Урок развития речи в школе II вида изложение "Лиса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Изложение в 4 классе специальной коррекционной школы II вида о повадках лисы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи

Тема: Изложение «Лиса Патрикеевна» по коллективно составленному

плану. (1-ый урок)

Цель: Формировать умение пересказывать художественное произведение

            описательного характера  близко к тексту.

Задачи:

               - Упражнять в  умении делить текст на логически завершённые части,

               в умении коллективно составлять план текста на основе анализа его    

               содержания.

               - Совершенствовать умение употреблять в речи сложные

               предложения с обобщающим понятием  и однородными членами.

               - Расширять, уточнять и активизировать тематический словарь

               словами и словосочетаниями описательного характера.

               -  Развивать концентрацию и переключение внимания,

               долговременную словесную память, навыки вариативной связной

               речи.

               - Воспитывать положительную мотивацию к овладению яркой

               выразительной речью.

Оборудование: компьютер, мультимедиапрезентация, учебники,    

«помогалочки»

Словарь: обобщающее слово, перечисления, принаряжена, жилет, галстучек,

золотистая, кладовые, вход – выход, разбойница, повадки, шею

свернёт, не помилует.

Ход урока:

  1. Оргмомент:  1.  проверка аппаратуры:

- Какой сейчас урок?

- Какие сегодня дежурные звуки ?

(-Дежурные звуки: «К» -«Х».)

2. фонетическая зарядка:

1-ый слайд:  слова:         кумушка                            кума

                                              травушка                           трава

                                              хвостик                               хвост

                                              хозяюшка                          хозяйка

                                              тихонько                            тихо

                                              тёпленькая                        тёплая

- Прочитайте слова.          

- Что общего в этих словах?

(- Это ласковые слова.)

- Подберите слова, от которых образованы эти слова.

( образец учителя: кумушка – кума)

- Назовите суффиксы, с помощью которых образуются ласковые слова.

(-к.,-ик-, -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -ичк-,-ечк-,…)

                            3. Речевой момент (за экраном):

- Прочитайте слова.(табличка)

                                                             кума-кумушка

                                                             нарядная

                                                             модница

                                                             хозяюшка

                                                             рыжая

                                                             плутовка

                                                             разбойница

                                                             хищница

                                                             хитрая

                                                             умная

                                                           

- Какие слова вам не понятны?

(- Мне не понятно слово …, я не знаю, что такое …., объясните, что такое …)

-О ком можно сказать этими словами?

 (- О лисе.)

- Как лису можно назвать ласково?

(-Лисонька, лисушка, лисичка,……)

2-ой слайд ( или на первый слайд выходит изображение лисы)

Коррекционно-развивающее упражнение на развитие словесной памяти.

- Постарайтесь запомнить эти слова. Повторите их.

- Как думаете, зачем?

( -Наверное, они пригодятся нам на уроке.)

  1. Работа по теме урока:
  1. Определение темы и цели урока.

2-ой слайд

Шифровка ИЗЛОЖЕНИЕ

_ Как думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?

(-  будем готовиться писать изложение.)

- Как думаете, о ком? Почему так думаете?

( - Я думаю  о …. Наверное о …. . Может быть о …., потому что мы повторяли слова о лисе)

  1. Чтение текста учителем.

- Я хочу предложить вам сегодня два текста о лисе. А писать изложение будем по тому тексту, который вам больше понравится.

3 слайд.           (текст статьи на фоне картинки о лисе)

                                                                Лисица.

  Лиса – красивое животное.  У неё зубы острые, рыльце тонкое, небольшие уши,пушистый хвост.

         У лисы тёплая рыжая пушистая шерсть. На груди и шее – белая.

         Лисица – хитрый зверёк. Ходит осторожно. Смотрит хитро, ласково.

         Роет глубокие тёплые норы. Делает в них входы и выходы, запасает в них для себя и детёнышей корм.

         Лиса – хищница. Она ловит птиц, мышей и зайцев, крадёт домашних птиц и животных.

- А теперь послушайте другой текст.

                          («выплывает» второй вариант текста)

Лиса Патрикеевна.

                                                                                                    К. Ушинский

             У кумушки-лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

           Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая. На груди жилет, а на шее белый галстучек.

           Ходит лиса тихонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

           Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов. В норах кладовые есть. Есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.

           Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса. Любит она курочек, ловит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

- Какой рассказ интереснее, красивее? Почему?

(-Во втором много красивых, ласковых слов.)

-Как вы думаете, как автор  К. Ушинский относится к кумушке–лисе?

(-Лиса ему нравится. Он восхищается, любуется лисой.)

- Как он показал нам, что лиса ему нравится?

( - много ласковых слов о лисе.)

- Как думаете, почему автор назвал рассказ «Лиса Патрикеевна»?

(- По отчеству. Уважает.)

- Где так называют лису?

( - В сказках.)

  1. Чтение детьми текста и деление его на части.

- Прочитайте текст и попробуйте разделить его на части по вопросам:

                  1. Как выглядит лиса?

                  2. Какой наряд она носит?

                  3. Как ведёт себя лиса?

                  4. Как устраивает жилище?

                  5. Чем питается лиса?

  1. Анализ содержания и составление плана текста.

А). 1-ая часть.

- О чём говорится в 1-ой части?

(-как выглядит. Внешний вид лисы.)

- Прочитайте первую часть.  Найдите, как автор называет лису?

(-кумушка-лиса.)

- Как автор относится к лисе в этой части текста?

(-любуется, нравится…)

- Как он это показывает?

(-ласковые слова употребляет)

-Замените словосочетания ласковыми словами и выражениями.

 Зубы острые        -   зубки остры

 Рыльце тонкое      - рыльце тоненькое

На голове уши     -  ушки на макушке

 Хвост    -  хвостик на отлёте      (словарная работа – показать на картинке)

 Шуба тёплая  -    шубка тёпленькая

- Как можно назвать первую часть?

( Внешний вид лисы. Как выглядит лиса. Кумушка-лиса.)

- Обратите внимание: сколько предложений в первой части?

(-Одно.)

Схема:    \__________ , ________, __________, ________, ________ .

                                          ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ

- Как можно построить несколько предложений?

 (-варианты предложений)

- Как можно озаглавить эту часть?

(- Внешний вид лисы. Как выглядит лиса.)

- Кто хочет попробовать пересказать эту часть рассказа?

(пересказ части)

Б) 2-ая часть

- О чём говорится во 2-ой части?

(Какая лиса красивая. Как лиса наряжена.)

4-ый слайд «красавица-лиса»

- Прочитайте вторую часть. Найдите, как автор называет лису?

(-Кума.)

Словарная работа: ПРИНАРЯЖЕНА.

- Подберите родственное слово (-наряд). Как вы это понимаете?

(-Наряд – одежда)

- Какая часть речи описывает наряд лисы?

(- прилагательные и существительные)

- О чём говорится так:  пушистая, золотистая?

(-шерсть, шубка)

- Каким прилагательным можно заменить слово «золотистая» ?

(-рыжая.)

- С чем сравнивает автор шерсть на груди?, на шее?

(- жилет, галстучек)

- Почему?

(-наряд – одежда)

- Сколько предложений использовал автор?  (-два.)

- Можно их заменить одним.

Схема:

\________________ : _______, __________, _________, __________, ________.

      ОБОБЩЕНИЕ                                   ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ

- Как можно назвать эту часть?

( -Хорошо кума принаряжена. Наряд лисы.)

- Попробуйте рассказать эту часть.

(-пересказ части детьми)

  1. 3-ья часть

- О чём говорится в 3-ей части?

(- Как ходит лиса, как носит хвост, как смотрит. Зубки показывает)

- словарная работа: это можно назвать одним выражением «повадки лисы».

5-ый слайд – «повадки лисы».

- Прочитайте 3-ю часть, найдите : как автор теперь называет лису.

- Какая часть речи описывает повадки лисы?

(-глаголы.)

- Выберите словосочетания: Что делает? Как?, которыми описываются её повадки.

( ходит тихонько, пригибается, будто кланяется, носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки показывает)

- Какая схема предложения использована в этой части?

( - перечисление.)

- Как можно озаглавить эту часть?

( Поведение лисы. Повадки лисы.)

- Кто хочет рассказать эту часть ?

(пересказ детьми)

  1. 4-ая часть.

- О чём говорится в 4-ой части?

( -Как лиса роет норы.)

- Прочитайте эту часть. Найдите: как автор теперь называет лису.

( - Умница.)

- Почему К. Ушинский называет лису умницей?

(-хорошо работает, трудолюбивая)

- Как ещё можно её назвать за это?

(-хорошая хозяйка, ласково – хозяюшка.)

6-ой слайд «роет норы, устройство норы»

Словарная работа:

- Что делает лиса?

(-Роет норы.)

Посмотрите:ВХОД – ВЫХОД

- Определите корень, приставку. Как понимаете слова?

(пояснения детей)

- Зачем много входов и выходов?

(- Чтобы прятаться и убегать от врагов.)

- Что ещё есть в норе у лисы?

(-Есть тут кладовые, есть и спаленки.)

- КЛАДОВЫЕ – как понимаете?

(-Склад для хранения пищи, столовая)

- Скажите, что это: спаленки, травушка?

(-Спальни, трава.)

- Как думаете, как относится теперь автор к лисе?

(- Уважает. Считает трудолюбивой, умной, заботливой, запасливой.)

- Какие схемы предложения использованы в этой части?.

(-Обобщение- перечисление и перечисление.)

- Как можно озаглавить эту часть?

(- Умница лиса. Хозяюшка лиса. Роет норы, умница, глубокие.)

- Кто хочет рассказать эту часть?

(построение предложений детьми,пересказ)

  1. 5-ая часть.

- О чём говорится в 5-ой части рассказа?

(-Что любит лиса. Чем питается.)

6-ой слайд «хищница»

- Прочитайте 5-ую часть, найдите: как теперь называет автор лису. Почему?

( - Хозяюшка. Разбойница)

Словарная работа:

- Почему автор называет лису РАЗБОЙНИЦА ?

( - Ворует домашних птиц и животных)

- Как по другому можно назвать лису?

(- ХИЩНИЦА.)

- Как вы думаете, а теперь автор, по-прежнему, любуется, восхищается лисой, хвалит её? Или по-другому относится к ней?

( - Нет, ругает, осуждает лису.)

- Какие глаголы использовал автор для этого?

(- ЛЮБИТ,  СВЕРНЁТ  ШЕЮ, НЕ  ПОМИЛУЕТ)

- Подберите другие глаголы., которыми можно заменить эти глаголы.

( - Ест, ловит, ворует, крадёт, не пожалеет.)

- Какая схема предложений использована?

(-Тоже перечисления.)

- Как можно назвать эту часть?

(- Лиса - разбойница. Хищница лиса.)

- Попробуйте пересказать эту часть.

(пересказ детей)

  1. Обобщение. Пересказ текста детьми.

- Вы обратили внимание, что в рассказе автор использовал много предложений с обобщениями, перечислениями. Как вы думаете: почему?

(- Потому что автор рассказывает – какая лиса.)

 - Это РАССКАЗ - ОПИСАНИЕ.

-   А теперь попробуем пересказать весь текст, используя в помощь план и слова – «помогалочки»

(пересказ текста детьми)

  1. Итог урока:

Рефлексия:

- Вам понравился урок?

- Что было трудно, не понятно?

(ответы детей)

- Как вы думаете, справимся мы на следующем уроке с изложением?

(- Думаю,я напишу изложение красиво.

- Мне нужна будет помощь. И т.д.)

Д. З.

- На самоподготовке попробуйте пересказать весь текст по плану и словам – «помогалочкам» .

Оценка деятельности на уроке.

7-ой слайд «УМНИЦЫ»

(зашифрованное слово)

- А я хочу вам сказать:«УМНИЧКИ!»

- Какой суффикс я применила?

( -Суффикс -ичк-)

- Почему?

(-Ласковое слово.)

- Потому что я довольна вашей работой на уроке.

1. Как выглядит лиса?

2. Какой наряд она

носит?

3. Как ведёт себя лиса? 4. Как устраивает жилище?

5. Чем питается лиса?

кума-кумушка                                                            нарядная                                                           модница                                                           хозяюшка                                                           рыжая                                                          плутовка                                                    разбойница                                                           хищницахитрая                                                            умная                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи в школе V вида для детей с ТНР. Тема: «Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин».

Урок чтения и развития речи в школе Vвида для детей с ТНР.Тема: «Скороговорка.  Даниил Хармс «Иван Топорышкин».Учебник «Литературное чтение» Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова Цели: Выя...

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе  лежит практика использования в быту кухонной посуды....

Основные направления развития речи учащихся школы VIII вида

В статье раскрываются основные задачи  развития речи учащихся школы VIII вида....

Урок по письму и развитию речи в школе 8 вида по теме "Раздельное написание предлогов в тексте"

Презентация к уроку по письму и развитию речи в школе 8 вида по теме: "Раздельное написание предлогов в тексте" (4 класс)...