Интегрированный урок в 3 классе по русскому языку и окружающему миру
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема урока по русскому языку:"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах"
Тема по окружающему миру:"Животные леса" УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И окружающему миру в 3 классе.
Русский язык : «Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах»
Окружающий мир : «Животные леса.»
Цели урока:
1. Продолжить обучение написанию гласных в безударных слогах.
2. Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяе мые гласные в безударных слогах.
3. Формировать умения находить проверочное слово путём из менения формы слова.
4. Учить находить признаки животных леса.
5. Продолжить формирование элементов экологической куль туры.
Оборудование: картинки или фотографии с изображением животных леса, репродукции картин «Утро в сосновом лесу», «Лес», «Лес зимой»,
«Следы на снегу»; блок-схема алгоритма «Обозначение гласного в корне слова», карточки с написанными гласными буквами, карточки-тесты «Минутка».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Дети рассказывают о своей подготовке к уроку, с какими чувствами они начинают работу.
II. Словарная работа.
- Я прочитаю загадки, а вы должны найти признаки - отгадки. Если вы назовете правильный ответ, то я покажу картинку. Затем отгадку запишете в тетради.
Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу?
(Медведь.)
- По каким признакам вы догадались, что это медведь? (Неуклюжий, косолапый, сосёт лапу и живёт в лесу.)
На доску вывешивается картинка с изображением медведя.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
(Лисица.)
- Какие характерные особенности помогли вам отгадать загадку? (Пушистый хвост, мех золотистый, живёт в лесу и любит лакомиться курами.)
Вывешивается изображение лисицы.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода - кора.
(Заяц.)
- Назовите признаки этого животного.
(Быстрые ноги, ест кору, а глаза у него косые.} Вывешивается изображение зайца.
- Назовите слово, которое объединяет ваши ответы.
(Животные.)
- От какого слова оно образовано?
(От слова «живой».)
- Значит медведь, лисица, заяц - живая природа, К какой группе животных мы можем их отнести? (Это - звери.)
- Что вы можете сказать о словах-ответах? (Это словарные слова. Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.)
- Запишите в тетради словарные слова и подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
Вывешивается репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». (Короткая беседа об изображённых объектах живой природы: деревьях, медведях, которая может послужить подсказкой к следующему заданию.)
- Составьте предложения с каждым словарным словом и запишите их в тетради.
III. Сопоставление гласных букв в ударных н безударных
слогах слов.
- Какое сейчас время года? (Зима.)
- Назовите признаки зимы в неживой природе.
(Осадки в виде снега, низкие температуры ночью и днём, солнце светит, но не греет, низкое, хмурое небо, лёд нареке.)
- Посмотрите на репродукцию картины. Как можно её назвать? {«Лес зимой».)
- По каким признакам вы дали такое название? (Деревья укрыты снегом и под ними сугробы,)
- Известный детский писатель Виталий Бианки называл снег - книгой зимы. Как вы думаете, почему?
Вывешивается картина «Следы на снегу».
- Что изображено на ней?
(Следы животных на снегу, напоминающие буквы в книге.}
- Одинаковы ли все следы?
(Нет, они отличаются формой отпечатанных пальцев.)
- Правильно, если знать какому зверю они принадлежат, то можно сказать, кого мы встретим в лесу.
- Как изменилась жизнь животных леса с наступлением зимы? (Короткое обсуждение.)
- Как люди помогают лесным зверям перезимовать? (Подкармливают, где это возможно.)
- Обратите внимание на текст, написанный на доске, прочитайте его.
Снег называют книгойз...мы. Вот оставил сл...ды заяц. Тут ш...гала л...сиха. По п...ляне прошла л...сица.
- Как вы заметили в словах пропущены буквы. Давайте порассуждаем, какие буквы надо вставить. Для этого сравним ударные и безударные слоги.
- Сколько слогов в слове ЗИМЫ?
{Два слога, 1-ый ―безударный, а 2-ой―ударный.)
- Если в слове ЗИМЫ ударная гласная Ы, то как называется пропущенная гласная? (Безударная.)
- Можно ли, не раздумывая, вставить пропущенные гласные? (Нет, так как слышится Е-И.)
- Можно ли такое задание назвать задачей, которую надо решить? (Да.)
- Поможет нашему решению алгоритм, который мы сравним с лесенкой. Шагая по ней, вы сможете решить поставленную перед вами задачу.
IV. Работа с алгоритмом. Обозначение гласного в корне слова
Безударный гласный | Нет | Пиши по звуку |
Да
Нет
Да
- Рассуждать будем так: в слове ЗИМА надо проверить первую гласную букву.
Шаг 1. Безударный - это гласный или нет?
(Да.) Идём по стрелке вниз.
Шаг 2. Проверяемый? Можно ли изменить слово, чтобы проверить написание буквы?
(Да.) Идём по стрелке вниз.
Шаг 3. Надо подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная станет ударной. Это слово - ЗИМЫ (множественное число). Следуя дальнейшей рекомендации, пишем букву И в слове ЗИМА.
Аналогичные рассуждения проводятся со словами: сл...ды, ш...гала, л...сиха, п...ляне, л...сица. (Устно.)
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, поставьте знак ударения в них.
V. Звуко-буквенный анализ слова.
ЗИМА - 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
(З1) - согласная, парная, звонкая.
(И) - гласная, смягчающая, безударная, проверяемая.
(М) - согласная, сонорная, звонкая, непарная.
(А) - гласная, ударная.
VI. Игра «Определи безударную гласную».
Показываются карточки со словом, а дети показывают карточку с гласной, которую надо писать. Устно подбирают проверочное слово.
Но/аРА Тро/аПА Ле/иСНОЙ
Зве/иРЯТА Ли/еСЯТА Ло/аСЯТА
Во/аЛЧАТА За/оЙЧАТА Ко/аРМУШКА
VII. Самостоятельная работа.
Учащимся предлагается 4 варианта карточек тестов, где в словах надо вставить пропущенные буквы.
В...да Б...льной
Гр...чи Ст...льной
Н...ра Тр...ва
Ст...да Тр...пинка
Хв...лить Д...рить
С...лить Х...дитъ
Д...лекий Ог...ньки
М...сты Стр...шила
М... рской С... довник
Ст...рик Д.,.машний
По окончании работы проводится взаимопроверка.
VIII. Итог урока.
Дети рассказывают о необычности урока, обсуждают настроение во время урока и в конце него. Повторяют название темы, что запомнили из обсуждаемых вопросов.
Смотри
в
словарь
Проверяемый
Подбери однокоренное слово,
в котором безударная
гласная станет
ударной
Пиши по звуку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в рамках здоровьесберегающей технологии.
Расширению познавательного интереса учащихся, формированию устойчивой положительной мотивации к обучению способствуют приёмы интегрированного обучения. Научить детей бы...
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края
Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...