урок по окружающему миру. 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Чиканова Лидия Егоровна

 

Как изображают Землю. Представление о Земле
древних народов. Модель земли

Цели:

– познакомить с представлениями древних народов о форме и движении Земли;

– формировать представления о глобусе как модели Земли;

– развивать воображение, познавательный интерес к истории развития знаний о форме Земли, умение рассуждать;

– воспитывать желание узнавать новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izobrazhayut_zemlyu._model_zemli.docx50.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 12
Как изображают Землю. Представление о Земле
древних народов. Модель земли

Цели:

– познакомить с представлениями древних народов о форме и движении Земли;

– формировать представления о глобусе как модели Земли;

– развивать воображение, познавательный интерес к истории развития знаний о форме Земли, умение рассуждать;

– воспитывать желание узнавать новое.

Оборудование: иллюстрации (представления древних о форме Земли, изображения старинных глобусов); карта полушарий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– Чем карта отличается от плана?

– Что можно узнать по географической карте?

– Что и как изображают на исторической карте?

2. Показ по физической карте России природных и географических объектов (реки, озера, равнины, горы и т. д.)

3. Работа по карточкам.

Карточка 1. Заполните пропуски в ответе на вопрос: Чем отличаются действия составителя карты и человека, который ею пользуется?

 Один видимую поверхность преобразует в условные знаки, другой по ним … (воображает) ее.

 Один … (уменьшает) расстояния при составлении карты, другой их … (увеличивает), читая ее.

 Один, путешествуя, … (наносит) на карту географические объекты, другой по ним … (планирует) маршрут своего путешествия.

Карточка 2. Соедините линиями понятия и слова, поясняющие их.

Карточка 3. Соедините линиями возможный масштаб.

4. Проверка домашней работы в рабочих тетрадях (задания № 24, 25).

III. Сообщение темы урока.

– Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевую фразу. Она является темой нашего урока.

1. Наука, занимающаяся описанием Земли.

2. Наука, изучающая прошлое человечества.

3. На одной бумаге весь мир показан.

4. Он на плане и на карте самый главный господин.

5. Чертеж вида предмета сверху.

6. Местность, которую мы видим вокруг себя.

7. Специальные линии на карте, которые указывают направление север – юг.

8. Географические объекты, обозначенные на географической карте синим цветом.

9. Специальные линии на карте, которые указывают направление запад – восток.

10. Географические объекты, обозначенные на географической карте зеленым цветом.

Ответы. 1. География. 2. История. 3. Карта. 4. Масштаб. 5. План. 6. Горизонт. 7. Меридианы. 8. Моря. 9. Параллели. 10. Низменности.

Ключевая фраза: Форма Земли.

– Сегодня на уроке мы узнаем, как древние народы представляли Землю. Узнаем, как изобразить не участок земной поверхности, а всю Землю.

IV. Изучение нового материала.

1. Первый спор в географии.

– Со сторонами горизонта связан один из первых дошедших до нас споров в истории географии. Каждый шаг в развитии географии, как и любой другой науки, сопровождается спорами. Далеко не все они уже разрешены.

Древнегреческого ученого Геродота потомки назвали «отцом истории», потому что от него мы многое узнали о событиях древнего мира. Но Геродота можно назвать и «отцом географии». Он донес до нас следующее предание. Речь пойдет об Африке. Найдите ее на карте.

Примерно 2700 лет назад египетский фараон (царь) Нехо отправил из Красного моря на юг корабль, поставив перед морякам задачу: обогнуть Африку (тогда ее называли Ливией). Три года о корабле не было ни слуху ни духу. Но вот неожиданно по Средиземному морю с запада в гавань вошел корабль. Это и были те моряки. Они все-таки выполнили приказ фараона.

После  этого Геродот напишет: «Говорят, по-моему, неправду, а другой кто-нибудь, может быть, и поверит, что, плывя вокруг Ливии, они имели солнце справа».

– Как вы думаете, кто прав: Геродот или моряки?

Учитель объясняет по карте полушарий:

– Если плывешь из Красного моря вокруг Африки, путь вначале идет на юг, затем поворачивает на запад. Значит, когда моряки плыли с востока на запад, они видели солнце справа, то есть на севере. Ясно, что Геродот этому не поверил, так как это противоречило его наблюдениям.

2. Форма Земли.

– Что необходимо знать, чтобы изобразить всю Землю? Что необходимо использовать для этого? (Необходим еще более мелкий масштаб, то есть надо уменьшить расстояния в большее число раз.)

– Необходимо ли нам знать форму Земли? (Необходимо, так как небольшой участок земной поверхности можно считать плоским и перенести его в определенном масштабе на лист бумаги (плоскость), а в случае с Землей так не получится.)

– Какой же представляли Землю древние народы и как ее изображали? (Учащиеся дают ответы.)

Учитель читает отрывок из повести Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» о том,  как шестиклассник Волька Костыльков по подсказке джинна Хоттабыча, которого он извлек из бутылки, доказывал экзаменаторам, что Земля имеет форму диска: «Если бы Земля была шаром, воды стекали бы с нее вниз, а люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля, о достойнейшая и благороднейшая из преподавателей и наставников, имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой «Океан». Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот так устроен мир, о учительница».

Волька сам понимал, что несет околесицу, но остановиться не мог. От беспомощности у него слезы на глазах выступили. Учителя решили помочь ему и задали еще вопрос.

– Ну, Костыльков, вытри слезы, не нервничай. Расскажи-ка, что такое горизонт.

– Горизонт? –  обрадовался Волька. – Это просто. Горизонтом называется воображаемая линия, которая… – Но за стеной снова закопошился Хоттабыч, и Костыльков снова пал жертвой его подсказки.

– Горизонтом, о высокочтимая, – поправился он, – горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли».

– Какие ошибки допустил Волька? Как представлял Землю, ее форму джинн Хоттабыч?

Все правильно. Именно так и думали. Знания человека древности о мире по существу сводились к знакомству с ближайшей округой. Вы можете судить об этом и по старым картам. Во время путешествий, а тем более в обыденной жизни, эта округа разворачивалась перед человеком как свиток бумаги, на которой один ландшафт сменял другой. В каждом данном месте земная поверхность на взгляд выглядела плоской. Значит, сумма таких поверхностей тоже должна быть плоской. Отсюда естественно вытекало представление о плоской Земле.

Но тогда же, в древности, возникло несколько «почему», на которые представления по плоской Земле не давали ответа:

– Почему корабль, удаляясь от берега, вдруг исчезает из вида?

– Почему наш взгляд наталкивается на какую-то преграду, на линию горизонта?

– Почему с подъемом на высокую точку горизонт расширяется?

– Почему моряки, плывшие вокруг Африки с востока на запад, видели солнце справа от себя?

– Почему во время лунных затмений тень Земли, надвигающаяся на Луну, имеет круглые очертания?

Эти вопросы породили ряд предположений о форме Земли. В науке такие предположения, еще не доказанные, называются гипотезами. Землю считали и плоской, и цилиндрической, и кубической. Греческий математик Пифагор, живший в V веке до новой эры, считал ее шарообразной, но доказать правильность своей точки зрения не мог.

Так завязался «великий спор» в географии. Сначала он касался только вопроса о форме Земли. Затем его рамки расширились и главным стал уже вопрос о месте Земли во Вселенной. Спор растянулся более чем на две тысячи лет, вовлек в свою орбиту не только ученых, но и людей, далеких от науки, но обладавших властью. В нем были прорывы вперед и откаты назад, торжество одной точки зрения и преследования сторонников других. Завершился спор по историческим масштабам совсем недавно – на рубеже XIX столетия.

3. Открытие Аристотеля.

– Великий греческий ученый и мыслитель Аристотель жил в IV веке до новой эры. Он рассмотрел разные гипотезы и пришел к выводу, что Земля может быть только шарообразной. При этом он опирался на два из приведенных выше вопроса – о горизонте и о наблюдении за тенью Земли во время затмений.

В самом деле, лишь признав шарообразность Земли, можно объяснить появление горизонта. Правда, в некотором роде подобный эффект может быть и при цилиндрической форме Земли, но при цилиндре горизонт был бы виден только в двух из четырех сторон света, в двух других наш глаз видел бы бесконечно далеко. Особенно ясно указывали на шарообразность Земли лунные затмения. Ни цилиндр, ни куб, ни какая-либо иная форма не могут дать круглую тень, а плоский круг не может иметь горизонта.

Так, соединенные вместе, два рассуждения приводят к однозначному выводу: Земля имеет форму шара.

Точка зрения Аристотеля была воспринята большинством ученых того времени, да и последующих времен. Опираясь на нее, Эратосфен, тот самый, который дал название нашей науке – географии, хитроумным методом, основанным на разнице в длине теней в полдень в разных точках Земли, сумел впервые вычислить величину окружности земного шара. Это было во II в. до н. э. По расчетам Эратосфена, она равна 39 500 километрам.

Это очень близко к нашим современным данным, которые получены спустя более чем две тысячи лет при помощи самых точных приборов – 40 008 километров.

Учащиеся читают статью «Как древние представляли землю» на с. 52–53 учебника.

– Представьте Землю островом в Мировом океане (поверхность океана плоская) и попробуйте ответить на вопросы:

– Почему в открытом океане линия горизонта – окружность, а не прямоугольник?

– Отчего, когда поднимаешься в гору, видишь линию горизонта дальше?

– Почему Солнце на восходе сначала освещает вершины гор, а потом долины?

– Почему моряку сначала виден маяк, а потом только долгожданный берег моря?

4. Модель Земли.

– Какая же модель более соответствует реальной форме Земли? (Круглая.)

– Шарообразной форме Земли соответствует модель в виде шара.

Поняв, что Земля не плоская, а шарообразная, люди стали создавать ее модели, многократно уменьшенные копии, своего рода игрушечные земли – глобусы. Да и слово «глобус» по-латыни – это «шар».

Один из первых глобусов был создан древнегреческим ученым Кратесом еще во втором веке до н. э. Сам глобус, конечно, не сохранился, но изображения его остались. Приглядевшись, в правой верхней четверти глобуса можно узнать очертания Средиземного моря и прилегающих частей Европы и Азии, но все остальное могло отвечать нашим современным представлениям о Земле.

Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 г. немецким ученым Бехаймом.

Это был год открытия Колумбом Америки, что, однако, никак не отразилось на содержании глобуса. На нем отсутствует полмира.

Да и не могло быть иначе, если даже сам Колумб до конца жизни был убежден в том, что он побывал в Азии, а не в Америке. Глобус Бехайма дает нам представление об уровне географических знаний накануне эпохи Великих географических открытий в XVI–XVIII вв.

Учащиеся читают текст на с. 54 учебника.

– Какой диаметр имеет деревянный глобус Бехайма? (51 см.)

– Рассчитайте, во сколько раз уменьшена модель Земли Бехайма. (Для учащихся это проблемная ситуация, так как они не знают диаметра Земли. Это  12 800 км. Учащиеся должны догадаться, что им нужен размер Земли, ее диаметр.)

– Что необходимо знать? (Диаметр Земли.)

– Как узнать масштаб? (Разделить 1 280 000 000 см на 50 см. Получим, что размер Земли в модели М. Бехайма уменьшен в 25 600 000 раз.)

– Масштаб запишем так:

М : 1 : 25600000, или в 1 см 256 км.

V. Итог урока.

– Какую форму имеет Земля?

– Как называется модель всей Земли?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (с. 20, задание № 28); учебник (с. 52–54).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

КИМ поокружающему миру 3 класс

динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях....

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века

Календарно тематическое планирование поокружающему миру  для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС  с УУД...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...