Открытый урок по краеведению (4 класс)
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Прошлое , хранящееся в памяти , есть часть настоящего. Память - это способность к воспроизведению прошлого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platsdarm_zapolyarya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по краеведению (4 класс)
Тема. «Заполярный плацдарм. Основные события в истории родного края. Великая Отечественная война »
Цели. Формировать активную гражданскую позицию; развивать интерес к истории своего города; воспитывать чувство уважения к прошлому и людям, отстоявшим свободу родного края; обеспечивать преемственность традиций.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего. Что такое память?
Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, способность длительно хранить информацию о прошлом и многократно вводить её в сознание и поведение. У каждого поколения есть часть жизни, ставшая историей. Историей, которую никому не дано переписать.
Сегодня на уроке мы вернёмся с вами на несколько лет назад. Вспомним, какие события происходили в Заполярье и людей, которые вошли в историю нашего края. В течение урока вы должны будете ответить на вопросы теста, поэтому будьте внимательны, чтобы правильно выполнить задания.
Тема сегодняшнего урока «Плацдарм Заполярья» Что такое плацдарм?
Плацдарм по словарю Ожегова – пространство, на котором подготавливается и развёртывается военная операция. Как думаете, о каком времени будем сегодня вспоминать на уроке? Голос Левитана:
22 июня 1941 года в 4 часа утра в Советском Союзе, так называлась раньше наша страна, началась Великая Отечественная война. ( Слайд)
( звучит песня «Священная война»)
2Чтение стихов детьми
Война была священной,
В этом не усомнится даже тот, Саликова. Д.
Кто, прилетев с другой планеты,
Земли историю прочтёт.
А в памяти встают пожары,
В огне весь город и в дыму – Кисарин. Е.
Бесчисленны врага удары
По Мурманску, по моему.
Враг полз по сопкам и долинам,
Жёг всё огнём, чтобы пройти… Чернова. К.
Но мощным русским исполином
Встал Мурманск на его пути.
- Послушайте как начиналась Война В городе Мурманске.
3.Чтение учеником отрывка из учебной книги для учащихся начальных классов школ г. Мурманска «Мой Мурманск» стр. 42
Утро 22 июня было хмурым. Над Мурманском нависли тяжёлые низкие тучи. Поэтому вражеские самолёты налетели позже, когда распогодилось и вышло солнце. Загорелись нефтебаза, порт, судоремонтный завод, жилые здания.
Мурманск исходил пожарами. Кипел взрывами, задыхался гарью. Жарко пылали деревянные дома и тротуары, вспучивалась земля, смертельно брызгала гранитными глыбами, жидким торфом, обломками домов и строений. Всё это взлетало в свинцовую облачность. А потом падало на вспененную землю, обжигая чистые глазницы озёр…
4. Учитель. Ответьте на первый вопрос теста
Когда началась Великая Отечественная война?
1) 9 мая 1941 года 2) 22 июня 1941года 3) 22 сентября 1941 года
Ребята, как вы думаете, почему Гитлер решил захватить Заполярье?
( Чернова.К) (Много полезных ископаемых, незамерзающий порт - открытый путь в океан, железнодорожный узел, база рыболовного, торгового и военного флотов)
Действительно гитлеровцы решили если не захватят Заполярье, то сотрут с лица земли.
Как вы понимаете выражение «стереть с лица земли»? (уничтожить)
- Большая беда пришла в каждую семью.
5. Сообщение ученика. ( Иванов. А. )
Большая беда пришла в каждую семью г. Мурманска. Чтобы дать достойный отпор врагу люди сплотились и все встали на защиту своего города. Мужчины ушли на фронт. Женщины и дети трудились в тылу. Мурманск с первого дня стал прифронтовым городом. Фашистские лётчики засыпали город тысячами зажигательных бомб. Возникавшие пожары были истинным бедствием – задерживалась загрузка судов, гибли люди. Но в этих немыслимых условиях мурманчане день и ночь работали для фронта: ремонтировали суда, выпускали миномёты и автоматы. А тысячи солдат сражались на подступах к родному городу.
6. Учитель.
Немцы для захвата города, столицы Заполярья, выделили специальные войска, подготовленные для ведения войны в горной местности. Они состояли из горных егерей. Егерь – немецкое слово. По-русски – это охотник или стрелок лёгкой пехоты. Рано утром 29 июня на позиции наших войск в районе населённого пункта Титовка обрушился мощный шквал артиллерийского огня. Он продолжался целых 2 часа. Потом в воздух поднялось более ста фашистских самолётов, и после этого горные егеря устремились на Мурманск. Воины Красной Армии и пограничники, принявшие на себя первый удар, геройски сражались до последнего вздоха. Горным егерям удалось продвинуться лишь на несколько десятков километров. В сентябре 1941 года бойцы 6-ой батареи артиллерийского полка 14 стрелковой дивизии оказались на направлении главного удара фашистских егерей, рвавшихся к Мурманску.
7. Чтение стихотворения.
Нет, не легко добыть победу,
И каждый бился, как герой – Денежкина. Л.
Как ярый Анатолий Бредов,
Как батарейцы из Шестой.
8. Сообщение ученика (о 6-ой Героической батареи)
Шестая героическая батарея была на том участке, куда фашисты нацелили главный удар. Её позиции находились на 51 км от Мурманска. Батарейцы оборудовали огневые позиции, окопались, поставили проволочные заграждения, заминировали подходы. 8 сентября 1941 года на батарею обрушился шквал огня. Непрерывно бомбила вражеская авиация. Как только фашисты поднимались в атаку, их встречали мощным огнём артиллеристы. Но фашистам удалось окружить батарею. Артиллеристы развернули орудия во все четыре стороны и в упор расстреливали наступающих егерей. Когда враги приближались вплотную к орудиям, наши воины шли в штыковую атаку. Семь дней продолжались жестокие бои. Кончились боеприпасы. Осталось одно орудие. Командир батареи Г. Лысенко приказал зарядить последний снаряд и идти в штыковую атаку. Почти все воины батареи погибли, но не пропустили фашистов к городу.
9. Учитель. Ответьте на второй вопрос теста.
Что означало слово егерь в годы Великой Отечественной войны?
1) охотник на дичь 2) охранник диких животных 3) стрелок лёгкой пехоты
10. Учитель.
В конце сентября 1944 года Ставка Верховного Главнокомандования приказала Карельскому фронту очистить от врага Советское Заполярье и вернуть Родине важный экономический район Петсамо.
Кто знает, как сейчас называется этот город? (Печенга)
11. Сообщение ученика.
В операции участвовала 14-я армия под командованием генерал-лейтенанта Щербакова, её поддерживала 7-я воздушная армия и Северный флот силами морской пехоты, отрядов кораблей и самолётами морской авиации. Утром 7 октября 14-я армия перешла в наступление. Так началась Петсамо-Киркенесская операция. В ночь на 10 октября Северный флот высадил на южный берег залива десант морской пехоты. 12 октября торпедные катера прорвались в Петсамский залив и освободили Линахамари. По всему фронту в Заполярье советские воины теснили врага. 15 октября они освободили Печенгу. 22 октября был освобождён Никель. Заключительный этап Петсамо-Киркенесской операции начался 23 октября сражением за норвежский город Киркенес, которое продолжалось до 25 октября. Всего 25 дней потребовалось советским войскам, чтобы завершить Петсамо-Киркенесскую операцию. За это время воины освободили оккупированную территорию Мурманской области. В честь подвига защитников Крайнего Севера Президиум Верховного Совета СССР 5 декабря учредил медаль «За оборону Советского Заполярья» Этой медалью награждены 307 советских воинов.
12. Учитель. Ответьте на третий вопрос теста.
Сколько дней длилась Петсамо-Киркенесская операция?
1) 25 2) 20 3) 15
13. Учитель.
В честь героев – защитников Заполярья многие улицы нашего города носят их имена, в их честь стоят памятники, мемориальные доски, их имена увековечены в названиях кораблей и судов. Памятники – это вехи на пути истории. Слово памятник образовано от слова память. Война, подвиги, победа навсегда останутся в нашей памяти. Самый известный памятник – это Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». А как его называют в народе? (Алёша) Первоначально монумент хотели установить на площади «Пять Углов», а затем выбрали другое место.
Найди правильный ответ в тесте.
Как называется сопка, на которой расположен Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны».
1) Зелёный мыс 2) Красная сопка 3) Зелёная скала
Есть ещё один крупный мемориальный комплекс – это Долина Славы. Здесь в июле 1941 года шли ожесточённые бои. Раньше долина называлась Долиной Смерти. Мемориальный комплекс с каждым годом растёт. Ежегодно поисковые отряды находят здесь останки солдат и предают их земле.
В честь воинов-героев, защитников Заполярья установлены памятники.
Назовите, кому поставлен этот памятник.
Памятник установлен на проспекте Ленина. Отлитый в бронзе встал он на площади перед центральным стадионом. У большого камня стоит воин с зажатой в руке гранатой.
(Памятник Анатолию Бредову)
14. Сообщение ученика об Анатолии Бредове.
Рота, где служил Анатолий Бредов, захватила важную высоту и удерживала под контролем дорогу Титовка – Печенга, преграждая путь отступающим вражеским частям. В какой-то момент Анатолий остался один, не отозвался на зов тяжело раненый товарищ Никита Ашурков. Пулемёт выбросил последнюю пустую гильзу и затих: кончились патроны. А фашистские егеря уже со всех сторон окружают бойца. И тогда с зажатой в руке противотанковой гранатой Бредов поднялся и обрушил её на гранитную твердь… Погиб Анатолий Бредов 11 октября 1944 года. Анатолию Бредову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
15. Учитель.
Не только взрослые, но и дети проявляли мужество и героизм во время войны. Известны ли вам случаи подвигов детей?
16. Сообщение ученика «Операция – продовольствие» Елесеев. Н.
В июне 1942 года в глубокой тайне готовились к отходу два небольших деревянных судёнышка «Осётр» и «Исследователь». Во время очередного налёта под вой пикирующих самолётов и грохот рвущихся бомб, капитаны судов дали команду «Полный вперёд». На судах было 30 детей, им было по 13-15 лет. Они плыли на Новую землю собирать на птичьих базарах яйца кайры. Задача стояла трудная. На 11 день ребята услышали радостный крик: «Земля!». Все бросились на палубу. Сотни тысяч птиц облепили прибрежные скалы так, что самих скал не было видно. «Вот здорово, - говорили мальчишки, - Здесь, наверное, столько яиц!» Для безопасности они надевали пожарные пояса, к кольцу привязывали верёвку, которую наверху держали скалы, чтобы не сорвался в море тот, кто собирал яйца. Набрав в корзину 250 яиц, скалолаз дёргал верёвку, корзину поднимали вверх, вместо неё опускали новую. В августе работу закончили. Трюмы были заполнены. Ребята вернулись в родной город. А на другой день в госпиталях Мурманска появились омлеты. Так в годы войны отважные мальчишки помогали взрослым.
17. Учитель.
Ответьте на вопрос теста.
Зачем ребята собирали птичьи яйца?
Найдите правильный ответ.
1) для себя 2) для своих родственников 3) для раненых бойцов
18. Учитель.
О подвигах наших солдат вы ещё узнали в Краеведческом музее, посетив экспозицию «Защитники Заполярья»
( Зачитать сочинение об экскурсии в музей)
19. Чтение стихотворения.
Незыблемым могучим строем
Шли все к победному концу…
И званье города-героя,
Бесспорно, Мурманску к лицу.
20. Учитель.
Найдите ответ на вопрос в тесте.
В каком году городу Мурманску присвоено звание город-герой?
1) 1980 2) 1985 3) 1975
18. Чтение стихотворения.
Спасибо вам, солдаты!
Мы благодарны навсегда.
Мы, все живущие на свете.
Мы помним всех по именам.
19. Учитель.
Ответьте на вопрос теста.
Сколько воинов награждены медалью «За оборону Советского Заполярья»?
1) 350 тыс. 2) 305 тыс. 3) 300 тыс.
В честь защитников Заполярья объявляется минута памяти.
20. Песня «Память, победа!»
21. Итог урока.
1) Оценивание учащихся.
2) Как вы думаете, какая пословица подходит к теме урока?
«Жизнь дана на добрые дела», « Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим»
3) О чём должны всегда помнить люди нашей страны?
Тест
Фамилия, имя _____________________________________________________________
1. Когда началась Великая Отечественная война?
1) 9 мая 1941 года 2) 22 июня 1941года 3) 22 сентября 1941 года
2. Что означало слово егерь в годы Великой Отечественной войны?
1) охотник на дичь 2) охранник диких животных 3)стрелок лёгкой пехоты
3. Сколько дней длилась Петсамо-Киркенесская операция?
1) 25 2) 20 3) 15
4. Как называется сопка, на которой расположен Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны».
1) Зелёный мыс 2) Красная сопка 3) Зелёная скала
5. Зачем ребята собирали птичьи яйца?
1) для себя 2) для своих родственников 3) для раненых бойцов
6. В каком году городу Мурманску присвоено звание город-герой?
1) 1980 2) 1985 3) 1975
7. Сколько воинов награждены медалью «За оборону Советского Заполярья»?
1) 350 тыс. 2) 305 тыс. 3) 300 тыс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»
Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
Открытый урок по краеведению.
В современной школе важное место занимают уроки изучения родного края. Необходимо знакомить детей с особенностям...
Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"
Урок русского языка в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....
Урок по краеведению. 3 класс.
Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, представлена групповая работа и работа в парах, использован материал о мастерах декоративно-прикладного искусства Республики Коми....
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»
Цели урока: - формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...