерна зернистость кожи по бокам туловища . Брюхо белое или желтовато-белое с кроваво-красными пятнами неправильной формы, в брачный период брюхо светлеет. Небольшой внутренний пяточный бугор. Височное пятно большое. Длина тела достигает 84мм. Самца можно отличить от самки по брачным мозолям на 1-м пальце передних ног.

Таймень.

Под угрозой исчезновения. Рыба семейства лососевых. Тело удлиненное, спина широкая. Голова большая (20,5 -24,9 % длины тела), уплощенная. Наличие зубов на сошнике и небных костях в виде сплошной полоски. На первой жаберной дужке 11-12 тычинок. Анальный плавник сдвинут назад, задний край его достигает основания хвостового плавника. Высота нижнего плавника равна или больше спинного. Окраска темная, от коричнево-красной на спине до серебристой на брюшке, на боках черные крестообразные пятна. Ко времени нереста у тайменя окраска становится более яркой, в частности нижняя часть хвостового стебля и нижний плавник приобретают оранжево-красную окраску. У молоди тайменя имеются 7-10 темных поперечных полос по бокам тела.

(дети демонстрируют рисунки и фотографии животных)

- Почему некоторых животных и растений остаётся очень мало на земле или они совсем исчезают? (ответы детей)

- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.

3 страница устного журнала.

 (на доске открывается надпись)

       

           Охранять природу – значит охранять Родину!

- Как вы понимаете смысл пословицы?         (ответы детей)

- Что делают люди в нашем округе, чтобы охранять животных? Об этом нам расскажет наш следующий специальный корреспондент. (рассказывает ученик)

- На территории нашего округа существуют два заповедника «Малая Сосьва», «Юганский».

      Заповедник «Малая Сосьва» относится к ведению Объединенной Дирекции особо охраняемых территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югре.  Заповедник является объектом общенационального достояния России.

 Он служит эталоном естественной, природной среды, хранилищем генофонда растительного и животного мира западно-сибирской тайги. Особая задача заповедника - сохранение, восстановление редких и особо ценных представителей растительного и животного мира региона.

      Юганский заповедник расположен в центре Западно-Сибирской равнины, в подзоне средней тайги. Территория заповедника включает часть бассейнов рек Негусъях и Малый Юган - правых притоков Большого Югана, впадающего в Обь. Река Негусъях берет начало среди болот заповедника, то есть практически весь водосбор этой довольно крупной реки (протяженность Негусъяха только в пределах заповедника около 400 км) находится в условиях заповедного режима. Среди болот заповедника расположены многочисленные озера, среди них есть достаточно крупные - Онтырлор, Кытнелор. Животный мир заповедника представлен 36 видами млекопитающих, 207 – птиц (включая пролетных), 2 - пресмыкающихся, 4 - земноводных, 10 - рыб. Ведутся работы по инвентаризации фауны беспозвоночных. Среди гнездящихся в заповеднике птиц есть виды, включенные в Красную Книгу России: скопа, орлан-белохвост, беркут, черный аист. Есть и «краснокнижные» насекомые: голубая орденская лента, махаон, малый ночной павлиний глаз.

4 страница журнала – художественная (выставка рисунков, фотографий)

(на доске открывается надпись)

          Как прекрасен этот мир!                                                                                                                                         

   (стихотворение читает подготовленный ученик)

Как только я цветок встречаю,

«Люби!» - ко мне цветок взывает.

Лишь подхожу я к деревцу,

«Погладь!» - склоняется к лицу.

А на гнезде увижу птицу,

«Привет!» - пропеть она стремится.

«Присядь!» - лягушка из болота.

«Побудь!» - кузнечик из осота…

О, как прекрасен мир вокруг!

Иду домой, как добрый друг!

                               5 страница

- А что вы можете сделать для охраны природы?            (ответы детей)

- Последнюю нашу страничку мы составим все вместе.

(на доске открывается надпись)

        Будьте природе друзьями!

- Нам из леса пришло письмо. (письмо открывается и читается текст)

Люди!

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

      Работа в группах. (каждой группе раздаются правила и они рисуют схемы)

(на доске открывается надпись)

Правила друзей природы.

1 группа.

Не разоряй птичьи гнёзда!

                 2 группа.

Не лови диких животных и их детёнышей и не уноси их домой!

                 3 группа.

Не дави лягушек, жаб, головастиков!

                  4 группа

Не разоряй муравейники!

                 5 группа

Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

                 6 группа.

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

IV. Итог урока.

- Для чего была создана Красная книга?

- Как вы думаете, для чего нужно знать растения и животных, занесённые в Красную книгу?

- Какие животные, находящиеся в Красной книге вам запомнились?

- Как вы оцениваете работу наших специальных корреспондентов? Понравился ли вам наш устный журнал? Что запомнили?

В конце урока дети исполняют частушки.

1.Шар земной – наш дом родной,                                               2. До чего ж природу жалко!

   Но теперь от века к веку.                                                               Не губи её красу!

Он в опасности большой                                                               Человек, не делай свалку,                                    От деяний человека.                                                                      Рядом с городом в лесу.

3.  То бросаем, то уроним                                                            4. Лес зелёный охраняй,

     На дороге, на траве.                                                                    Никого не обижай!

Мы все в мусоре утонем,                                                           Не губи деревья ты,                                          Если мусор в голове.                                                                   Сохрани в лесу цветы!

5.  По лесочку мы пойдём,                                                           5. Округ наш мы сбережём,

     Мусор вместе уберём.                                                                  Лес рубить не будем.                            

     Пусть щебечут соловьи,                                                               Пусть цветёт и процветает

     От зари и до зари!                                                                         Он на радость людям!

 Используемая литература:

1.  Интегрированная региональная программа по краеведению для учащихся 1 – 4 классов «Мы – дети природы».

2.  Богордаева Н.Г., Демус Л.Г., Нечаева Л.Н., Орлова Т.К., ПимановаЛ.А. Хрестоматия по краеведению «Мы – дети природы».

3. Гаврилова О.Н. «Край родной. Азбука краеведения».

4. Чижевский А.Е. «Я познаю мир», Детская энциклопедия.

5. Журнал «Начальная школа» №4 2005 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс

К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...

Проектный урок по краеведению "Красная книга Астраханской области"

Проектный урок по краеведению в 3 классе "Красная книга Астраханской области"...

Конспект урока по краеведению

Тема урока: « Делу – время,  потехе- час.Цели урока:Расширять знания детей о мужских видах ремесел.Проверить знания по ранее изученному материалу.Развивать логическое мышление.Способствоват...

Презентация к уроку литературного краеведения "Мой край -Ямал"

В презентации представлены фототест, кроссворд, загадки о родном крае. Также приведена  пошагавая инструкция  изготовления куклы-оберега, что  позволяет использовать этот материал ...

Урок по краеведению "Знакомство с родовым домом"

Методическая разработка по краеведению, получившая диплом КРИРО ИПК за 2 место в республиканском конкурсе методических разработок для начальной школы в номинации "Лучшая методическая разработка по кра...

Открытый урок по краеведению (4 класс)

Прошлое , хранящееся в памяти , есть часть настоящего. Память - это способность к  воспроизведению  прошлого...

Открытая задача по краеведению (город Тольятти)

В данном материале представлен текст открытой задачи по истории создания памятника собаке в г. ТольяттиПосле выполнения задания рекомендуется посмотреть видеоролик по данной теме: "Путешествие по...