Рабочая программа "Окружающий мир" 2 класс
материал по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа № 57»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ г. Астрахани
___________/___________/ по УВР МБОУ г. Астрахани «СОШ № 57»
Протокол МО № «СОШ № 57» ___________/Н.В. Юшко/
«____»______2012 г. _________/___________/ Приказ № __________ от
«____»________2012 г. «______» __________ 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Класс: 2 Б
Учитель: Туктарова Татьяна Юрьевна
Категория: первая
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от «___» _________ 2012г.
2012 - 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание курса
1 класс
Введение
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Что и кто?
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Как, откуда и куда?
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Где и когда?
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем?
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
2 класс
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
3 класс
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
4 класс
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Перечень обязательных практических работ и экскурсий
1 класс
Экскурсии:
Знакомство со школой.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Знакомство с растениями цветника.
Что такое зоопарк?
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели.
Что общего у разных растений?
Знакомство с глобусом.
Изучение свойств снега и льда.
Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Простейшие правила гигиены.
2 класс
Экскурсии:
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Весенние изменения в природе.
Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы.
Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
3 класс
Экскурсии:
Природа, ее разнообразие.
Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей.
Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Дорожные знаки в окрестностях школы.
Практические работы:
Тела, вещества, частицы.
Состав и свойства воздуха.
Свойства воды.
Круговорот воды.
Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Знакомство с внешним строением кожи.
Подсчет ударов пульса.
Полезные ископаемые.
Знакомство с культурными растениями.
Знакомство с различными монетами.
4 класс
Экскурсии:
Лес и человек.
Поверхность нашего края.
Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы:
Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года.
Знакомство с картой звездного неба.
Глобус и географическая карта.
Пояса Земли.
Знакомство с историческими картами.
Равнины и горы России.
Моря, озера и реки России.
Зона Арктических пустынь.
Тундра.
Леса России.
Зона степей.
Пустыни.
У Черного моря.
Знакомство с картой края.
Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края.
Жизнь леса.
Жизнь луга.
Жизнь пресного водоема.
Знакомство с культурными растениями нашего края.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
1 класс
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
- безопасную дорогу от дома до школы;
- важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
- название страны, в которой они живут, ее столицы;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- символы России: флаг, герб, гимн;
- простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
- названия дней недели, времен года;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- цвета радуги;
- назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
- различать овощи и фрукты.
2 класс
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
- названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
3 класс
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
4 класс
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
- правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Класс: 2 Б
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
Итоговых комплексных работ: 1
Планирование составлено на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования; М., «Просвещение», 2011 год.
Материально-техническое обеспечение:
- Учебник «Окружающий мир» 2 класс в двух частях. Автор: Плешаков А.А.; М., Просвещение, 2012г.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс в двух частях. Автор: Плешаков А.А.; М., Просвещение, 2012г.
- Окружающий мир. Тесты. 2 класс. Плешаков А.А. Гара Н.Н., Назарова З.Д.; М., Просвещение, 2012г.
- Окружающий мир. Поурочные разработки. 2 класс. Авторы: Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А.; М., ВАКО, 2011г.
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 2 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения план факт | |
Где мы живем? (4ч) | |||||
1 | Родная страна. | 1 | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Различать государственные символы России. Приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
2 | Город и село. Наши проекты «Родной город (село)». | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Сравнивать по личным наблюдения город и село. Рассказывать о своем доме по плану. Работать в паре. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Распределять обязанности по выполнению проекта. Собирать информацию, оформлять и проводить презентацию. Оценивать свои достижения в реализации проекта. | ||
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Классифицировать объекты окружающего мира. Работать в паре, группе. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с подготовленными сообщениями. обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||
Природа (20ч) | |||||
5 | Экскурсия. Неживая и живая природа. | 1 | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
6 | Явления природы. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Различать объекты и явления природы. Приводить примеры явлений неживой и живой природы. Определять сезон по характерным природным признакам. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
7 | Что такое погода. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса. Приводить примеры погодных явлений. Работать в паре. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
8 | В гости к осени. Экскурсия. Осенние изменения в природе. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимосвязи между ними. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
9 | Звездное небо. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Находить на рисунке знакомые созвездия. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. Находить информацию о зодиакальных созвездиях. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
10 | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Исследовать с помощью лупы состав гранита. Различать горные породы и минералы. Читать и обсуждать отрывок из книги А.Е. Ферсмана «Моя коллекция». Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
11-12 | Про воздух и про воду. | 2 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
13 | Какие бывают растения. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Устанавливать по схеме различия между группами растений. Приводить примеры разных групп растений. Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
14 | Какие бывают животные. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
15 | Невидимые нити. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, животными и растениями, различными животными. Читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете». Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
16 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Классифицировать культурные растения по определенным признакам. Сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по выбору). Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
17 | Дикие и домашние животные. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Сравнивать и различать диких и домашних животных. Рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. Сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
18 | Комнатные растения. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Узнавать комнатные растения на рисунках. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического развития человека. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
19 | Животные живого уголка. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. Рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
20 | Про кошек и собак. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника. Обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
21 | Красная книга. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
22 | Будь природе другом! | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
23 | Наши проекты «Красная книга или Возьмем под защиту». | 1 | Распределять обязанности по выполнению проекта. Извлекать информацию из различных источников. Готовить рисунки и фотографии. Составлять собственную Красную книгу и презентовать ее. Оценивать свои достижения в выполнении проекта. | ||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
Жизнь города и села (9ч) | |||||
25 | Что такое экономика. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
26 | Из чего что сделано. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Классифицировать предметы по характеру материала. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
27 | Как построить дом. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Рассказывать по своим наблюдениям о строительстве городского и сельского домов. Узнавать по иллюстрации учебника строительные машины и строительные материалы. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
28 | Какой бывает транспорт. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Классифицировать средства транспорта, приводить примеры. Узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
29 | Культура и образование. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Различать учреждения культуры и образования, приводить примеры. Обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
30 | Все профессии важны. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Рассказывать о труде людей известных профессий, о профессии своих родителей, о том, кем бы хотелось им стать. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. Читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб». Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
31 | Наши проекты «Профессии». | 1 | Распределять обязанности по выполнению проекта. Извлекать информацию из различных источников. Готовить рисунки и фотографии. Составлять рассказы о профессия родных и знакомых и презентовать их. Оценивать свои достижения в выполнении проекта. | ||
32 | В гости к зиме. Экскурсия. Зимние изменения в природе. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Наблюдать над зимними погодными явлениями. Наблюдать поведение зимующих птиц. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
Здоровье и безопасность (8ч) | |||||
34 | Строение тела человека. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Называть и показывать внешние части тела человека. Определять на рисунке положение внутренних органов человека. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
35 | Если хочешь быть здоров. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Рассказывать о своем режиме дня; предлагать рациональный режим школьника. Формулировать правила личной гигиены. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
36 | Берегись автомобиля! | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Моделировать сигналы светофора. Соотносить изображения и названия дорожных знаков. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
37 | Домашние опасности. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Формулировать правила безопасного поведения в быту. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
38 | Пожар! | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Характеризовать пожароопасные предметы. Запомнить правила предупреждения пожара. Рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
39 | На воде и в лесу. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запомнить правила поведения во время купания. Различать съедобные и ядовитые грибы. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
40 | Опасные незнакомцы. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми. Запомнить правила поведения при контактах с незнакомыми людьми. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
41 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
Общение (7ч) | |||||
42 | Наша дружная семья. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях. Формулировать понятие «культура общения». Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
43 | Наши проекты «Родословная». | 1 | Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения. Отбирать фотографии из семейного архива. Составлять родословное древо семьи. Презентовать свой проект. | ||
44 | В школе. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Рассказывать о своем школьном коллективе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
45 | Правила вежливости. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
46 | Я и твои друзья. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. Обсуждать правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
47 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Обсуждать правила поведения в театре и формулировать их. Обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
48 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
Путешествия (20ч) | |||||
49 | Посмотри вокруг. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Формулировать вывод о форме Земли. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
50 | Ориентирование на местности. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
51 | Формы земной поверхности. Экскурсия. Формы земной поверхности родного края. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Сравнивать по схеме холм и гору. Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
52 | Водные богатства. Экскурсия. Водоемы родного края. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Различать водоемы искусственного и естественного происхождения, узнавать их по описанию. Рассказывать о частях реки по схеме. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
53 | В гости к весне. Экскурсия. Весенние изменения в природе. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Наблюдать за весенними погодными явлениями. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
54 | Россия на карте. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Сравнивать изображение России на глобусе и карте. Учиться правильно показывать объекты на карте. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
55-56 | Наши проекты «Города России». | 2 | Распределять обязанности по выполнению проекта. Находить информацию для исследования выбранного города. Составлять презентацию своего исследования. Оценивать достижения по выполнению проекта. | ||
57 | Путешествие по Москве. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Находить Москву на карте России. Отличать герб Москвы от гербов других городов. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
58 | Московский Кремль. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
59 | Город на Неве. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Находить Санкт-Петербург на карте России. Отличать герб Санкт-Петербурга от других городов. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
60 | Путешествие по планете. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Сравнивать глобус и карту мира. Находить и показывать океаны и материки. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
61 | Путешествие по материкам. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Находить материки на карте мира. Знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
62 | Страны мира. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Сравнивать физическую и политическую карту мира. Находить и показывать на карте территорию России и других стран. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
63-64 | Наши проекты «Страны мира». | 2 | Распределять обязанности по выполнению проекта. Готовить сообщения о выбранных странах. Подбирать фотографии достопримечательностей. Презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций. Оценивать свои достижения в выполнении проекта. | ||
65 | Впереди лето. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее. Определять цветущие летом травы. Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям. Формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
67 | Повторение пройденного за год. | 1 | |||
68 | Итоговая комплексная работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...