Урок развития речи в школе II вида изложение "Лиса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Изложение в 4 классе специальной коррекционной школы II вида о повадках лисы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи в школе II вида изложение "Лиса" | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи
Тема: Изложение «Лиса Патрикеевна» по коллективно составленному
плану. (1-ый урок)
Цель: Формировать умение пересказывать художественное произведение
описательного характера близко к тексту.
Задачи:
- Упражнять в умении делить текст на логически завершённые части,
в умении коллективно составлять план текста на основе анализа его
содержания.
- Совершенствовать умение употреблять в речи сложные
предложения с обобщающим понятием и однородными членами.
- Расширять, уточнять и активизировать тематический словарь
словами и словосочетаниями описательного характера.
- Развивать концентрацию и переключение внимания,
долговременную словесную память, навыки вариативной связной
речи.
- Воспитывать положительную мотивацию к овладению яркой
выразительной речью.
Оборудование: компьютер, мультимедиапрезентация, учебники,
«помогалочки»
Словарь: обобщающее слово, перечисления, принаряжена, жилет, галстучек,
золотистая, кладовые, вход – выход, разбойница, повадки, шею
свернёт, не помилует.
Ход урока:
- Оргмомент: 1. проверка аппаратуры:
- Какой сейчас урок?
- Какие сегодня дежурные звуки ?
(-Дежурные звуки: «К» -«Х».)
2. фонетическая зарядка:
1-ый слайд: слова: кумушка кума
травушка трава
хвостик хвост
хозяюшка хозяйка
тихонько тихо
тёпленькая тёплая
- Прочитайте слова.
- Что общего в этих словах?
(- Это ласковые слова.)
- Подберите слова, от которых образованы эти слова.
( образец учителя: кумушка – кума)
- Назовите суффиксы, с помощью которых образуются ласковые слова.
(-к.,-ик-, -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -ичк-,-ечк-,…)
3. Речевой момент (за экраном):
- Прочитайте слова.(табличка)
кума-кумушка
нарядная
модница
хозяюшка
рыжая
плутовка
разбойница
хищница
хитрая
умная
- Какие слова вам не понятны?
(- Мне не понятно слово …, я не знаю, что такое …., объясните, что такое …)
-О ком можно сказать этими словами?
(- О лисе.)
- Как лису можно назвать ласково?
(-Лисонька, лисушка, лисичка,……)
2-ой слайд ( или на первый слайд выходит изображение лисы)
Коррекционно-развивающее упражнение на развитие словесной памяти.
- Постарайтесь запомнить эти слова. Повторите их.
- Как думаете, зачем?
( -Наверное, они пригодятся нам на уроке.)
- Работа по теме урока:
- Определение темы и цели урока.
2-ой слайд
Шифровка ИЗЛОЖЕНИЕ
_ Как думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?
(- будем готовиться писать изложение.)
- Как думаете, о ком? Почему так думаете?
( - Я думаю о …. Наверное о …. . Может быть о …., потому что мы повторяли слова о лисе)
- Чтение текста учителем.
- Я хочу предложить вам сегодня два текста о лисе. А писать изложение будем по тому тексту, который вам больше понравится.
3 слайд. (текст статьи на фоне картинки о лисе)
Лисица.
Лиса – красивое животное. У неё зубы острые, рыльце тонкое, небольшие уши,пушистый хвост.
У лисы тёплая рыжая пушистая шерсть. На груди и шее – белая.
Лисица – хитрый зверёк. Ходит осторожно. Смотрит хитро, ласково.
Роет глубокие тёплые норы. Делает в них входы и выходы, запасает в них для себя и детёнышей корм.
Лиса – хищница. Она ловит птиц, мышей и зайцев, крадёт домашних птиц и животных.
- А теперь послушайте другой текст.
(«выплывает» второй вариант текста)
Лиса Патрикеевна.
К. Ушинский
У кумушки-лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая. На груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов. В норах кладовые есть. Есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.
Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса. Любит она курочек, ловит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
- Какой рассказ интереснее, красивее? Почему?
(-Во втором много красивых, ласковых слов.)
-Как вы думаете, как автор К. Ушинский относится к кумушке–лисе?
(-Лиса ему нравится. Он восхищается, любуется лисой.)
- Как он показал нам, что лиса ему нравится?
( - много ласковых слов о лисе.)
- Как думаете, почему автор назвал рассказ «Лиса Патрикеевна»?
(- По отчеству. Уважает.)
- Где так называют лису?
( - В сказках.)
- Чтение детьми текста и деление его на части.
- Прочитайте текст и попробуйте разделить его на части по вопросам:
1. Как выглядит лиса?
2. Какой наряд она носит?
3. Как ведёт себя лиса?
4. Как устраивает жилище?
5. Чем питается лиса?
- Анализ содержания и составление плана текста.
А). 1-ая часть.
- О чём говорится в 1-ой части?
(-как выглядит. Внешний вид лисы.)
- Прочитайте первую часть. Найдите, как автор называет лису?
(-кумушка-лиса.)
- Как автор относится к лисе в этой части текста?
(-любуется, нравится…)
- Как он это показывает?
(-ласковые слова употребляет)
-Замените словосочетания ласковыми словами и выражениями.
Зубы острые - зубки остры
Рыльце тонкое - рыльце тоненькое
На голове уши - ушки на макушке
Хвост - хвостик на отлёте (словарная работа – показать на картинке)
Шуба тёплая - шубка тёпленькая
- Как можно назвать первую часть?
( Внешний вид лисы. Как выглядит лиса. Кумушка-лиса.)
- Обратите внимание: сколько предложений в первой части?
(-Одно.)
Схема: \__________ , ________, __________, ________, ________ .
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ
- Как можно построить несколько предложений?
(-варианты предложений)
- Как можно озаглавить эту часть?
(- Внешний вид лисы. Как выглядит лиса.)
- Кто хочет попробовать пересказать эту часть рассказа?
(пересказ части)
Б) 2-ая часть
- О чём говорится во 2-ой части?
(Какая лиса красивая. Как лиса наряжена.)
4-ый слайд «красавица-лиса»
- Прочитайте вторую часть. Найдите, как автор называет лису?
(-Кума.)
Словарная работа: ПРИНАРЯЖЕНА.
- Подберите родственное слово (-наряд). Как вы это понимаете?
(-Наряд – одежда)
- Какая часть речи описывает наряд лисы?
(- прилагательные и существительные)
- О чём говорится так: пушистая, золотистая?
(-шерсть, шубка)
- Каким прилагательным можно заменить слово «золотистая» ?
(-рыжая.)
- С чем сравнивает автор шерсть на груди?, на шее?
(- жилет, галстучек)
- Почему?
(-наряд – одежда)
- Сколько предложений использовал автор? (-два.)
- Можно их заменить одним.
Схема:
\________________ : _______, __________, _________, __________, ________.
ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ
- Как можно назвать эту часть?
( -Хорошо кума принаряжена. Наряд лисы.)
- Попробуйте рассказать эту часть.
(-пересказ части детьми)
- 3-ья часть
- О чём говорится в 3-ей части?
(- Как ходит лиса, как носит хвост, как смотрит. Зубки показывает)
- словарная работа: это можно назвать одним выражением «повадки лисы».
5-ый слайд – «повадки лисы».
- Прочитайте 3-ю часть, найдите : как автор теперь называет лису.
- Какая часть речи описывает повадки лисы?
(-глаголы.)
- Выберите словосочетания: Что делает? Как?, которыми описываются её повадки.
( ходит тихонько, пригибается, будто кланяется, носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки показывает)
- Какая схема предложения использована в этой части?
( - перечисление.)
- Как можно озаглавить эту часть?
( Поведение лисы. Повадки лисы.)
- Кто хочет рассказать эту часть ?
(пересказ детьми)
- 4-ая часть.
- О чём говорится в 4-ой части?
( -Как лиса роет норы.)
- Прочитайте эту часть. Найдите: как автор теперь называет лису.
( - Умница.)
- Почему К. Ушинский называет лису умницей?
(-хорошо работает, трудолюбивая)
- Как ещё можно её назвать за это?
(-хорошая хозяйка, ласково – хозяюшка.)
6-ой слайд «роет норы, устройство норы»
Словарная работа:
- Что делает лиса?
(-Роет норы.)
Посмотрите:ВХОД – ВЫХОД
- Определите корень, приставку. Как понимаете слова?
(пояснения детей)
- Зачем много входов и выходов?
(- Чтобы прятаться и убегать от врагов.)
- Что ещё есть в норе у лисы?
(-Есть тут кладовые, есть и спаленки.)
- КЛАДОВЫЕ – как понимаете?
(-Склад для хранения пищи, столовая)
- Скажите, что это: спаленки, травушка?
(-Спальни, трава.)
- Как думаете, как относится теперь автор к лисе?
(- Уважает. Считает трудолюбивой, умной, заботливой, запасливой.)
- Какие схемы предложения использованы в этой части?.
(-Обобщение- перечисление и перечисление.)
- Как можно озаглавить эту часть?
(- Умница лиса. Хозяюшка лиса. Роет норы, умница, глубокие.)
- Кто хочет рассказать эту часть?
(построение предложений детьми,пересказ)
- 5-ая часть.
- О чём говорится в 5-ой части рассказа?
(-Что любит лиса. Чем питается.)
6-ой слайд «хищница»
- Прочитайте 5-ую часть, найдите: как теперь называет автор лису. Почему?
( - Хозяюшка. Разбойница)
Словарная работа:
- Почему автор называет лису РАЗБОЙНИЦА ?
( - Ворует домашних птиц и животных)
- Как по другому можно назвать лису?
(- ХИЩНИЦА.)
- Как вы думаете, а теперь автор, по-прежнему, любуется, восхищается лисой, хвалит её? Или по-другому относится к ней?
( - Нет, ругает, осуждает лису.)
- Какие глаголы использовал автор для этого?
(- ЛЮБИТ, СВЕРНЁТ ШЕЮ, НЕ ПОМИЛУЕТ)
- Подберите другие глаголы., которыми можно заменить эти глаголы.
( - Ест, ловит, ворует, крадёт, не пожалеет.)
- Какая схема предложений использована?
(-Тоже перечисления.)
- Как можно назвать эту часть?
(- Лиса - разбойница. Хищница лиса.)
- Попробуйте пересказать эту часть.
(пересказ детей)
- Обобщение. Пересказ текста детьми.
- Вы обратили внимание, что в рассказе автор использовал много предложений с обобщениями, перечислениями. Как вы думаете: почему?
(- Потому что автор рассказывает – какая лиса.)
- Это РАССКАЗ - ОПИСАНИЕ.
- А теперь попробуем пересказать весь текст, используя в помощь план и слова – «помогалочки»
(пересказ текста детьми)
- Итог урока:
- Вам понравился урок?
- Что было трудно, не понятно?
(ответы детей)
- Как вы думаете, справимся мы на следующем уроке с изложением?
(- Думаю,я напишу изложение красиво.
- Мне нужна будет помощь. И т.д.)
Д. З.
- На самоподготовке попробуйте пересказать весь текст по плану и словам – «помогалочкам» .
Оценка деятельности на уроке.
7-ой слайд «УМНИЦЫ»
(зашифрованное слово)
- А я хочу вам сказать:«УМНИЧКИ!»
- Какой суффикс я применила?
( -Суффикс -ичк-)
- Почему?
(-Ласковое слово.)
- Потому что я довольна вашей работой на уроке.
1. Как выглядит лиса?
2. Какой наряд она
носит?
3. Как ведёт себя лиса? 4. Как устраивает жилище?
5. Чем питается лиса?
кума-кумушка нарядная модница хозяюшка рыжая плутовка разбойница хищницахитрая умная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения и развития речи в школе V вида для детей с ТНР. Тема: «Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин».
Урок чтения и развития речи в школе Vвида для детей с ТНР.Тема: «Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин».Учебник «Литературное чтение» Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова Цели: Выя...
Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»
Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе лежит практика использования в быту кухонной посуды....
Интегрированный урок ОМ + Развитие речи в школе II вида
Конспект интегрированного урока....
Основные направления развития речи учащихся школы VIII вида
В статье раскрываются основные задачи развития речи учащихся школы VIII вида....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ коррекционной школы 8 вида
Данный материал поможет в работе учителям....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ коррекционной школы 8 вида
Данный материал поможет в работе учителям....
Урок по письму и развитию речи в школе 8 вида по теме "Раздельное написание предлогов в тексте"
Презентация к уроку по письму и развитию речи в школе 8 вида по теме: "Раздельное написание предлогов в тексте" (4 класс)...