"Совесть" урок по ОРКСЭ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Давыдова Елена Геннадьевна

Урок по основам светской этики, посвященный изучению темы "Совесть". На примерах литературных героев дети знакомятся с понятием "совесть", приводят свои примеры из жизни.Урок проводится в форме беседы с учащимися. Также на уроке проводится работа в группах, в парах. Дети учатся работать с толковым словарём по теме "совесть".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_davydovoy_e.g._sovest.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Совесть.

Давыдова Елена Геннадьевна

ГБОУ СОШ № 1245 ЮАО г. Москвы

Тема урока: Совесть.

Цели урока:

  1. Введение понятия «совесть».
  2. Наблюдение над связью понятия совесть с другими понятиями(стыд, раскаяние,…)
  3. Организация усвоения нового материала.
  4. Изучение причин проявления  переживаний, связанных с совестью.
  5. Углубление  сущности известного понятия, закона и других процессов, его применения для получения нового знания на примере литературных произведений Л.Н. Толстого «Косточка», Н.Н. Носова «Огурцы», «Леденец».
  6. Совершенствование, расширение известного знания.
  7. Ознакомление и систематизация знаний.

Развивающие:

включают факторы умений использовать приемы:

  1. анализировать - устанавливать причинно-следственные связи;
  2. сравнивать;
  3. переносить знания в новую ситуацию;
  4. графически оформлять результаты деятельности;
  5. проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.
  6. Работа с тестами.

Воспитательные:

  1. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, уравновешенности, уверенности, убежденности, обученности.
  2. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (в дополнение к качествам первой группы), увлеченности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, силы воли, настойчивости, активности, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
  3. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в ученическом коллективе путём работы в группах и в парах, критичности, самокритичности, благородства, великодушия, смелости. Воспитание культуры конструктивного мышления.
  4. Воспитание культуры речи на примере литературных произведение детских классиков.
  5. Воспитание положительных мотивов обучения , направленных на формирования положительных отношений в коллективе, друг с другом.
  6. Формирование понимания  удовлетворённость и неудовлетворённость поступком.

Предметные результаты:

  1. Формирование нравственного понятия «совесть»

Метапредметные результаты:

  1. Учить построению речевых рассуждений;
  2. Учить построению логической цепи рассуждений: совесть – раскаяние – прощение – исправление.
  3. Учить осуществлению информационного поиска при выполнении учебного задания в словарях русского языка, интернете.
  4. Формирование умений групповой работы и работы в парах.
  5. Формирование ответственного поведения в жизни человека и общества и ответственности за свои поступки.

Личностные результаты:

  1. Развивать умение анализировать и оценивать собственные поступки;
  2. Развивать умение найти правильный выход из сложившейся ситуации, руководствуясь этическими нормами поведения в обществе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник «Основы светской этики» под редакцией А.Я. Данилюка, рассказы и стихи детских писателей , в которых затрагивается понятие «совесть»: А. Барто «Совесть», С.Маршака «На всех часах вы можете прочесть», Л.Н.Толстого «Косточка», Н.Носова «Огурцы», «Леденец» , изображение иконы святого Иоанна Кронштадского, пословицы и поговорки русского народа о совести.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Рассматривание иллюстрации (1 слайд).

- Какие чувства испытывает мальчик? Что с ним могло случиться?(Предположения детей).

2.Мотивация к учебной деятельности. Обсуждение рассказа Л.Толстого «Косточка» Слайд № 2.

 (Чтение рассказа учителем)

Л.Толстой «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Ответьте на вопросы:

  1. Кто главный герой рассказа?
  2. Где произошло событие?
  3. Почему Ваня взял сливу?
  4. О чем шёл разговор за обедом?
  5. Почему Ваня побледнел и заплакал? (Дети предполагают, что Ване стыдно, совестно.)

-Давайте подумаем, а что такое совесть?

3. Работа с понятием «совесть». Поиск информации в словарях, в интернете. Работа в группах.

Сейчас мы будем работать в группах. Задание для групп:

1 группа: найдите в словаре Русского языка под редакцией Ожегова определение совести.

2 группа: найдите в интернете определение совести.

Открывается слайд на интерактивной доске.  Слайд № 3.

Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми и обществом.

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.

- Что общего в этих определениях?

Презентация (слайды № 4,5,6,7,8).  Высказывания великих людей и святых о совести. Обсуждение.

4. Работа с учебником.

Откройте учебники на с. 48- 49  и  прочитайте определение совести.

Какие слова помогут понять, что такое совесть?

Работа в парах (на листочках). Сверяемся с презентацией. Слайд № 9.

- Как проявляется в поступках человека голос его совести? ( Чувство вины, стыда раскаяния, желание исправить свой поступок, извиниться, не допускать в дальнейшем ничего подобного)

5. Вызов устойчивого интереса к теме.

Сейчас каждая группа получит конверт. В нём – история, которую вам надо обсудить с точки зрения понятия совесть. Выразите своё отношение к героям произведений.

Рассказ Н.Носова «Огурцы». Слайд № 10.

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Котька пришел домой радостный:

-- Мама, я тебе огурцов принес!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

-- Где ты их взял? -- говорит мама.

-- На огороде.

-- На каком огороде?

-- Там, у реки, на колхозном.

-- Кто ж тебе позволил?

-- Никто, я сам нарвал.

-- Значит, украл?

-- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

-- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,

-- Почему?

-- Сейчас же неси их обратно!

-- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

-- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

 -- Ну, я их выброшу.

-- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

-- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

-- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

-- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

-- Ну как тебе не стыдно! -- говорит мама. -- Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

-- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.

-- И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

-- Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

 -- А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

-- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.

Уже было совсем темно.

"Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, -- решил Котька и стал оглядываться вокруг. -- Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет".

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

"Павлику хорошо! -- думал Котька. -- Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно".

Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша,

стоит и плачет все громче и громче. Сторож услышал и подошел к нему.

-- Ты чего плачешь? -- спрашивает.

-- Дедушка, я принес огурцы обратно.

-- Какие огурцы?

-- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

-- Вот оно какое дело! -- удивился сторож. -- Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

-- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

-- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

-- Ну, все, что ли? -- спросил старик.

-- Нет... одного не хватает, -- ответил Котька и снова заплакал.

-- Почему не хватает, где же он?

-- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

-- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

-- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

 -- Ишь ты какое дело! -- усмехнулся дедушка. -- Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

-- Дедушка, дедушка!

-- Ну что еще?

-- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться -- украл я его или нет?

-- Гм! -- сказал дед. -- Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

-- А как же?

-- Ну, считай, что я тебе подарил его.

-- Спасибо, дедушка! Я пойду.

-- Иди, иди, сынок.

 Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

 

Н.Носов Леденец. Слайд 11.

Мама уходила из дому и сказала Мише:

- Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо. Не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.

Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает:

"Я ведь ничего не трогаю, только смотрю".

А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол: "Я только посмотрю, а ничего трогать не буду", - думает.

Открыл крышку, а там что-то красное сверху.

- Э, - говорит Миша, - да это ведь леденец. Наверно, как раз тот самый, который мне обещала мама.

Он запустил в сахарницу руку и вытащил леденец.

- Ого, - говорит, - большущий! И сладкий, должно быть.

Миша лизнул его и думает: "Пососу немножко и положу обратно".

И стал сосать. Пососёт, пососёт и посмотрит, много ли ещё осталось. И всё ему кажется много.

Наконец леденец стал совсем тоненький, со спичку. Toгдa Мишенька положил его обратно в сахарницу.

Стоит, пальцы облизывает, смотрит на леденец, а сам думает: "Съем я его совсем. Всё равно мне мама отдаст. Ведь я хорошо себя веду: не шалю и ничего такого не делаю".

Миша достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам - и бух на пол! Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался.

Миша перепугался: "Что теперь мама скажет!" Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница, разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет.

Наконец мама приходит:

- Ну, как ты себя вёл?

- Хорошо.

- Вот умница! Получай леденец.

Мама открыла буфет, взяла сахарницу... Ах! .. Сахарница развалилась, сахар посыпался на пол.

- Что же это такое? Кто сахарницу разбил?

- Это не я. Это она сама...

- Ах, сама разбилась! Ну, это понятно. А леденец-то куда девался?

- Леденец... леденец... Я его съел. Я себя вёл хорошо, ну и съел его. Вот...

Работа с презентацией. Обсудите как проявилась совесть в поступках мальчиков? Как бы вы оценили их поступки.

6.Работа со схемами: Презентация  слайд № 12 . Расположите по порядку понятия раскрывающие смысл понятия совесть.

                                                                                                                

7. Работа с пословицами на интерактивной доске в форме теста. Соединить части пословиц по смыслу. Слайд № 13.

.

8. Домашнее задание: Прочитать книгу Погорельского «Чёрная курица или подземные жители» и выполнить задание  в учебнике.

9. Рефлексия:

Можете ли вы оценить свои предыдущие поступки с позиции своей совести  и, может быть попросить за них прощения.

10. Заключение слайд № 14. Стихотворение С.Маршака о совести «На всех часах вы можете прочесть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...