Съедобные и несъедобные грибы
учебно-методический материал (окружающий мир, 3 класс) на тему
Учебно-методическая разработка урока окружающего мира в 3-м классе по теме
«Съедобные и несъедобные грибы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-griby.docx | 31.15 КБ |
prezentaciya_k_uroku_-_griby.ppt | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка урока окружающего мира в 3-м классе по теме
«Съедобные и несъедобные грибы»
(по учебнику А.А.Плешакова)
Учитель: Ильина И.С.
Цели урока:
1.Образовательные: обобщить представление детей об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов; совместно с ребятами вывести правила сбора грибов и недопустимости определения вида грибов на вкус; систематизировать знания детей по оказанию первой медицинской помощи при отравлении грибами.
2. Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать и устанавливать причинно – следственные связи через работу с текстом и фотографиями; развивать навыки работы в группе.
3.Воспитательные: прививать интерес к познанию окружающего мира через организацию работы по решению проблемных ситуаций; способствовать формированию бережного отношения к природе.
Ход урока:
- Введение в урок. Встреча с лесом.
Учитель: На этот урок окружающего мира к нам пришел зеленый друг:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает.
Что это? (Лес.)
Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Слайд 1.
Учитель: Лес пускает нас к себе в гости. Что называют лесом? (Лесом называют большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)
Какие виды лесов вы знаете? (Леса бывают лиственные, хвойные, смешанные.)
Кого мы можем встретить в лесу? Что можем там найти?
- Целеполагание.
Слайд 2, 3.
Учитель: Тема урока «Грибы съедобные и несъедобные». Кто считает, что грибы – враги человеку? А кто считает, что грибы – друзья человеку? Наши мнения в классе по этому вопросу разделились. Поэтому контрольный вопрос урока: «Грибы – враги или друзья?» Для того чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, вы должны на уроке быть внимательными и активно работать.
- Строение грибов.
Слайд 4.
Учитель: Русские леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка.) Что находится в земле? (Грибница.) Проверим верность наших знаний, прочитав на стр. 118 абзац 1. (Дети читают молча.)
Вы узнали из текста, что называют грибницей? (Грибница – это и есть сам гриб. То, что на поверхности, - только его плод. Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3-7 дней.)
Какие названия грибов вы знаете? Почему в название некоторых грибов включены названия деревьев? (Некоторые грибы растут под определенным видом деревьев.) Сейчас мы узнаем, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями. Прочитаем об этом во 2 абзаце текста учебника.
Слайд 5.
Учитель: Есть ли взаимосвязь между грибами и растениями? Что грибница всасывает из почвы? (Влагу с солями, которую отдает деревьям.)
Что грибница не может производить сама? (Питательные вещества, образующиеся при свете в листьях.)
Где гриб берет эти питательные вещества? (Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве. Грибница же «выращивает» дерево.)
Есть ли дружба между грибами и растениями? (Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)
Какой вывод можно сделать об отношениях грибов и растений? (Грибы дружат с растениями.)
- Несъедобные грибы. Работа в группах.
Слайд 6.
Учитель: Как вы понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»? (Не все грибы можно употреблять в пищу. Некоторые из них ядовиты.)
Прочитаем о ядовитых грибах на стр. 120. Какие ядовитые грибы вам известны? Чем они опасны?
Около 25 видов ядовитых грибов растет в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб. Чтобы лучше узнать о таких грибах, поработаем с текстами учебников в группах.
Слушайте задание:
- рассмотрите рисунки на индивидуальных листах, на стр. 121 и в учебнике на стр. 120;
- работая в четверках, найдите и обсудите отличие между похожими съедобными и ядовитыми грибами;
- свои наблюдения и выводы запишите в таблицу.
Учитель делит детей на четверки так, как они сидят:
1 группа – белый, желчный и сатанинский гриб;
2 группа – опенок, ложный опенок;
3 группа – шампиньон, бледная поганка;
4 группа – лисичка, ложная лисичка.
Учитель наблюдает за работой, дает консультации, контролирует работу групп.
- Грибы – двойники.
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | Мякоть на срезе | Съедобность |
Слайд 7 (1 группа) | ||||
Белый гриб | Белая или желтоватая | Рисунок в виде белой сеточки | Белая | Съедобный |
Желчный гриб | Розовая | Рисунок в виде черной сеточки | Розовеет | Несъедоб-ный, горький! |
Сатанинский гриб | Серовато-зеленоватая. Под шляпкой розоватая | Клубне-видная с красным сетчатым рисунком | Краснеет и синеет | Ядовитый! |
Слайд 8 (2 группа) | ||||
Опенок | Желтовато- белая с темными пятныш-ками | Пленоч-ное кольцо, «воротни-чок» | Белая с прият-ным запахом | Съедобный |
Ложный опенок | Темная, пластинки зеленова-тые | Пленоч-ного кольца нет | Желтоватая с неприят-ным запахом | Ядовитый |
Слайд 9 (3 группа) | ||||
Шампиньон | Пластинки розовые или фиолето-вые | Нет мешочка у корня | Съедобный | |
Бледная поганка | С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые | Пленочное кольцо под шляпкой, «воротни-чок». Клубне-видное утолще-ние с мешоч-ком | С неприятным запахом | Смертельно ядовитый! |
Слайд 10 (4 группа) | ||||
Лисичка | Неровный край, светло-желтые | Не крошится | Съедобный | |
Ложная лисичка | Ровный край, красновато-оранжевые | Полая | Выделяет белый сок | Несъедоб-ный |
Учитель: Проверим работу групп. Поделимся выводами о различии сходных грибов. Назовите найденные сходства и различия внешнего вида и строения изученных грибов. (От каждой группы выступают дети. Работа оценивается.)
- Физкультминутка.
Учитель: Проверим, какие вы внимательные грибники. Я буду называть названия грибов. Если это съедобный гриб, вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку. Если несъедобный гриб, разводите руками в стороны.
Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют. Учитель называет гриб.) Поднял грибок, положил в кузовок. (Дети делают наклоны или разводят руки в стороны.)
- Первая помощь при отравлении грибами.
Учитель: Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Ребята расскажут вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила первой помощи при отравлении грибами.
Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса началась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.
Случай 2. Пятилетняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина – отравление бледной поганкой.
Слайд 11.
Учитель: Назовите признаки отравления грибами. Что нужно предпринять при отравлении грибами? Проверим, верные ли выводы мы сделали. (Зачитываются выводы на слайде, делается хлопок, если такой вывод дети назвали.)
При отравлении грибами:
- немедленно вызвать врача;
- промыть желудок;
- выпить активированный уголь.
- Правила сбора грибов.
Учитель: А чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов! Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы. В тетрадях на печатной основе на стр. 31 во 2 задании отметьте знаком «+» верные высказывания. Перефразируйте неправильные высказывания в правильные.
Слайд 12.
Учитель: Лесник нашего леса предлагает правило сбора грибов. Обоснуйте каждый пункт памятки лесника.
Правила сбора грибов.
- Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)
- Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)
- Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества, как губка.)
- Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, разводятся черви.)
- Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окруженной оболочкой. (Как правило, это ядовитый гриб.)
- Срезай гриб ножиком. (Чтобы не повредить грибницу.)
Учитель: С правилами сбора грибов мы познакомились, теперь только остается их соблюдать.
- Сбор съедобных грибов в корзинку.
Учитель: Проверим, какие съедобные грибы вы знаете. Отгадайте загадки о грибах:
Гриб я не белый, немного проще.
Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик.)
Нет грибов дружней, чем эти –
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята.)
Очень дружные сестрички,
Золотистые….(лисички.)
Под осинками на кочке
Гриб в малиновом платочке. (Подосиновик.)
Люблю я в разных шапках быть.
В зеленоватой, красной, сероватой.
Собирай меня, не мешкай.
Я ведь….(сыроежка.)
Я стою на гладкой толстой ножке.
Под коричневою шляпкой,
С нежной бархатной подкладкой. (Белый.)
Под сосенкой у ребят шляпки блестят.(Масленок.)
Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик.)
Учитель: К какой группе можно отнести все эти грибы? Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены? Вывод: всегда нужно быть внимательным грибником.
- Роль грибов в природе.
Учитель: Каково значение грибов в природе? (Дети высказывают свое мнение.)
Слайд 13.
Учитель: Сравним свои выводы с таблицей «Роль грибов в природе»:
- их любит собирать и есть человек;
- в них насекомые откладывают личинки;
- своим корнем – грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают её деревьям;
- санитары леса: разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной;
- служат пищей животным, причем животные могут есть и некоторые ядовитые грибы.
Учитель: Назовите тех, кто может питаться грибами. (Мыши, птицы, белки, кабаны, ежи, лоси, улитки, человек.)Вот как много живых существ связано с грибами.
- Работа с тестом.
Слайд 15.
Учитель: Проверим ваши знания по теме. На партах у каждого лежит тест. Отметьте «+» высказывание, с которым вы согласны. (Дети выполняют тест.Проводится самоконтроль и самооценка по слайду.)
Тест.
- Ядовитые грибы лесу не нужны.
- Ядовитые грибы надо уничтожать.
- В лесу нужны только съедобные грибы.
- В лесу нужны все грибы: и ядовитые и съедобные.
Учитель: Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему выбрали 4 высказывание? (Вывод детей: в природе нет ничего лишнего!)
- Итог урока.
Слайд 16.
Учитель: Как ответим на контрольный вопрос: «Грибы – враги или друзья?» (Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью и стать врагом.) С какими группами грибов мы с вами познакомились на уроке? Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали? Приведите примеры грибов – двойников. Какой вид работы понравился? Какие виды заданий вызвали затруднения? Я надеюсь, сегодняшний урок подарил вам минуты радости от раскрытия и познания тайн природы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГРИБЫ СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ
ТЕСТ Ядовитые грибы не нужны. Ядовитые грибы надо уничтожать. Нужны только съедобные грибы. В природе нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
Контрольный вопрос ГРИБЫ – ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ ?
Как ты понимаешь пословицу: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?
БОРОВИК, БЕЛЫЙ, ДОРОГОЙ ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА ШАМПИНЬОН
ЛОЖНЫЕ ОПЯТА ОПЯТА
ЛИСИЧКИ ЛОЖНЫЕ ЛИСИЧКИ
Первая помощь при отравлении грибами! Немедленно вызвать врача. Промыть желудок. Выпить активированный уголь.
Правила сбора грибов Не знаешь гриб – не бери его! Никогда не пробуй гриб на вкус! Не собирай старые, перезрелые грибы! Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженным оболочкой. Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.
ШЛЯПКА НОЖКА грибница ПЛОД Какие части гриба вы знаете? СТРОЕНИЕ ГРИБА
вода с растворенными минеральными солями органические питательные вещества, вырабатываемые на свету ПОЧЕМУ ГРИБЫ ОБИТАЮТ ВБЛИЗИ ДЕРЕВЬЕВ? ВЫВОД: ГРИБЫ ДРУЖАТ С РАСТЕНИЯМИ ВЗАИМООБМЕН
Кто питается грибами?
Роль грибов в природе Всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям. В них насекомые откладывают личинки. Их любит собирать и есть человек. Грибы – санитары леса. Грибами питаются животные.
ТЕСТ Ядовитые грибы не нужны. Ядовитые грибы надо уничтожать. Нужны только съедобные грибы. В природе нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
Контрольный вопрос ГРИБЫ – ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по окружающему миру.Тема : "Съедобные и несъедобные грибы."
Урок-путешествие проводится в 3 классе. Материал урока очень насыщенный и интересный. Дети попадают в сказочныйлес, где их встречает Хозяйка леса.Она и знакомит ребят со съедобными и несъедобными гриб...
Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании: «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....
урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"
1 класс по программе "Гармония"автор учебника О. Т. Поглазова...
Съедобные и несъедобные грибы.
Дети знакомятся с различными видами грибов. Урок интеграции окружающего мира с технологией в 1 классе....
Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Разработка урока по окружающему миру 1 класс...
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...