Развитие речи детей через ознакомление с детским фольклором
статья по окружающему миру (1 класс) по теме

Хуснулгатина Вероника Павловна

Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей  к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shainkchs.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

        Развитие речи детей через ознакомление с детским фольклором

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок, загадок и песенного искусства.

Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, выбирая в себе все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию и  в настоящее время. Фольклор может использоваться в учебно-воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.

Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей  к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.

На основе фольклора формируется кругозор ребёнка, развивается его умственное, эстетическое, нравственное воспитание. Умело, подобранные пословицы и поговорки учат морали нашего общества, передают веками накопленные знания.

В воспитании дошкольников я широко использую татарский детский фольклор. При отборе фольклорных произведений опираюсь на следующие принципы:

  1. доступность содержания детям дошкольного возраста;
  2. познавательная и нравственная значимость;
  3. возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, пословиц, загадок, песен, сказок и.т.д.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. А знание и использование примет в повседневной жизни помогают детям развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

В работе с детьми можно  использовать приметы, правильность которых можно проверить. Например:

«Кыш көне кич белән күктә йолдызлар янса, иртәгесе көн салкын булыр.» («Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующей день мороза.»)

В татарском фольклоре есть много пословиц и поговорок,  отражающих гостеприимство народа:

  1. «Кто гостей не любит звать – тому и радости не знать!»
  2. «Ипи ,тоз – якты йөз.» и.т.д.

Древнее занятие татар отражает следующая пословица: «В дождь хлебороб отдыхает,  в шторм рыболов отдыхает».

Методика ознакомления детей с народными пословицами и загадками основывается, прежде всего, на принципе доступности и осознанности восприятия материала, то есть дети, прежде  всего, должны понять их смысл. Своеобразие пословицы и поговорки предусматривает их употребление к месту и ко времени. К примеру: один ребёнок обидел другого неосторожным  словом. Воспитатель во время, вмешиваясь, говорит: «Говоря даже в шутку, подумай минутку!»

При чтении татарской народной сказки «Медведь и лиса» знакомлю детей с двумя татарскими пословицами:

  1. «С хорошим другом и горы свернёшь, с плохим горя хлебнёшь!»
  2. «Лучше с палкой и кнутом, чем с неверным спутником!»

При каждом ознакомлении детей с народными загадками воспитатель должен обращать внимание на то, что в загадке указываются основные существенные признаки предмета и явления, на то, что загадка «складная» и небольшая по объёму, об этом предмете или явлении сказано красиво, образно. Воспитатель должен помнить, что загадка должна естественно вливаться в то или иное занятие,  где оно  помогает полнее раскрывать его программное содержание.

Для успешного приобщения к народному фольклору к воспитателю предъявляется ряд требований:

  1. Как можно больше использовать элементы фольклора;
  2. Доводить до детей смысл сказанного (фольклора);
  3. Стимулировать использование детьми в своей речи знакомых пословиц, поговорок, шуток, загадок.

Именно в дошкольно возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толирантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие ребенка в дальнейшем.

Изучая и используя в своей работе татарский детский фольклор я разработала  программу для кружковой работы "Тамчылар" по ознакомлению старших дошкольников с фольклором.

Программа кружковой работы предусматривает пояснительную записку,распределение тем на учебный год, перспективное планирование работы по ознакомлениюс фольклором в период с сентября по май месяц. В плане указаны тема занятий, задачи (образовательные, развивающие и воспитательные), методические приемы. Представлены конспекты занятий и рекомендуемая литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.

В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция  человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...

Развитие речи детей через подвижные игры

Развитие речи детей через подвижные игры...

методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавиназаимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значити культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкол...

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста...

Развитие речи детей через общение и игру

Консультация для родителей на развитие речи детей в кругу семьи...