Развитие речи детей через ознакомление с детским фольклором
статья по окружающему миру (1 класс) по теме
Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей через ознакомление с детским фольклором
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок, загадок и песенного искусства.
Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, выбирая в себе все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. Фольклор может использоваться в учебно-воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.
Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.
На основе фольклора формируется кругозор ребёнка, развивается его умственное, эстетическое, нравственное воспитание. Умело, подобранные пословицы и поговорки учат морали нашего общества, передают веками накопленные знания.
В воспитании дошкольников я широко использую татарский детский фольклор. При отборе фольклорных произведений опираюсь на следующие принципы:
- доступность содержания детям дошкольного возраста;
- познавательная и нравственная значимость;
- возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, пословиц, загадок, песен, сказок и.т.д.
Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. А знание и использование примет в повседневной жизни помогают детям развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
В работе с детьми можно использовать приметы, правильность которых можно проверить. Например:
«Кыш көне кич белән күктә йолдызлар янса, иртәгесе көн салкын булыр.» («Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующей день мороза.»)
В татарском фольклоре есть много пословиц и поговорок, отражающих гостеприимство народа:
- «Кто гостей не любит звать – тому и радости не знать!»
- «Ипи ,тоз – якты йөз.» и.т.д.
Древнее занятие татар отражает следующая пословица: «В дождь хлебороб отдыхает, в шторм рыболов отдыхает».
Методика ознакомления детей с народными пословицами и загадками основывается, прежде всего, на принципе доступности и осознанности восприятия материала, то есть дети, прежде всего, должны понять их смысл. Своеобразие пословицы и поговорки предусматривает их употребление к месту и ко времени. К примеру: один ребёнок обидел другого неосторожным словом. Воспитатель во время, вмешиваясь, говорит: «Говоря даже в шутку, подумай минутку!»
При чтении татарской народной сказки «Медведь и лиса» знакомлю детей с двумя татарскими пословицами:
- «С хорошим другом и горы свернёшь, с плохим горя хлебнёшь!»
- «Лучше с палкой и кнутом, чем с неверным спутником!»
При каждом ознакомлении детей с народными загадками воспитатель должен обращать внимание на то, что в загадке указываются основные существенные признаки предмета и явления, на то, что загадка «складная» и небольшая по объёму, об этом предмете или явлении сказано красиво, образно. Воспитатель должен помнить, что загадка должна естественно вливаться в то или иное занятие, где оно помогает полнее раскрывать его программное содержание.
Для успешного приобщения к народному фольклору к воспитателю предъявляется ряд требований:
- Как можно больше использовать элементы фольклора;
- Доводить до детей смысл сказанного (фольклора);
- Стимулировать использование детьми в своей речи знакомых пословиц, поговорок, шуток, загадок.
Именно в дошкольно возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толирантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие ребенка в дальнейшем.
Изучая и используя в своей работе татарский детский фольклор я разработала программу для кружковой работы "Тамчылар" по ознакомлению старших дошкольников с фольклором.
Программа кружковой работы предусматривает пояснительную записку,распределение тем на учебный год, перспективное планирование работы по ознакомлениюс фольклором в период с сентября по май месяц. В плане указаны тема занятий, задачи (образовательные, развивающие и воспитательные), методические приемы. Представлены конспекты занятий и рекомендуемая литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-176634-1362198021.jpg)
конспект открытого урока по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Урок развития речи для обучающихся с ОВЗ по теме "Город"....
Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.
В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-753187-1548324126.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность
Констультация для родителей...
методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавиназаимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значити культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкол...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/11/picture-1261325-1597133372.jpg)
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста...