"Наша страна".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Лапшина Наталия Владимировна

Разработка урока по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока "Наша школьная страна" по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наша страна-Россия»

Тип урока: Открытие новых знаний

 Цель: создать условия для ознакомления с новым материалом, дать основные понятия о символах государства, о символическом значении цветов и образов, подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, способствовать развитию интереса  к своей Родине, работать над развитием речи, воспитывать у учащихся патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою страну.

 Планируемые результаты образования:

 Предметные: научатся объяснять понятия «Родина», «Россия», «малая и большая Родина», различать символы государства.

 Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

 Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос, учатся принимать и сохранять учебную задачу.

 Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия «Родина», «малая и большая Родина»,различать символы государства, находить информацию.

 Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, формулировать собственное мнение.

 Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

  1.  Оборудование: Окружающий мир: Учебник для учащихся 1 класса. М.: Вентана – Граф, 2011г. (Начальная школа 21 века)
  2. Окружающий мир: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. М.: Вентана – Граф, 2012г. (Начальная школа 21 века)
  3. Символы государства: флаг, герб, гимн.
  4. Презентация: «С чего начинается Родина», «Гимн России».

Ход урока.

I.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.

Начинаем наш урок.

Любознательные в нашем классе дети,

Обо всём хотят знать на свете.

II. Эмоциональная мотивация.

- Ребята, я знаю, что вы очень любите загадки. Отгадайте одну из них.

Голубой  платок,

Красный колобок –

По небу катается,

Людям усмехается.

                           (Солнце).

(На доске модель солнышка).

- Сегодня на протяжении всего урока нас  будет согревать солнышко своими лучами, дарить нам тепло и радостное настроение.

Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Выберите смайлик который соответствует вашему настроению и покажите его мне. Давайте прочитаем девиз урока на слайде.

Девиз нашего урока: «Знаешь - говори, не знаешь – слушай».

Как вы понимаете наш девиз?(сегодня изучая материал, мы должны говорить все, что знаем, а если не знаем то слушать.)

Значит,  наш урок посвящен открытию нового материала.

III. Сообщение темы и цели урока.        

    - Тему нашего урока вы определите сами, разгадав кроссворд.

1.(Решение кроссворда)

По горизонтали:

1.Течёт, течёт – не вытечет,

   Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

2.Пушистая вата

   Плывёт куда – то.

   Чем вата ниже,

   Тем дождик ближе. (Облако.)

3.Живё в лесу работник –

   Лесной носатый плотник. (Дятел.)

4. В лесу под ёлкой крошка –

   Только шапка да ножка. (Гриб)        

5.Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

6.Лиственное дерево с белой корой. (Берёза.)

- Какое ключевое слово получилось? (Родина.)

- Кто назовёт тему нашего урока?

2.Постановка УЗ

- Правильно! Сегодня  будем говорить о нашей Родине.

(Учитель крепит слово на луч солнца).

- Мы начинаем изучать большой раздел «Родная страна».

-Что бы вы хотели узнать о Родине? (Я хочу…Мне интересно…)

-Задумывались ли вы, ребята, над вопросом: что такое Родина?

3.А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина»

 и попробуем ответить на этот вопрос. (звучит песня сл. М. Матусовского, муз.В.Баснера.)

IV. «Открытие нового знания».

Учитель: Ребята, а с чего, по-вашему начинается Родина?

ответы учащихся (мама, друзья, родители,  школа, природа, дом, семья, леса, поля, луга, береза, тополь, солнце, животные, водоемы).

 Учитель: Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом РОДИНА.

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это дом, в котором мы живем и русская березка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина- это наши мамы, папы, бабушки и дедушки.

1.Работа со словарем.

-Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем какое лексическое значение имеет слово «Родина».

  1. Понятия «малая» и «большая» Родина.

- У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.

- Где бы в последствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.

- Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

- Как называется наша большая Родина? (Россия). (Учитель крепит слово на луч солнца).

2. Работа с картой.

- Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете. (Учитель на карте показывает Россию). Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.

3.Чтение стихотворения.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

Россию называют богатой страной. Толковый словарь Ожегова объясняет: «Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного»

Чем богата Россия?(людьми, лесами, полями, водоемами, ископаемыми)

Учитель: Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая!

Как вы думаете, какова численность населения нашей страны?

Ответы учащихся

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек.

Учитель: А как назвать всех людей, живущих в нашей стране?

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 180 национальностей и народностей.

Один – русский, другой – украинец, третий – белорус.

- Даже в нашем классном коллективе есть 3 национальности. Вот такой у нас многонациональный класс.

- А все мы вместе – россияне.

4.Ученик читает наизусть стихотворение В. Степанова “Российская семья”

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.

-Какой вывод можно сделать из этого стихотворения?

Ответы учащихся

Страна – это множество людей. У человека есть сердце. Без него он не может ни дышать, ни двигаться, ни работать. И у нашей страны то же есть сердце- столица, самый главный город

-А какой самый главный город нашей страны, вы узнаете, если правильно разгадаете ребус. (мост,,   ,,тыква) - МОСКВА.  - Москва – столица нашей Родины.

- Посмотрите, какая красивая у нас Москва.

-Основателем города Москва является князь Юрий Долгорукий.

- Годом основания Москвы принято считать 1147г.

- Сейчас этому городу 866 лет.

- Большинство учёных предполагают, что город назван по названию реки Москвы, на которой он был возведён.

  1. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас-

Поднимаем руки мы по команде «раз,

А над нами весело шелестит листва-

Опускаем руки мы по команде «два».

Дружба в нашем классе есть всегда!

V. Закрепление изученного.

1.Работа по учебнику.

- Прочитайте текст о Родине жужжащим чтением.

Анализ прочитанного.

- О чём вы  прочитали?

- Как называется наша Родина?

2.Составление пословиц. Работа в группах.- Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц. Давайте составим их.  (Нет в мире краше Родины нашей. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. )

-Прочитайте, какие пословицы вы составили.

- Объясните значение пословицы: Одна у человека мать, одна у него и Родина. (мать вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всяких врагов.)

- Ребята, а как вы думаете какой ваш долг перед  Родиной?

( Нужно просто любить свою Родину, беречь и умножать её природу, хорошо учиться).

- Молодцы!

VI. Продолжение « открытия нового материала».

– Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке:

Пусть крепнет от моря до моря

 Двуглавого сила орла!

 Пусть вечно на вольном просторе

 Россия стоит, как скала!

 Пусть высится гордо и смело

 Над нею трёхцветный наш флаг

 Во благо славянского дела,

 Врагам всем на зависть и страх!

– О каких государственных символах России говорится в стихотворении?(о гербе, флаге)

– Герб – официальная эмблема государства.

1.Чтение стихотворения «Герб России».

У России величавой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый

Он -России дух свободный.

2.Работа по карточкам.

-На каком рисунке изображен герб России? Закрась кружок.

Гербы создаются по четким правилам. Прежде всего это форма. Обычно гербы имеют форму щита.

3.Выступления учащихся.

– Государственным гербом РФ стал золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. На груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона. Этот всадник Георгий Победоносец. Всадник- символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни.

– Приходилось ли вам видеть герб России? Где?

Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

Сейчас вам надо выполнить интересное задание.

4.У каждой группы – мозаика. Надо собрать герб России.

5.Следующий символ государства – это флаг.

Перед вами разное изображение флага, выберите верное.

Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, нижняя - красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

6.Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы.

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете : (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в : (синий)

Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

7.(выступления учащихся с предположениями)

Белый цвет- березка.

Синий неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге             красный цвет означал отвагу, мужество и героизм;                                          белый и синий цвета были цветами русской православной церкви.            Синий цвет - это небо, благородство верность и честность.,                                                               белый - совершенство, чистота, откровенность, благородство, совершенство,

8. Выступления учащихся.

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. 22 августа – День государственного флага Российской         Федерации.      

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище.(демонстрируется на мультимедиа) Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя - это знамя военно-морского флота.

9.-Предлагаю поработать самостоятельно и выполнить задание «Художник»: из множества флагов выберите флаг России и раскрасьте его.

Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

 - Скажите, в каких ситуациях исполняется гимн страны? (ответы детей)
В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.

10. Выступления учащихся.

 Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.

 А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.

11.ЗВУЧИТ ГИМН.

Текст этой песни есть у вас в учебнике с.14-15. Рекомендую вам: выучить гимн.

VII. «Включение нового знания в систему знаний и повторение».

Ребята, мы теперь знаем, что является официальными символами страны, давайте перечислим их: герб, флаг, гимн.

Проведем конкурс «Соображай-ка»: надо соотнести понятие с его определением.

флаг        торжественная песня

гимн        прикрепленное к древку полотнище

герб        эмблема государства

Наш разговор подошел к концу. Мне хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на следующие вопросы.

- как называется наша страна?

- как называются люди, живущие в ней?

- какой город является столицей России?

- кто является Президентом РФ?

- Молодцы! Продолжите фразы:

VIII. Рефлексия.

Сегодня я узнал….

Я выполнял задания…..

У меня получилось….

Теперь я знаю….        

Мне было интересно….

Вам понравился урок? Выберите смайлик и покажите свое настроение нам в конце урока.

IX.Итог.

 Хочется закончить наш разговор на поэтической ноте.

стихотворение А. Прокофьева

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,

                                     Чтобы вечно Родина цвела!
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.

Учитель: Ребята, любите свою родину, берегите ее, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! 

Список литературы.

1.О.Е.Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В.Киселёва. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

2.О.В.Узорова, Е.А.  Нефёдова. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. – М.: Астрель: АСТ, 2007.

3.Т.Н.Максимова. Классные часы. 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша страна" 1 класс

Разработка урока по предмету окружающий мир 1 класс...

Викторина "Природные зоны нашей страны"

По окружающиму миру во 2 классе по программе "Школа 2100" мы проходим темы: "природные зоны". Этот материал можно дать и на уроке обобщения и на классном часе. Он способствует развитию интереса у дете...

"Наш город, наша страна, наша планета"

Данная презентация подготовлена для первоклассников. Рассказывает она о нашем городе Зеленограде, о Москве, о России, о планете Земля....

Проект урока по ФГОС по теме " Новый год. Традиции и особенности празднования в англоязычных странах и в нашей стране. " (учебник Верещагиной И.Н. 3 класс, 2 часть).

При освоении новых образовательных стандартов  становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущно...

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ГОРДОСТЬ НАШЕГО КРАЯ – ГОРДОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ» (НА ПРИМЕРЕ КРАЕВЕДЧЕСКО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ)

Тема проекта была сформулирована самими обучающимися в процессе работы  и сохранена без изменения на протяжении всей деятельности.  Выполненный проект полность...