Развитие речи детей через ознакомление с детским фольклором
статья по окружающему миру (1 класс) по теме
Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shainkchs.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей через ознакомление с детским фольклором
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок, загадок и песенного искусства.
Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, выбирая в себе все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. Фольклор может использоваться в учебно-воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.
Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.
На основе фольклора формируется кругозор ребёнка, развивается его умственное, эстетическое, нравственное воспитание. Умело, подобранные пословицы и поговорки учат морали нашего общества, передают веками накопленные знания.
В воспитании дошкольников я широко использую татарский детский фольклор. При отборе фольклорных произведений опираюсь на следующие принципы:
- доступность содержания детям дошкольного возраста;
- познавательная и нравственная значимость;
- возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, пословиц, загадок, песен, сказок и.т.д.
Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. А знание и использование примет в повседневной жизни помогают детям развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
В работе с детьми можно использовать приметы, правильность которых можно проверить. Например:
«Кыш көне кич белән күктә йолдызлар янса, иртәгесе көн салкын булыр.» («Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующей день мороза.»)
В татарском фольклоре есть много пословиц и поговорок, отражающих гостеприимство народа:
- «Кто гостей не любит звать – тому и радости не знать!»
- «Ипи ,тоз – якты йөз.» и.т.д.
Древнее занятие татар отражает следующая пословица: «В дождь хлебороб отдыхает, в шторм рыболов отдыхает».
Методика ознакомления детей с народными пословицами и загадками основывается, прежде всего, на принципе доступности и осознанности восприятия материала, то есть дети, прежде всего, должны понять их смысл. Своеобразие пословицы и поговорки предусматривает их употребление к месту и ко времени. К примеру: один ребёнок обидел другого неосторожным словом. Воспитатель во время, вмешиваясь, говорит: «Говоря даже в шутку, подумай минутку!»
При чтении татарской народной сказки «Медведь и лиса» знакомлю детей с двумя татарскими пословицами:
- «С хорошим другом и горы свернёшь, с плохим горя хлебнёшь!»
- «Лучше с палкой и кнутом, чем с неверным спутником!»
При каждом ознакомлении детей с народными загадками воспитатель должен обращать внимание на то, что в загадке указываются основные существенные признаки предмета и явления, на то, что загадка «складная» и небольшая по объёму, об этом предмете или явлении сказано красиво, образно. Воспитатель должен помнить, что загадка должна естественно вливаться в то или иное занятие, где оно помогает полнее раскрывать его программное содержание.
Для успешного приобщения к народному фольклору к воспитателю предъявляется ряд требований:
- Как можно больше использовать элементы фольклора;
- Доводить до детей смысл сказанного (фольклора);
- Стимулировать использование детьми в своей речи знакомых пословиц, поговорок, шуток, загадок.
Именно в дошкольно возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толирантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие ребенка в дальнейшем.
Изучая и используя в своей работе татарский детский фольклор я разработала программу для кружковой работы "Тамчылар" по ознакомлению старших дошкольников с фольклором.
Программа кружковой работы предусматривает пояснительную записку,распределение тем на учебный год, перспективное планирование работы по ознакомлениюс фольклором в период с сентября по май месяц. В плане указаны тема занятий, задачи (образовательные, развивающие и воспитательные), методические приемы. Представлены конспекты занятий и рекомендуемая литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.
В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...
Развитие речи детей через подвижные игры
Развитие речи детей через подвижные игры...
Развитие речи детей через театрализованную деятельность
доклат из опыта работы...
Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность
Констультация для родителей...
методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавиназаимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значити культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкол...
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста...
Развитие речи детей через общение и игру
Консультация для родителей на развитие речи детей в кругу семьи...