Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность по изучению родного края, создание этнокультурного образовательного пространства как фактор повышения качества образования в условиях сельской школы» «Угай амисхал» («Дыхание предков»), общей целью которого является достижение образовательных задач через познание родного края.
Кружок «Дыхание предков» для учащихся 1-2 классов в рамках реализации национально-регионального компонента. Эта дисциплина учит знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков учащиеся могут убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как воля, решительность, стойкость, мужество, способствует решению поставленных задач.
Два основных положения программы:
- Отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, необходимых для его индивидуального развития, предоставление каждому школьнику возможности проявить свои склонности и увлечения.;
- Проведение краеведческих походов, экскурсии – это позволяет учителю широко использовать местный материал, знакомить детей с особенностями родного края, что очень важно и для патриотического воспитания.
Курс рассчитан на 28 занятий и 3 экскурсии в рамках кружка. Вся программа распределена на 3 раздела. Каждый раздел имеет свой набор тем и свое количество часов.
Краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы учащиеся понимали свою связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря этому кружку они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей. Краеведение много дает для морального, нравственного становления личности.
Таким образом, основная цель краеведения – способствовать духовно- ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве.
Изучение краеведения в школе, особенно в начальной школе, воспитывает гордость за свою страну и свой край, стремление быть лучшим. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему».
Местный материал доступен учащимся для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить им достижения всего человечества.
Школьное краеведение- это всестороннее изучение, учащимися под руководством учителя природных, социально- экономических и исторических условий родного края. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «Охранять природу – значит охранять Родину…».
Особенности программы.
Курс рассчитан на 3 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Содержание программы.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы. В основу программы положен проблемно- тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.
Изучение токчинской земли:
- Природа
- История
- Культура
- Люди
Работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач:
в области образования:
- Расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;
- Приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;
в области воспитания:
- Содействие гармоничному развитию личности учащихся;
- Совершенствование духовных и физических потребностей;
- Формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
- Гуманное отношение к окружающей среде;
- Воспитание патриотизма, любви к родному краю;
Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
- Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
- Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
- Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Работа в кружке проводится по следующим темам:
Первый блок- Мир села Токчин.
Задача блока- познакомить со средой обитания: окружающие дома, улицы, природа;
Содержание блока способствует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире - умение определять свой адрес, найти нужный адрес.
Второй блок - Особенности села Токчин.
Задачи блока – показать уникальные особенности (природные, этнические или культурные ) своего края, села; научить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное (пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию; гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие).
Третий блок - Самые памятные места села Токчин.
Задачи блока - познакомить учащихся с самыми главными достопримечательностями села, а также с названиями разных местностей.
Примерный план занятий кружка
«Дыхание предков».
Содержание
|
Кол-во часов
|
Материалы на занятия.
|
- Введение. Три района, населяющих АБО.
- Территория и географическое положение села Токчин.
- Знакомство с картой села.
- Особенности названия местностей.
- Символика АБО.
- Знакомство с историей названий села Токчин.
- Природа Токчинской земли.
- Растительный мир Приононья
- Животный мир Приононья.
- Охранять природу – значить охранять Родину. Лекарственные растения Приононья.
- Экскурсия в местный музей.
- Народные умельцы, поэты, писатели.
- Праздники, обряды, ритуалы, традиции.
- Встреча Нового года по лунному календарю.
- Моя семья. Семейные традиции.
- Бабушки и дедушки. Родословная.
- Имя твое - что оно означает.
- Мой двор и моя улица. Что бы я изменил в нем.
- Экскурсия в местный музей.
- Великая Отечественная война в истории моего села и моей семьи.
|
1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
3ч
3ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
|
Слайд
Слайд
карта села
Слайд
Слайд
Картины
Красная книга
Красная книга
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Родословная семьи
Печатный материал
Материалы с музея.
|
Муниципальное образовательное учреждение
«Токчинская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель:
Дугарнимаева Б. Ж-Д
2011-2012 учебный год
Список кружковцев.
№
| Ф.И.
| Год рождения
|
| 1
| Бадеев Баясхалан
| 24.09.02
|
| 2
| Данзанов Алдар
| 03.02.03
|
| 3
| Бодиева Влада
| 22.09.02
|
| 4
| Раднаева Туяна
| 29.12.02
|
| 5
| Батомункуев Баир
| 06.07.02
|
| 6
| Попова Диана
| 17.12.03
|
| 7
| Дугаржапов Сультим
| 25.03.03
|
| 8
| Чимитдоржиев Владислав
| 30.07.02
|
| 9
| Зверев Виктор
| 15.09.02
|
| 10
| Москалев Владимир
| 23.11.02
|
| 11
| Дашиев Доржи
| 09.11.02
|
| 12
| Найданов Жаргал
| 04.08.02
|
| 13
| Долгов Кирилл
| 25.02.03
|
| 14
| Бальчинова Саяна
| 05.07.02
|
| 15
| Дугаржапов Жаргал
| 27.02.03
|
| 16
| Раднаева Баярма
| 30.05.03
|
| 17
| Гончиков Болот
| 19.12.02
|
|
|