Растения – открыватели весны.
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Познакомить учащихся с растениями, которые первые открывают весну;Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_-_otkryvateli_vesny.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Растения – открыватели весны.
Предметы начальной школы ( Окружающий мир).
Дульдеева Айсылу Ингелевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Большетарханская СОШ»
Цели: Познакомить учащихся с растениями, которые первые открывают весну;Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: раздаточный материал на каждую парту: ветки цветущей ольхи, орешника, вербы, осины, ивы; кассеты с музыкальными записями; мультимедийный проектор.
Ход занятия
1.Введение в тему.
Учитель: Дети, я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь отгадать, о чем оно.(Звучит фрагмент из пьесы П.Чайковского « Времена года «Подснежник» («Апрель»). На фоне музыки учитель читает стихотворения С. Дрожжина «Зима сменяется весною»).
Зимние дни миновали,
Ночи короткие стали.
Солнышко с неба ясней
Луч золотой посылает.
Влажным тёплым подувает
Ветер с раздольных полей.
Быстро одна за другою
Тучки несутся толпою,
Легкою дымкой скользя
Учитель: О чём это стихотворение?
Дети: О весне.
Учитель: Выделите весенние признаки.
Дети: Ночи короткие стали. Солнышко посылает тёплые лучи, воздух тёплый.
Учитель: Как можно назвать эти признаки?
Дети: Эти признаки характерны для неживой природы.
Учитель: Послушайте ещё одно стихотворение. О чём оно?
Учитель: (на фоне музыки)
Льдины звонкие разбились
И поплыли по реке,
И сережки распустились
На осине и ольхе.
Золотятся нежно ивы,
Просветлели их стволы.
На орешнике сережки
Были видны издали
Набухают соком почки,
Скоро весь растает снег.
И зелёные листочки
Молодой украсят лес
Учитель: О каких растениях говорится в прочитанном мною стихотворении?
Дети: Об ольхе, орешнике, осине, иве.
Учитель: А что говорится об этих растениях?
Дети: У них распустились серёжки.
2.Основная часть.
Учитель: Значит, изменения в неживой природе повлияли на растения. Вы, наверное, догадались, о каких растениях мы сегодня будем говорить? Их название написаны на доске, прочитайте.
Дети: Они первыми открывают весну, т.е первыми зацветают. Везде ещё снег лежит, а они цветут. Не всегда удаётся увидеть, как цветут эти деревья.
Учитель: Мы с вами проведём маленькую исследовательскую работу: найдём на веточках, которые перед вами, очень интересные цветочки.
Из деревьев, веточки которых перед вами, какое зацветает первым ? Не знаете? Отгадайте загадку, и вы найдёте ответ.
Есть сережки, да не девчонка,
Есть шишки, да не сосенка.
А живут в низинке
Около лозинки.
Учитель: Покажите веточку этого дерева. Не забудьте, в стихотворении упоминаются шишечки. Молодцы. А теперь найдите это дерево на картинке на доске.
Дети: Это ольха.
Учитель: Это дерево?
Дети: Да
Учитель: А как вы узнали это дерево?
Дети: У дерева один толстый ствол.
Учитель: Это очень интересное дерево. Его называют «Коралловым» деревом, потому что на корнях у него имеются наросты, как кораллы, это как бы маленькие «фабрики», которые вырабатывают азотные удобрения. У ольхи древесина оранжевого цвета, а листочки осенью выпадают зелёными, не окрашиваются. У ольхи есть ещё интересная особенность: необычные почки на подставочках. Мало кто обращал на это внимание, а вы будете знать. Поэтому признаку ольху можно определить зимой.
Давайте рассмотрим цветочки ольхи. Рано весной на ольхе появляются сережки. Это мужские соцветия. В одной сережке до трёхсот цветков. Найдите их на ветке. (Дети рассматривают). Женские цветочки незаметные. Они имеют вид рисового зёрнышка тёмно-малиновой окраски. Найдите их на веточке. На них попадает из сережки пыльца, и к осени развиваются шишечки, в которых созревают семена. Семена очень мелкие: двести штук семян весят один грамм.
Физкультминутка
Учитель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане….» А .Пушкина:
Белка там живёт ручная.
Да затейница, какая.
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Ядра чистый изумруд.
Слуги белку стерегут.
Учитель: - Что же белочка грызет?
Дети: Орешки
Учитель: А как называет деревце, на котором созревают орешки?
Дети: Орешник.
Учитель: Правильно, а ещё называют лещиной. Найдите веточку орешника.
Орешник-кустарник или маленькое деревце высотой 5-8 метров. Рано весной на голых ветвях распускаются сережки. Сережки у орешника длинные - до 10 см. Из них высыпается пыльца в виде лёгкого жёлтого облачка. Женские цветочки малы заметны. Они почти целиком спрятаны внутри особых почек, на концах такой почки виднеется только пучок малиновых усиков. Пыльца попадает на усики, и из них к осени развиваются плоды - орешки. Найдите на орешнике эти соцветия.
Опустел в лесу скворечник,
Травы стелются, как мох,
Слушай, дядюшка - орешник,
Подавай-ка мне орех!
Твой орех в скорлупке гладкой
Очень вкусный, очень сладкий
Учитель: Знаете ли вы, что орешник реагирует на свет? Если в лесу достаточно света, то листья располагаются на ветвях без особой правильности. По - другому в тенистом лесу, где орешник получает мало света. Листочки здесь располагаются горизонтально (показывает как). И ещё очень интересная особенность орешника: если листочки большие и маленькие. Большие листочки никогда не закроют маленькие. В давние времена орешник считался священным, его запрещали вырубать. Верили, что орехи обладают волшебной силой.
Через пять дней после орешника зацветает верба
Учитель: - Верба- верный признак прихода весны. Это первый весенний медонос. Это кустарник. Ветки у него тонкие – тонкие, красные или вишнево – красные, очень красивые. И очень красивые сережки, как меховые.
- Найдите веточку вербы, рассмотрите её, потрогайте серёжки.
Даже загадка есть о вербе. Послушайте: «Белые овечки бегают по свечке».
Учитель: Что за овечки?
Дети: Серёжки.
Любят люди вербу: сажают ёё и в городах, и в сёлах. Это очень красивое, стойкое растение: не боится ни жары, ни холода. Зимой выдерживает температуру – 40 С, а летом +40 С. У вербы очень хорошо развита поверхностная корневая система, поэтому её часто используют для борьбы с оврагами.
Верба – сестра ивы, её ещё называют ивой остролистной.
У славян верба была символом семейного очага. Охраняет людей от злых духов и пожаров.
Когда зацветает верба, у нас появляется светлое, радостное настроение.
Из тонких длинных прутиков вербы плетут корзинки.
Учитель ставит аудиозапись начало песни Л. Дербенева « Про зайцев»: «В темно- синем лесу, где трепещут осины….».
Учитель: - Какое дерево упоминается в песне?
Дети: осина
Учитель: Есть такая поговорка: « Дрожит как осиновый лист».Почему так говорят? Сейчас узнаем. Осина – листопадное дерево, до 30 метров высотой и диаметром 1 метр. Кора гладкая, зеленовато – серая. Листочки у этого дерева очень подвижные. Летом при ветре каждый листочек стремится улететь.
Посмотрите на листочек, догадайтесь, почему он дрожит, шелестит.
Учитель: Правильно: у листочка длинный черешок и сплюснутый бок. У осины необычный вкус ветвей. А какой, вы сами скажете сами. Найдите веточку осины, протрите салфеткой и слегка надкусите. И какой же вкус?
Дети: Горький.
Учитель: По горькому вкусу осину можно определить зимой.
У осины есть ещё одна интересная особенность. Она сбрасывает осенью не только листочки, но и часть ветвей. Дерево само избавляется от веток. Зачем же?
На ветках есть листья, которые мало вырабатывают питательных веществ. И дерево от них избавляется «Не хочешь работать, уходи»
Соцветия осины тоже собраны в сережки. На одних деревьях сережки толстые, окрашенные. Это- мужские, найдите их. А на других невзрачные, неокрашенные, зелёные. Это- женские.
После цветения пыльца попадает на женские цветочки, и через месяц созревают семена.
Осина одно из самых распространённых и быстрорастущих деревьев. Из древесины осины изготавливают спички.
Прослушивание первого куплета песни «Ивушка зелёная» в исполнении Н.Кадышевой.
-У нас осталось одна ветка ивы. Она тоже цветёт рано. Ива-дерево, кустарник или кустарничек высотой 10-15 м, реже- 30-40 м. Ива - от слова вить, плести. Из ёё веток плетут корзины. У ивы очень много сестёр: ива, бредина, ветла, ракита, ива плакучая.
Прослушивания аудиозаписи песни о плакучей иве.
-Это ива наклоняется над гладью озёр, прудов и склоняет свои зелёные ветки до самой воды, и с неё капают капельки воды, как бы она плачет.
В ивовых кустах живут и поют соловьи.
Прослушивание аудиозаписи пение соловья.
- У ивы соцветия- серёжки. На мужских деревьях- мужские сережки, на женских- женские. Найдите их на рисунках.
Ивы очень быстро размножаются: отломается веточка, упадёт на землю и начинает расти.
Есть ещё ивы полярные. Они в высоту всего несколько сантиметров (показ рисунков).
Подведение итогов.
Учитель: Мы рассмотрели с вами пять растений, это деревья, которые открывают весну. Какие это деревья?
Дети: осина, ольха, лещина, верба, ива.
Учитель: Почему деревья зацветают так рано, у них еще и нет листьев?
Дети: Эти растения опыляются ветром, а листья мешали бы. Вот они и торопятся цвести , пока нет листьев.
Учитель: Любите деревья, охраняйте их!
Храните дерево от топоров.
Оно высокое и вековое.
Дает нам тень, когда стоит жара.
Оно чарует все живое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...
Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"
Урок окружающего мира 1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...
«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»
Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...
Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения
Методическая разработка урока по окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс
Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...
Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс
Конспект урока по предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....