Урок окружающего мира 3 класс "Русская ярмарка"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок-праздник по теме "Русская ярмарка" помогает обучающимся в изучении новой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka.rar35.21 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Герасимовская средняя общеобразовательная школа»

             

           Урок – праздник окружающего мира

(по УМК «Начальная школа XXI века»)

3 класс 

«Русская ярмарка» 

                           

                                             Учитель: Кальная Людмила Ивановна

                                               с. Герасимовка

                                                 2012г 

             Урок – праздник окружающего мира

(по УМК «Начальная школа XXI века») 

3 класс 

«Русская ярмарка» 

Предмет

Окружающий мир

Тема

Русская ярмарка

Класс

3

Продолжительность

45 минут

Тип урока

Урок – праздник

Учебник

Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова

“ Окружающий мир”

Технологии

Проблемное обучение

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран,  учебник, раздаточный материал, работы детей, предметы народных промыслов, принесённые учениками из дома.

Цели урока

Обучающая                                                                                                                                              
– Выявить знания учащихся о традиционных народных промыслах Белогорья.

  - Обеспечить условия для формирования представлений школьников об отдельной стороне жизни общества средневековой Руси (на примере русской ярмарки).

Развивающая
– Работать над развитием навыков исследовательской работы и детского творческого потенциала.

 -Развитие эстетического вкуса.

- Развивать умения и навыки, необходимые для коллективного творчества.

Воспитательная
– Воспитание  уважения к истории своего народа, привитие интереса к родной культуре.

- Активизировать познавательный интерес, нравственное отношение к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков, любовь к русскому народу, его традициям.

Планируемый результат

Усвоить новые понятия и уметь ими оперировать.

Домашнее задание

Подготовить сообщение о ярмарках в нашем крае.

                                                            Ход урока:

                                                                    

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Пожалуйста, поприветствуйте их. Чтобы вы хотели пожелать нашим гостям?

Дети. Красному гостю – красное место. 

Хлеб да соль. 

Милости просим. 

 Учитель. Гости дорогие, давно мы вас ждём, поджидаем. Праздник без вас не начинаем. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко.

II.Сообщение темы урока

Учитель.  Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Древней Руси. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, когда разгадаете ребус.

( На доске учитель вывешивает ребус)

Какое слово получилось?

Дети. Ярмарка.

Учитель. Молодцы.

( На доске вывешивается табличка « Русская ярмарка»)

Прочитайте тему урока и подумайте, чему каждый из вас должен научиться на этом уроке?

Дети. Сегодня на уроке мы постараемся узнать о том, что такое ярмарка, как проходили ярмарки на Руси, без кого и чего не обойтись на ярмарке.

III. Актуализация знаний

Учитель. Начнём урок с повторения. Вспомните материал прошлого урока и дополните предложения.

1. Самостоятельная работа по карточкам

          1. Профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом – называется  …                                           .

       

          2. Человек, который занимается профессиональным ремеслом,  называется  …                                                             .

           

           3. Одному было не выгодно работать, тогда мастера стали объединяться в   …                                .

           

            4. Артели, которые ходили по сёлам, городам в поисках заказов, называются  …                                                           .

     

        5. Человека, в совершенстве освоившего своё дело, называли   …            .                          

Учитель. Прошу поменяться карточками и оценить работу соседа.      (Слова в скобках появляются на доске: ремеслом, ремесленником, артели, странствующими, мастером )

Учитель. А какие ремёсла были развиты в нашем крае?  

Чтобы получить ответ на этот вопрос ребята провели исследовательскую работу. Что же вы выяснили в ходе исследования?

Дети.

1.Строительное ремесло (плотницкое дело- умение строить дома).

            (Развивалось на Белгородчине повсеместно)

2. Деревообработка ( столярное, токарное, колёсно - экипажное, пряшный ).

            (Развивалось повсеместно в нашем крае. С деревом была связана вся жизнь человека. Из него создавали жилые постройки, бытовую утварь, орудия труда, детские игрушки , музыкальные инструменты. Невозможно представить русское жилище без резьбы по дереву. Резьбой украшали наличники, ставни, ворота, стулья, прялки, шкатулки.

 В селе Мандрово Валуйского уезда жили лучшие каретники. Их изделия славились даже при Царском Дворе.

3. Гончарно-керамическое ( посуда, игрушки, производство кирпича).

            (Развивалось в слободе Борисовка, в Старом Осколе, в Белгородском уезде. В настоящее время в Борисовке создана керамическая фабрика. Её изделия представлены на нашей выставке.)

4. Слесарно-кузнечное  (изготовление подков, борон, ухватов, гвоздей).

           (В каждом большом поселении была кузница.  Здесь подковывали лошадей, делали предметы домашнего обихода.)

5. Кожевенно-скорняжное ( выделка овчин, сапожный, шорный).

      ( Ведущим промыслом в п. Уразово  был  кожевенно-шубный. Люди обрабатывали кожу, шили из неё одежду и обувь, делали замшу и поставляли её во Францию и Италию.)

6. Производство валенок.

7. Производство верёвок и канатов

8. Плетение из лозы, лыка и соломы.

(Лозоплетение  широко распространено в нашем крае. Из лозы плели короба для хранения яиц, корзины, сундуки, различные вазочки, игрушки.Оно существует и в наши дни. Многие мастера продолжают традиции своих предков.)

Учитель. А какие женские ремёсла развивались в нашем крае?

Дети.

9. Прядильное.

10. Ткачество.

11. Вышивальное.

12.Кружевено-вязальное.

            (Кроме домашних дел,  женщины ухаживали за льном, получали из него пряжу и затем из пряжи ткали полотно. Из полотна шили одежду ,рушники, платки, которые потом украшали вышивкой и кружевами. Вязали не только одежду, но и скатерти, накидушки, подзоры для кровати. Широко было распространено в нашем крае и вязание на спицах. Женщины вязали носки, варежки, шапки, чулки.)

 Учитель. А теперь обратите внимание на нашу выставку.(Стихотворение)

Сравните предметы и изделия Древней Руси и настоящего времени. В чём разница? ( Практичнее, удобнее, красивее, выполнены с большим мастерством, так как с годами ремёсла развивались)

Учитель. Предки наши были трудолюбивые, умные, задорные. Любили и пошутить, и  поиграть, да и поработать не забывали. Всё вместе сочетали.

А кто из вас знает пословицы о мастерах, о труде?

2.    Работа в парах

Учитель. Поработайте в парах, соберите пословицы.

Дело мастера боится

Без дела жить – только небо коптить

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Любишь кататься, люби и саночки возить

Маленькое дело лучше большого безделья

Есть терпение – будет и умение

( Дети зачитывают пословицы )

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

( В мастерской)

  IV. Работа по теме урока

Учитель: Из года в год ремёсла на Руси развивались. И доказательство тому -  ярмарки.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, что же такое ярмарка?

( Высказывания детей)

А где можно точнее узнать о том, что такое ярмарка?

Дети: Из книг, словарей, энциклопедий.

        

1. Работа со словарями и энциклопедиями        

Учитель: Что же вы узнали из книг о ярмарке?

                                               (Высказывания детей)

Учитель: Давайте попробуем подобрать синонимы к слову ярмарка, чтобы более широко понять его смысл.                                                                                                                  

(На доске появляются слова: ЯРМАРКА, ТОРГ, РЫНОК, БАЗАР)

2. Презентация «Русская ярмарка»

         Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Возникали они в самых удобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам проследовать по своим делам, а просто пройти никак нельзя - Ярмарка!

          Наиболее оживлёнными торги бывали зимой, когда устанавливался санный путь. Летом сухопутные дороги были прямо-непроходимые, на это жаловались иностранные купцы, так как привезти товар по летней дороге стоило вчетверо дороже, чем зимой.

        В деревнях магазинной торговли практически не было, поэтому на ярмарке местные крестьяне могли продать излишки своей продукции и купить для себя необходимые товары. Здесь люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мастерстве.

        Если Ярмарка была в населённом пункте, то обычно её  проводили на центральной площади, возле церкви, и народ шёл на ярмарку сразу после церковной службы. Торговые помещения - амбары, лавки, полки, прилавки, шалаши строили только на время ярмарки. Товары можно было продавать прямо с телег или саней, позднее с лотков, носимых на груди.

         Наступало время отдыха и развлечений. Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки.

          На ярмарке было много развлечений: качели, карусели, русские горки.    

Большую радость доставляли прибывавшие на ярмарку вожаки с « учёными медведями». Особый интерес вызывали балаганы, кукольный и передвижной театры. Главным действующим лицом в театре был Петрушка.

        Яркими представителями народного творчества были скоморохи – странствующие актёры. Скоморохи потешали публику песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая, нахваливали их товар.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Что за ярмарка без танцев?

                   Делу время – потехе час

                   Веселил нас много раз

                   Русский танец « перепляс»

                   Раз, два, три, четыре

                   Круг поуже, круг пошире!

                   На носочки и на пятки

                    А потом пляши присядку!

                    Влево, вправо повернулись

                    И на место все вернулись.

V.Закрепление изученного

Учитель. Сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал. Поработайте в группах и выполните тесты. Прежде чем начинать работу, вспомните правила работы и выберите ответственного.

                                       

                                          Работа в группе

Тест 1 

  1.Изделия  каких ремёсел представляли на ярмарке?

А)_______________________          В) _________________________ 

Б) _______________________          Г) _________________________ 

  

  

2 . Какие игры, развлечения были на ярмарке? 

А) плавание                  Г) карусели 

Б) качели                      Д) футбол

В) кулачные бои          Е) русские горки

3. Кто такой скоморох? 

А) певец, музыкант, бродячий комедиант 

Б) мастер по изготовлению музыкальных инструментов 

В) торговец гончарными изделиями 

  

                                                           Тест 2

1. Изделия  каких ремёсел представляли на ярмарке?

А)_______________________          В) _________________________ 

Б) _______________________          Г) _________________________ 

  

2. Что создавало атмосферу радости на ярмарке?

А) яркие вывески                        Г)  торговцы

Б) полки с товаром                     Д) развлечения

В) звуки шарманки                     Е) разноцветные флажки

  

3. Как назывались торговые помещения?

А) лавки

Б) прилавки

В) амбары  

Г) коробейники

Учитель: 

А сейчас проверим выполнение тестов.

  (Выступают ответственные каждой группы)

Учитель. Мы познакомились, как проходили ярмарки на Руси.

А как вы считаете, нужны ли ярмарки в наши дни?

(  В наши дни ярмарки также  проводят,  на них  производители рекламируют и продают свой товар.)

VI. Путешествие на ярмарку

Учитель. Давайте представим, что мы находимся на ярмарке. Вы должны предложить свой товар нашим гостям.  А помогут вам в этом скоморохи.

        ( Звучит музыка)

Выступление скоморохов

1Скоморох

Ото всех дверей, ото всех ворот,

К нам на праздник спеши,

Весь честной народ!

Кто умеет хорошо трудиться,

Тот умеет и веселиться!

Собирайся,  народ!

Всех ярмарка зовёт!

Заходите – не пожалеете,

Коли время имеете!

Будьте как дома, не стесняйтесь!

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

2Скоморох

Нынче прибыли на праздник

Мастера ремёсел разных!

Всяк имеет свой секрет,

Но для вас секретов нет.

Мастера вам всё расскажут,

Показать сумеют даже!

Кто сказал, что рукоделье

В человеке от безделья?

Воздавал всегда народ

Мастерам своим почёт.

Только мастер сможет смело

За любое взяться дело!

К нам явились не купцы,

А умельцы – молодцы!

Представление товара

1 группа (игрушки)

А ну, честной народ,

Подходи  посмелей,

Покупай товар, не робей.

Выбирайте, не зевайте,

Кто, что хочет – покупайте!

Не ходите никуда

Подходите все сюда!

Вот подарки для детей,

Налетайте поскорей!

Озорные все зверюшки

Глиняные игрушки.

Здесь и куклы знатные,

Нарядные, да ладные!

Всегда, повсюду славятся,

Они и вам понравятся!

А вот матрёшки расписные,

Веселы и ярки,

Просим, гости дорогие,

Покупайте их в подарки!

Выше лесу-то стоячего,

Выше облака ходячего,

Устал кричать – покупайте за так !  

2 группа (украшения)

Подходите к нам поближе,

Подходите и глаза свои протрите

За медный, за пятак

Покажем всё эдак и так

Довольны будете здорово,

Удовольствия с три короба!

Красны девицы и дамы! Дочки и мамы!

Спешите, поспешайте, кошельки вынимайте,

Украшения для себя покупайте.

Бусы, серьги, браслеты и ленты!

Для красы элементы!

Ко мне подходи, со мной торг веди.

Откровенно говорю:

Не продам, так  подарю!

                                            3 группа (пряники)

Тары – бары - растабары

Хороши у нас товары

Не товар, а сущий клад,

Разбирайте нарасхват!

Наши гости дорогие,

Ярмарке порадуйтесь,

Пряником «барынькой»,

Вы себя побалуйте!

Кони пряничные мчатся,

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву откусил!

Полюбуйтесь – пряники,

Славные какие!

Кушайте, пожалуйста,

Гости дорогие!

Подходите, не стесняйтесь,

Конфетками угощайтесь!

Получили леденец

Тут и ярмарке конец!

VII. Рефлексия

Учитель. Прочитайте слова и скажите, какие из них вы оставили бы

для описания ярмарки? А какие убрали?  Уберите лишние слова.

красочная    скучная    шумная  яркая    многолюдная    грустная

весёлая    мрачная   разноголосая

Учитель. 

Какое настроение у вас после нашей ярмарки? А после урока?

Если вы считаете, что вам всё было понятно и интересно на уроке и вы довольны своей работой, прикрепите свою ладошку к улыбающемуся солнышку.

Если вы не во всём разобрались, не всё поняли или вам было не интересно, вы считаете что можете работать лучше, то к грустному.

Солнышко

VIII. Итог урока

Учитель. Я вижу, урок вам понравился.

А  что нового и интересного вы  узнали на уроке? Какие открытия для себя сделали?

Дети. Как проходили ярмарки на Руси, какие игры и развлечения были на ярмарке, изделия каких ремёсел можно было купить и продать.

I X. Домашнее задание

Учитель. 

К следующему уроку вы должны подготовить сообщения о том, как проходили ярмарки в нашем крае.

Оценки за урок

Учитель. Оцените свою работу на уроке.

(Дети ставят себе оценки на листочках, а потом ставит оценку учитель)

Учитель. Что бы вы пожелали нашим гостям?

Дети.

Я хочу, чтобы ваша изба была красна пирогами.

Пусть в вашей семье будет лад.

Пусть хлеб – соль со стола не сходят.

Учитель.

Всем широкой дороги,

Поменьше ненастья,

Чтоб у каждого было настоящее счастье.

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира.«Русская ярмарка». Урок-праздник

Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник...

Урок окружающего мира "Мастера своего дела. Ярмарка профессий"

Урок окружающего мира по теме:"Профессии" по программе "Гармония" 2 класс....

Внеклассное занятие по окружающему миру "Птичья ярмарка"

Вид занятия:  ирга – путешествие  Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах.  Задачи: - знакомство детей с видовым составом зимующих и  оседлых  птиц...

Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник

Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...