"Совесть" урок по ОРКСЭ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок по основам светской этики, посвященный изучению темы "Совесть". На примерах литературных героев дети знакомятся с понятием "совесть", приводят свои примеры из жизни.Урок проводится в форме беседы с учащимися. Также на уроке проводится работа в группах, в парах. Дети учатся работать с толковым словарём по теме "совесть".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_davydovoy_e.g._sovest.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Совесть.
Давыдова Елена Геннадьевна
ГБОУ СОШ № 1245 ЮАО г. Москвы
Тема урока: Совесть.
Цели урока:
- Введение понятия «совесть».
- Наблюдение над связью понятия совесть с другими понятиями(стыд, раскаяние,…)
- Организация усвоения нового материала.
- Изучение причин проявления переживаний, связанных с совестью.
- Углубление сущности известного понятия, закона и других процессов, его применения для получения нового знания на примере литературных произведений Л.Н. Толстого «Косточка», Н.Н. Носова «Огурцы», «Леденец».
- Совершенствование, расширение известного знания.
- Ознакомление и систематизация знаний.
Развивающие:
включают факторы умений использовать приемы:
- анализировать - устанавливать причинно-следственные связи;
- сравнивать;
- переносить знания в новую ситуацию;
- графически оформлять результаты деятельности;
- проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.
- Работа с тестами.
Воспитательные:
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, уравновешенности, уверенности, убежденности, обученности.
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (в дополнение к качествам первой группы), увлеченности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, силы воли, настойчивости, активности, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в ученическом коллективе путём работы в группах и в парах, критичности, самокритичности, благородства, великодушия, смелости. Воспитание культуры конструктивного мышления.
- Воспитание культуры речи на примере литературных произведение детских классиков.
- Воспитание положительных мотивов обучения , направленных на формирования положительных отношений в коллективе, друг с другом.
- Формирование понимания удовлетворённость и неудовлетворённость поступком.
Предметные результаты:
- Формирование нравственного понятия «совесть»
Метапредметные результаты:
- Учить построению речевых рассуждений;
- Учить построению логической цепи рассуждений: совесть – раскаяние – прощение – исправление.
- Учить осуществлению информационного поиска при выполнении учебного задания в словарях русского языка, интернете.
- Формирование умений групповой работы и работы в парах.
- Формирование ответственного поведения в жизни человека и общества и ответственности за свои поступки.
Личностные результаты:
- Развивать умение анализировать и оценивать собственные поступки;
- Развивать умение найти правильный выход из сложившейся ситуации, руководствуясь этическими нормами поведения в обществе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник «Основы светской этики» под редакцией А.Я. Данилюка, рассказы и стихи детских писателей , в которых затрагивается понятие «совесть»: А. Барто «Совесть», С.Маршака «На всех часах вы можете прочесть», Л.Н.Толстого «Косточка», Н.Носова «Огурцы», «Леденец» , изображение иконы святого Иоанна Кронштадского, пословицы и поговорки русского народа о совести.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Рассматривание иллюстрации (1 слайд).
- Какие чувства испытывает мальчик? Что с ним могло случиться?(Предположения детей).
2.Мотивация к учебной деятельности. Обсуждение рассказа Л.Толстого «Косточка» Слайд № 2.
(Чтение рассказа учителем)
Л.Толстой «Косточка»
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Ответьте на вопросы:
- Кто главный герой рассказа?
- Где произошло событие?
- Почему Ваня взял сливу?
- О чем шёл разговор за обедом?
- Почему Ваня побледнел и заплакал? (Дети предполагают, что Ване стыдно, совестно.)
-Давайте подумаем, а что такое совесть?
3. Работа с понятием «совесть». Поиск информации в словарях, в интернете. Работа в группах.
Сейчас мы будем работать в группах. Задание для групп:
1 группа: найдите в словаре Русского языка под редакцией Ожегова определение совести.
2 группа: найдите в интернете определение совести.
Открывается слайд на интерактивной доске. Слайд № 3.
Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми и обществом.
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.
- Что общего в этих определениях?
Презентация (слайды № 4,5,6,7,8). Высказывания великих людей и святых о совести. Обсуждение.
4. Работа с учебником.
Откройте учебники на с. 48- 49 и прочитайте определение совести.
Какие слова помогут понять, что такое совесть?
Работа в парах (на листочках). Сверяемся с презентацией. Слайд № 9.
- Как проявляется в поступках человека голос его совести? ( Чувство вины, стыда раскаяния, желание исправить свой поступок, извиниться, не допускать в дальнейшем ничего подобного)
5. Вызов устойчивого интереса к теме.
Сейчас каждая группа получит конверт. В нём – история, которую вам надо обсудить с точки зрения понятия совесть. Выразите своё отношение к героям произведений.
Рассказ Н.Носова «Огурцы». Слайд № 10.
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
Котька пришел домой радостный:
-- Мама, я тебе огурцов принес!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.
-- Где ты их взял? -- говорит мама.
-- На огороде.
-- На каком огороде?
-- Там, у реки, на колхозном.
-- Кто ж тебе позволил?
-- Никто, я сам нарвал.
-- Значит, украл?
-- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
-- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,
-- Почему?
-- Сейчас же неси их обратно!
-- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
-- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
-- Ну, я их выброшу.
-- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
-- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
-- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
-- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
-- Ну как тебе не стыдно! -- говорит мама. -- Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
-- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.
-- И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
-- Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
-- А брать не боялся?
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
-- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.
Уже было совсем темно.
"Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, -- решил Котька и стал оглядываться вокруг. -- Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет".
Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.
"Павлику хорошо! -- думал Котька. -- Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно".
Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша,
стоит и плачет все громче и громче. Сторож услышал и подошел к нему.
-- Ты чего плачешь? -- спрашивает.
-- Дедушка, я принес огурцы обратно.
-- Какие огурцы?
-- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.
-- Вот оно какое дело! -- удивился сторож. -- Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
-- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
-- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
-- Ну, все, что ли? -- спросил старик.
-- Нет... одного не хватает, -- ответил Котька и снова заплакал.
-- Почему не хватает, где же он?
-- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
-- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
-- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
-- Ишь ты какое дело! -- усмехнулся дедушка. -- Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.
Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
-- Дедушка, дедушка!
-- Ну что еще?
-- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться -- украл я его или нет?
-- Гм! -- сказал дед. -- Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
-- А как же?
-- Ну, считай, что я тебе подарил его.
-- Спасибо, дедушка! Я пойду.
-- Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.
Н.Носов Леденец. Слайд 11.
Мама уходила из дому и сказала Мише:
- Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо. Не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.
Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает:
"Я ведь ничего не трогаю, только смотрю".
А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол: "Я только посмотрю, а ничего трогать не буду", - думает.
Открыл крышку, а там что-то красное сверху.
- Э, - говорит Миша, - да это ведь леденец. Наверно, как раз тот самый, который мне обещала мама.
Он запустил в сахарницу руку и вытащил леденец.
- Ого, - говорит, - большущий! И сладкий, должно быть.
Миша лизнул его и думает: "Пососу немножко и положу обратно".
И стал сосать. Пососёт, пососёт и посмотрит, много ли ещё осталось. И всё ему кажется много.
Наконец леденец стал совсем тоненький, со спичку. Toгдa Мишенька положил его обратно в сахарницу.
Стоит, пальцы облизывает, смотрит на леденец, а сам думает: "Съем я его совсем. Всё равно мне мама отдаст. Ведь я хорошо себя веду: не шалю и ничего такого не делаю".
Миша достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам - и бух на пол! Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался.
Миша перепугался: "Что теперь мама скажет!" Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница, разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет.
Наконец мама приходит:
- Ну, как ты себя вёл?
- Хорошо.
- Вот умница! Получай леденец.
Мама открыла буфет, взяла сахарницу... Ах! .. Сахарница развалилась, сахар посыпался на пол.
- Что же это такое? Кто сахарницу разбил?
- Это не я. Это она сама...
- Ах, сама разбилась! Ну, это понятно. А леденец-то куда девался?
- Леденец... леденец... Я его съел. Я себя вёл хорошо, ну и съел его. Вот...
Работа с презентацией. Обсудите как проявилась совесть в поступках мальчиков? Как бы вы оценили их поступки.
6.Работа со схемами: Презентация слайд № 12 . Расположите по порядку понятия раскрывающие смысл понятия совесть.
7. Работа с пословицами на интерактивной доске в форме теста. Соединить части пословиц по смыслу. Слайд № 13.
.
8. Домашнее задание: Прочитать книгу Погорельского «Чёрная курица или подземные жители» и выполнить задание в учебнике.
9. Рефлексия:
Можете ли вы оценить свои предыдущие поступки с позиции своей совести и, может быть попросить за них прощения.
10. Заключение слайд № 14. Стихотворение С.Маршака о совести «На всех часах вы можете прочесть».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе
Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....
Урок дружбы по курсу ОРКСЭ
Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе. модуль «Основы светской этики»...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...