Открытый урок окружающего мира в 3 классе. Тема: "Золотое кольцо России".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира знакомит обучающихся с туристическо-экскурсионным маршрутом "Золотое кольцо", городами и достопримечательностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока окружающего мира
Тема: «Золотое кольцо России».
Цель:
- введение учащихся в изучение нового раздела «Путешествие по городам и странам»;
- ознакомление с популярным в нашей стране туристско- экскурсионным маршрутом по древним русским городам;
- совершение заочного путешествия в 4 города Золотого кольца: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов и Углич;
- привитие интереса к изучению своей Родины;
- содействие в воспитании патриотических чувств младших школьников.
Оборудование: компьютерная презентация «Золотое кольцо России», рабочие тетради, учебники, , карточки с заданиями, словарь C..И.Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Эмоциональный настрой на урок.
- Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, а гости – это радость и хорошее настроение.
Создадим дружелюбное настроение на весь урок.
Улыбнитесь друг другу, Улыбнитесь и мне.
– Руки? – На месте!
– Ноги? – На месте!
– Локти? – У края!
– Спина? – Прямая!
- Наш урок будет необычный. Урок – путешествие. Значит, сегодня мы - путешественники. Нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь друг другу. Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения. Вам нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.
III. Введение в раздел «Путешествие по городам и странам»:
Сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению последнего в этом году раздела нашего учебника. Прочитаем его название (уч.с.87):
Путешествие по городам и странам.
Этот раздел учебника поможет нам: (уч. с. 87) Давайте прочитаем:
IV. Введение в тему урока:
Тема нашего урока (прочитаем):
Слайд . Золотое кольцо России.
V. Актуализация знаний.
1)Постановка проблемной ситуации.
- Как вы понимаете, что такое кольцо?
(Украшение, предмет в форме окружности, имеет форму замкнутого круга) – словарь Ожегова
-Какие бывают кольца?
(Обручальное, кольцо для ключей, гимнастические, трамвайное, кольца дыма)
2) Сообщение темы
-Сегодня на уроке речь пойдет о золотом кольце. А принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России (карта показываю). Оно так и называется – Золотое кольцо России. Украшено оно российскими самоцветами – городами. Слайд .
Послушайте стихотворение: «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»:
Города старинные, звон колоколов.
Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.
На широкой Волге Тверь и Кострома,
Башенки резные, чудо-терема.
Города старинные, крепость на реке.
Новгород на Волхове, Муром на Оке.
Здесь дружины храбрые в бой вели князья,
Конного и пешего недруга разя.
Города старинные мастерами славные.
Улицы кузнечные, улицы гончарные.
Площади торговые, праздничные ярмарки –
Из Ельца – матрешки, а из Тулы – пряники.
Города старинные – к солнышку лицом –
Для России стали Золотым кольцом.
VI. Получение новых знаний
1)Введение в тему
Слайд. Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце. Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по городам Золотого кольца (перечислить),
Работа в тетради с.45 (вписывают, читают)
-Узнаем историю их создания, познакомимся с достопримечательностями древних городов. Точка отправления – город Москва.
- Что вы можете рассказать о городе Москва? (ответы уч-ся)
- Замечательно, молодцы. Рассаживаемся поудобнее и отправляемся в путь.
До первого города всего 60 километров на северо-восток – это Сергиев Посад. (Cлайд )
- Нашим гидом будет… ( Тот, кто сопровождает туристов, рассказывает и показывает им о достопримечательностях)
Рассказ гида. (Cлайд ) – подготовленный ученик.
Это герб города Сергиев Посад. В лазоревом поле щита серебряная зубчатая, мурованная лазурью стена с чёрными воротами с серебряными скрепами на них, из-за которых возникает серебряная башня с золотым церковным куполом, который увенчан шестиконечным Голгофским крестом. По сторонам башни расположены два золотых бердыша в столб, лезвия которых обращены вправо
Цветовая гамма символизирует:
- золотой цвет: символ богатства, стабильности;
- серебряный цвет: символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания;
- синий цвет: символ чести, благородства, духовности, чистого неба и водных просторов;
- чёрный цвет: символ мудрости, скромности, вечности бытия.
Город Сергиев Посад назван так в честь святого Сергия Радонежского. В 14 веке два брата решили стать отшельниками. В глухом лесу, неподалеку от города Радонеж они построили себе хижину и стали там жить. Один из братьев не выдержал уединения и вернулся домой. А второй - Сергий, прозванный Радонежским, (слайд ) остался. Вся Россия прослышала о старце, мечтая жить рядом с таким святым человеком. Прошло много лет и у Сергия появились соседи-монахи. Он основал здесь большой монастырь. Монастырь – это место, где живут и работают монахи или монахини, люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.
Работа в группах.
Возьмите карточку №1.
Прочитайте информацию о достопримечат. города, постарайтесь запомнить.
I группа. Этот монастырь называется Троице-Сергиева Лавра. (Cлайд )Лавра означает главный, самый важный монастырь. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. Лавра окружена мощной каменной стеной с 11 башнями. Длина стены полтора километра, высота – 10-14 метров, толщина до 5 метров. Не раз монастырь выдерживал осаду врагов, не пропуская их в Москву.
II группа. Здесь находится уникальная библиотека рукописных книг, (Cлайд ) иконы великого Андрея Рублева. На весь мир знаменита его икона «Троица».
III группа. И что особенно интересно – в этом городе Музей Игрушки, (Cлайд )в котором собрана коллекция русских и зарубежных игрушек. В музее насчитывается около 30000 экспонатов.
- Какие достопримечательности вы запомнили?
Мы покидаем Сергиев Посад, впишите достопримечательности города в Тетради с.46 №2
Слайд . Карта Золотого кольца.
Следующий город – Переславль- Залесский. (Cлайд )
Рассказ гида - подготовленный ученик.
Это герб города Переславль- Залесский. (Cлайд ) "В черном поле две золотые сельди одна над другой, нижняя из которых обращена". Девиз "величие и мудрость" начертан черными литерами на золотой с черным, ленте.
Черный цвет в геральдике символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия.
Золото - символ прочности, величия, интеллекта, великодушия. Черное поле герба дополнено теневым волнообразным орнаментом, что дополняет содержание герба города, стоящего на берегу Плещеева озера.
Этот город, как и г. Москву, основал князь Юрий Долгорукий в 12 веке. В 1152 году князь Юрий Долгорукий приказал основать город – крепость Переславль, путь к которому лежал через густые леса, отчего к его названию прибавилось прозвище «Залесский». Одна из главных ценностей Переславля Залесского – уникальное Плещеево озеро. (Cлайд ) Глубокое, с прохладной чистой водой, оно притягивает своим спокойствием и изумительной красотой. На его берегу лежит Синий камень – громадный валун, которому поклонялись наши предки-язычники. Камню приносили жертвы, с ним связано много легенд.
Работа в группах.
Возьмите карточку №2.
Прочитайте информацию о достопримеч. города, постарайтесь запомнить.
I группа. В Переславле-Залесском родился князь Александр Невский. ( Cлайд ) После смерти он был причислен к лику святых. В центре города на Красной площади была построена церковь Александра Невского. (Cлайд )
II группа. Горицкий Успенский монастырь находится на возвышенности, на горе (отсюда и название) у южного берега Плещеева озера. (Cлайд ). Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду.
III группа. Город Переславль-Залесский богат архитектурными памятниками, музеями. Особенно интересно посетить небольшие частные коллекции «Музей чайника», «Музей утюга». (Cлайд ) А еще существует Переславский Железнодорожный музей, где можно посидеть в старинном вагончике и полазить по паровозу.
Учитель рассказывает: (Cлайд )
В конце 17 века на берегу Плещеева озера царь Петр I приказал заложить корабельные верфи. 1 августа 1692 года первые корабли были торжественно спущены на воду. До наших дней уцелел лишь один такой корабль – бот «Фортуна», который хранится в музее на Плещеевом озере.
- Какие достопримечательности вы запомнили?
Мы покидаем Переславль- Залесский, впишите достопримечательности города в Тетради с.46 №2
VII. Гимнастика для глаз (квадрат).
Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Слайд . Карта Золотого кольца.
Наш путь лежит в город - Ростов Великий. Это герб города Ростова: (Cлайд ) на красном фоне серебряный олень с золотыми рогами, гривой и копытами. Серебро символизирует чистоту, мудрость, благородство, мир и взаимосотрудничество. Золото – символизирует богатство, интеллект и великодушие. Красный цвет - мужество, самоотверженность, справедливую борьбу и жизнь.
Откройте учебники на с. 90 , 2 абзац и прочитайте информацию о Ростове.
- Что интересного узнали, в названии города? (с уважением называли Великим)
- Какие достопримечательности есть в городе?
(Ростовский кремль, церкви, колокола, финифть)
Работа в группах.
I группа.(читают и рассказывают)
Слайд .Кремль – это крепостная стена для защиты города от врагов с многочисленными сторожевыми башнями, на которых стояли воины, смотрели вдаль и в случае опасности предупреждали жителей города. (Cлайд ) Вокруг стены насыпали высокий земляной вал и выкапывали глубокий ров, который заполнялся водой. За его белыми стенами видны купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Ростовские колокола известны во всем мире.
II группа. (читают и рассказывают)
Слайд .В 17 веке было отлито 13 колоколов. . (Cлайд )
Самый большой колокол «Сысой» весит 2 тысячи пудов. Это примерно 32 тонны. Отражаются в воде купола и плывет над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать ее, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран.
Слушание звона ростовских колоколов. (Cлайд )
III группа. (читают и рассказывают)
В Ростове можно полюбоваться ростовской финифтью. . (Cлайд ) Тонкая медная пластинка покрывается с обеих сторон слоем эмали (специальная краска). Затем на эмаль наносили рисунки, узоры. Расписной эмалью украшали столовую посуду, оружие. Фабрика «Ростовская финифть» и сейчас выпускает броши, серьги, шкатулки и другие сувениры.
В 1970 г. этот город объявлен городом-заповедником.
- Какие достопримечательности вы запомнили?
Впишите достопримечательности города в Тетради с.46 №2
Наше путешествие продолжается. Какой город у нас на пути?
Слайд. Карта Золотого кольца.
Рассказ гида – подготовленный ученик.
Герб города Углич: (Cлайд ) На красном фоне царевич Димитрий в золотой, с одной видимой дужкой под державой, короной, имеющей пурпуровую шапку, в пурпуровом платье, украшенном золотом и драгоценными камнями и в пурпурных сапожках, в правой руке царевича – серебряный нож, нимб золотой.
Этот город стоит на берегу реки Волги. Он славится древнейшими архитектурными памятниками и красотой пейзажа. Название города, возможно, произошло от слова «угол», потому что река Волга в этом месте изгибается, течет «углом».
Работа в группах.
Возьмите карточку №4
Прочитайте информацию о достопримечат. города, постарайтесь запомнить.
I группа.В Угличе тоже много памятников старины. В первую очередь это его Кремль. Он расположен на мысу, который вдается в реку Волгу. Сейчас в Кремле сохранились не все постройки. От дворца сохранилась только двухэтажная каменная постройка – палаты царевича Дмитрия Ивановича,
II группа. В этом городе находится Угличская гидроэлектростанция, одна из первых, построенных на реке Волге. А еще этот город известен своим часовым заводом, выпускающим часы «Чайка».
III группа. В этом городе, как и в предыдущих городах, есть художественный музей с картинами, древними иконами, скульптурами, предметами декоративно-прикладного искусства и музей (галерея) кукол.
- Какие достопримечательности этого города вы запомнили?
Впишите достопримечательности города в Тетради с.46 №2
- На сегодня наше путешествие по городам Золотого кольца закончилось. Вам понравилось это путешествие? Что особенно запомнилось? Сейчас мы проверим, как вы запомнили.
VIII. Закрепление полученных знаний. Тест. Слайд
- Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского…
А)Сергиев Посад Б)Углич В)Ростов
2. В какой город приезжают послушать колокольный перезвон?
А) Ростов Б )Углич В)Переславль-Залесский
3. В каком городе находится главный монастырь России - Сергиева Лавра?
А) Переславль-Залесский Б)Сергиев Посад В)Ростов
4. Какой город назван так потому, что река, на берегу которой он стоит, в этом месте «изгибается», течет «углом»?
А)Сергиев Посад Б )Углич В)Переславль-Залесский
5. Какой город славится своей финифтью?
А )Углич Б)Ростов В)Сергиев Посад
6. В каком городе Петр I приказал заложить корабельные верфи, место постройки кораблей?
А)Сергиев Посад Б )Углич В)Переславль-Залесский Проверка на слайде
IX. Итог урока. Рефлексия
- Понравилось вам путешествие? Какие впечатления получили? Хотите продолжить?
X. Домашнее задание:
У. с. 88 – 91чит, сообщ о др. городах Золотого кольца
Источники:
1. А.А Плешаков. Окружающий мир, 3 класс – учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2009.
2.С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.
3.О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. Универсальное издание, Москва (ВАКО), 2006.
4. http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/serg_p.htm - герб Сергиева - Посада
5. http://www.pereslavl.ru/town/gerb.htm - герб Переславля - Залесского
6. http://www.hrono.info/heraldicum/russia/subjects/towns/rostovv.htm - герб Ростова
7. http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/uglich.htm - герб Углича
8. http://rufact.org/wiki/ история города Сергиев-Посад
9. http://www.trip-guide.ru/pz.htm- история города
http://www.pereslavlru.ru/history.htm - история города
10. http://www.uglichru.ru/history.htm - история города
11. http://zvonarkalugi.narod.ru/kolokola_i_zvoni/kolokolnaya - колокол Сысой
12.http://ru.wikipedia.org/wiki/ - история города
13.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zolotoe-koltso-rossii-3-i-klass – урок окружающего мира Бариновой Татьяны Валентиновны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок познания мира 3 класс Тема "Золотой человек, Байтерек - символический облик Казахстана"
Урок дан по технологии критического мышления. 1.Познакомить учащихся с «сакским воином» и «Байтереком» которые стали символическими обликами Казахстана.2. Сформировать понятие у учащихся :...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру 2 класс Тема «Золотая осень»
Внекласное мероприятие по окружающему миру во 2 классе в рамках изучения темы "Явления природы". Мероприятие насыщено разнообразными видами деятельности. Дети рассказывают стихи об осени, по...
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"...
Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»
Цели урока: - формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. Обобщение. УМК "Школа России".
Цель деятельности учителя:- обобщение знаний о городах Золотого кольца России;Планируемые результаты:Предметные:- знать: достопримечательности городов Золотого кольца России-уметь: находить на карте г...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. 1 ч. УМК "Школа России".
Цель деятельности учителя:- формирование знаний о городах Золотого кольца России; знакомство детей с основными достопримечательностями городовЗолотого кольца РоссииПланируемые результаты:Предметные:- ...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. 2 ч. УМК "Школа России".
Цель деятельности учителя:- формирование знаний о городах Золотого кольца России; знакомство детей с основными достопримечательностями городовЗолотого кольца РоссииПланируемые результаты:Предметные:- ...