рабочая программа кружка "Вятский ларец"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
рабочая программа дополнительного образования по краеведению, 2 класс.. Кружок "Вятский ларец"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования.
Краеведческий кружок «Вятский ларец».
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы З.А.Клепининой «Природа и люди»(2 класс «Я и мир вокруг»).
В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи, начинается длительный процесс формирования тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос, с любви к родным и близким ему людям.
В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его воздействия.
В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду, влиянием окружающей среды на здоровье человека.
Содержание программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании, раскрывает значимость физического и нравственного здоровья человека.
Цель программы:
Углубленное изучение природы и культуры родного края.
Задачи программы:
1.Дать знания:
-о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребенка, обеспечивающем его естественные (природные), социальные (бытовые, нравственные, этические) и познавательные потребности;
-о разнообразии форм, красок и проявлений компонентов окружающего мира;
-об изменениях природных компонентов и деятельности человека в связи с сезонной цикличностью природы;
-о здоровье человека как непреходящей ценности, о биологической и социальной необходимости сохранения здоровья, о роли самого ребенка в сохранении здоровья;
2. Совершенствовать познавательную и практическую деятельность.
3. Развивать личностные качества ребенка: научное миропонимание, мышление и речь, экологическую, санитарно-гигиеническую и этическую культуру, эмоции, творческие способности, патриотические чувства.
Представленная программа построена на принципах
- развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
-практической направленности, т.к. значительную часть содержания программы составляют сезонные изменения природы местности, в которой проживает ребенок, следовательно, основным способом получения информации и ведущей познавательной деятельностью детей являются непосредственные наблюдения в природе;
-экологической направленности;
-интеграции (с уроками окружающего мира, изобразительного искусства и др.)
Программа нацелена на выработку у учащихся навыка работы с различными источниками информации – справочными и учебными пособиями, картами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.
На занятиях кружка используются различные виды деятельности, как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, а так же используется разнообразный раздаточный материал, словари, энциклопедии. Занятия чередуются с посещением музеев и экскурсиями, проводимыми в ближайших природных комплексах.
В основе преподавания данного курса лежит проблемно-поисковый подход, технология деятельностного метода, технология решения проектных задач, здоровьесберегающие технологии, используются групповые формы работы и работа в парах, учащиеся выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера.
Данная программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся с учащимися 2класса 1 раз в неделю.
Примерный тематический план
№ | Тема | теория | практика | всего |
1 | От наблюдения к знанию | 1ч. | 5ч. | 6ч. |
2 | Летние и осенние изменения в природе | 3ч. | 4ч. | 7ч. |
3 | Зимние изменения в природе | 1ч. | 5ч. | 6ч. |
4 | Весенние изменения в природе | 3ч. | 6ч. | 9ч. |
5 | Родной край – малая родина | 3ч. | 3ч. | 6ч. |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
-викторины по темам
-тесты
-загадки
-кроссворды
-творческие работы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел: От наблюдения к знанию.
Цели и задачи:
Расширить знания об окружающем мире, формировать коммуникативные учебные действия.
Содержание.
Введение. Наблюдения как способ получения знаний о природе. Создание уголка природы и научных дневников.
Формы занятий:
Беседа, практическая работа в группах.
Основные понятия:
Природа: живая и неживая, справочная литература, словари, макет, наблюдения, погода, прогноз погоды.
Раздел: Летние и осенние изменения в природе.
Цели и задачи:
-формировать знания об осенних изменениях в природе
-расширять знания учащихся об окружающей природе;
-учить проводить наблюдения за объектами природы;
-обучать постановке простейших опытов и обработке полученных результатов;
-выявить причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы осенью;
-познакомить учащихся с некоторыми представителями флоры и фауны нашего края
Содержание.
Что такое природа. Природа живая и неживая. Разнообразие предметов природы. Разнообразие погоды и ее составляющих осенью. Связь изменений погоды с положением солнца на небосводе. Связь отдельных компонентов погоды между собой. Погода и чувства человека. Погода и здоровье. Осенние изменения в жизни животных и растений. Неживая природа летом и осенью. Охрана и укрепление здоровья осенью. Разнообразие растений. Лиственные и хвойные растения. Деревья, кустарники, травы, их отличительные признаки. Изменение окраски листьев и листопад у растений осенью. Красота осенних растений. Осень в жизни растений и чувства человека. Распространение плодов и семян. Грибы – часть живой природы. Значение грибов, правила сбора и использования грибов. Разнообразие животных, Условия питания. (Животные – живые организмы). Насекомые и птицы летом и осенью. Поздняя осень. Обобщение знаний.
Формы занятий:
Экскурсия «Природа осенью», практические работы(«Лиственные и хвойные растения»), творческие работы(Составление памятки по сбору грибов, по укреплению здоровья осенью и др.), решение проектных задач при групповой работе(уголок природы, книжка – раскладушка о животных нашего края осенью).
Основные понятия:
Наблюдения, явления погоды, прогноз погоды, температура воздуха, лиственные и хвойные растения, размножение растений, распространение семян, декоративные растения, живые организмы, грибы(съедобные и несъедобные), классификация животных: насекомые, птицы, рыбы, звери, перелетные птицы, отлет птиц, линька, поздняя осень.
Раздел: Зимние изменения в природе.
Цели и задачи:
-формировать знания о зимних изменениях в природе,
-установить причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы в зимнее время,
-выявить значимость охраны и укрепления здоровья зимой,
-воспитывать бережное отношение к природе (подкармливание зимующих птиц),
-формировать навык наблюдения за объектами природы и умение фиксировать результаты в уголке природы и в научном дневнике.
-познакомить детей с комнатными растениями и правилами ухода за ними в зимнее время.
Содержание.
Неживая природа зимой. Зимние явления природы. Разнообразие погоды и ее составляющих зимой. Лед и снег в природе, отдельные их свойства. Зимняя погода и здоровье человека. Простудные и инфекционные заболевания, связанные с простудой. Предупреждение простудных заболеваний. Здоровье и гигиена питания. Состав пищи, ее разнообразие как важное условие сохранения здоровья. Погода и чувства человека. Зимние праздники на вятской земле. Особенности состояния растений зимой по сравнению с осенью. Животные зимой. Комнатные растения и уход за ними.
Формы занятий: экскурсии «Природа зимой», в школьный зимний сад, наблюдения за птицами, подкармливание птиц, заочная экскурсия в зимний лес, творческие работы – описания зимующих птиц, сборник народных примет, решение проектных задач, разработка минипроекта «Как нарядить елку»(коллективная работа),миниисследование «Какие птицы выводят птенцов зимой?»(коллективная работа).
Основные понятия:
Закаливание организма, переохлаждение, обморожение, низкая температура, метель, вьюга, буран, пурга, зимующие птицы, наст, оттепель, народные приметы.
Раздел: Весенние изменения в природе.
Цели и задачи:
-формировать знания о весенних изменениях в природе,
-установить связи между объектами живой и неживой природы весной,
-продолжить наблюдения в природе , за отношением людей к природе,
-создать видеотеку раннецветущих растений в черте поселка,
-оформить альбом «Живая природа нашей местности», подготовить его презентацию для учащихся начальных классов,
-воспитывать бережное отношение к природе.
Содержание.
Неживая природа весной. Яркие проявления неживой природы. Гроза, ее признаки, правила охраны здоровья во время грозы. Отдельные яркие изменения в жизни растений весной: раннецветущие растения, распускание листьев, последующее цветение. Лекарственные растения , правила сбора и хранения. Жизнь животных весной. Отношение людей к растениям и животным. Оценка этого отношения. Определение своего отношения к растениям и животным. Природа и труд человека. Основные занятия людей в сельских хозяйствах нашего края.
Формы занятий:
Экскурсии «Весенние изменения в природе», на пришкольный участок, в школьный краеведческий музей(«Старинные орудия труда»),творческие работы(памятки по правилам поведения во время грозы, фотографирование раннецветущих растений, решение проектных задач по подготовке презентации альбома»Живая природа нашей местности».
Основные понятия.
Признаки весны: потепление, половодье, таяние снега, ледоход, оттепель, набухание почек, раннецветущие растения, лекарственные растения, развитие растения из семени линька у зверей, потомство.
Раздел: Родной край – малая родина.
Цели и задачи:
-изучить особенности быта, интересов, традиций людей города и деревни нашего края,
-узнать историю поселка Рудничный,
-воспитывать любовь к своей малой родине, чувство гордости за нее,
-учить уважительно и бережно относиться к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родного края.
Содержание.
Поселок, в котором мы живем, предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение. Профессии людей, работающих в этих учреждениях. Правила поведения в общественных учреждениях. Место работы родителей, их профессии. Значение разных профессий для всех людей. Известные люди нашего поселка. Жизнь, быт, традиции, праздники людей нашего поселка.
Формы занятий:
Экскурсии на почту, на пекарню, в школу искусств; утренник «Все работы хороши!»; творческие работы - «Традиции в моей семье», сценарий семейного праздника (проектная задача).
Основные понятия:
Родной край, малая родина, Кировская область, Верхнекамский район, быт, традиции, праздники (государственные, народные, православные, семейные), культурное достояние, наследие.
Планируемые результаты
К концу учебного года учащиеся должны знать:
-некоторые профессии людей, роль профессий в жизни отдельного человека и общества;
-свой населенный пункт, его тип, название; отличие города и села; общественные учреждения, учреждения культуры, быта, их назначение ; правила культурного поведения в учреждениях;
-что такое погода, ее составляющие, разнообразие погоды осенью, зимой, весной,
-свойства снега и льда; признаки грозы, правила охраны здоровья во время грозы,
-растения – часть живой природы, жизненные формы растений – деревья, кустарники, травы; некоторые особенности состояния растений осенью, зимой, весной,
-правила ухода за растениями,
-животные – часть живой природы, группы животных, их приспособляемость к сезонным изменениям в природе,
-названия и отличительные признаки 10 растений, в том числе 3-4 комнатных, 10 животных.
-значение природы в жизни человека, правила охраны природы,
-причины простудных заболеваний, меры предупреждения этих болезней,
-значение режима питания для сохранения здоровья, правила гигиены питания.
К концу учебного года учащиеся должны уметь
-наблюдать в окружающем мире: замечать яркие крупные детали предметов и явлений, разнообразие крупных форм, ярких красок, размеров окружающих объектов,
-соблюдать общепринятые правила в общественных местах,
-составлять устную характеристику погоды, фиксировать с помощью условных знаков основные составляющие погоды,
-узнавать в окружающей природе изученные растения и животных,
-соблюдать правила охраны природы, выполнять некоторые природоохранные меры (подкармливание птиц),
-ухаживать за комнатными растениями.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Дата |
1. 2. 3. | Поселок, в котором мы живем. Предприятия, учреждения культуры, быта. Их назначение. | 3ч. экскурсии | 3.09 10.09 17.09 | |
4. | Место работы родителей, их профессии. Значение разных профессий для всех людей. | 1ч. | 26.11 | |
5. | История нашего поселка. Известные люди нашего поселка. | 1ч. Экскурсия в музей | 18.02 | |
6. | Труд, жизнь и быт людей родного поселка | 1ч. | 14.01 | |
7. | Разнообразие природы. Погода. Наблюдения как способ получения знаний о природе. | 1ч. | 24.09 | |
8. | Экскурсия в природу с целью наблюдения осенних изменений . | 1ч. | 1.10 | |
9. | Неживая природа летом и осенью. Охрана и укрепление здоровья осенью. | 1ч. | 8.10 | |
10. | Жизнь животных нашего края осенью. | 1ч. Проектная задача | 15.10 | |
11. | Грибы – часть живой природы. Значение грибов, правила сбора и использования грибов. | 1ч. | 22.10 | |
12. | Разнообразие растений. Лиственные и хвойные растения. Распространение плодов и семян. | 1ч. Практическая работа. | 29.10 | |
13. | Осенний бал. | 1ч. | 2.11 | |
14 15 | Создание уголка природы и научных дневников. | 2ч. Решение проектных задач | 12.11 19.11 | |
16. | Экскурсия в природу с целью наблюдения зимних изменений. | 1ч. | 3.12 | |
17. | Неживая природа зимой. Охрана и укрепление здоровья зимой. | 1ч. | Пр.работа «Снежные узоры» | 10.12 |
18. | Жизнь животных и растений зимой. | 1ч Заочная экскурсия в зимний лес | 17.12 | |
19. | Зимние праздники | 1ч.-проектная задача | 24.12 | |
20. | Комнатные растения. Экскурсия в школьный зимний сад. | 1ч. | 21.01 | |
21. | Свойства снега и льда. | 1ч. практич. работа | 28.01 | |
22 23 | Влияние света и тепла на развитие комнатных растений. | 2ч. опыт | 4.02 11.02 | |
24. | Экскурсия в природу с целью наблюдения весенних изменений. | 1ч. | 18.03 | |
25. | Неживая природа весной. Охрана и укрепление здоровья весной. | 1ч | 11.03 | |
26. | Лекарственные растения. | 1ч. | 25.03 | |
27. 28. | Раннецветущие растения и их охрана. | 2ч. | 8.04 15.04 | |
29. 30 | Жизнь животных весной. | 1ч. | 1ч. творческие работы | 22.04 29.04 |
31. 32. | Труд людей весной. | 2ч.высаживание семян и рассады цветочных культур на клумбу. | 6.05 13.05 | |
33. 34. | Обобщение. Оформление альбома «Живая природа нашей местности». | 2ч | 20.05 27.05 |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Часть 2. Москва. Просвещение, 2001.
2. З.А. Клепинина, Е. В. Клепинина. Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению. Издательство «Ювента», 2007г.
3. З.А. Клепинина. Окружающий мир: методическое пособие к учебнику для 2 класса начальной школы. Москва. АСТ- ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
4. Энциклопедия земли вятской. Областная писательская организация. 1998.
5. Родной край. Пособие для внеклассной работы в начальной школе при изучении природы и истории Кировской области. Волго – Вятское книжное издательство, 1991.
6. А. Н. Соловьев. Сокровища вятской природы. Киров.1986.
7. Природа Кировской области. Сборник статей. Под общей редакцией А.И. Шернина. Волго – Вятское книжное издательство,1987.
8. В. В. Петров. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя. Москва. Просвещение, 1991.
9. Т.Д. Нуждина Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. Мир животных и растений. Ярославль. Академия развития, 1999.
10. Детские энциклопедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...