Открытый урок по краеведению.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
В современной школе важное место занимают уроки изучения родного края. Необходимо знакомить детей с особенностями природы своего округа, области, города. Для знакомства детей с особенностями родного края проводятся беседы на уроках ознакомления с окружающим миром. В нашей школе проводятся декады по краеведению (конкурсы рисунков, стихотворений, викторины «Знай и люби свой край!», конкурсы плакатов, ребусов). Нужно с детства прививать детям любовь к родному краю, уважение к окружающим, бережное отношение к природе. Дети должны знать историю своего округа, города. Знать людей, которые внесли свой вклад в развитие округа, города. Современный ребёнок часто не замечает происходящего вокруг, не умеет наблюдать, делать выводы, исследовать. Роль школы вызвать у ребёнка интерес к познанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._kraevedenie._krasnaya_kniga.doc | 798.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
Открытый урок по предмету «Ознакомление с окружающим миром».
Тема: Краеведение «Охрана животных».
Номинация «Экология Югры».
Довбня Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Аннотация.
В современной школе важное место занимают уроки изучения родного края. Необходимо знакомить детей с особенностями природы своего округа, области, города. Для знакомства детей с особенностями родного края проводятся беседы на уроках ознакомления с окружающим миром. В нашей школе проводятся декады по краеведению (конкурсы рисунков, стихотворений, викторины «Знай и люби свой край!», конкурсы плакатов, ребусов). Нужно с детства прививать детям любовь к родному краю, уважение к окружающим, бережное отношение к природе. Дети должны знать историю своего округа, города. Знать людей, которые внесли свой вклад в развитие округа, города. Современный ребёнок часто не замечает происходящего вокруг, не умеет наблюдать, делать выводы, исследовать. Роль школы вызвать у ребёнка интерес к познанию.
Пояснительная записка.
Цель урока: Познакомить детей с Красной книгой.
Задачи:
- расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашем округе и находящихся под охраной;
- расширить знания детей о заповедниках нашего округа;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Красная книга ХМАО; Красная книга.
- рисунки, фотографии животных, о которых идёт речь на уроке;
- знаки – правила друзей природы.
Урок проводится в четвёртом классе. (возраст детей 10 – 11 лет)
На уроках по краеведению необходимо использовать наглядность (карта, таблицы, картинки, фотографии, полезные ископаемые, гербарии).
Используются различные методы: словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые, дедуктивные, самостоятельная работа.
Формы: игра, путешествие, конкурсы, викторины, коллективная работа, исследование.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке вы узнаете о необычной книге. Мы составим устный журнал. Ребята нашего класса будут корреспондентами нашего журнала.
II. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.
На доске картинки. По первым буквам узнайте и прочитайте тему урока.
ы
Оса Хомяк Рысь Аист Носорог Акула
Жук Иволга Выдра Олень Тигр Налим Ы Хамелеон
(на доске открывается надпись)
Охрана животных.
III. Изучение нового материала.
- Раньше животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.
- Для того, чтобы остановить это, люди создали необычную книгу. Цвет переплёта у этой книги красный.
- Где вы встречаетесь с красным светом? (Светофор горит красным светом)
(на доске появляется красный круг)
- Что показывает красный сигнал у светофора? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения)
- Правильно, красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». Вот и Красная книга предупреждает об опасности. Но о какой?
1 страница нашего журнала.
(на доске открывается надпись)
Документ совести человека!
- Как вы понимаете эту фразу? (ответы детей)
- Наш специальный корреспондент расскажет о Красной книге нашего округа. (Ученик подготовился заранее).
Показ Красной книги.
- Несколько лет назад в ХМАО, в связи с ухудшением экологической обстановки и активизацией браконьеров. Назрела необходимость защиты флоры и фауны на законодательном уровне. Губернатором было издано постановление о создании Красной книги округа. Осенью 2003 года издание вышло в свет.
В Красную книгу ХМАО внесён 71 вид животных, 140 видов растений и 16 видов грибов. Сегодня под угрозой исчезновения находятся белый журавль и западно – сибирский речной бобр, которых осталось 400 штук. Стремительно сокращается в численности сибирский осётр. Беркут, кречет, филин и серый гусь – уже также редкость. Попали в «Красную книгу» даже прыткая ящерица и травяная лягушка. Безусловно, Красная книга, очень нужна. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
(Читает подготовленный ученик)
Охраняется «Красною книгой»
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
«Красная книга» - Красная!
Значит. Природа в опасности!
2 страница устного журнала. (на доске открывается надпись)
Внимание, стоп, не убивайте животных!
- Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными нашего округа, которые занесены в Красную книгу. А расскажут нам о них наши специальные корреспонденты, которые изучили эту тему.
Западносибирский речной бобр.
Под угрозой исчезновения. Млекопитающие. Самый крупный грызун фауны ХМАО. Средний вес взрослого бобра в летне-осенний период составляет около 19 кг, средняя длина тела – 106 см, в том числе голова около 16 см, туловище 65 см, хвост 25 см, его ширина 13 см. Туловище имеет обтекаемую форму, его задняя часть расширена. Голова с маленькими ушами округлая, с притупленной передней частью морды. Во внешнем облике выделяются парные резцы оранжевого цвета и широкий плоский хвост, покрытый многочисленными роговыми щитками. Задние лапы вдвое длиннее и массивнее передних, с плавательными перепонками между пальцев. Длина задней ступни взрослого бобра около 16 см. Окрас меха от светло-бурых до бурых тонов.
Гагара краснозобая
Редкий, малочисленный в природе вид. Относительно крупная птица весом до 1,5 кг и с длиной крыла 257-312 мм. У взрослых птиц весной и летом верх и бока головы и шеи серые. На шее спереди большое треугольное или трапециевидное каштановое пятно. Кроющие крыльев и верх тела темно-бурые с малочисленными белыми пятнышками. Бока тела бурые с белым, низ белый, маховые и рулевые перья темно-бурые. У молодых птиц верх тела с узкими белыми черточками, на горле и шее спереди буроватый налет.
Стерх
Под угрозой исчезновения. Немного крупнее серого журавля, размах крыльев 210-240 см, вес 8-9 кг. Все оперение белое, кроме черных первостепенных маховых перьев. Ноги, клюв и голая "лицевая" часть красные. Молодые птицы в первую осень грязно-рыжие. В годовалом возрасте рыжие перья сохраняются на голове, шее, спине и крыльях. Птицы приобретают взрослый наряд на третий год жизни.
Сибирская лягушка
Редкий, малочисленный в природе вид. Это самая маленькая из бурых лягушек. Сверху окраска тела темно-бурая, вдоль середины спины и головы проходит светлая полоса, окаймленная рядами черных пятен, характерна зернистость кожи по бокам туловища . Брюхо белое или желтовато-белое с кроваво-красными пятнами неправильной формы, в брачный период брюхо светлеет. Небольшой внутренний пяточный бугор. Височное пятно большое. Длина тела достигает 84мм. Самца можно отличить от самки по брачным мозолям на 1-м пальце передних ног.
Таймень.
Под угрозой исчезновения. Рыба семейства лососевых. Тело удлиненное, спина широкая. Голова большая (20,5 -24,9 % длины тела), уплощенная. Наличие зубов на сошнике и небных костях в виде сплошной полоски. На первой жаберной дужке 11-12 тычинок. Анальный плавник сдвинут назад, задний край его достигает основания хвостового плавника. Высота нижнего плавника равна или больше спинного. Окраска темная, от коричнево-красной на спине до серебристой на брюшке, на боках черные крестообразные пятна. Ко времени нереста у тайменя окраска становится более яркой, в частности нижняя часть хвостового стебля и нижний плавник приобретают оранжево-красную окраску. У молоди тайменя имеются 7-10 темных поперечных полос по бокам тела.
(дети демонстрируют рисунки и фотографии животных)
- Почему некоторых животных и растений остаётся очень мало на земле или они совсем исчезают? (ответы детей)
- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.
3 страница устного журнала.
(на доске открывается надпись)
Охранять природу – значит охранять Родину!
- Как вы понимаете смысл пословицы? (ответы детей)
- Что делают люди в нашем округе, чтобы охранять животных? Об этом нам расскажет наш следующий специальный корреспондент. (рассказывает ученик)
- На территории нашего округа существуют два заповедника «Малая Сосьва», «Юганский».
Заповедник «Малая Сосьва» относится к ведению Объединенной Дирекции особо охраняемых территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югре. Заповедник является объектом общенационального достояния России.
Он служит эталоном естественной, природной среды, хранилищем генофонда растительного и животного мира западно-сибирской тайги. Особая задача заповедника - сохранение, восстановление редких и особо ценных представителей растительного и животного мира региона.
Юганский заповедник расположен в центре Западно-Сибирской равнины, в подзоне средней тайги. Территория заповедника включает часть бассейнов рек Негусъях и Малый Юган - правых притоков Большого Югана, впадающего в Обь. Река Негусъях берет начало среди болот заповедника, то есть практически весь водосбор этой довольно крупной реки (протяженность Негусъяха только в пределах заповедника около 400 км) находится в условиях заповедного режима. Среди болот заповедника расположены многочисленные озера, среди них есть достаточно крупные - Онтырлор, Кытнелор. Животный мир заповедника представлен 36 видами млекопитающих, 207 – птиц (включая пролетных), 2 - пресмыкающихся, 4 - земноводных, 10 - рыб. Ведутся работы по инвентаризации фауны беспозвоночных. Среди гнездящихся в заповеднике птиц есть виды, включенные в Красную Книгу России: скопа, орлан-белохвост, беркут, черный аист. Есть и «краснокнижные» насекомые: голубая орденская лента, махаон, малый ночной павлиний глаз.
4 страница журнала – художественная (выставка рисунков, фотографий)
(на доске открывается надпись)
Как прекрасен этот мир!
(стихотворение читает подготовленный ученик)
Как только я цветок встречаю,
«Люби!» - ко мне цветок взывает.
Лишь подхожу я к деревцу,
«Погладь!» - склоняется к лицу.
А на гнезде увижу птицу,
«Привет!» - пропеть она стремится.
«Присядь!» - лягушка из болота.
«Побудь!» - кузнечик из осота…
О, как прекрасен мир вокруг!
Иду домой, как добрый друг!
5 страница
- А что вы можете сделать для охраны природы? (ответы детей)
- Последнюю нашу страничку мы составим все вместе.
(на доске открывается надпись)
Будьте природе друзьями!
- Нам из леса пришло письмо. (письмо открывается и читается текст)
Люди!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Работа в группах. (каждой группе раздаются правила и они рисуют схемы)
(на доске открывается надпись)
Правила друзей природы.
1 группа.
Не разоряй птичьи гнёзда!
2 группа.
Не лови диких животных и их детёнышей и не уноси их домой!
3 группа.
Не дави лягушек, жаб, головастиков!
4 группа
Не разоряй муравейники!
5 группа
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
6 группа.
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
IV. Итог урока.
- Для чего была создана Красная книга?
- Как вы думаете, для чего нужно знать растения и животных, занесённые в Красную книгу?
- Какие животные, находящиеся в Красной книге вам запомнились?
- Как вы оцениваете работу наших специальных корреспондентов? Понравился ли вам наш устный журнал? Что запомнили?
В конце урока дети исполняют частушки.
1.Шар земной – наш дом родной, 2. До чего ж природу жалко!
Но теперь от века к веку. Не губи её красу!
Он в опасности большой Человек, не делай свалку, От деяний человека. Рядом с городом в лесу.
3. То бросаем, то уроним 4. Лес зелёный охраняй,
На дороге, на траве. Никого не обижай!
Мы все в мусоре утонем, Не губи деревья ты, Если мусор в голове. Сохрани в лесу цветы!
5. По лесочку мы пойдём, 5. Округ наш мы сбережём,
Мусор вместе уберём. Лес рубить не будем.
Пусть щебечут соловьи, Пусть цветёт и процветает
От зари и до зари! Он на радость людям!
Используемая литература:
1. Интегрированная региональная программа по краеведению для учащихся 1 – 4 классов «Мы – дети природы».
2. Богордаева Н.Г., Демус Л.Г., Нечаева Л.Н., Орлова Т.К., ПимановаЛ.А. Хрестоматия по краеведению «Мы – дети природы».
3. Гаврилова О.Н. «Край родной. Азбука краеведения».
4. Чижевский А.Е. «Я познаю мир», Детская энциклопедия.
5. Журнал «Начальная школа» №4 2005 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс
К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...
Проектный урок по краеведению "Красная книга Астраханской области"
Проектный урок по краеведению в 3 классе "Красная книга Астраханской области"...
Конспект урока по краеведению
Тема урока: « Делу – время, потехе- час.Цели урока:Расширять знания детей о мужских видах ремесел.Проверить знания по ранее изученному материалу.Развивать логическое мышление.Способствоват...
Презентация к уроку литературного краеведения "Мой край -Ямал"
В презентации представлены фототест, кроссворд, загадки о родном крае. Также приведена пошагавая инструкция изготовления куклы-оберега, что позволяет использовать этот материал ...
Урок по краеведению "Знакомство с родовым домом"
Методическая разработка по краеведению, получившая диплом КРИРО ИПК за 2 место в республиканском конкурсе методических разработок для начальной школы в номинации "Лучшая методическая разработка по кра...
Открытый урок по краеведению (4 класс)
Прошлое , хранящееся в памяти , есть часть настоящего. Память - это способность к воспроизведению прошлого...
Открытая задача по краеведению (город Тольятти)
В данном материале представлен текст открытой задачи по истории создания памятника собаке в г. ТольяттиПосле выполнения задания рекомендуется посмотреть видеоролик по данной теме: "Путешествие по...