Экологическая экскурсия "Птицы нашего города"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Сценарий экологической экскурсии для младших школьников "Птицы нашего города"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экскурсия "Птицы нашего города"31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая экскурсия «Птицы нашего города»

Цель: Учить детей правильному поведению в природной среде. Расширить представления детей о птицах и систематизировать их знания о жизненных проявлениях птиц в зимнее время года (питание, повадки). Привлечь внимание детей к проблеме подкормки птиц зимой. Развитие у детей практической деятельности по охране и защите птиц. Развитие у детей живого интереса, любознательности, речевой деятельности. Воспитание у детей любви к родной природе, навыков бережного и ответственного отношения к её обитателям.

Оборудование и материалы: кормушки для птиц, корм для птиц, загадки, задания для групп.

Ход экскурсии

Организационный момент (в помещении).

Сообщение темы и целей экскурсии.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы  провести свои наблюдения. За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

               а второй раз — мягкий.  (Птица)

- На экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними. На территории нашей школы есть уголок, который и облюбовали птицы, особенно их часто можно увидеть зимой и весной.
Вступительное слово учителя с сообщением целей, задач и заданий экскурсии.
     
Среди множества диких животных, населяющих наши леса, поля и воды, птицы принадлежат к существам наиболее интересным, привлекательным и красивым. Их быстрый полет, мелкие и ловкие движения, нарядная окраска и музыкальные голоса невольно привлекают внимание всякого, кто хотя сколько-нибудь интересуется живой природой. Недаром песни птиц так широко использованы в музыкальных произведениях; голоса птиц можно услышать и в большой опере, и в симфоническом оркестре, и в замечательных романсах русских композиторов. Птицы дороги нам как часть замечательной, богатой природы страны. Они красивые, слушать их, любоваться ими доставляет большое удовольствие каждому. Поэтому мы охраняем птиц и привлекаем их в наши сады и парки; поэтому закон запрещает бесцельное истребление птиц и разорение гнезд даже мельчайших видов. В ходе нашей экскурсии вы ребята изучите птиц родного края: их особенности внешнего строения и условий существования, особенности жизнедеятельности, их значение для природы и жизни человека.

- Ребята, а как вы думаете, зачем люди проводят наблюдения за птицами?

- Так случается в жизни птиц, что приходит период и птицы на время покидают свою родину. Почему это происходит и когда? (осенью, улетают в тёплые края)

-Ребята, как называются птицы, которые улетают от нас на юг?( перелётные)

        Перелетными, называют таких птиц, которые улетают в теплые края по самой главной причине: им нечего есть. Они не боятся холодной зимы, они боятся только голода. И там, на чужбине птицы не забывают свою Родину, и как доказательство тому ни одна птица не свила гнездо на чужбине. Чуть потеплеет птицы летят на Родину , вьют гнёзда, высиживают яйца , заботятся о потомстве дома.

- Каких перелетных птиц вы знаете?

- А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

        Оседлые – это птицы, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются.

Работа в парах.

- Распределите птиц, в две группы. Детям выдаются карточки с написанными названиями птиц.

перелетные                                          оседлые

Снегирь, ворон,  ласточка,  воробей,  цапля,  галка, грач.

- Каких птиц мы называем зимующими?

Чтение стихотворения.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

- Назовите птиц, которых вы узнали около наших кормушек?

Он на дереве сидит,

Чик-чирик всем говорит,

Очень любит угощенье,

Просо, зёрнышки, печенье.

Прыгает, а не идёт,

Рядом с нами он живёт,

Угадайте поскорей,

Кто же это?.. (Воробей)

Давайте отдадим воробышку одну из наших кормушек. Тем более что один воробей никогда не обедает. Овес, пшено, просо, хлебные крошки – это любимое лакомство воробья. Сейчас мы насыплем ему корма, сначала он попробует сам, а потом, когда убедится, что это вкусно, непременно позовет других воробьев. Когда воробьи пообедают, они сядут на дереве в стайку, распушат свои перышки и будут греться друг об друга. Ведь в холодную погоду они мало двигаются и стараются не чирикать. Издалека они будут похожи на большой пушистый комок.(Насыпают корм в кормушку для воробьев).

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня …(Синичка)

Смотрите, и она прилетела в нашу столовую! Скорее разместим здесь ее кормушку и дадим ей корм (размещают кормушку). Она очень любит семена подсолнечника, лебеды, полыни, конопли и конского щавеля. А еще она с удовольствием клюет овес и хлебные крошки. Но по-настоящему вкусным считает синичка, обычное несоленое сало и сырое мясо. А вот чем нельзя кормить эту птицу, так это черным хлебом. Он содержит большое количество дрожжей, которые вызывают процесс брожения в желудке маленькой помощницы. Если синица съест хоть маленький кусочек черного хлеба, она погибнет. (Насыпают корм для синицы).

Скрипит, свистит, но так поёт,

Весной покоя не даёт,

Кафтанчик красненький на нём,

Зовётся птица …(Снегирём).

Снегири очень любят ягоды.  Еще они объедают калину и рябину, клюют семена дыни и тыквы. Вот прилетят в эту кормушку снегири, пообедают небольшой стайкой и снова улетят туда, где много деревьев, чтобы оставаться незамеченными. Ведь если кто-то из них попадет в беду, остальные его не бросят, и будут спасать, рискуя собой. А еще эти птицы любят подражать пению других птиц, очень часто они передразнивают своих пернатых собратьев. (Насыпают корм для снегирей).

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка … (Дятел).

       Знаете, до сих пор ученые не могут понять, почему одни дятлы улетают в теплые края, а другие готовят дупла и остаются зимовать.

Дупло они не выдалбливают, а находят старое, трухлявое дерево и очень просто вырывают в нем дупло. Но, как и другим птицам, зимой дятлу тяжело найти себе пропитание. Ведь он питается личинками короеда, который живет в коре дерева и лесными ягодами. Зимой всего этого нет, и дятел с удовольствием употребляет в пищу еловые и сосновые семена. А еще, как и синичка, он любит сырое несоленое сало. Если во время обеда к нему прилетит другая птица, он не станет ее прогонять, а наоборот поделится. Давайте насыплем ему угощения и поспешим уйти, чтобы он скорее приступил к обеду. (Насыпают корм для дятла).

Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).

Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, журавли)

Какие птицы прилетают к нам первыми?

Конечно, же грачи. Грач-это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.

Разговор о птицах нашего города.

- Назовите и расскажите, что вы знаете о птицах нашего города.
1. Голубь сизый
Птицы среднего размера. Масса до 300 г. Взрослые птицы сизо-серого цвета, с металлическим зеленым и пурпурным блеском по бокам тела, задней части шеи и зоба. На крыльях две темные полосы, на хвосте темная полоса. Позвоночник и нижняя часть спины белая. Молодые птицы серые, с буроватым оттенком, в оперении почти нет металлического блеска. В населенных пунктах встречаются полудикие голуби, которые своей окраской и всеми другими признаками похожи на сизого голубя. Сизый голубь питается семенами культурных и диких растений, зелеными частями растений, ягодами. Гнезда строит на ветвях деревьев и кустарников
2. Ласточка городская
Масса 20 – 30 г. У взрослых птиц верх тела черно-синий, блестящий. Позвоночник и надхвостье белые. Низ тела белый, с буроватым оттенком на горле. У молодых птиц окраска верхней части тела черно-бурая, без блеска. Прилетают весной, в первой половине апреля. Гнездятся колониями. В августе собираются в стаи и начинают улетать на зимовку. Отлет длится весь сентябрь и заканчивается в начале октября. Питается двукрылыми, жуками, бабочками, стрекозами. В плохую погоду собирают насекомых и пауков на стенах и крышах зданий. Воду пьет на лету. Гнездится на стенах, под окнами, карнизами каменных построек, реже на склонах.
3. Ворона серая
Немаленькая птица Масса до 750 г. У взрослых птиц черная голова, горло, передняя часть груди, крылья и хвост. Остальное оперение пепельно-серое, с черными черточками. Молодые птицы имеют буроватый оттенок. Гнездо серой вороны в виде компактной кучи сухих сучьев, уложенных в развилке толстых ветвей дерева, с плоским лотком, который выстилается шерстью, мочалой, тряпками, перьями и т. п. 
4. Грач
Блестяще-черная птица, немного меньше от вороны. Масса до 500 г. Все оперение черное, около клюва голое кожное кольцо. Молодые птицы буровато-черные, без блеска. Гнездятся колониями из большинства сотен пар в населенных пунктах, придорожных насаждениях. Держатся стаями во время гнездования, перелетов и кочевок. Часто ходят в поле за сельскохозяйственными машинами, выбирая насекомых и грызунов.
На местах гнездования появляются во второй половине марта – в начале апреля, в зависимости от хода весны. Замена зимующих птиц на местных происходит в начале марта. Местные птицы улетают на зимовку в октябре – в начале ноября. 
5. Галка.

Птицы заметно меньше от грачей и ворон. Масса до 250 г. У взрослых птиц голова сверху, крылья и хвост черные, с металлическим блеском. Спина, подхвостье, горло и зоб черные, без блеска. Голова с боков, шея сверху и нижний бок тела пепельно-серый. Низ тела серый, с буроватым оттенком.
Оседлые частично кочевые птицы всей территории. На местах гнездования появляются в конце марта – в начале апреля. Гнездятся небольшими колониями или парами.  Гнезда строят в щелях домов, мостов, элеваторов, в дымоходах, дуплах деревьев из палочек, выстилая тряпками, перьями, шерстью, бумагой.
6. Воробей домовой
Масса до 40 г. У взрослого самца верх головы серый, с темными пятнышками, спина коричневая, с черными продольными пятнами, позвоночник и подхвостье серовато-бурые. Горло, зоб, верхняя часть груди черные, низ груди и брюхо буровато-белые. По бокам головы коричневые полосы. Шея с боков и щеки серые. У самки голова бурая, нижняя часть тела полосато-бурая. Оперение не такое яркое, как у самца. Молодые птицы похожи на самок. Птицы оседлые, частично кочевые. Гнездятся колониально в разных закрытых помещениях – в щелях строений, норах, в скалах, дуплах деревьев, искусственных гнездовьях.
Питается воробей семенами пшеницы, овса, проса, гороха, подсолнечника. Охотно поедают семена сорных растений: щирицы, горца, гречишных, амарантовых. Из беспозвоночных едят пауков, жуков, перепончатокрылых и двукрылых.

Загадки о птицах.

 Известная персона,
А зовут ее … 
(Ворона)

Вещунья белобока,
А зовут её …  
(Сорока)

 Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).

Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить

и кормиться? (Грач)

Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном! (голубь)

По перилам на балконе

ходит важная персона,

Но воровка и нахалка,

все мы знаем, это … галка.

Игра «Отгадай птицу по описанию»

 «У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»( синица)

«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (поползень)

 «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь.

Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?» (щегол)

Викторина

1. Почему дятла называют «помощником» других птиц?

2. Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени?

3. Какие птицы прилетают к нам первыми весной?

4. Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц?

Найдите в стихах биологическую неточность.

А это - весёлая птица синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится,

В доме, который построил Джек

Травка зеленеет, солнышко блестит,

ласточка с весною, в сени к нам летит.

Дам тебе я зёрен, а ты песню спой,

Что из стран далёких принесла с собой.

- Почему дятла называют “лесным доктором”? (Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых).

Подведение итогов экскурсии.

- Каких птиц Вы встретили на экскурсии?  Чем они были заняты?

- Много ли птиц зимой в  нашем городе?

- Поют ли птицы зимой?

- Чем питаются птицы зимой?

- Каких птиц  Вы узнали, по каким признакам?

В каком месте Вы увидели птиц больше? Как Вы думаете, почему?

В конце экскурсии педагог  возвращает обучающихся  к обозначенной теме экскурсии: «Наблюдения за птицами». Подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагает также желающим сделать фактические записи, рисунки по экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экологическая обстановка в нашем городе" Санкт-Петербург.

Презентация "Экологическая обстановка в нашем городе" Санкт-Петербург....

Исследовательский экологический проект "Чистый город Воркута?"

Чем старше мы становимся, тем чаще задумываемся, почему весной  из крана течёт мутная, рыжая вода? Ученики с помощью опытов, опроса и информации о принципах очистки воды сделали выводы.В наших си...

Экологический урок «Чистый город начинается с тебя» 22.05.2022

Цель занятия — повышение уровня экологической культуры школьников.Задачи:● познакомить с основными источниками загрязнения воды, воздуха иземли в городе;● научить способам экономии воды и электр...