внеклассное занятие "Праздник одного деревав"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) на тему

Фроленкова Лариса Григорьевна

Это занятие содержит большой материал  о берёзе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие:  «ПРАЗДНИК ОДНОГО ДЕРЕВА» ( по окружающему миру)

Образовательные задачи:

 -Уточнить и расширить знания детей о русской берёзке, о её удивительных особенностях.

-Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.

-Расширить и пополнить словарный запас детей.

2. Воспитательные задачи

- Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, бережное и заботливое отношение к природе.

 - Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому, отзывчивость.

3. Развивающие задачи:

- Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение делать выводы).

- Развивать связную речь у детей.

- Развивать творческие способности.

Цели:

- способствовать формированию гармонически - развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и нравственную позицию;

- способствовать воспитанию у учащихся культуры поведения в природе, исключающей причинение ей ущерба;

- способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, расширению кругозора, творческих возможностей учащихся.

4. Здоровьесберегающие задачи:

 -Смена действий.

 - Физминутка.

- Гимнастика для глаз.

 5.Предшествующая работа:

Работа по проекту: « Берёза  – символ России»

Наблюдения за  берёзой  на прогулке в разное время года.

Беседы о пользе  берёзы , о её свойствах и способах использования, экспериментальная деятельность.

Разучивание стихов, песен, загадок , пословиц, поговорок  о   берёзе .

Рассматривание картин о нашей красавице  берёзе .

Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.

Оборудование:

Презентация, берёзовые  веточки, аудиокассета с музыкой (голоса птиц, шум ветра, музыка Чайковского, песня о Родине), кусочки бересты,  гриб-чага, дидактический материал, жетоны, значок: «Друг природы» (для каждого ребёнка), сказочные герои: «Капитошка», «Берёзка», костюмы: белочки, ели, берёзки, ветра, подберёзовика.

                                           ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (ЛЕС)

- Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по лесу. И хотя на улице ЗИМА, но вам великим фантазёрам не составит труда представить, что светит солнце, щебечут птицы, где-то журчит ручеёк, а лес шелестит зелёным нарядом, приветствуя нас!  

 Лес спрашивает вас: Почему вы дружите со мной? Так ответим:

Почему мы с лесом дружим ?

Для чего он людям нужен?!(слайд1)

  - Путешествовать мы будем двумя командами ( до занятие класс делится на 2 команды): ЗНАТОКИ и УМНИКИ. И разминкой для вас и будет являться ответ на этот вопрос. (Для чего нам нужен лес?)

Ребята:  1. Лес – наше богатство.

                   2. В лесу много грибов, ягод,…

                   3. В лесу самый чистый воздух.

                   4. Лес – это дом для зверей и птиц.

                   5. В лесу растёт много деревьев.(слайд2)

Учитель: Правильно, ребята!  Команды прекрасно справились с разминкой.                                     Нет на земле человека, чья жизнь не была бы  связана, так или иначе; с лесом, с жизнью дерева. А теперь посмотрите вокруг:

 Какие предметы из дерева вы найдёте в нашем классе?          (парты, шкаф, доска, тумбочки, указка, книги, тетради…) Команды перечисляют эти предметы по очереди.

Итак, в путь. ( Ребята маршируют под стихотворение.)

Здравствуй лес

Дремучий лес.

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой не утаи:

Ты же видишь, мы свои.(слайд3)

( Появляется картинка капельки-Капитошки)

Ой, а это кто?

Капитошка: Я маленькая капелька росы, а зовут меня Капитошка. Родился  я рано утром на берёзовом листочке, Все мои братья и сёстры остались ждать тёплых лучей, а я скатился на эту тропинку, чтобы встретить вас и позвать на День рождения доброго и светлого дерева, листочки которого я мою каждое утро.

Загадка: Клейкие почки, зелёные листочки,

                 С белой корой, стоит под горой.    (Берёза)(слайд4)

Учитель:  Значит в лесу праздник берёзы! Давайте спросим у Капитошки: сколько лет исполняется берёзке? 100 лет. Но есть берёзы, которые живут и 150, 250 и даже 300 лет.

   У каждого из вас есть день рождения, а сегодня будем его отмечать у красавицы березки. Раньше, в старину, когда его отмечали, украшали дом ветками, под окнами ставили березку, водили хороводы, пели песни, играли.

   Раз берёзка именинница, то необходимо, что сделать? ( Поздравить и подарить подарки).  А подарки  будут  - наши стихи, которые посвящены нашей имениннице. МЫ ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА «ПОЭТИЧЕСКУЮ ПОЛЯНКУ»

 (Появляется картинка Берёзки).  А вот и наша именинница.

  Каждая команда подготовила стихотворение,  и порадуют Берёзку своими выступлениями.  (Дети читают  стихотворения).

«Берёза» Сергей Есенин

Белая берёза

Под моим окном

 Принакрылась снегом,

 Точно серебром.

 На пушистых ветках

 Снежною каймой

 Распустились кисти

 Белой бахромой.

 И стоит береза

 В сонной тишине,

 И горят снежинки

 В золотом огне.

 А заря, лениво

 Обходя кругом,

 Обсыпает ветки

 Новым серебром.

Березка   Вс. Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы

 И  стало  в   лесу  потеплей,

 Берёзка  зеленые  косы

 Развесила с тонких ветвей.

 Наряд её легкий чудесен,

 Нет дерева сердцу милей,

 И столько задумчивых песен

 Поётся в народе о ней!                  

Н.Рубцов.

Русь моя, люблю твои берёзы!

 С первых лет я с ними жил и рос,

 Потому и набегают слёзы

 На глаза, отвыкшие от слёз.

 Ты до того, берёзонька, красива,

 И в жаркий полдень,

 И в часы росы,

 Что без тебя не мыслима Россия,

 И я не мыслим без твоей красы.

А. Прокофьев

Люблю берёзу русскую.

 То светлую, то грустную,

 В белом сарафанчик

 С платочками в карманчике,

 С красивыми застёжками,

 С зелёными серёжками,

 Люблю её заречную,

 С нарядными оплечьями,

 То ясную, кипучую,

 То грустную, плакучую…

  Учитель: А мне, ребята, хочется и от себя сказать добрые слова в адрес берёзоньке  нашей.

    БЕРЁЗА – это самое нарядное  и светолюбивое  дерево. Это единственное дерево, которое имеет белый ствол. Кора берёзки: гладкая, шелковистая. На белых ветвях маленькие зелёные листочки с зубчиками. А между листочками серёжки. Тряхнёшь ими, и полетит жёлтая пыльца…

Д. Кайгородова “Нет дерева прекраснее берёзы!” ( слайд5))

Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки!

А летом? Сколько красоты в покрытых листьями берёзах! Длинные тонкие ветви, словно зелёные гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид.

Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом, и берёза “жёлтою резьбой блестит в лазури голубой”.

И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с берёзой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого оледенели и повисли в воздухе.

   … А что вы знаете о русской красавице?

Следующая остановка будет – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЛЯНА.  Каждая команда провела исследования по своей теме и подготовила выступления:

- Почему берёза получила такое название?

- Как устроена берёза?

*1 команда: презентация «Почему берёза получила такое название?»

  Берёза  – красивое,  высокое  дерево,  до 20 м в высоту.  Ствол -  гладкий, белый, у  основания  – с темной, сероватой  корой.  Берёза – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками.

 Берёза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии – береза. Берёза– берза, бер = «светлый, ясный, белый». Береза – любимое дерево России. В песнях её ласково называют берёзонькой, с ней сравнивают девушек – « словно белая берёза стройна».  Удивительно красивы берёзы в любое время года. Древесина берёзы используется в производстве мебели, многих деревянных изделий, химических препаратов. Почками и побегами лакомятся тетерева, рябчики, летяги. А берёзовый сок! Только не забывайте заделывать ранки на коре берёз. (слайд7)

*2. команда: презентация «Как устроена берёза?»

Берёза – самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется прежде всего белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется  бетулин и высыпается из клеток коры. Под тонкой  и белой корой находится береста – это та же пробка, что и у пробкового дуба, но у берёзы этот слой более тонкий.

 Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички. Они легко отслаиваются, так как состоят из той же пробки. Береста не пропускает ни воду, ни газы, и через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания  дерева.

 Если ранней весной поранить ствол берёзы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для растения, потому что оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения. Лучше не калечить берёзу!(слайд8)

  Помните! Любое растение в лесу - живое, не причиняйте ему вреда.(слайд9)

   Капитошка и Берёзка нас зовут на ПОЧЕМУЧКИНУ ПОЛЯНУ. Капитошка утверждает, что ребятам в лесу полезно собирать кроме  ягод и грибов ещё и вопросы.

ФИЗМИНУТКА: (Под музыку Чайковского).

Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),

И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).

Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).

Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),

Кружась, листочки улетают (покружиться).

А  зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).

  Сколько на поляне вопросов, выбирай любые. Порадуем своими ответами зелёного друга и Капитошку. Каждой команде по три вопроса.

1.У какого дерева листва первой желтеет?( У берёзы)

2. Какой гриб лечит? (чага)

3. Какое название имеет гриб, растущий под берёзкой?( подберёзовик)

4. Что бережёт берёзку от солнечных ожогов? (береста белая и отражает солнечные лучи)

5. Для чего берёзке нужны черные чёрточки? (дышать)

6. А какое берёзка дерево: хвойное или лиственное?(слайд10)

 Молодцы, ребята, Порадовали своими ответами Берёзку.

Не сидится Капитошке, опять зовёт нас в дорогу. Вот  и  ЛЕКАРСТВЕННАЯ ОПУШКА.

Всё, что способна дать нам  берёза , -кора, почки, листья, берёзовый сок и даже берёзовый гриб (чага) – находит применение в народной медицине.

Берёза не только красавица, но и целительница.

 Так как мы на ЛЕКАРСТВЕННОЙ  ОПУШКЕ, мы должны выяснить: как берёза помогает в болезнях человеку? Ребята, к этому занятию вы много прочитали  о берёзке,  и я надеюсь, что обе команды справятся с этим заданием. (Командам раздаются листочки, даётся время – 3 минуты)

 Итак, «Берёза-целительница»: (слайд11)

- Листья – лечение ног (ревматизм).

- Почки: при болях в сердце, печени; при простудных заболеваниях, от кашля.

- Используется  дёготь, который получают из древесины. Дёготь входит в состав мази Вишневского.

- Берёзовый уголь-карболен (активированный уголь) продаётся в аптеке и его  принимают при отравлении.

- Оздоровительная баня без берёзовых веников не бывает.

- Отваром из берёзовых листьев умывают лицо от прыщей (угрей) и моют волосы.

- Настоем листьев - лечат ожоги.

- Наросты гриба-чага  -  используют для лечения тяжелых заболеваний вен.

- Приятен и полезен берёзовый сок. Его издавна употребляют как напиток для укрепления организма.

- В войну пили настой из листьев берёзы. Оказывается в них много витамина С.

 Берёза-то людей лечит, а вот люди её калечат. Посмотрите на берёзку -  она перевязана. Почему? (Её кто-то поранил) . В лесу с берёзкой произошло несчастье. А вот письмо висит на нашей имениннице, давайте прочитаем его.

(слайд12)

  Письмо от Берёзки в « Жалобную книгу природы».

 Ребята, многие берёзки весной плачут, потому что, чья-то жестокая рука ранит ствол. Так и меня ранили весной, и спас меня школьник, добрый мальчик, он перевязал мой ствол. Ребята, прошу вас, не надрезайте стволы берёз, откажитесь от берёзового сока, ведь это наша кровь.

Ваша Берёзка.

  Учитель: Да, ребята, этот сок похож чем-то на кровь. Корни берёзы вытягивают этот сок из земли. И пока им не напьются все веточки и почки, листья не развернутся. Если ранки небольшие, то они затянутся, а если глубоки, то из них не только  выльется весь сок, но и через раны попадут разные микроорганизмы и дерево погибнет. Ребята, что вы предлагаете, чтобы не гибли берёзки?

  Ученики: 

-не брать сок, не наносить ран берёзам,

- убедить ребят и взрослых не ходить в лес за соком,

-сходить в лес и полечить раненые деревья: замазать ранки,

-выпустить стенгазету «Всё о берёзе».

  Учитель: Ребята, давайте весной проведём операцию: « Весна без Березкиных  слёз».

У нас сегодня праздник Берёзки, поэтому мы больше не будем говорить о грустном. Капитошка просит развеселить Берёзку.  И мы отправляемся  на ТЕАТРАЛЬНУЮ ОПУШКУ.  Наши артисты покажут спектакль, посвящённый этому прекрасному дереву: «Как берёзка листья раздарила».

Автор:  Позолотила Осень Берёзку. Зашелестела она, засияла. Кто ни пройдёт каждый берёзой любуется.

Белочка: Вот бы мне такое одеяльце, тёплое, как солнце

Автор: Сказала белочка, глядя на жёлтые листья.

Берёзка: На, возьми.

Автор: Ответила берёзка и скинула листочки. Обрадовалась белочка и потащила листочки в дупло.

Подберёзовик: К моей бы шапочке такое золотое пёрышко.

Автор: Откликнулся гриб-подберёзовик.

Берёзка: Вот тебе золотое пёрышко.

Автор: Сбросила берёзка ещё один листочек. Прилепил его Подберёзовик к своей бархатистой шапочке и стоит чуть душа от радости.

   А тут ёлочка–модница вздыхает.

Ёлочка: Вот если бы по моему зелёному наряду раскинуть твои золотые листья, не было бы дерева наряднее меня.

Берёзка: Возьми, соседка, возьми, мне не жалко.

Автор: И все свои листья сбросила на ёлку. Глядь, а сама ни с чем осталось. Всё до последнего листочка раздарила. Загрустила.

Берёзка: Где моя золотая краса?

Автор: Тут ветер подлетел.

Ветер: Не грусти, Берёзка, придёт весна, подарит тебе новый наряд. Не грусти, не грусти…

Автор: Покачивалась Берёзка, прислушиваясь к ласковым словам ветра, да и заснула. На всю зиму заснула. С тех пор так и повелось: как только раздарит Берёзка свои золотые листья тут и заснёт на всю зиму, чтобы скорее дождаться весны.

Учитель: И нам берёзка свои золотые листочки подарила: с пословицами,  с поговорками и  с приметами. Каждая команда должна продолжить пословицу: (на листочках раздаются пословицы).

1. Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.

2. Берёзового сока на грош, а лесу на рубль изведёшь.

3. Берёзой обогреешься, а не оденешься.

 4. И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.

 5. Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

 6. Каковы берёзки, таковы и отростки.

   А что нам рассказывает азбука народной мудрости.

       ПРИМЕТЫ:(слайд13)

- Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, а если ольха

наперёд – мокрое.

- Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

- Когда берёза будет распускаться, сей овёс.

- Лопаются серёжки у берёзы – время сеять хлеб.

ФИЗМИНУТКА:

Гимнастика для глаз.Ах, как долго мы играли

Ах, как долго мы играли,

 Глазки у ребят устали (поморгать глазами)

 Посмотрите все в окно, (посмотрите влево - вправо)

 Ах, как солнце высоко. (посмотреть вверх)

 Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)

В зале радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх – влево)

Вправо, влево повернем,

           А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Простые, доступные упражнения

  1. Закройте глаза и осторожно помассируйте нижние и верхние веки в направлении от внутреннего к внешнему краю глаз.
  2. Поморгайте полминуты, быстро сжимая – разжимая веки
  3. Направьте свой взгляд на точку между бровями, затем на кончик носа.
  4. Не поворачивая головы, посмотрите влево, вправо, вниз, вверх. Затем влево – вниз, вправо – вверх, влево – вверх, вправо – вниз.
  5. Десять раз вращайте глазами по часовой стрелке. Затем – против часовой стрелки. То же самое повторите с закрытыми глазами.
  6. Посмотрите на свой палец, поднесенный к глазам. Переведите взгляд вдаль. Повторите несколько раз. Теперь то отдаляйте, то приближайте палец и следите за ним глазами.
  7. Смотрите перед собой, то закрывая глаза ладонями, то широко открывая.
  8. Перед закатом, когда солнцу до земли остается пройти один диск, посмотрите на солнце – сначала справа от него, затем слева и так несколько раз, пока оно не скроется. Это хорошая стимуляция сетчатки.
  9. Почаще смотрите на огонь (костер, печка, свеча), наблюдайте за текущей водой.

 Учитель: Вот и пришли мы на  последнюю остановку в лесу: ПОЛЯНА ЛЕГЕНД  И СКАЗАНИЙ. А теперь, ребята, мы с Капитошкой попросим  у Берёзки разрешение зажечь свечи на полянке и заверим её, что ни одна травинка, ни одна живность от огня не пострадает, потому что мы умеем обращаться с огнём. А свечи мы зажигаем потому, что мы будем говорить о легендах,  сказаниях и праздниках, которые посвящались берёзке в старину. Тогда ведь электричества не было, были только лучины и свечи. Так и мы будем, как в старину -  слушать легенды.(Ребята подготовили материал).

Легенда первая.

    Давным-давно, в старину год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а берёзой. Март так и называли березозол – март был первым месяцем года.

    И в те далёкие времена, когда люди верили в водяных, лесных духов, была у этих духов главная богиня – звали её Береягиня, а покланялись этой богине в образе берёзы – священного белого дерева.

Легенда втора.

     Русские люди верили в то, что берёза, распуская свои листочки, передаёт земле свою силу. Берёзу представляли в виде живого, могущественного существа, способное исполнять любое желание.

     Девушки весной несли берёзе яичницу, пироги, усаживались перед деревом, съедали принесённое и обращались к берёзе с заветной просьбой.

Легенда третья. 

     Берёза не только у русских людей, но у прибалтийских, германских народов, была символом света, сияния, чистоты.

     Поэтому в Троицу (церковный праздник) пастухи из берёзы плели венки, один одевали коровам на рога. В нём она ходила целый день. А второй венок пастух отдавал хозяйке вечером. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы больше молока давала, а второй берегла на случай болезни коровы – тогда ветки из него тоже добавлялись понемногу в корм.

   Существуют ещё традиции, связанные с этим  народным праздником:

  - в этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели;

  - девушки  спрашивали у кукушки, когда она кукует, долго ли еще им быть в доме отца – сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать замужества;

  -  бросали в реку или колодец мелкую монетку — на счастье;

   - ребятишки в деревне пели и кричали заклички:  «зелёные» колядки;

   - девушки загадывали желание и «кумовались».

     Учитель:     Ребята,  подходит к концу наше путешествие  и мы должны подвести итоги. Обе команды замечательно подготовились к празднику, но выиграла 2 команда.  (Награждение  двух команд). Давайте ещё раз вспомним все достоинства нашей именинницы.

(слайд14)

- Серёжки и почки берёзы служат кормом для птиц.

- Из берёзы делают лыжи, фанеру, много сувениров...

-  Берёзовые дрова дают много тепла.

- Берёзовые мётла необходимы зимой.

- Полезно дышать воздухом берёзового леса, там мало микробов.

  - Самый распространённый материал, который получают от  берёзы  – это береста. (слайд15)

 -Из бересты плели лапти, туески, лукошки. В старину не было бумаги и писали на бересте.(слайд16)

Вот какая удивительная  береза -  нужная и полезная!

Учитель: Вот и подошёл к концу наш праздник, и мы должны попрощаться с Капитошкой и Берёзонькой. Скажем все дружно нашей Берёзке спасибо за всё, что она делает для нас – и лечит, и радует красотой. (слайд17)

Рефлексия.  Ребята, у кого после нашего праздника  появились добрые и светлые чувства попрошу подойти к окну и улыбнуться нашим школьным берёзкам. Поприветствуем их  (машем руками) и подарим им нашу песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Разговор травы и деревьев"

Цель:  -познакомить детей с творчеством М.Пришвина;            -научить гуманному отношению к живой природе, научить видеть красоту растительного мира...

Проект “Год жизни одного дерева”

Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через пр...

Внеклассное мероприятие.Путешествие к волшебному дереву.

«Путешествие к волшебному дереву». Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся  1-2 классовСоставитель Малютина Татьяна Михайловна,учитель начальных классов МКОУ «Красноярская СО...

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Одна у человека мать, одна у него и Родина."

Увлекательное виртуальное путешествие по России, Литве, Армении, Беларуси, Казахстану, Украине. Знакомство с традициями и культурой этих стран....

Внеклассное мероприятие "Одна на свете"

Праздник посвящен дню матери....

Внеклассное занятие по чтению И.П.Токмакова цикл стихотворений «Деревья» 1 класс школа VIII вида

Внеклассное мероприятие для учеников 1 класса может быть проведено в рамках месячника по чтению....

Внеклассное занятие "Осенние деревья"

Внеклассное занятие по художественно-эстетическому направлению образовательной области «Художественное творчество». Цель занятия – развивать художественно-творческие способ...