урок по окружающему миру во 2 классе ФГОС
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме
урок- путешествие в Царство Воды.
ЦЕЛЬ:
Формировать первоначальные знания о воде, её свойствах.
ЗАДАЧИ:
1) Познакомить детей с водой, с её свойствами, с ролью воды в жизни человека.
2) Развивать познавательную активность во время изучения нового материала.
Воспитывать бережное отношение к воде.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедиа – проектор, презентация «Урок – путешествие в царство Воды», глобус, музыкальное сопровождение и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_po_okr_miru.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК: Окружающий мир
ТЕМА: Урок – путешествие в царство Воды
ЦЕЛЬ:
Формировать первоначальные знания о воде, её свойствах.
ЗАДАЧИ:
1) Познакомить детей с водой, с её свойствами, с ролью воды в жизни человека.
2) Развивать познавательную активность во время изучения нового материала.
Воспитывать бережное отношение к воде.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедиа – проектор, презентация «Урок – путешествие в царство Воды», глобус, музыкальное сопровождение
Ход урока
I. Организационный момент.
-Вот уже заливисто прозвенел звонок!
Мальчики и девочки сели на урок!
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем путешествовать. Отгадав загадку, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке. (2 слайд)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.)
Учитель:
Правильно, это вода . Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошедших занятиях.
-Что мы называем телами?
-Какие бывают тела?
-Из чего состоит каждое тело?
-Какие бывают вещества?
-Из чего состоит вещество?
Ребята, послушайте высказывание писателя Антуана де Сент-Экзюпери о воде: «…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете».
На уроке нам предстоит путешествие в царство Воды.
(Выступает подготовленный ученик)
Чтец. И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить:
Появилась здесь царица,
А прозванье ей – Водица.
Шествует, как королева,
Гордо, важно, очень смело.
Сильная она всегда, -
Помни, звать её Вода.
(Выступает подготовленная ученица)
Появляется царица Вода (ученица).
Вода. Обо мне речь ведёте? Да, я бываю и доброй, и полезной: орошаю поля, удовлетворяю нужды людей, промышленности. Но я бываю и опасной: могу затопить целые поля с урожаем, разрушить целые селения. А вы тягаться со мной решили! Да хватит ли у вас смелости и знаний?
Учитель. Ребята, я думаю, смелости у нас хватит, а знания мы получим сегодня на нашем уроке. А ты, Водица, отправляйся в своё царство и жди нас. .
Изучение нового материала.
-Спросил на днях малыш-сосед у струйки, льющейся из крана:
Откуда ты? Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу
Росою искрилась поляна.
Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
- Давайте раскрутим глобус так быстро, что бы все цвета его синий, коричневый, зеленый, белый слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (синий).
-Почему?
-Правильно, потому что ? поверхности занимает вода
-Попробуем?
а) Работа у интерактивной доски.
- Вы видите круг, разделите его на 4 части, 3 части закрасьте голубым цветом, 1 часть коричневым.
-Вот сколько на нашей планете воды, ребята!
В воздухе тоже находится много воды, пара, облаков.
Под землей так же есть вода. Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсов. В листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды. Тело человека на 2/3 состоит из воды. Человеку в сутки требуется более двух литров воды.
- А может ли человек без воды?
Вода не только нас поит, но и кормит. Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на ГЭС. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке. Вот она какая вода!
Практическая работа
-Вода - это вещество. Давайте выявим основные свойства воды
Опыт 1.
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
-Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт 2.
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полки. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
Опыт 3.
Уч-ль: Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать?
Уч-ся: Понюхать воду
Уч-ль: Что можно сказать?
Уч-ся: Вода не имеет запаха
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 4.
Уч-ль: Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?
Уч-ся: У воды нет вкуса
Вывод: вода не имеет вкуса
Опыт 5.
Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?
Уч-ся: Они растворились
Вывод: Вода – растворитель
Опыт 6.
Уч-ль: Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет
Опыт 7.
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится
Физкультминутка.
Тучки.
Приплыли тучки дождевые.
Лей, дождик, лей.
Дождинки пляшут как живые.
Пей, рожь, пей.
И рожь, склоняясь к траве зеленой.
Пьет, пьет, пьет.
А тихий дождик, неугомонный.
Льет, льет, льет.
(Выступают подготовленные ученики)
1-й ученик. Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли.
2-й ученик. Вода содержится в организмах животных, растений, человека.
Учитель.Есть такой художественный фильм, который называется «Волга-Волга». И был в ней кадр, когда неунывающий водовоз распевал, подстёгивая лошадей (звучит песня из кинофильма):
Удивительный вопрос:
Почему я водовоз?
Потому что без воды -
И ни туды и ни сюды!
Отдыхаем - воду пьем,
Заседаем - воду льем,-
И, выходит,- без воды,
И ни туды и ни сюды!
Радость - надо размочить,
Горе - надо утопить,
В каждом деле - без воды
И ни туды и ни сюды!
Пьют и звери, и скоты,
И деревья, и цветы,-
Даже мухи без воды -
И ни туды и ни сюды!
Ни побриться, ни попить,
Ни помыться, ни поплыть,
Человеку без воды -
И ни туды и ни сюды!
Нет, товарищи, не зря
Есть и реки и моря,
Потому что без воды
И ни туды и ни сюды!
Вода в природе – вещество самое главное. Есть такая арабская пословица: «Где вода иссякла, там страна приходит в упадок». Как вы её понимаете? (ответы детей)
Путешествие продолжается
-Посмотрите на картинку. Вы узнали сказку? Как называется эта сказка? Давайте начнём её рассказывать.
-Жили-были лиса, да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.
-Из какого материала была построена избушка лисы? (изо льда)
-А что такое лёд?(замёрзшая вода)
-Избушка была ледяная. Лед твердый и поэтому частички получились с крепкими связями. Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце. Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная. День ото дня она становится все красивее и красивее. Вы улыбаетесь, не согласны? Почему? (лёд тает и превращается в воду)
- Правильно! Солнце нагревает лёд и он тает, превращаясь в воду. А что же происходит с водой после нагревания нам расскажет Света..
(выступление ученицы с проектной работой о круговороте воды в природе)
-Итак, друзья, о каком же явлении природы нам рассказала Света? (Круговорот воды в природе)
-И сделаем общий вывод: В каких трёх состояниях бывает вода? (Вода бывает в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном. )
Учитель.
Итак. Без воды жить нельзя. Без воды перестают работать предприятия. Да и сам человек долго без воды жить не может. . «Сок жизни» - так называл воду итальянский художник Леонардо да Винчи.
И это правда, ведь вода нужна для питания растений. Что может произойти, если мы не будем поливать растения? (ответы детей)
А нужна ли вода человеку? (ответы детей)
Без воды человек может прожить всего 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней. Человек на 65% состоит из воды.
Итак, вы узнали, что без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни человек.
Охрана воды.
Учитель. Ребята, мы уже с вами говорили о том, что вода – это жизнь. А люди загрязняют её отходами заводов и фабрик.
Как вы думаете, правильно ли они поступают? Что может произойти? Что должны делать заводы и фабрики? Что должны делать мы, люди? (Ответы детей.)
Обобщение урока.
Загадка:
С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее… (Вода)
Все знания о воде мы получили, дорога в её царство нам открыта. И встречает нас царица Вода.
Вода. А, это вы, ребята! Скажите, что вы обо мне узнали?
Где используют воду?
Какие три состояния воды вы знаете?
Какие свойства воды вы знаете?
Как можно назвать воду?
Что должны делать люди, чтобы вода в водоёмах всегда была чистая? (Ответы детей.)
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
Учитель. На прощание ребята нашего класса хотят тебе, Вода, посвятить песню и стихотворение.
(Выступают подготовленные ученики)
1-й чтец. Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана –
И всё это только вода.
2-й чтец. Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
3-й чтец. В кружево будут одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода.
За урок получили следующие оценки:…
VI. Рефлексия.
Определи свое настроение.
Встаньте, пожалуйста, те, кто устал на уроке; кому было трудно; кто был уверен в себе; у кого осталось отличное настроение.
Молодцы! Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру по новым ФГОС-ам в 1 классе по теме:"Что общего у разных растений"
На уроке дети учатся не только находить, но и различать и показывать различные части растений.Закреплять знания о хвойных и лиственных деревьях....
Урок по окружающему миру 1 класс "Охрана природы" по требованиям ФГОС
УМК "Перспектива" 1 класс. Представлены УУД на каждрм этапе урока. Цель деятельности учителя и учащихся ....
Снежные загадки. Урок по окружающему миру. 1 класс. ФГОС
Велико значение снега, но откуда он берется? Каковы его свойства?...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"
Конспект урока по окружающему миру на тему " Жизнь лесных зверей зимой" по ФГОС УМК "ПНШ" 1 класс...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"
Конспект урока по окружающему миру на тему " Жизнь лесных зверей зимой" по ФГОС УМК "ПНШ" 1 класс...
Проект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа 2100" в соответствии с ФГОС.
Проект составлен в соответствии с ФГОС ,с выделением всех УУД....
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс (ФГОС)
Урок составлен по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, с приглашением учеников 4 класса...