Урок по окружающему миру в 1 классе "Что мы знаем о птицах."" .""
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Баранова Светлана Анатольевна

Урок направлен на расширение и систематизацию знаний по теме " Птицы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1.  ФИО

      Баранова Светлана Анатольевна                                                                                                                                

2.   Место работы

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

3.    Должность

       Учитель начальных классов

4.    Предмет

       Окружающий мир.

5.    Класс

       1.

6.     Тема и номер урока в теме

       

        Что мы знаем о птицах.  №1

7.     Базовый учебник

         Виноградова Н.Ф.   Окружающий  мир: 1  класс:  учебник  для учащихся  общеобразовательных  учреждений    -  М.:  Вентана – Граф,  2011

8.      Цель урока:

        Расширить и систематизировать знания по теме «Птицы»

9.      Задачи 

     

  Образовательная:

        1)познакомить учащихся с понятиями перелётные, оседлые, домашние и дикие            

птицы;

        2)учить выделять общие и отличительные особенности птиц;

        3)расширять кругозор учащихся.

  Воспитательная:

        1)воспитание бережного отношения к птицам;

        2)воспитывать умение выслушивать мнение своих одноклассников.

   

  Развивающая:

        1)развивать коммуникативные навыки;

         2)развивать аналитические умения учащихся, наблюдательность, внимание.

10.    Тип урока: комбинированный.

11.    Формы работы учащихся: фронтальная, в парах.

12.     Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран ,                                                                                                        

          компьютер.

13.     Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Учитель создаёт в классе доброжелательную и доверительную атмосферу.

Учащиеся настраиваются на урок.

2 мин

2

Повторение пройденного

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы викторины по теме «Млекопитающие»


Устно отвечают на вопросы учителя.

5 мин

3

Изучение нового материала


№1. « В каком порядке птицы улетают на юг?»

Учитель формулирует вопросы, комментируя постановку проблемы.


Воспринимают информацию, участвуют во фронтальной работе.

15 мин

4

Физминутка

Учитель демонстрирует музыкальную физ.минутку, используя презентацию.


Учащиеся выполняют упражнения.

2 мин

5



Закрепление нового материала

№2. «Животный мир России. »

№3. «Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц»

Предлагается работа в парах.

Учащиеся выполняют работу.

8мин  

6

Подведение итогов

Учитель задаёт вопросы о знаниях, полученных на уроке.

Учащиеся  делают выводы , говорят о бережном отношении к природе.

3 мин

Ход урока

1.   Организационный момент.

 -Ребята, добрый день! Очень рада вас видеть на уроке «Окружающего мира».

  Улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь день.

  Сегодня мы с вами продолжим разговор о нашей природе. Мы являемся хозяевами нашей природы, и она кладовая солнца для нас с великими сокровищами жизни. Мало того, что сокровища надо охранять, их надо открывать и показывать.

-У природы живые краски,

  Миллионы лучистых соцветий.

 Для чего чудеса из сказки,

 Если в жизни их можно встретить!

2.Повторение пройденного.

Выставка рисунков учащихся «Этот удивительный  мир животных».

Викторина  по изученной теме:

1.Как называют животных, которые кормят своих детёнышей молоком?

2.Назовите среди представленных на доске животных  тех,   которых мы относим к млекопитающим?

3.Какие русские народные сказки о зверях вы знаете?

4. Когда он в клетке, то приятен,

    На шкуре много чёрных пятен.

    Он хищный зверь, хотя немножко,

    Как лев и тигр похож на кошку. (Рысь)

5.Я умею часто мыться,

    Не водой, а язычком.

    Мяу! Как мне часто снится

    Блюдце с тёплым молоком. (Кошка)

- Расскажите, какие интересные моменты из жизни животных вы наблюдали?

-Какие животные живут дружно, а какие иногда сложно уживаются друг с другом?

3.Изучение нового материала.

Звучат голоса птиц.(аудиозапись)                                                                                                            

Учитель читает загадки и предлагает учащимся определить тему урока.

-На шесте - дворец,

 Во дворце – певец,

А зовут его -…(Скворец)

-Маленький мальчишка

  В сером армячишке

  По дворам шныряет,

  Крошки собирает. (Воробей)

-Он по- рабочему одет-

  Удобно, просто, ловко.

  На нём малиновый берет

  И пёстрая спецовка. (Дятел)

-Вертится, стрекочет,

  Весь день хлопочет. (Сорока)

-Как одним словом можно назвать слова- отгадки? (Это птицы)

Мы с вами продолжаем знакомство с животным миром. И сегодня мы будем говорить о пернатых друзьях - о птицах.

1. Что общего, чем отличаются?

Птицы

Звери

Общее: живые организмы.

Различия: тело птиц покрыто перьями, откладывают яйца, летают (  большинство);

Звери: тело покрыто шерстью, рождают детенышей живыми, млекопитающие.

Птиц на планете огромное множество и все они относятся к одной группе животных. Почему? Назовите их общие признаки.(Крылья, оперение, клюв)

2. Работа по учебнику стр. 72 

Какие из нарисованных птиц осенью улетают на юг?

Как называются такие птицы? ( перелетные)

Почему птицы покидают родные края?

3.

- Ребята, на какие две группы вы бы разделили птиц? Зимующие и перелётные.

- А знаете ли вы, что зимующих птиц ещё называют оседлыми? Запомните это.

- Как вы считаете, а для чего птицы нужны нам в природе? ( Они создают красоту природы и являются санитарами лесов и садов).

     С наступлением осени и зимы солнце всходит все позже, над землей поднимается низко, заходит рано, поэтому земля получает мало света и тепла, В это время прекращается образование в листьях сока, а также нектара в цветах, что является основной пищей для насекомых. Кроме этого, насекомые теплолюбивые создания, они прячутся на зиму. Такие птицы как соловьи, ласточки скворцы, грачи, кукушки питаются насекомыми, они остаются без пищи и до холодов улетают в теплые страны к теплу и пище.

Водоплавающие птицы (журавли, утки, гуси, лебеди) с наступлением холодов и замерзанием водоемов тоже остаются без пищи, ведь они едят водоросли, насекомых в воде, рыбок, лягушат, все это окажется зимой подо льдом. И эти птицы улетают в теплые страны к теплу и пище.

Вывод: птицы улетают в поисках корма, чтобы выжить.

- Дети, как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод.

       В зимнюю стужу, голодные  и ослабевшие птицы  быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.    

 Это небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и крестообразным клювом – клёст. Клестов называют "северными попугайчиками” за то, что они подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку и придерживая шишку цепкими коготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса.

    Многие птицы питаются только насекомыми и гусеницами, другие пищей растительной, но есть и такие, которые едят все: насекомых, ягоды, семена, гусениц, они всеядны. они выживают за счет того, что с исчезновением одной пищи переключаются на другую. это воробьи, голуби, куропатки, синицы. это зимующие птицы.

- Такие птицы, как филин,  дятел и поползень, воробей и сорока живут  круглый год в лесах, городах, селах - это оседлые птиц

4.Учитель предлагает выполнить интерактивное задание «В каком порядке птицы улетают на юг».

4.Физминутка. Презентация «На лесной полянке»

5.Закрепление изученного материала.

Работа по карточкам в паре. Разделить птиц на группы: перелётные и осёдлые.

 Игра " Кто лишний?"

Ласточка, воробей, соловей, кукушка, скворец. (Лишний воробей, потому что это оседлая птица, а остальные перелетные)

ЭОР    «Воробей домовый»  (иллюстрация, звуковое сопровождение).

Работа с учебником с.74.(Чтение текста и ответы на вопросы).

Как вы думаете, воробей - домашняя или дикая птица

Работа с учебником с.76 (Чтение текста  «Кто обедал в птичьей столовой?»)

-Назовите, кто обедал в птичьей столовой. Найдите этих птиц на рисунке.

Беседа о бережном отношении к птицам.

ЭОР «Многообразие птиц»(демонстрационный материал)

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой!          

Пусть со всех концов                                                         

К вам слетятся, как домой  

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима...

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

-Ребята, какие советы могли бы дать друг другу птицы и люди?

-Почему птицам трудно перезимовать зимой? Как мы можем им помочь?

- Я думаю , что мы не останемся равнодушными к беде наших пернатых друзей и

приготовим им кормушки.

6.Итог урока.

- Что отличает птиц от других животных?

- На какие две группы мы разделили птиц?

- Где зимуют птицы?

- Почему некоторые улетают в тёплые края?

- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

Приложение к плану-конспекту урока

Что мы знаем о птицах.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«В каком порядке птицы улетают на юг »

Практический

Иллюстрации, анимации.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d4bf93d3-88b5-4e60-a9d6-9ee682b3198f/view/

2

«Воробей домовый»

Информационный

Иллюстрации, звуковое сопровождение.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e92fb106-27bb-4850-9303-6a57b542616b/view/

3

«Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц»

Информационный

Иллюстрации

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=A40C92AC-9979-1ABC-5668-49893E91E1FA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Что мы знаем о своей стране?».

Конспект урока по окружающему миру.Тема: «Что мы знаем о своей стране?»....

Урок по окружающему миру в 1 классе "Кто такие птицы?"

Данный материал будет полезен учителям начальных классов впри проведении урока по УМК "Шклоа России"....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"...

Урок по окружающему миру 1 класс. Тема: "Кто такие птицы?"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме  «Кто такие птицы?»  - один из уроков раздела «Что и кто? Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколени...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"

Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Где зимуют птицы"

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Где зимуют птицы"...