О чём рассказывает герб. Герб нашего класса.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии во 2 классе. Знакомство с составляющими герба, правилами его составления, технологией создания герба класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 31.87 КБ |
презентация к уроку | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Интегрированный урок окружающего мира и технологии.
Учитель начальных классов Ипполитова Елена Викторовна.
МБОУ гимназия
Тема урока | О чём рассказывает герб. Герб нашего класса. Художественное моделирование. Составление герба в технике вырезания и аппликации. |
Цели урока | Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения геральдического искусства, основными правилами составления гербов, создать герб класса. Развивающие: развивать интерес к истории России, внимание, память, эстетический вкус, творческое воображение, ассоциативно-образное мышление. Воспитательные: воспитывать чувства гордости за свою страну, школу, класс, способствовать сплочению детского коллектива через совместную деятельность, воспитывать культуру общения, умение работать в группе, выслушивать и уважать мнение других, воспитывать чувство патриотизма и гражданственности на примере изучения истории государственной символики, воспитывать умение сотрудничать друг с другом и работниками библиотеки микрорайона. |
Планируемый результат | Предметные УУД: знать историю возникновения гербов, называть основные составляющие герба (форма, цвет, фигуры), знать приёмы составления герба, уметь составлять герб в технике вырезания и аппликации, уметь работать с ножницами и клеем, знать технику безопасности при работе с ними, сформировать позитивное отношение к труду. Метапредметные УУД Познавательные: добывать новые знания путем нахождения нужной информации в справочной литературе, представленной учителем презентации, осмыслить алгоритм работы с материалами и инструментами. Регулятивные: уметь формулировать цели урока, планировать свою деятельность на уроке, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах работы в группе, уметь высказывать свое мнение, слушать других и вступать в диалог. Личностные УУД: уметь проявлять чувства гордости за свою страну, школу, класс, ценностное отношение к истории своей родины, уметь проводить самооценку своей деятельности на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Форма урока | Интегрированный урок |
Методы обучения | Наглядный, объяснительно-иллюстративный, беседа, частично-поисковый |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в группах, коллективная работа |
Основные понятия | Символика, геральдика, геральдические цвета, геральдические фигуры |
Оборудование учителя Оборудование учащихся | Герб России, Тулы, Узловой, гимназии; презентация; таблички с ребусом, планом урока, новыми понятиями; рисунки «геральдические фигуры». Картон, цветная бумага, клей, ножницы, картинки для аппликации «геральдические фигуры», подкладные листы, инструкция, лист-справка, толковый словарик младшего школьника. |
Структура урока
Этап урока | Задачи | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Ожидаемый результат |
1.Организа- ционно-мо- тивационный | Создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности. | Слово учителя. Учитель организует детей на работу. | - Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть у каждого сегодня будет хорошее настроение. Начинается урок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. Ну-ка, детки, встаньте ровно, Все работать вы готовы? - Что вы ждете от сегодняшнего урока? -Повторим наш девиз: Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся, Всё у нас получится! | Дети стоят группами возле столов, взявшись за руки. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения (коммуникативные УУД) |
2 Сообщение темы. Поста- новка целей урока. | Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Слово учителя. | - Тема нашего урока «О чём рассказывает герб. Герб нашего класса». (слайд1) - Как вы думаете, что сегодня на уроке вы должны узнать? -Чему должны научиться? | Формулируют цели урока. | Планирование и регуляция деятельности учащихся (регулятивные УУД) |
3.Планирова- ние деятель- ности. | Определение порядка работы на уроке. | Коллективная работа. | - Давайте распланируем нашу деятельность на уроке. - Как думаете, с чего начнём? - А потом? - Какой следующий этап урока? -А в конце урока? (Учитель постепенно вывешивает на доску план урока) План. 1 Изучение нового материала. 2 Закрепление полученных знаний. 3 Самостоятельная работа учащихся. 4 Итог урока. | Работают над составлением плана урока, планируют свои действия на уроке. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Планирование деятельности (регулятивные УУД) |
4.Актуализа- ция опорных знаний. | Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; наметить шаги учебной деятельности. | Коллективная работа. Приём-вызов. Слово учителя. | - Разгадайте ребус С И В О М Л И К А - Как вы понимаете это слово? - Это изображение каких-нибудь предметов знаками. - Посмотрите на доску. Что я изобразила? (солнце) - С помощью чего? (круг и прямые линии) - А это что? (месяц, домик, дерево) - Это самые простые символы, которыми люди начали пользоваться. В дальнейшем люди научились совмещать несколько символов одно-временно. Символика появи-лась в далеком прошлом. Так, например, мастера гончарного и кузнечного дела помечали свои изделия, чтобы люди узнавали, кто это сделал. В наши дни символы есть у каждого государства, города, даже района. - Что это за символы? | Разгадывают ребус. Прогнозируют, анализируют. Оперируют своими знаниями. | Умение анализировать, делать выводы (познавательные, регулятивные УУД) |
5.Объяснение нового материала | Подготовить уч-ся к введению новых понятий, обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Усвоить обозначение символики гербов России, Тулы, Узловой, гимназии. | Постановка проблемы. Коллективная работа. Слово учителя. Постановка проблемы. Слово учителя. Коллективная работа. Фронтальный опрос Слово учителя Выступление библиотека-рей. Слово учителя.
| 1Что такое герб? - Где мы можем узнать значение слова «герб»? - Давайте прочитаем в толковом словаре значение этого слова. (слайд2) Герб – это немецкое слово. В переводе на русский означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом или отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица(человека), отражающее исторические традиции владельца. - Где можно встретить изображение российского герба? 2 - Когда появились первые гербы? - Первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей. (слайды 3-4) - Для чего нужны были эти знаки? - Появление гербов связано с эпохой крестовых походов. Рыцарям, отправлявшимся в военные походы, нужно было отличать друг друга и противника во время сражения. Поэтому стали появляться специальные изображения – гербы. 3 Рыцарский турнир (слайд5) - На рыцарском турнире был главный человек –герольд (слово на доске). Он был судьёй на турнире. А также занимался составлением гербов для рыцарей. От слова «герольд» позже образовалось слово «геральдика» (на доске). - Как вы думаете, что это такое? (слайд 6) Геральдика – это наука, связанная с составлением и изучением гербов. -Как вы думаете, существуют ли правила по составлению гербов? Сейчас мы с ними познакомимся. 4 Правила составления гербов. ПРАВИЛО 1. Основа герба – щит. Форма щита разнообразная. (слайды 7-12) ПРАВИЛО 2. Геральдические цвета. (слайды 13-19) В классической геральдике существует 7 основных цветов. Золото (желтый) – символ богатства, справедливости и великодушия. Серебро (белый) – символ чистоты и невинности. Зелень – символ надежды, радости и изобилия. Пурпур ( бордовый ) – символ достоинства, силы и могущества. Чернь (чёрный) – символ печали, благоразумия и смирения. Лазурь (голубой) – символ верности и красоты. Червлень (красный) –символ храбрости, мужества, любви. - Особым цветом геральдических цветов являются меха: беличий и горностаевый. ПРАВИЛО 3. Геральдические фигуры. (слайды 20-24) Гербовые фигуры бывают естественные, искусственные и фантастические. К естественным относятся изображения человека, животных, растений, явлений природы, предметов неживой природы. К искусственным – постройки, оружие, корабли. К фантастическим – сказочные , мифологические животные. Каждая фигура имеет свое значение. Единорог – символ чистоты и целомудрия. Орёл – символ власти, могущества и быстроты. Саламандра – символ стойкости и надёжности. Морской пёс – символ моряков. 5 Первичное закрепление - Итак, что является основой герба? - Сколько в классической геральдике основных цветов? Назовите их. - Что узнали о гербовых фигурах? - Назовем три правила составления герба. Физминутка
Смелый всадник на коне Крепко держится в седле. Копьё он вынимает И змея поражает. 6 Герб России - Всем вам известен герб России. А что он символизирует? (ответы детей) - Наша родина- Россия. -Что же такое для человека Родина, что он считает своей Родиной? (ответы детей) - А вы любите свою Родину? А за что? - А надо ли беречь свою Родину? Почему? - Кто знает стихи о Родине? Давайте прочтем их. - Наша Россия – очень большое государство. В нём проживают люди разных националь-ностей. Как вы думаете, как должны жить разные народы в одной стране? Почему? - Наша малая Родина – это город Узловая, Тульская область. С гербами Тулы и Узловой вас познакомят Нина Ивановна и Алла Васильевна, работники библиотеки микрорайона, с которой мы тесно сотрудничаем. 7 Герб Тулы, Узловой. Выступление работников библиотеки микрорайона. 8 Герб гимназии. - У нашей гимназии есть тоже герб. Давайте рассмотрим его. Форма герба – многогранник, так как все дети в гимназии разные, у каждого есть свои интересы, увлечения. В центре – сова с раскрытой книгой. Что она символизирует? (мудрость, знания) Каждый школьник стремится к знаниям. Основной цвет – голубой – символ верности и красоты. А что обозначают краски? Ноты? | Работают с толковым словариком. Высказывания детей. Предполагают о появлении гербов. Высказывания детей. Знакомятся, осмысливают и запоминают правила составления гербов. Обобщают полученные знания, делают выводы. Выполняют упражнения со стихами. Высказывания детей. Чтение стихов о Родине Коллективная работа по изу-чению герба гимназии. Высказывания детей. | Работа со справочным материалом (регулятивные, познавательные УУД) Умение выражать свои мысли, предполагать (регулятивные, познавательные УУД) Предположения уч-ся, изучение новых терминов (познавательные, регулятивные УУД) Умение отделять новое от уже полученных знаний (регулятивные, познавательные УУД) Регулятивные УУД Умение выражать свои мысли, анализировать (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) |
6.Самостоя- тельная работа. | Применить полученные знания на практике (составить герб класса с опорой на правила составления гербов) | Коллективная работа в группах. Коллективная работа Самостоят. работа Коллективн. работа | - Переходим к следующему этапу нашего урока – изготовлению герба класса. 1 Обсуждение элементов герба. - Наш класс – это маленькое государство в большой гимназии. У нас есть свой девиз, своя песня. Назовем наш девиз (хором). Вот я и подумала, а почему бы нам не придумать свой герб. Вы поддержите мою идею? - Но сначала мы расскажем про наш класс. Какой он? Чем вы любите заниматься? (ответы детей) - Всё, о чём вы сейчас сказали, должно отразиться в гербе класса. - Я предлагаю вам вот такие гербовые фигуры. (на доске рисунки: сова, дуб, пчела, скрещенные руки, книга, автобус, солнце, радуга, голубь, автобус, росток, лавровая ветвь) - Давайте ознакомимся со значением этих фигур по листку-справке у вас на столе. (Приложение 1) Но это не значит, что вы должны использовать в своей работе все эти фигуры. Выберите, на ваш взгляд, самые подходящие для нашего класса. 2. Инструктаж работы. (Приложение 2) - Работать будем в группах. Каждая команда выберет себе ответственного перед началом работы. - Проверьте, что у вас на столах: картонная основа для герба, картинки для аппликации с гербовыми фигурами, цветная бумага, клей, ножницы, подкладные листы, тряпочка, а также инструктаж работы и лист-справка. - Давайте изучим инструкцию по выполнению работы. 3. Самостоятельная работа. 4. Защита герба. 5. Выбор герба класса. | Высказывания детей о своем классе. Работают с листом-справкой Проверяют готовность материалов и инструментов Изучают инструктаж. Работают самост. Рассуждают при выборе герба класса. | Умение оценить свой класс, особенности его характера (личностные УУД) Познавательные УУД Умение строить речевые высказывания, работать с инструкцией, договариваться в группе о совмест-ной работе, слушать и оценивать других (коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД) |
7. Итог урока. | Подвести итоги, обсудить полученные результаты работы и учебной деятельности на уроке. Усвоить принципы саморегуляции и сотрудни-чества. Устано-вить соответ-ствие между поставленными целями на уроке и его результатом. | Слово учителя. | - Вот и у нашего класса появился свой герб. Предлагаю сегодняшний день – 4 апреля- считать днем герба нашего класса. Думаю, что сегодня наша коллективная работа по созданию герба класса сплотила вас еще больше. Хотелось бы, что этот герб стал не только украшением школьного уголка, а стал бы символом сплочения и дружбы ребят нашего класса. - Что вы узнали сегодня на уроке? - Достигли мы поставленных целей в начале урока? - Какие новые понятия усвоили? | Соотносят результат деятельности на уроке с поставленными целями. | Осмысление учащимися своей деятельности, для чего они это делали; планирование, регуляция деятельности (личностные, регулятивные УУД) |
8.Рефлексия. | Мобилизация учащихся на рефлексию поведения, мотивация способов деятельности, общения. | Слово учителя. | - Перед вами в конвертиках лежат смайлики. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению сейчас. Самый веселый смайлик обозначает то, что вам понравилось на уроке, вы все поняли, многое узнали. А самый грустный – значит, вы что-то не поняли, вам было не интересно на уроке. | Оценивают своё настроение, свою деятельность. | Самооценка учащихся (регулятивные, личностные УУД) |
9.Постановка д/з. | Обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения домашнего задания. | Слово учителя. | - Дома вместе с родителями придумайте и нарисуйте герб вашей семьи. - Что вы можете рассказать о своей семье? Чем любят заниматься члены семьи? Какие у кого увлечения? - Какими фигурами на гербе это можно изобразить? (показать гербы семьи из других классов) | Высказывания детей. | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях в своей семье (личностные УУД) |
Приложение 1
Лист-справка
1.Что обозначают цвета на гербах: 2. Что обозначают гербовые фигуры:
жёлтый – богатство, великодушие сова, раскрытая книга – мудрость, знания
белый – чистота, невинность дуб, ветка дуба – сила, стремление
красный – смелость, храбрость, любовь пчела - трудолюбие
бордовый – достоинство, сила, могущество скрещенные руки , радуга - дружба
зелёный – радость, надежда, свобода автобус – любовь к путешествиям
голубой – красота, верность солнце – тепло, радость
чёрный – печаль лавровая ветка – слава, победа
корабль – путь к новому, неизвестному
голубь – мир, дружба
Приложение 2
Инструкция
1. Вспомните правила работы в группе.
2. Повторите правила безопасности при работе с ножницами и клеем.
3. Изготовьте герб по алгоритму:
1)Выбрать форму герба.
2)Выбрать цвет герба (смотреть лист-справку).
3)Наклеить цветную бумагу на картонную заготовку герба, обрезать лишнее.
4)Выбрать гербовые фигуры, вырезать их и наклеить на щит.
4. Навести порядок на рабочем столе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое «герб»? Герб – это немецкое слово. В переводе на русский язык оно означает “наследство”. Герб – это условное изображение, являющееся символом или отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
Геральдика - это наука, связанная с составлением и изучением гербов.
1 правило. Щит – основа герба.
Щиты Существует три основных способа деления щита. Рассечение Пересечение Скошение справа и слева
Щиты Делиться щит может и на четыре части.
Щиты Трёхчастное деление щита
Деления щита могут быть и такими:
Фигурные деления щита
2 правило. Геральдические цвета В классической геральдике существует всего 7 цветов.
Геральдические цвета Золото (жёлтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия. Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности.
Геральдические цвета Зелень (зелёный цвет) - символ надежды, радости и изобилия. Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества.
Геральдические цвета Чернь (чёрный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения.
Геральдические цвета Лазурь (голубой цвет) символ верности и красоты
Геральдические цвета Червлень (красный цвет) символ храбрости, мужества, любви
Геральдические цвета Особым цветом являются меха: беличий и горностаевый
3 правило. Гербовые фигуры 1.Естественные 2.Искусственные 3. Фантастические
Естественные фигуры
Искусственные фигуры
Фантастические фигуры
Единорог – символ чистоты и целомудрия. Орёл – символ власти, могущества и быстроты Саламандра(ящерица) – символ стойкости и надёжности. Морской пёс – символ моряков.
?
Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)
Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...
Герб нашего района
Конспект занятия внеурочной деятельности "Герб нашего района" по формированию начальных представлений о символах государства на примере герба Раменского района....
Презентация к уроку: "О чем рассказывают гербы?"
Презентация к уроку: "О чем рассказывают гербы?"...
Конспект урока "История рассказывает о прошлом" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока по предмету окружающий мир для 2 класса...
Урок Изо в 5 классе "О чём рассказывают гербы"
УКонспект урока Изо в 5 классе "О чём рассказывают гербы" составлен в соответствии с ФГОС ОО...
О чем рассказывают гербы
Региональный материал в курсе «Окружающий мир» - Калининградская область...
Герб нашей группы
Занятие проводится в микрогруппах. На выходе готовый герб для ГПД, класса или отряда в ДОЛ....