Открытый урок окружающего мира в 3 классе. Тема: "Золотое кольцо России".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Коротченко Елена Анатольевна

Урок окружающего мира знакомит обучающихся с туристическо-экскурсионным маршрутом "Золотое кольцо", городами и достопримечательностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

                        План – конспект урока окружающего мира

Тема: «Золотое кольцо России».

Цель: 

- введение  учащихся в изучение нового раздела «Путешествие по городам и странам»;

- ознакомление с популярным в нашей стране туристско- экскурсионным  маршрутом по     древним русским городам;

- совершение  заочного путешествия в 4 города Золотого кольца: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов и Углич;

- привитие интереса к изучению своей Родины;

- содействие в  воспитании   патриотических чувств младших школьников.

Оборудование: компьютерная презентация «Золотое кольцо России», рабочие тетради, учебники, , карточки с заданиями, словарь C..И.Ожегова,  мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, а гости – это радость и хорошее настроение.

Создадим  дружелюбное настроение на весь урок.

Улыбнитесь друг другу, Улыбнитесь и мне.

– Руки? – На месте!

 – Ноги? – На месте!

 – Локти? – У края!

– Спина? – Прямая!

-  Наш урок будет необычный. Урок – путешествие. Значит, сегодня мы - путешественники.  Нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь друг другу. Будем надеяться, что  этот урок принесёт нам радость общения. Вам  нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.

III. Введение в раздел «Путешествие по городам и странам»:  

 Сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению последнего в этом году раздела нашего учебника. Прочитаем его название (уч.с.87):

Путешествие по городам и странам.

Этот раздел учебника поможет нам: (уч. с. 87) Давайте прочитаем:

IV. Введение в тему урока:

Тема нашего урока (прочитаем):

Слайд .  Золотое кольцо России.

V. Актуализация знаний.

1)Постановка проблемной ситуации.

- Как вы понимаете, что такое кольцо?

(Украшение, предмет в форме окружности, имеет форму замкнутого круга) – словарь Ожегова

-Какие бывают кольца?  

(Обручальное, кольцо для ключей, гимнастические, трамвайное, кольца дыма)

2) Сообщение темы

-Сегодня на уроке речь пойдет  о золотом кольце. А  принадлежит оно не отдельному человеку, а целой  нашей стране России (карта показываю). Оно так и называется – Золотое кольцо России. Украшено оно российскими самоцветами – городами.  Слайд .

Послушайте стихотворение: «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»:

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Тверь и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные, крепость на реке.

Новгород на Волхове, Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые в бой вели князья,

Конного и пешего недруга разя.

Города старинные мастерами славные.

Улицы кузнечные, улицы гончарные.

Площади торговые, праздничные ярмарки –

Из Ельца – матрешки, а из Тулы – пряники.

Города старинные – к солнышку лицом –

Для России стали Золотым кольцом.

VI. Получение новых знаний

1)Введение в тему

Слайд. Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце.  Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по городам Золотого кольца (перечислить),

Работа в тетради с.45 (вписывают, читают)

-Узнаем историю их создания, познакомимся с достопримечательностями древних городов. Точка отправления – город Москва.

- Что вы можете рассказать о городе Москва?   (ответы уч-ся)

- Замечательно, молодцы. Рассаживаемся поудобнее и отправляемся в путь.

До первого города всего 60 километров на северо-восток – это  Сергиев Посад.  (Cлайд  )

- Нашим гидом будет…      ( Тот, кто сопровождает туристов, рассказывает и показывает им о достопримечательностях)

Рассказ гида. (Cлайд  ) – подготовленный ученик.

Это герб города Сергиев Посад. В лазоревом поле щита серебряная зубчатая, мурованная лазурью стена с чёрными воротами с серебряными скрепами на них, из-за которых возникает серебряная башня с золотым церковным куполом, который увенчан шестиконечным Голгофским крестом. По сторонам башни расположены два золотых бердыша в столб, лезвия которых обращены вправо

 Цветовая гамма символизирует:

- золотой цвет: символ богатства, стабильности;

- серебряный цвет: символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания;

- синий цвет: символ чести, благородства, духовности, чистого неба и водных просторов;

- чёрный цвет: символ мудрости, скромности, вечности бытия.

Город Сергиев Посад назван так в честь святого Сергия Радонежского.                            В 14 веке два брата решили стать отшельниками. В глухом лесу, неподалеку от города Радонеж они построили себе хижину и стали там жить. Один из братьев не выдержал уединения и вернулся домой. А второй - Сергий, прозванный Радонежским, (слайд )  остался.  Вся Россия прослышала о старце, мечтая жить рядом с таким святым человеком. Прошло много лет и у Сергия появились соседи-монахи. Он основал здесь большой монастырь. Монастырь – это место, где живут и работают монахи или монахини, люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.

Работа в группах.

Возьмите карточку №1.

        Прочитайте информацию о достопримечат. города, постарайтесь запомнить.

I группа.  Этот монастырь называется Троице-Сергиева Лавра.  (Cлайд   )Лавра означает главный, самый важный монастырь. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. Лавра окружена мощной каменной стеной с 11 башнями. Длина стены полтора километра, высота – 10-14 метров, толщина до 5 метров. Не раз монастырь выдерживал осаду врагов, не пропуская их в Москву. 

II группа. Здесь находится уникальная библиотека рукописных книг, (Cлайд   ) иконы великого Андрея Рублева. На весь мир знаменита его икона «Троица».

III группа. И что особенно интересно – в этом городе  Музей Игрушки, (Cлайд  )в котором собрана коллекция русских и зарубежных игрушек. В музее насчитывается около 30000 экспонатов.

- Какие достопримечательности вы запомнили?

Мы покидаем Сергиев Посад, впишите достопримечательности города в Тетради с.46 №2

Слайд   .  Карта Золотого кольца.

Следующий город – Переславль- Залесский. (Cлайд   ) 

Рассказ гида - подготовленный ученик.

Это герб города Переславль- Залесский. (Cлайд   ) "В черном поле две золотые сельди одна над другой, нижняя из которых обращена". Девиз "величие и мудрость" начертан черными литерами на золотой с  черным, ленте.

Черный цвет в геральдике символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия.

 Золото - символ прочности, величия, интеллекта, великодушия. Черное поле герба дополнено  теневым волнообразным орнаментом, что дополняет содержание герба города, стоящего на берегу Плещеева озера.

Этот город, как и г. Москву, основал князь Юрий Долгорукий в 12 веке. В 1152 году князь Юрий Долгорукий приказал основать город – крепость Переславль, путь к которому лежал через густые леса, отчего к его названию прибавилось прозвище «Залесский». Одна из главных ценностей Переславля Залесского – уникальное Плещеево озеро. (Cлайд   )  Глубокое, с прохладной чистой водой, оно притягивает своим спокойствием и изумительной красотой. На его берегу лежит Синий камень – громадный валун, которому поклонялись наши предки-язычники. Камню приносили жертвы, с ним связано много легенд. 

Работа в группах.

Возьмите карточку №2.

        Прочитайте информацию о достопримеч. города, постарайтесь запомнить.

I группа.  В Переславле-Залесском  родился князь Александр Невский. ( Cлайд  ) После смерти он был причислен к лику святых. В центре города на Красной площади была построена церковь Александра Невского. (Cлайд   )

II группа. Горицкий Успенский монастырь находится на возвышенности, на горе (отсюда и название) у южного берега Плещеева озера. (Cлайд ). Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду.

III группа. Город Переславль-Залесский богат архитектурными памятниками, музеями. Особенно интересно посетить небольшие частные коллекции «Музей чайника», «Музей утюга». (Cлайд ) А еще существует Переславский Железнодорожный музей, где можно посидеть в старинном вагончике и полазить по паровозу.

Учитель рассказывает: (Cлайд )

В конце 17 века на берегу Плещеева озера царь Петр I приказал заложить корабельные верфи. 1 августа 1692 года первые корабли были торжественно спущены на воду. До наших дней уцелел лишь один такой корабль – бот «Фортуна», который хранится в музее на Плещеевом озере.

- Какие достопримечательности вы запомнили?

Мы покидаем Переславль- Залесский, впишите достопримечательности города в Тетради с.46 №2

VII. Гимнастика для глаз (квадрат).

Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Слайд  .  Карта Золотого кольца.

Наш путь лежит в город - Ростов Великий. Это герб города Ростова: (Cлайд   ) на  красном фоне серебряный олень с золотыми рогами, гривой и копытами. Серебро  символизирует чистоту, мудрость, благородство, мир и взаимосотрудничество. Золото – символизирует  богатство, интеллект и великодушие.  Красный  цвет -  мужество, самоотверженность, справедливую борьбу и жизнь. 

Откройте учебники на с. 90 , 2 абзац и прочитайте информацию  о Ростове.

- Что интересного узнали, в названии города?    (с уважением называли Великим)

- Какие достопримечательности есть в городе?  

(Ростовский кремль, церкви, колокола, финифть) 

Работа в группах.

I группа.(читают и рассказывают)

Слайд  .Кремль – это крепостная стена для защиты города от врагов с многочисленными сторожевыми башнями, на которых стояли воины, смотрели вдаль и в случае опасности предупреждали жителей города. (Cлайд   ) Вокруг стены насыпали высокий земляной вал и выкапывали глубокий ров, который заполнялся водой. За его белыми стенами видны купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Ростовские колокола известны во всем мире. 

II группа. (читают и рассказывают)

Слайд  .В 17 веке было отлито 13 колоколов. . (Cлайд   )

Самый большой колокол «Сысой» весит 2 тысячи пудов. Это примерно 32 тонны. Отражаются в воде купола и плывет над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать ее, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран.

 Слушание звона ростовских колоколов. (Cлайд   )

III группа. (читают и рассказывают)

В Ростове можно полюбоваться ростовской финифтью. . (Cлайд   ) Тонкая медная пластинка покрывается с обеих сторон слоем эмали (специальная краска). Затем на эмаль наносили рисунки, узоры. Расписной эмалью украшали столовую посуду, оружие. Фабрика «Ростовская финифть» и сейчас выпускает броши, серьги, шкатулки и другие сувениры. 

В 1970 г. этот город объявлен городом-заповедником.

- Какие достопримечательности вы запомнили?

Впишите достопримечательности города в Тетради с.46 №2

Наше путешествие продолжается. Какой город у нас на пути?

Слайд. Карта Золотого кольца.

Рассказ гида – подготовленный ученик.

Герб города Углич: (Cлайд   ) На красном  фоне царевич Димитрий в золотой, с одной видимой дужкой под державой, короной, имеющей пурпуровую шапку, в пурпуровом платье, украшенном золотом и драгоценными камнями и в пурпурных сапожках, в правой руке царевича – серебряный нож, нимб золотой.

Этот город стоит на берегу реки Волги. Он славится древнейшими архитектурными памятниками и красотой пейзажа. Название города, возможно, произошло от слова «угол», потому что река Волга в этом месте изгибается, течет «углом».

Работа в группах.

Возьмите карточку №4

        Прочитайте информацию о достопримечат. города, постарайтесь запомнить.

I группа.В Угличе тоже много памятников старины. В первую очередь это его Кремль.   Он расположен на мысу, который вдается в реку Волгу. Сейчас в Кремле сохранились не все постройки. От дворца сохранилась только двухэтажная каменная постройка – палаты царевича Дмитрия Ивановича,

II группа. В этом городе находится Угличская гидроэлектростанция,  одна из первых, построенных на реке Волге. А еще этот город известен своим часовым заводом, выпускающим часы «Чайка».     

III группа. В этом городе, как и в предыдущих городах, есть художественный музей с картинами, древними иконами, скульптурами, предметами декоративно-прикладного искусства и музей (галерея) кукол.  

- Какие достопримечательности этого города вы запомнили?

Впишите достопримечательности города в Тетради с.46 №2

- На сегодня наше путешествие по городам Золотого кольца закончилось.  Вам понравилось это путешествие? Что особенно запомнилось? Сейчас мы проверим, как вы запомнили.

VIII. Закрепление полученных знаний. Тест. Слайд

  1. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского…

       А)Сергиев Посад                       Б)Углич                        В)Ростов

2.  В какой город  приезжают послушать колокольный перезвон?    

 А) Ростов                                  Б )Углич                         В)Переславль-Залесский

3. В каком городе находится главный монастырь России - Сергиева Лавра?

       А) Переславль-Залесский        Б)Сергиев Посад            В)Ростов

4. Какой город назван так потому, что река, на берегу которой он стоит, в этом месте «изгибается», течет «углом»?

А)Сергиев Посад                            Б )Углич                    В)Переславль-Залесский

5. Какой город славится своей финифтью?

  А )Углич                                                 Б)Ростов                    В)Сергиев Посад        

6. В каком городе Петр I приказал заложить корабельные верфи, место постройки кораблей?  

   А)Сергиев Посад                                   Б )Углич                    В)Переславль-Залесский Проверка на слайде 

IX. Итог урока. Рефлексия

- Понравилось вам путешествие?  Какие впечатления получили? Хотите продолжить?

X. Домашнее задание:

У. с. 88 – 91чит, сообщ о др. городах Золотого кольца

Источники:

1. А.А Плешаков.  Окружающий мир, 3 класс – учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2009.

2.С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.

3.О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курсу окружающий мир.       Универсальное издание, Москва (ВАКО), 2006.

4. http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/serg_p.htm - герб Сергиева - Посада

5. http://www.pereslavl.ru/town/gerb.htm - герб Переславля - Залесского

6. http://www.hrono.info/heraldicum/russia/subjects/towns/rostovv.htm - герб Ростова

7. http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/uglich.htm - герб Углича

8. http://rufact.org/wiki/ история города Сергиев-Посад

9.  http://www.trip-guide.ru/pz.htm-  история города

    http://www.pereslavlru.ru/history.htm -  история города

10.  http://www.uglichru.ru/history.htm - история города

11. http://zvonarkalugi.narod.ru/kolokola_i_zvoni/kolokolnaya - колокол Сысой

12.http://ru.wikipedia.org/wiki/ - история города

13.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zolotoe-koltso-rossii-3-i-klass – урок окружающего мира Бариновой Татьяны Валентиновны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок познания мира 3 класс Тема "Золотой человек, Байтерек - символический облик Казахстана"

Урок дан по технологии критического мышления. 1.Познакомить  учащихся  с «сакским воином» и «Байтереком» которые стали символическими обликами Казахстана.2. Сформировать понятие у учащихся :...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру 2 класс Тема «Золотая осень»

Внекласное мероприятие по окружающему миру во 2 классе в рамках изучения темы "Явления природы". Мероприятие насыщено разнообразными видами деятельности. Дети рассказывают стихи об осени, по...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"...

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. Обобщение. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- обобщение знаний о городах Золотого кольца России;Планируемые результаты:Предметные:- знать: достопримечательности городов Золотого кольца России-уметь: находить на карте г...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. 1 ч. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- формирование знаний о городах Золотого кольца России; знакомство детей с основными достопримечательностями городовЗолотого кольца РоссииПланируемые результаты:Предметные:- ...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. 2 ч. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- формирование знаний о городах Золотого кольца России; знакомство детей с основными достопримечательностями городовЗолотого кольца РоссииПланируемые результаты:Предметные:- ...