Урок по Окружающему миру "Кровеносная система"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Усенко Марина Евгеньевна

Урок, презентация по теме "Кровеносная система"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_krovenosnaya_sistema_3_klass.rar1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кровеносная система

Тип урока: урок изучения новых  знаний.

Форма проведения: урок с применением ТРКМ

Учитель: Усенко М. Е.

Цель: познакомить учащихся со строением и   работой кровеносной системы;

Задачи: 

образовательные:

- углубить и расширить знания о строении организма человека;

- формировать навыки элементарной грамотности в отношении познания физиологических основ здорового образа жизни;

- убедить в необходимости проведения профилактических мер по предупреждению заболеваний кровеносной системы

- осознавать необходимость новых знаний (предварительный отбор источников информации, обработка информации);

- уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

- развивать мыслительные процессы: умение рассуждать, делать выводы;

 - развивать речь, словарный запас.

 - воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих;

Оборудование:

- компьютерная презентация;

- раздаточный материал: тексты, сердечки для рефлексии;

- учебник «Окружающий мир» 3класс, часть 1(А. А. Плешаков)

- рабочая тетрадь к учебнику.

Категория детей: 3 класс

Ожидаемый результат:  к концу урока дети должны усвоить, что такое кровь, что входит в состав кровеносной системы

Этап

I.

II.

III.

IV.

Стадия рефлексии

Учебный материал

Психологический настрой.

Учитель:

Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнётесь  друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения  друг к другу.

Стадия вызова

Учитель

 -Сегодня мы с вами продолжаем изучать наш с вами организм. Мы многое уже узнали.

 - Посмотрите, как разросся наш кластер.

 

- Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним что мы уже знаем.«Верно ли что …..»

если утверждение верно, то ставим знак «+», если не верно знак «-»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

-

+

+

+

-

+

?

1.Верно ли что человек это часть  живой природы?

2.Верно, ли что кожа защищает внутренние органы от повреждений

3.Верно, ли что Скелет служит только опорой.

4.Верно ли что нос служит только для распознавания запахов?

5.Верно ли что самая подвижная мышца языка

6.Верно ли что в лёгочных пузырьках происходит газообмен

7.Верно ли что вместе с пищей человек получает питательные вещества?

8.Верно ли что головной мозг находится в черепе

9.Верно ли что нервная система объединяет наш организм в единое целое?

10. Верно ли что  в организме человека около 8 литров крови?

 

- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?

(ответы детей)

- Итак, в ходе ответов появились затруднения, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока ответить на данный вопрос.

- Как вы думаете, знакомство с какой системой поможет нам достичь цели?

(ответы детей)

- Сегодня на уроке вы узнаете, что такое кровь и познакомитесь со строением и работой кровеносной системы человека.

Стадия осмысления

- А что же такое кровь?

 - Что вы знаете о крови? (ответы детей)

 - А что хотели бы узнать? (ответы детей)

Инсерт

V- знал

+ - новое

? – не понятно

Для чего нужна кровь:

А) Кровь переносит:

-кислород от легких ко всем органам (для этого в крови есть красные клетки эритроциты, заполненные белком гемоглобином, содержащим железо);

-углекислый газ от всех клеток тела к легким;

-простые органические вещества от кишечника ко всем клеткам тела;

-тепло от горячих органов (печень) к холодным (уши).

             Б) Свертывание:

- в крови есть специальный белок, который в месте повреждения                    кровеносных сосудов превращается в нити. Эти нити прилипают друг к другу, и образуется заплатка (тромб).

Учитель:

- Кровь – удивительная жидкость.

Ещё в древности люди считали кровь носительницей жизни.

Она разносит по всему телу питательные вещества без которых мы не могли бы жить, и собирает в нашем организме вещества, которые мешают ему жить.

-Прежде всего, каждую  клеточку нашего организма кровь насыщает кислородом, а забирает углекислый газ.

- Кровь разносит по всему нашему телу питательные  вещества, которые она получает из пищи в органах пищеварения.

- Вредные вещества кровь несёт к тем органам, которые их либо обезвредят, либо выбросят из тела.

-Кровь разносит по всему телу воду и тепло.

Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека  5 – 6 л крови. У детей её немного меньше

- Но из чего же состоит кровь?

- Давайте посмотрим как выглядит капля крови под микроскопом .

- Мы видим прозрачную жидкость  - это плазма, а в плазме находятся много разных клеток, следовательно, кровь - не однородная жидкость.

 -А из каких клеток она состоит?

 - Об этом вы узнаете, прослушав отчёт о небольшой исследовательской работе, которую выполнили наши ребята.

Сообщение учеников

   1 ученик:

- Нас заинтересовало, какие клетки входят в состав крови. Мы зашли в интернет и узнали. Что в состав крови входят:

Красные кровяные тельца – это эритроциты, именно они придают крови её цвет. В крови столько кровяных телец, что вся кровь выглядит красной. Внутри эритроцитов есть вещество – гемоглобин. Оно выполняет очень важную работу, разносит кислород ко всем органам.

2 ученик:

- Второй важный компонент – белые кровяные тельца, их меньше и называются  лейкоцитами.

Лейкоциты  борются с болезнями, уничтожая попавших в организм болезнетворных бактерий, а также способствуют выработке в крови особых веществ – антител, которые делают человека невосприимчивым к некоторым заболеваниям.

3 ученик:

- Третий компонент крови – тромбоциты. Мелкие клеточки тромбоцитов образуют что – то наподобие сети и опутывают кровяные тельца. В этом месте поток крови останавливается и образуется маленькая пробочка из кровяных клеток – корочка. Тромбоциты участвуют в свёртываемости крови.

4 ученик:

- А ещё мы сходили к врачу и поинтересовались у  Людмилы Алексеевны,  для чего люди делают анализ крови. Она нам рассказала, что  по химическому анализу крови видно здоров или болен человек.

Если в крови мало лейкоцитов, то организм погибает. А если много, то развивается болезнь – лейкемия (рак крови). У всех людей кровь сворачивается с различной скоростью. Есть люди, у которых кровь свёртывается очень медленно, а то и совсем не свёртывается. Такое состояние называется гемофилией. При больших потерях крови человек может умереть.

Фильм о крови.«Невероятные приключения в теле человека.»

Учитель: 

-  Какие клетки входят в состав крови? Какую работу они выполняют?

 -Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные  сосуды». Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они расположены по всему организму. Одни сосуды широкие  плотные. Другие очень узкие, что через них не пропустить и волоса. Так вот по этим сосудам по телу всё время пробегает кровь. Бежит она необычайно быстро. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм.

 -Ребята как вы думаете, а что заставляет кровь двигаться?

(ответы детей)

 - Прижмите ладонь   к левой части своей груди, вы почувствуете равномерные удары. Это работает сердце – главный двигатель крови в нашем организме. Это плотный мышечный мешочек,

- Сердце  человека невелико.

- Хотите узнать какого размера сердце, которое бьётся у вас в груди?

 -Сожмите кулак – вот такое сердце бьётся у вас в груди?

 -Ежедневно оно прокачивает примерно 10 тыс.литров  крови, т.е. целую цистерну, равную по весу 2 слонам.

 - Сердце это мышца.

 -А что делают мышцы? (ответы детей)

 -Мышцы сокращаются и расслабляются вот и сердце постоянно сокращается и расслабляется  поэтому мы и чувствуем равномерные удары в груди.

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой  Фильм о сердце.

«Невероятные приключения в теле человека»

- Что вы узнали о сердце? (ответы детей)

- Продолжаем открывать новые знания.

- У вас на партах лежит текст.

 - Прочитайте его, сделав пометы.

- Что новое узнали  сердце?(ответы детей)

- Ребята, у кого возникли вопросы после чтения?

 - Давайте обратимся к кластеру?

- У вас на партах лежит часть кластера, заполните её.

- Какие органы входят в кровеносную систему? (ответы детей)

- Итак, ребята в кровеносную систему входят: сердце и сосуды.

Практическая работа

   -Ребята, скажите, а как можно узнать, как работает наше сердце.

 -О работе сердца можно судить по пульсу.

Пульс может рассказать, здоров или болен человек, слабый пульс говорит о болезнях сердца.

 -Найдите у себя пульс на руке.

 -Посчитайте ваш пульс.

 -Какое количество сокращений сделало ваше сердце за минуту? (ответы детей)

 -Запишите в тетрадь.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Время ножкам побежать.
Спинке бодро разогнуться.
Ручкам кверху потянуться

Десять раз присесть и встать,
Чтобы расхотелось спать.
Десять раз вперед нагнуться,
Десять раз назад прогнуться.

Нет нужней зарядки дела,
Чтоб окрепли мышцы тела
Чтоб здоровье сохранять,
Сердце будем укреплять.

-Сейчас посчитайте ваш пульс. (запишите в тетрадь)

- Какой вывод сделаете? (запишите в тетрадь)

- При физич. нагрузке начинают работать многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха - и сердце начинает подавать их больше с кровью).

- Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни без остановки.

 - Что надо делать, чтобы сердце работало долго и без починки?

(ответы детей)

 - Сердце надо укреплять.

 «Корзина Идей»

 - Сейчас вам предстоит ответить на вопрос.

 - Как надо укреплять сердце?

- Давайте посмотрим, что же надо делать, чтобы укреплять сердце.

- Обратимся  к корзине «Идей»

- Все ли идеи наши верны?

1.

- Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение.

-  Верно ли что в организме человека, находится около 8 литров крови? (ответы детей)

2.- Какую цель мы ставили в начале  урока?

- Мы ответили на поставленный вопрос?

- Кого вы бы хотели сегодня за рок похвалить?

3. Оцените свою работу.

4. Домашнее  задание

Выполнить проект по теме « Здоровье – главное богатство»

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. 4 класс. Кровь. Кровеносная система.

Цель: познакомить детей с органами системы кровообращения; дать представление о работе сердца, кровеносных сосудов; усвоение понятийного аппарата; расширение кругозора и пополнение словарного ...

"Может ли пингвин жить в степи?" Урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова)

"Может ли пингвин жить в степи?" - обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова). Этот урок позволяет учащимся закрепить знания по теме "Природная зона - степи"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Кровь" система Л. В, Занкова

В данном конспекте урока подробно описан ход урока. В ходе исследования ученики получают сложный материал в доступной форме.  Презентация составлена по материалу учебника Н.Я.Дмитриевой и А....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок "Окружающий мир" 2 класс .Тема урока "Ориентирование. Стороны горизонта".Система Занкова Л.В.

Цель: 1. Систематизировать знания обучающихся об ориентирах (известных способах).2. Сформировать представления об ориентире (Солнце) и ориентировании.3. Дать понятие основных сторон горизонта.4. ...