О чём рассказывает герб. Герб нашего класса.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Ипполитова Елена Викторовна

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии во 2 классе. Знакомство с составляющими герба, правилами его составления, технологией создания герба класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока31.87 КБ
Файл презентация к уроку2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Интегрированный урок окружающего мира и технологии.

Учитель начальных классов Ипполитова Елена Викторовна.

МБОУ гимназия

Тема урока

О чём рассказывает герб. Герб нашего класса. Художественное моделирование. Составление герба в технике вырезания и аппликации.

Цели урока

Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения геральдического искусства, основными правилами составления гербов, создать герб класса.

Развивающие: развивать интерес к истории России, внимание, память, эстетический вкус, творческое воображение, ассоциативно-образное мышление.

Воспитательные: воспитывать чувства гордости за свою страну, школу, класс, способствовать сплочению детского коллектива через совместную деятельность, воспитывать культуру общения, умение работать в группе, выслушивать и уважать мнение других, воспитывать чувство патриотизма и гражданственности на примере изучения истории государственной символики, воспитывать умение сотрудничать друг с другом и работниками библиотеки микрорайона.

Планируемый результат

Предметные УУД: знать историю возникновения гербов, называть основные составляющие герба (форма, цвет, фигуры), знать приёмы составления герба, уметь составлять герб в технике вырезания и аппликации, уметь работать с ножницами и клеем, знать технику безопасности при работе с ними, сформировать позитивное отношение к труду.

Метапредметные УУД

Познавательные: добывать новые знания путем нахождения нужной информации в справочной литературе, представленной учителем презентации, осмыслить алгоритм работы с материалами и инструментами.

Регулятивные: уметь формулировать цели урока, планировать свою деятельность на уроке, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах работы в группе, уметь высказывать свое мнение, слушать других и вступать в диалог.

Личностные УУД: уметь проявлять чувства гордости за свою страну, школу, класс, ценностное отношение к истории своей родины, уметь проводить самооценку своей деятельности на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока

Комбинированный урок

Форма урока

Интегрированный урок

Методы обучения

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, беседа, частично-поисковый

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах, коллективная работа

Основные понятия

Символика, геральдика, геральдические цвета, геральдические фигуры

Оборудование учителя

Оборудование учащихся

Герб России, Тулы, Узловой, гимназии; презентация; таблички с ребусом, планом урока, новыми понятиями; рисунки «геральдические фигуры».

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, картинки для аппликации «геральдические фигуры», подкладные листы, инструкция, лист-справка, толковый словарик младшего школьника.

                                                                                                                    Структура урока

Этап урока

    Задачи

Формы работы

                      Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Ожидаемый результат

1.Организа-

ционно-мо-

тивационный

Создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности.

Слово учителя. Учитель организует детей на работу.

- Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть у каждого сегодня будет хорошее настроение.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

Ну-ка, детки, встаньте ровно,

Все работать вы готовы?

- Что вы ждете от сегодняшнего урока?

-Повторим наш девиз:

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится!

Дети стоят группами возле столов, взявшись за руки.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения (коммуникативные УУД)

2 Сообщение темы. Поста-

новка целей урока.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Слово учителя.

- Тема нашего урока «О чём рассказывает герб. Герб нашего класса». (слайд1)

- Как вы думаете, что сегодня на уроке вы должны узнать?

-Чему должны научиться?

Формулируют цели урока.

Планирование и регуляция деятельности учащихся (регулятивные УУД)

3.Планирова-

ние деятель-

ности.

Определение порядка работы на уроке.

Коллективная работа.

- Давайте распланируем нашу деятельность на уроке.

- Как думаете, с чего начнём?

- А потом?

- Какой следующий этап урока?

-А в конце урока?

(Учитель постепенно вывешивает на доску план урока)

                     План.

1 Изучение нового материала.

2 Закрепление полученных знаний.

3 Самостоятельная работа учащихся.

4  Итог урока.

Работают над составлением плана урока, планируют свои действия на уроке.

Уметь оформлять свои мысли  в устной форме (коммуникативные УУД). Планирование деятельности (регулятивные УУД)

4.Актуализа-

ция опорных знаний.

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; наметить шаги учебной деятельности.

Коллективная работа.

Приём-вызов.

Слово учителя.

- Разгадайте  ребус

С И В О М Л И К А

- Как вы понимаете это слово?

- Это изображение каких-нибудь предметов знаками.

- Посмотрите на доску. Что я изобразила? (солнце)

- С помощью чего? (круг и прямые линии)

- А это что? (месяц, домик, дерево)

- Это самые простые символы, которыми люди начали пользоваться. В дальнейшем люди научились совмещать несколько символов одно-временно. Символика появи-лась в далеком прошлом. Так, например, мастера гончарного и кузнечного дела помечали свои изделия, чтобы люди узнавали, кто это сделал. В наши дни символы есть у каждого государства, города, даже района.

- Что это за символы?

Разгадывают ребус.

Прогнозируют, анализируют.

Оперируют своими знаниями.

Умение анализировать, делать выводы (познавательные, регулятивные УУД)

5.Объяснение нового материала

Подготовить уч-ся к введению новых понятий, обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Усвоить обозначение символики гербов России, Тулы, Узловой, гимназии.

Постановка проблемы.

Коллективная работа.

Слово учителя.

Постановка проблемы.

Слово учителя.

Коллективная работа.

Фронтальный опрос

Слово учителя

Выступление библиотека-рей.

Слово учителя.

         

1Что такое герб?

- Где мы можем узнать значение слова «герб»?

- Давайте прочитаем в толковом словаре значение этого слова.

(слайд2) Герб – это немецкое слово. В переводе на русский означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом или отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица(человека), отражающее исторические традиции владельца.

- Где можно встретить изображение российского герба?

2 - Когда появились первые гербы?

- Первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей. (слайды 3-4)

- Для чего нужны были эти знаки?

- Появление гербов связано с эпохой крестовых походов. Рыцарям, отправлявшимся в военные походы, нужно было отличать друг друга и противника во время сражения. Поэтому стали появляться специальные изображения – гербы.

3 Рыцарский турнир (слайд5)

- На рыцарском турнире был главный человек –герольд (слово на доске). Он был судьёй на турнире. А также занимался составлением гербов для рыцарей. От слова «герольд» позже образовалось слово «геральдика» (на доске).

- Как вы думаете, что это такое?

(слайд 6) Геральдика – это наука, связанная с составлением и изучением гербов.

-Как вы думаете, существуют ли правила по составлению гербов?

Сейчас мы с ними познакомимся.

4 Правила составления гербов. 

ПРАВИЛО 1.  Основа герба – щит.

Форма щита разнообразная. (слайды 7-12)

ПРАВИЛО 2. Геральдические цвета.

(слайды 13-19)

В классической геральдике существует 7 основных цветов.

Золото (желтый) – символ богатства, справедливости и великодушия.

Серебро (белый) – символ чистоты и невинности.

Зелень – символ надежды, радости и изобилия.

Пурпур ( бордовый ) – символ достоинства, силы и могущества.

Чернь (чёрный) – символ печали, благоразумия и смирения.

Лазурь (голубой) – символ верности и красоты.

Червлень (красный) –символ храбрости, мужества, любви.

- Особым цветом геральдических цветов являются меха: беличий и горностаевый.

ПРАВИЛО 3. Геральдические фигуры.

(слайды 20-24)

Гербовые фигуры бывают естественные, искусственные и фантастические.

К естественным относятся изображения человека, животных, растений, явлений природы, предметов неживой природы.

К искусственным – постройки, оружие, корабли.

К фантастическим – сказочные , мифологические животные.

Каждая фигура имеет свое значение. Единорог – символ чистоты и целомудрия. Орёл – символ власти, могущества и быстроты. Саламандра – символ стойкости и надёжности. Морской пёс – символ моряков.

5 Первичное закрепление

- Итак, что является основой герба?

- Сколько в классической геральдике основных цветов? Назовите их.

- Что узнали о гербовых фигурах?

- Назовем три правила составления герба.

Физминутка

     

Смелый всадник на коне

Крепко держится в седле.

Копьё он вынимает

И змея поражает.

6 Герб России

- Всем вам известен герб России. А что он символизирует? (ответы детей)

 - Наша родина- Россия.

-Что же такое для человека Родина, что он считает своей Родиной? (ответы детей)

- А вы любите свою Родину? А за что?

- А надо ли беречь свою Родину? Почему?

- Кто знает стихи о Родине? Давайте прочтем их.

- Наша Россия – очень большое государство. В нём проживают  люди разных националь-ностей. Как вы думаете, как должны жить разные народы в одной стране? Почему?

- Наша малая Родина – это город Узловая, Тульская область.  С гербами Тулы и Узловой вас познакомят Нина Ивановна и Алла Васильевна, работники  библиотеки микрорайона, с которой мы тесно сотрудничаем.

7 Герб Тулы, Узловой.

Выступление работников библиотеки микрорайона.

8 Герб гимназии.

- У нашей гимназии есть тоже герб. Давайте рассмотрим его.

Форма герба – многогранник, так как все дети в гимназии разные, у каждого есть свои интересы, увлечения. В центре – сова с раскрытой книгой. Что она символизирует? (мудрость, знания)

Каждый школьник стремится к знаниям. Основной цвет – голубой – символ верности и красоты. А что обозначают краски? Ноты?

Работают с толковым словариком.

Высказывания детей.

Предполагают о появлении гербов.

Высказывания детей.

Знакомятся, осмысливают  и запоминают правила составления гербов.

Обобщают полученные знания, делают выводы.

Выполняют упражнения со стихами.

Высказывания детей.

Чтение стихов о Родине

Коллективная работа по изу-чению герба гимназии. Высказывания детей.

Работа со справочным материалом (регулятивные, познавательные УУД)

Умение выражать свои мысли, предполагать (регулятивные, познавательные УУД)

Предположения уч-ся, изучение новых терминов (познавательные, регулятивные УУД)

Умение отделять новое от уже полученных знаний (регулятивные, познавательные УУД)

Регулятивные УУД

Умение выражать свои мысли, анализировать (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

6.Самостоя-

тельная работа.

Применить полученные знания на практике (составить герб класса с опорой на правила составления гербов)

Коллективная работа в группах.

Коллективная работа

Самостоят. работа

Коллективн. работа

- Переходим к следующему этапу нашего урока – изготовлению герба класса.

1 Обсуждение элементов герба.

- Наш класс – это маленькое государство в большой гимназии. У нас есть свой девиз, своя песня. Назовем наш девиз (хором). Вот я и подумала, а почему бы нам не придумать свой герб. Вы поддержите мою идею?

- Но сначала мы расскажем про наш класс. Какой он? Чем вы любите заниматься? (ответы детей)

- Всё, о чём вы сейчас сказали, должно отразиться в гербе класса.

- Я предлагаю вам вот такие гербовые фигуры. (на доске рисунки: сова, дуб, пчела, скрещенные руки, книга, автобус, солнце, радуга, голубь, автобус, росток, лавровая ветвь)

- Давайте ознакомимся со значением этих фигур по листку-справке у вас на столе. (Приложение 1)

Но это не значит, что вы должны использовать в своей работе все эти фигуры. Выберите, на ваш взгляд, самые подходящие для нашего класса.

2. Инструктаж работы. (Приложение 2)

- Работать будем в группах. Каждая команда выберет себе ответственного перед началом работы.

- Проверьте, что у вас на столах: картонная основа для герба, картинки для аппликации с гербовыми фигурами, цветная бумага, клей, ножницы, подкладные листы, тряпочка, а также инструктаж работы и лист-справка.

- Давайте изучим инструкцию по выполнению работы.

3. Самостоятельная работа.

4. Защита герба.

5. Выбор герба класса.

Высказывания детей о своем классе.

Работают с листом-справкой

Проверяют готовность материалов и инструментов

Изучают инструктаж.

Работают самост.

Рассуждают при выборе герба класса.

Умение оценить свой класс, особенности его характера (личностные УУД)

Познавательные УУД

Умение строить речевые высказывания, работать с инструкцией, договариваться в группе о совмест-ной работе, слушать и оценивать других (коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД)

7. Итог урока.

Подвести итоги, обсудить полученные результаты работы и учебной деятельности на уроке. Усвоить принципы саморегуляции и сотрудни-чества. Устано-вить соответ-ствие между поставленными целями на уроке и его результатом.

Слово учителя.

- Вот и у нашего класса появился свой герб. Предлагаю сегодняшний день – 4 апреля- считать днем герба нашего класса.

Думаю, что сегодня наша коллективная работа по созданию герба класса сплотила вас еще больше.

Хотелось бы, что этот герб стал не только украшением школьного уголка, а стал бы символом сплочения и дружбы ребят нашего класса.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Достигли мы поставленных целей в начале урока?

- Какие новые понятия усвоили?

Соотносят результат деятельности на уроке с поставленными целями.

Осмысление учащимися своей деятельности, для чего они это делали; планирование, регуляция деятельности (личностные, регулятивные УУД)

8.Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию поведения, мотивация способов деятельности, общения.

Слово учителя.

- Перед вами в конвертиках лежат смайлики. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению сейчас. Самый веселый смайлик обозначает то, что вам понравилось на уроке, вы все поняли, многое узнали. А самый грустный – значит,  вы что-то не поняли, вам было не интересно на уроке.

Оценивают своё настроение, свою деятельность.

Самооценка учащихся (регулятивные, личностные УУД)

9.Постановка д/з.

Обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Слово учителя.

- Дома вместе с родителями придумайте и нарисуйте герб вашей семьи.

- Что вы можете рассказать о своей семье? Чем любят заниматься члены семьи? Какие у кого увлечения?

- Какими фигурами на гербе это можно изобразить? (показать гербы семьи из других классов)

Высказывания детей.

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях в своей семье (личностные УУД)

                                                                                                                                   

                                                                                                                                    Приложение 1

                                                                                              Лист-справка

1.Что обозначают цвета на гербах:                               2. Что обозначают гербовые фигуры:

жёлтый – богатство, великодушие                              сова, раскрытая книга – мудрость, знания

белый – чистота, невинность                                          дуб, ветка дуба – сила, стремление

красный – смелость, храбрость, любовь                     пчела - трудолюбие

бордовый –  достоинство, сила, могущество             скрещенные руки , радуга - дружба

зелёный – радость, надежда, свобода                        автобус – любовь к путешествиям

голубой – красота, верность                                           солнце – тепло, радость

чёрный – печаль                                                                 лавровая ветка – слава, победа

                                                                                                корабль – путь к новому, неизвестному

                                                                                                голубь – мир, дружба

                                                                                                         

                                                                                                                      Приложение 2

                                                              Инструкция

1. Вспомните  правила работы в группе.

2. Повторите правила безопасности при работе с ножницами и клеем.

3. Изготовьте герб по алгоритму:

1)Выбрать форму герба.

2)Выбрать цвет герба (смотреть лист-справку).

3)Наклеить цветную бумагу на картонную заготовку герба, обрезать лишнее.

4)Выбрать гербовые фигуры, вырезать их и наклеить на щит.

4. Навести порядок на рабочем столе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О чём рассказывает герб. Герб нашего класса.

Слайд 2

Что такое «герб»? Герб – это немецкое слово. В переводе на русский язык оно означает “наследство”. Герб – это условное изображение, являющееся символом или отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Слайд 5

Геральдика - это наука, связанная с составлением и изучением гербов.

Слайд 6

1 правило. Щит – основа герба.

Слайд 7

Щиты Существует три основных способа деления щита. Рассечение Пересечение Скошение справа и слева

Слайд 8

Щиты Делиться щит может и на четыре части.

Слайд 9

Щиты Трёхчастное деление щита

Слайд 10

Деления щита могут быть и такими:

Слайд 11

Фигурные деления щита

Слайд 12

2 правило. Геральдические цвета В классической геральдике существует всего 7 цветов.

Слайд 13

Геральдические цвета Золото (жёлтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия. Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности.

Слайд 14

Геральдические цвета Зелень (зелёный цвет) - символ надежды, радости и изобилия. Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества.

Слайд 15

Геральдические цвета Чернь (чёрный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения.

Слайд 16

Геральдические цвета Лазурь (голубой цвет) символ верности и красоты

Слайд 17

Геральдические цвета Червлень (красный цвет) символ храбрости, мужества, любви

Слайд 18

Геральдические цвета Особым цветом являются меха: беличий и горностаевый

Слайд 19

3 правило. Гербовые фигуры 1.Естественные 2.Искусственные 3. Фантастические

Слайд 20

Естественные фигуры

Слайд 21

Искусственные фигуры

Слайд 22

Фантастические фигуры

Слайд 23

Единорог – символ чистоты и целомудрия. Орёл – символ власти, могущества и быстроты Саламандра(ящерица) – символ стойкости и надёжности. Морской пёс – символ моряков.

Слайд 24

?

Слайд 25

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)

Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...

Герб нашего района

Конспект занятия внеурочной деятельности "Герб нашего района" по формированию начальных представлений о символах государства на примере герба Раменского района....

Презентация к уроку: "О чем рассказывают гербы?"

Презентация к уроку: "О чем рассказывают гербы?"...

Конспект урока "История рассказывает о прошлом" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока по предмету окружающий мир для 2 класса...

Урок Изо в 5 классе "О чём рассказывают гербы"

УКонспект урока Изо в 5 классе "О чём рассказывают гербы" составлен в соответствии с ФГОС ОО...

О чем рассказывают гербы

Региональный материал в курсе «Окружающий мир» - Калининградская область...

Герб нашей группы

Занятие проводится в микрогруппах. На выходе готовый герб для ГПД, класса или отряда в ДОЛ....