Методическая разработка по окружающему миру в 4 классе
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Данная работа содержит разработку раздела окружающего мира в 4 классе "Родной край-часть большой страны" и проект урока по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Горбатов
Павловского района Нижегородской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
« Родной край - часть большой страны» 4 класс__________
название раздела, класс
Программа УМК «ШКОЛА РОССИИ» программа к курсу «Окружающий мир», А.А.Плешаков, 2011 год
Аттестационная работа
на ____первую______ категорию
учителя начальных классов_____
Ф.И.О. Веретенникова Ирина Павловна
Образование высшее
Педагогический стаж ___20 лет_
г. Павлово, 2013
Пояснительная записка
Курс «Мир вокруг нас», как и программа «Зеленый дом» в целом, имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного, уважительно и бережно относящегося к среде обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: об элементарных правилах личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.
Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.
- Личностные, предметные и метапредметные результаты.
Личностные результаты
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- эстетические потребности, ценности и чувства.
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- достижения успешного результата. В качестве примера можно привести задание в теме
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- овладение логическими действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде.
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
- Основное содержание раздела программы.
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами:
«Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».
Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
- Материально-техническое обеспечение.
Используемый УМК
Программа | Программа Плешаков А.А. «Окружающий мир». /Сборник программ «Школа России»/. - М.: Просвещение, 2007. – 207 с. |
Учебник | Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2008. – 223 с. |
Дидактические средства для учащихся | Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2010. |
Методическая литература |
|
Место раздела в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Основные содержательные линии раздела
Родной край — часть большой страны (14 ч)
Изучение формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Знакомство с растениями и животными леса, луга, водоёма: их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;
Практические работы:
знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Цели и задачи раздела
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств.
На изучение третьего раздела образовательной программы «Окружающий мир» « Родной край-часть большой страны» в 4 классе отводится 14 часов.
Цель раздела:
- формирование ценностных ориентиров личности ребенка на основе изучения учебного материала.
Познавательные задачи раздела:
- Учить принимать и решать познавательные и учебные задачи.
- Прививать навыки поисково-исследовательской деятельности.
- Учить читать схемы и работать с ними.
- Учить выбирать информацию из учебного текста.
Развивающие задачи:
- Развивать кругозор, мышление, внимание, речь.
- Развивать умения сравнивать, анализировать.
- Развивать навыки реализации теоретических знаний на практике.
- Развивать умение самостоятельно пользоваться учебником, словарями, справочниками, энциклопедиями.
- Развивать умение составлять план, написать сообщение, реферат, составлять схемы-опоры, памятки, алгоритмы;
- Развивать умение слушать, рассуждать, ставить вопросы, пересказывать, поддерживать беседу;
- Развивать самоконтроль и взаимоконтроль, наблюдательность, умение выделять главное, сравнивать, систематизировать, исследовать.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать познавательный интерес к предмету.
- Воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, интерес к предмету окружающего мира.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
«Родной край-часть большой страны
Обучающиеся должны знать:
- положение своего края на карте;
- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
- правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
- определять на географических картах расположение родного края, находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоение учащимися учебными материала
Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений, меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда наблюдается дисгармония в физическом развитии. Оно опережает нервно-психологическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. Для этого решающим компонентом является мотивация учебной деятельности. Учебная деятельность должна строится с учетом возрастных особенностей детей и обеспечить их необходимой суммой знаний для последующего развития.
Главными мотивами учебной деятельности являются:
- познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний);
- социальные (ответственность, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
- узколичные ( заслужить похвалу).
Речь младшего школьника недостаточно развита, т.к. беден еще словарный запас.
В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Вместе с тем на уроках осуществляется переход на словесно-логическое.
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивания учебного материала. Активно формируется произвольное внимание.
Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Это достигается путем выполнения заданий вида «найди лишнее», «что общего», «сравни».
Восприятие также характеризуется непроизвольностью и отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).
Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. С возрастом первое место занимает слово, дающее простор фантазии.
Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У слабых учеников систематические неудачи снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области.
Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Как же заинтересовать учеников на уроках окружающего мира?
В процессе работы над данным разделом можно использовать различные педагогические технологии:
Наименование технологии | Уровни использования |
| Программно-методическое обеспечение, цифровые образовательные ресурсы, ИКТ |
| Элементы уроков (практические работы, опыты, наблюдения явлений природы) |
| Отдельные уроки окружающего мира, экскурсии. |
| Элементы уроков, внеурочная деятельность |
| На каждом уроке. |
| На каждом уроке |
Календарно-тематическое планирование раздела программы «Родной край - часть большой страны»
№ | Тема урока | Вид деятельности на уроке |
1 | Наш край. | Презентация учителя. Работа в группах с картой. Составление рассказа по плану. Проект «Наш край» |
2 | Поверхность нашего края. Экскурсия в природу в ГПД. | Презентации учителя и учеников. Тест «Мой край». Работа с картой. Работа в парах по новой теме: заполнение таблицы. Игра «Узнай меня» |
3 | Водоёмы нашего края. | Кроссворд. Инд. работа по карточкам. Графический диктант. Работа в парах по плакату «Схема реки». Презентация ученика. Составление памятки. Составление альбома «Водоёмы нащего края»( проектная деят.) |
4 | Наши подземные богатства. Практическая работа. | Тест «Поверхность и водоёмы нашего края» Инд. Работа по карточкам. Работа в группах по новой теме. Презентации учеников. Кроссворд |
5 | Земля-кормилица. Практическая работа. | Работа с картой. Словарный диктант. Инд. Работа по карточкам. Тест «Наши подземные богатства» Практическая работа по новой теме. |
6 | Жизнь леса. | Тест «Земля-кормилица» Инд. Работа по карточкам. Презентация учителя, ученика. |
7 | Растения и животные леса. | Презентация ученика. Работа в парах: заполнение таблицы. Составление цепей питания. |
8 | Жизнь луга. Луг - природное сообщество. Практическая работа. | Презентации учителя. Графический диктант. Работа в группах с гербарием. Практическая работа. Работа в парах. Приём «Маркировка текста». Составление схем. |
9 | Жизнь пресного водоёма. Практическая работа. | Игра «Узнай меня» Тест «Лес и луг- природные сообщества» Инд. работа по карточкам Практическая работа. Сам. Работа: заполнение таблицы по теме. Составление цепи питания. Взаимопроверка. |
10 | Растения и животные пресного водоёма. | Презентация учителя, учеников. Тест «Растения и животные пресного водоёма» |
11 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа. | Кроссворд «Обитатели водоёма». Инд. работа по карточкам.. Презентация учителя. Презентации учеников. Практ. работа. |
12 | Незаметные защитники урожая. | Инд. работа по карточкам. Словарный диктант. Презентации учителя и учеников. Работа в парах составление цепей питания. |
13 | Животноводство в нашем крае. | Тест «Растениеводство и незаметные защитники урожая». Работа в группах по теме. Игра «Узнай по описанию» Внеучебный проект «Путешествие в Молочную страну» |
14. | Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край» | Игра по станциям. Работа в группах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
ТЕМА: «ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ» - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Ту...
Методическая разработка о окружающему миру . 1 класс УМК "Школа России""Как Зайчонок к зиме готовился"
Инсценировка. Осень. Как звери к зиме готовятся. Ребята с удовольствием разыгрывают эту пьесу. Можно использовать на уроках и во внеклассной работе....
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс
Тема: Родной край. Река Чир....

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Методическая разработка по "Окружающему миру" 3 класс. Школа России.
Методическая разработка по "Окружающему миру" 3 класс. Школа России....
Методическая разработка по окружающему миру(4 класс) по теме : "Архитектурные памятники XXIV века"
Цель: изучить архитектурные памятники 18 века.Задачи: -организовать изучение архитектуры 18 века; ...