Окружающий мир 2 класс Тема "Животный мир. Рыбы."
презентация к уроку (окружающий мир, 2 класс) на тему
Интегрированный урок-экспедиция по Окружающему миру + технология по теме "Животный мир. Рыбы" К плану урока прилагается призентация. В ходе урока учащиеся ищут ответ на вопрос "Морской конёк - это рыба?" Работа проходит в группах и парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока, презентация | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема урока: Животный мир. Рыбы.
Форма урока: нетрадиционная, урок – экспедиция.
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений, навыков.
Цель урока: повторение, закрепление и углубление знаний детей о классе рыб, их существенных отличительных признаках, особенностях строения.
Задачи урока:
- Образовательная: повторение, закрепление и углубление знаний о классе рыб, их существенных отличительных признаках, особенностях строения; познакомить детей с некоторыми морскими рыбами, с особенностями расположения чешуи на поверхности тела некоторых из них; посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; развивать умение детей работать с текстом; формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей.
- Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей; развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления, развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развивать мелкую моторику кистей рук, наблюдательность; умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели; развитие эстетических представлений и художественного вкуса.
- Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование:
ТСО: проектор, компьютер, экран.
Для учителя: рисунок – плакат морского дна, пазл рыбы,
раздаточный материал: для парной работы – рыбки и чешуйки в конвертах,
для групповой работы – тексты с дифференцированными заданиями, карточки с изображением разнообразных животных, иллюстрация морского конька, звоночек, магниты, часы, диски со слайд-шоу, карточка со словом «ЭКСПЕДИЦИЯ», плакат с девизом урока.
Для ученика: клеёнка, ручка, клей.
ХОД УРОКА
Этап урока | Содержание | Задача этапа |
1.Организация детей на работу (1 мин) | Ребята, готовы вы к уроку? На вас надеюсь я друзья! Вы хороший дружный класс, И всё получится у нас! | Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально-положительного настроения на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2.Сообщение темы и цели урока. (2 мин) | Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе и воде. Один из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах и прудах, в реках, в морях и океанах и даже в аквариумах. Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, т.е. в путешествие с определённым заданием. (на доске карточка со словом «Экспедиция») Во время экспедиции мы вспомним отличительные признаки строения рыб, понаблюдаем, подумаем и ответим на «хитрый» вопрос, познакомимся с многообразием рыб, дадим советы людям. | Воспитание у детей чувства прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире природы. Отражение структурных компонентов урока, доступность их для осознания детьми. |
3.Просмотр слайд-шоу. (3 мин) | Наша экспедиция будет проходить под девизом: (хоровое чтение) «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!» У нас всё готово к экспедиции. Начинаем погружение. (Показ слайд-шоу «Мир животных. Рыбы.») | Девиз использован для единения класса с учителем, придания уроку положительной идеи. Использование слайд-шоу погружения на морское дно. |
4.Постановка проблемного вопроса (3 мин) | - Ребята, посмотрите, как здесь красиво… Как много рыб! - Каких рыб вы узнали? Акула Камбала Скат Рыба – прилипала Рыба – клоун - А каких ещё морских животных вы увидели? Медуза Осьминог Каракатица Морская звезда Морской ёж Актиния Морской конёк - Вам знаком этот морской житель? Какой вопрос вы прочитали на экране? «Морской конёк. Рыба ли это?» | Фронтальная форма работы |
5.Актуализация опорных знаний (4 мин) | - А для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить строение и отличительные признаки рыб. 1. Игра «Собираем пазл» - Из каких частей состоит рыба? Дети: Туловище, голова, жабры, плавники, хвост. - Что вам известно о глазах рыбы? У многих рыб хорошее зрение и у их глаз нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза. - Для чего рыбе нужны жабры? Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз. - Почему же рыба может жить в воде, а человек - нет? - - Туловище, тело рыб обтекаемо, что облегчает им плавание. Чем покрыто тело рыбы? Дети: Чешуёй. - Для чего рыбе плавники? Дети: С помощью низ рыба может плавать то ниже, то выше - Для чего рыбе хвост? Дети: С помощью хвоста рыба может поворачивать. - Для чего рыбе нужен плавательный пузырь? Дети: Плавательный пузырь – это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину. - Так каковы же отличительные признаки рыбы? Вывод: Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь. | Проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений – игровая ситуация. Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза. |
(7мин) | 2. Парная работа (интегрированное задание) - Ребята, у вас на партах лежат конверты, в них рыбки. Что вы заметили? Дети: Не хватает чешуи. - Как вы думаете, для чего рыбе нужна чешуя? Дети: Это защитный слой. - Правильно. Давайте рассмотрим, как располагаются чешуйки. Эти образования расположены правильными рядами, часто прикрывая краями друг друга. Чтобы это запомнить, предлагаю вам приклеить к нашим рыбкам чешуйки. Эту работу вы будете выполнять в парах, сообща и дружно. Когда закончите, дайте мне знать. На эту работу я вам даю 5 мин. Звоночек оповестит вас о начале и окончании работы. Приступайте. 3. Итог парной работы. - Ребята, какие красивые рыбки получились у вас. Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей. Поднимите ваши работы так, чтобы их могли видеть наши гости и ваши одноклассники. Положите рыбок на парту. - Чем же покрыто тело рыб? - Для чего рыбе нужна чешуя? | Интегрированное задание – развитие мелкой моторики кистей рук, аккуратности, сотрудничества, а главное, закрепление знаний учащихся о принципе расположения чешуек. Качественная оценка деятельности учащихся; учитель поддерживает ситуацию успеха. |
6.Физминутка (3 мин) | Выполнение упражнений «У жирафа» под музыкальное сопровождение. | Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание. |
7.Групповая работа | - Наша экспедиция продолжается. На какой вопрос мы с вами должны сегодня ответить? Дети: Морской конёк – это рыба? - На этот вопрос вы попытаетесь ответить в группах. Каждая группа получает текст с заданием. 2 группы – Вставить пропущенные слова. 2 группы – Отвечают на вопрос, обращая внимание на выделенные в тексте слова. 1 группа – Ответит на вопрос, доказывая своё мнение словами из текста. - Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы. А я буду вашим консультантом. Вы можете обращаться ко мне за помощью. На эту работу даётся 3 мин. Когда работа будет выполнена, дайте мне знать. 1 – 2 группы – К какому выводу вы пришли? 3 – 4 группы – Ребята, как вы считаете, по каким отличительным признакам вы это определили? 5 группа – Ребята, а ваш вывод каков? Что ещё интересного вы узнали о морском коньке из этой статьи? Вывод: вы все хорошо поработали и пришли к единому выводу, хотя работали в разных группах. Ведь это очень важно для нашей экспедиции. Морской конёк – это рыба, хотя они больше напоминают игрушки. Один только облик этих рыб настраивает на приятные ассоциации с детством, игрушками и сказками. Однако этим красавцам живётся не сладко. Люди истребляют их миллионами, используя как сувениры, лекарственные препараты и даже готовят из них дорогостоящие вкусные блюда. Уже считается исчезающими 30 видов морского конька из 32 известных. - Ребята, какие советы мы можем дать людям, чтобы сохранить на земле такое чудо природы, как Морской конёк? | Критерий дифференциации- уровень обучаемости, способ – степень помощи. Идёт активная познавательная деятельность уч-ся, развитие способностей к анализу, синтезу. Работа с текстом. Дети переходят на аналитический уровень сформированности знаний и умений, осмысливают каждую операцию, а значит, формируется самостоятельность мыслительной деятельности. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почевствовать свою значимость в коллективе, возможность реализации своего потенциала. Объясняет выполненное задание ученик, которого выберут члены группы. Это воспитывает чувство ответственности, доверия, способствует повышению самооценки. |
8.Просмотр презентации «Галерея Морских коньков» | - А теперь я предлагаю познакомиться с некоторыми видами Морских коньков и полюбоваться их необычайной красотой. | |
9.Итог урока | - Итак, наш урок-экспедиция подходит к концу. - Что мы сегодня повторили на уроке? - Н а какой вопрос нашли ответ? - У вас на партах лежат иллюстрации с животными. Тот, кто считает, что у него рыба, выбегайте к доске и прикрепляйте её к морскому дну. Молодцы! Какое красивое море! Ни один из вас не поместил сюда насекомое, зверя или птицу. Значит, вы хорошо усвоили отличия рыб от других животных, и наша экспедиция была не напрасна. Я довольна вашей работой и вами. Спасибо. Мне было с вами интересно. Выставление отметок за урок. | Вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
окружающий мир 1 класс. "Живой мир. Рыбы"
Урок окружающего мира по теме: "Живой мир. Рыбы" в 1 классе, авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан по программе "Школа 2100" проведен с использованием ИКТ....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Кто такие рыбы?
Конспект урока по теме .Кто такие рыбы?...
Урок окружающего мира в 1 классе "Кто такие рыбы"
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna Конструкт открытого урока в 1 классе по окружающему миру: «Кто такие рыбы» УМК Школа России. Цель урока: познакомиться с признака...
Открытый урок Окружающий мир 1 класс "Насекомые, птицы, рыбы, звери"
Открытый урок Тема: Насекомые, птицы, рыбы, звериПедагогическая цель: способствовать выявлению у детей имеющихся знаний о животных, ознакомлению с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы,...
«Окружающий мир» (2 класс) Тема урока «Рыбы»
Урок имеет большое образовательное и воспитательное значение. Способствует развитию внимания, расширению кругозора учащихся, прививает интерес к работе с дополнительной литературой. Данная разра...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Кто такие рыбы?"
Открытый урок по окружающему миру "Кто такие рыбы?" 1 класс, автор учебника Плешаков А.А....
Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир2 на тему "Зона арктических пустынь"4 класс
Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" на тему "Зона арктических пустынь" 4 класс...