Конспект урока по окружающему миру, 1 класс (ФГОС)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Носкова Альбина Борисовна

Урок составлен по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, с приглашением учеников 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детские стихи

Осень, осень

В гости просим.

Погости неделек восемь.

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Здравствуй , лето, долгожданное!

Солнце, речка и песок.

Тень берёзки, ветерок,

Ключ звенящий в тишине.

Тёплый дождик при луне.

Трепет крыльев стрекозы

И атласный шёлк травы.

Земляника и малина

Подберёзовик у пня.

Голубая паутина

Щебет крыльев,

Шум ручья.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и плещут, и гласят……

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз- воевода дозором

 Обходит владенья свои.

Приложение



Предварительный просмотр:

Оборудование

  1. Компьютер
  2. Телевизор
  3. Видео-фильм «Времена года»;
  4. Презентация к уроку;
  5. Музыкальная физкультминутка;
  6. Глобус, теллурий;
  7. Детские энциклопедии, словари;
  8. Схемы;
  9. Самооценочные листы индивидуальные и групповые;
  10. Рисунки детей;
  11. Кроссворды;
  12. Стихотворения;
  13. Шапочки времен года;
  14. Правила работы в группе.

Материалы с урока



Предварительный просмотр:

Самооценочный лист по окружающему миру

Тема: Сезонные изменения в природе.

Фамилия, имя ____________________

Знаю времена года

Знаю порядок смены времён года

Знаю, что происходит в природе в разное время года.

Самооценочный лист по окружающему миру

Тема: Сезонные изменения в природе.

Фамилия, имя ____________________

Знаю времена года

Знаю порядок смены времён года

Знаю, что происходит в природе в разное время года.



Предварительный просмотр:

        Вы дружно работали?

        Не очень        нет

        Вы довольны своей работой?

        Не очень        нет



Предварительный просмотр:

Зима

Короткий день                                                      

Длинная ночь                                                        

Холод                                                                      

Мороз                                                                    

Снегопад                                                                

Ветер                                                                        

Метель                                                                    

Спячка многих  животных                                    

Деревья голые, в снежном уборе

Весна

Дни становятся длиннее

Ночи становятся короче

Прилёт птиц

Набухание почек на деревьях

Солнце светит ярче

Линька животных

Гнездование птиц

Первые цветы

Осень

Дни становятся короче                                            

Листопсд                                                                  

Отлёт птиц                                                              

Дожди                                                                      

Солнце меньше греет                                              

Линька животных                                                  

Созревание плодов                                                

Лето

Цветение

Жара

Ягоды

Купание

Длинный день и короткая ночь

Горячее солнце

Гроза



Предварительный просмотр:

Сценка «Смена времён года»

Действующие лица: Солнце, Земля.

Солнце:  

- Здравствуйте! Я Солнце. Я горячее. Я согреваю своими лучами  Землю. Без меня нет жизни на Земле.

Земля:  

- Здравствуйте! Я Земля, И на мне все вы живёте, а именно в России. Я не стою на месте. Я люблю двигаться вокруг Солнца «лёжа на боку». Когда Солнце обогревает нашу Россию сильно-сильно, наступает лето (выходит ученик в летней одежде). А когда Солнце Россию совсем не обогревает, наступает зима (выходит ученик в зимней одежде). Между летом и зимой наступает осень (выходит ученик в осенней одежде). А между зимой и летом наступает весна (выходит ученик в весенней одежде).



Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационно – психологический этап.

-Здравствуйте, ребята!

-Начинаем урок окружающего мира.

-Сегодня у нас необычный урок.

У нас в гостях ученики 4 «А» класса - они будут вашими помощниками в изучении новой темы.

На уроке будем  работать в группах.

Возьмитесь за руки в своей группе и улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.

Ученики 4»А» класса читают напутствие: «Правила работы в группе».

Группой работайте

Дружно, согласно.

Всегда всё получится

 Просто прекрасно.

Чтоб работу выполнять

Нужно имена всех знать.

Можно работу разделить,

Никого не позабыть.

Помогать друг другу нужно

И работать вместе дружно.

Когда закончим дело

Поднимем руки смело.

Личностные:

Создать условия для формирования положительной мотивации к учебной деятельности.

Воспитание толерантности.

2. Постановка учебной задачи.

Внимание на экран.

Просмотрите фильм.

- О каком процессе сегодня будем говорить на уроке?

Ребята 4 класса тоже изучали эту тему. Они будут  нашими помощниками.

 У каждой группы есть свой конверт. Если поработаете дружно, то ваш конверт заполнится знаниями по этой теме.

Дети просматривают фильм о временах года и определяют тему урока:

Ответ детей:

- Смена времён года (слайд 1)

 

Метапредметные: 

Развивать умение формулировать цели своей деятельности

Развивать умение анализировать с целью выделения существенных признаков.

3.Решение учебной задачи.

А) Выявление сезонных изменений в природе.

 Ребята 4 класса принесли вам задание.

- Разгадать кроссворд.

- Если вы правильно отгадаете кроссворд, то у вас получится  ключевое слово.

(проверка правильности на экране на 4 слайдах.)

- С какими явлениями природы вы встретились при отгадывании кроссворда? (6слайд)

Б) Моделирование. Выявление последовательности времён года.

-Какое сейчас время года? Найдите  нужный кружок на схеме.

Соедините кружки стрелками в правильном порядке.

(листочки с заданием)

Проверка на доске. (4 листа и от каждой группы представитель)

Вывод учителем:

-Времена года следуют друг за другом в строгом порядке.

В) Узнавание времён года.

Чтение стихов  о временах года.

- Узнали времена года?

- По каким признакам вы определили времена года?

Ученики 4 класса  раздают кроссворды, ими приготовленные.

Дети отгадывают кроссворды.

Проверка правильности выполнения (Слайд 2-5) на экране.

Каждая группа получает шапочки с названием времени года.

Чтение детьми  с экрана явлений природы по каждому времени года.

Работа детей с заданием на карточке.

Находят нужный кружок и от него проводят стрелки к следующему времени года.

Каждая группа представляет свою работу. Проверка моделей на доске.

Дети читают стихи о временах года.

Ответы детей на вопросы учителя.

Группы получают в подарок стихотворение о своём времени года от читающего ученика.

Личностные

 умение ориентироваться во времени (сезоны года)

Метапредметные

- умение строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно- следственные связи, приводить доказательства правильности выбранного ответа. коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.  

- умение строить речевые высказывания в устной  форме;

- контроль в форме сличения результата действий  с заданным эталоном с целью обнаружения отличий с эталоном.

Предметные.

 Знание названий времён года и умение восстанавливать  правильную их последовательность, знание сезонных изменений в природе.

3. Музыкальная  физкультминутка. «Времена года»

4.Информационный блок.

 

Показ слайдов: «Смена времён года»

- Дети, понравилось вам выступление ребят?

- Что вы запомнили из этой сказки?

- Почему так по- разному одеты ребята?

 

Выступают ученики 4 класса.

- А знаете ли вы, почему происходит смена времён года?

- Хотите узнать?

-Целый месяц мы изучали на уроках окружающего мира этот вопрос. Проводили опыты, изучали энциклопедию, читали дополнительную литературу и вот, что мы узнали.

Ученики 4 класса показывают сценку: «Смена времён года»

Сценка: «Как одеваются люди в разные времена года»

А подробнее вы будете изучать этот вопрос в следующих классах.

Ответы детей:

- Узнал, что Земля вращается вокруг Солнца лёжа на боку и поэтому у нас меняются времена года.

- Они одеты по сезону.

Личностные

Действие нравственно- этического оценивания.

Метапредметные

Умение преобразовывать информацию и доносить её до первоклассников.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение организовывать работу в группе, управлять поведением партнёра.

Предметные

Знание причинно-следственных связей, выявление взаимосвязи природных особенностей.

5.Контроль использования способа действия.

А) (на доске 4 рисунка)

Каждая группа выбирает рисунок соответствующий своему времени года. Анализ рисунков, выбранных детьми, проводится у доски.

-Всё ли правильно в рисунках?

- Нет ли ловушек на рисунке?

Б) Работа детей с карточками. Выбрать нужное определение к своему времени года.

(карточки с описанием сезонных изменений).(проверка на компьютере представителем каждой группы)

-Все ли согласны, как выполнено задание?

От каждой команды представитель на доске выбирает рисунок со своим временем года и возвращается в группу. Рисунки  с ловушками

Показывает рисунок всем детям и доказывает свою правильность в выборе рисунка..

Каждая команда получает карточки с описанием сезонных изменений.

Проверка правильности выполнения задания на компьютере учениками 4 класса каждой команды.

Личностные

Ориентировка во времени (сезоны года)

Метапредметные

- умение строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно- следственные связи, приводить доказательства правильности выбранного ответа. коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.  

- умение строить речевые высказывания в устной  форме;

- планирование и определение последовательности действий с учётом конечного результата работы группы.

Предметные

Умение находить примеры сезонных изменений в природе

6. Рефлексия.

-Возьмите самооценочные листы.

-Что сегодня было главным?

- Оцените свои знания.

Лист самооценки работы группы.(4 штуки)

Работа детей с самооценочными листами.

Ученик 4 класса делает вывод.

Дети заполняют листы самооценки группы и вывешивают на доску.

Личностные

Какое значение, смысл имеет для меня учение.

 Метапредметные

Умение контролировать и оценивать процессы и результаты своей деятельности и деятельности группы.

Предметные

Знание названий  времён года и умение восстановить их последовательность.

7.Мотивация на выполнение домашнего  задания.

- Ребята, а у вас есть любимое время года?

- А какое время самое лучшее?

Чтение учителем рассказа К.Ушинского «Четыре желания» Показ на слайдах и чтение детьми желаний мальчика.

Нарисовать  любимое время года, принести и  положить рисунок  в конверт своей группы

Личностные

Действие самоопределения (мотивация учения)

 Метапредметные

Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера).

Предметные

Знание названий времён года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения" 2 класс ФГОС УМК Школа России

Конспект составлен в соответствии с ФГОС. Тема урока "Какие бывают растения", изучается на примере растений школьного двора.Оборудование:  гербарий растений с электронным приложением, лупы у...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе (в соответствии с ФГОС).

На данном уроке детям даются первоначальные представления об экологии и её роли в жизни людей, объясняется смысл названия "Зелёный дом"; формируются основы экологической грамотности, чувства ответстве...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"

Конспект урока по окружающему миру на тему " Жизнь лесных зверей зимой" по ФГОС УМК "ПНШ" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"

Конспект урока по окружающему миру на тему " Жизнь лесных зверей зимой" по ФГОС УМК "ПНШ" 1 класс...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС

План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока....

Конспект урока по окружающему миру во 2 «г» классе «Вода и её свойства» (Система развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с ФГОС)

8. Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации( свойства воды)9. Задачи:- обучающие• формировать представления о свойствах  воды;• формировать практические умени...

Конспект урока по окружающему миру на тему "КОГДА МЫ СТАНЕМ ВЗРОСЛЫМИ?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: формировать представление о будущем, о том, каким будет мир; познакомить с профессиями взрослых; развивать представления о том, от кого зависит будущее нашей планеты....