Внеурочная деятельность по краеведению 1-2 класс. "Дыхание предков"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Дугарнимаева Бутит Жигмитдоржиевна

 

Внеурочная деятельность по изучению родного края, создание этнокультурного образовательного пространства как фактор повышения качества образования в условиях сельской школы» «Угай амисхал» («Дыхание предков»), общей целью которого является достижение образовательных задач через познание родного края.

 

      Кружок «Дыхание предков» для учащихся 1-2 классов  в рамках реализации  национально-регионального компонента. Эта дисциплина учит знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков учащиеся могут убедиться  в необходимости  воспитания в себе таких качеств, как воля, решительность, стойкость, мужество, способствует решению поставленных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_kraevedeniyu_dyhanie_predkov.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:



                                               Пояснительная записка.

    Внеурочная деятельность по изучению родного края, создание этнокультурного образовательного пространства как фактор повышения качества образования в условиях сельской школы» «Угай амисхал» («Дыхание предков»), общей целью которого является достижение образовательных задач через познание родного края.

      Кружок «Дыхание предков» для учащихся 1-2 классов  в рамках реализации  национально-регионального компонента. Эта дисциплина учит знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков учащиеся могут убедиться  в необходимости  воспитания в себе таких качеств, как воля, решительность, стойкость, мужество, способствует решению поставленных задач.

    Два основных положения программы:

  1. Отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, необходимых для его индивидуального развития, предоставление каждому школьнику возможности проявить свои склонности и увлечения.;
  2. Проведение краеведческих походов, экскурсии – это позволяет учителю широко использовать местный материал, знакомить детей с особенностями родного края, что очень важно и для патриотического воспитания.

      Курс рассчитан на 28 занятий и 3 экскурсии в рамках кружка.  Вся программа распределена на 3 раздела. Каждый раздел имеет свой набор тем и свое количество часов.

    Краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы учащиеся  понимали свою связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря этому кружку они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни  близких людей. Краеведение  много дает для морального, нравственного становления личности.


   Таким образом, основная цель краеведения – способствовать духовно- ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве.

   Изучение краеведения в школе, особенно в начальной школе, воспитывает гордость за свою страну и свой край, стремление быть лучшим. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему».

Местный материал доступен учащимся для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить им достижения всего человечества.      

     Школьное краеведение- это всестороннее изучение, учащимися под руководством учителя природных, социально- экономических и исторических условий родного края. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.  Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «Охранять природу – значит охранять Родину…». 

Особенности программы.

    Курс рассчитан на 3 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  




Содержание программы.

    Направления деятельности и предполагаемые формы работы.   В основу программы положен проблемно- тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.

Изучение токчинской земли:

  1. Природа
  2. История
  3. Культура
  4. Люди

    Работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач:

в области образования:

  1. Расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;
  2. Приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

    в области воспитания:

  1. Содействие гармоничному развитию личности учащихся;
  2. Совершенствование духовных и физических потребностей;
  3. Формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
  4. Гуманное отношение к окружающей среде;
  5. Воспитание патриотизма, любви к родному краю;

     Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

  1.  Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
  2. Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
  3. Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.


Работа в кружке проводится по следующим темам:

   

                                    Первый блок- Мир села Токчин.

   Задача блока- познакомить со средой обитания: окружающие дома, улицы, природа;

Содержание блока способствует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире - умение определять свой адрес, найти нужный адрес.


Второй блок - Особенности села Токчин.

  Задачи блока – показать уникальные особенности (природные, этнические или культурные ) своего края, села; научить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное (пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию; гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие).



                Третий блок - Самые памятные места села Токчин.

   Задачи блока -  познакомить учащихся  с самыми главными достопримечательностями села, а также  с названиями разных местностей.














Примерный план занятий кружка

«Дыхание предков».


Содержание


Кол-во часов



Материалы на занятия.



  1. Введение. Три района, населяющих АБО.
  2. Территория и географическое  положение села   Токчин.
  3. Знакомство с картой села.
  4. Особенности названия местностей.
  5. Символика АБО.
  6. Знакомство с историей названий села Токчин.
  7. Природа Токчинской земли.
  8. Растительный мир Приононья
  9. Животный мир Приононья.
  10. Охранять природу – значить охранять Родину. Лекарственные растения  Приононья.
  11. Экскурсия в местный музей.
  12. Народные умельцы, поэты, писатели.
  13. Праздники, обряды, ритуалы, традиции.
  14. Встреча Нового года по лунному календарю.
  15. Моя семья. Семейные традиции.
  16. Бабушки и дедушки. Родословная.
  17. Имя твое - что оно означает.
  18. Мой двор и моя улица. Что бы я изменил в нем.
  19. Экскурсия в местный музей.
  20. Великая Отечественная война  в истории моего села и моей семьи.




































Слайд

Слайд

карта села


Слайд

Слайд

Картины



Красная книга


Красная книга





Слайд

Слайд


Слайд


Слайд

Родословная семьи

Печатный материал

Материалы с музея.



























                                     Муниципальное образовательное учреждение

«Токчинская средняя общеобразовательная школа»













                                 




                                           






                                                                  Руководитель:

                                                                              Дугарнимаева Б. Ж-Д








                                                         2011-2012 учебный год



Список кружковцев.



Ф.И.

Год рождения


1

Бадеев Баясхалан

24.09.02


2

Данзанов Алдар

03.02.03


3

Бодиева Влада

22.09.02


4

Раднаева Туяна

29.12.02


5

Батомункуев Баир

06.07.02


6

Попова Диана

17.12.03


7

Дугаржапов Сультим

25.03.03


8

Чимитдоржиев Владислав

30.07.02


9

Зверев Виктор

15.09.02


10

Москалев Владимир

23.11.02


11

Дашиев Доржи

09.11.02


12

Найданов Жаргал

04.08.02


13

Долгов Кирилл

25.02.03


14

Бальчинова Саяна

05.07.02


15

Дугаржапов Жаргал

27.02.03


16

Раднаева Баярма

30.05.03


17

Гончиков Болот

19.12.02





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Кемеровской области» в начальной школе.

Данная программа «Историческое краеведение» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов.Прог...

Программа внеурочной деятельности«Историческое краеведение Мирнинского района»

Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из о...

программа внеурочной деятельности"Историческое краеведение Владимирской области"

Реализация ФГОС, программа дополнительного образования "Историческое краеведение Владимирской области"...

рабочая программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение Владимирской области"

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Владимирской области, познакомить с достопр...

Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение"

         Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведени...

Внеурочная деятельность "Духовное краеведение Подмосковья" "Житие Сергия Радонежского"

Занятие по внеурочной деятельности "Житие Сергия Радонежского"...

Внеурочная деятельность "Духовное краеведение Подмосковья" "Житие Сергия Радонежского"

Занятие по внеурочной деятельности "Житие Сергия Радонежского"...