Календарно - тематическое планирование по окружающему миру. ФГОС 1 класс.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Арешко Ольга Сергеевна

Календарно - тематическое планирование разработанно по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

УМК «Перспективная начальная школа».

2 часа в неделю – 66 часов.

п /п

урока

Тема

урока

Кол-

во

часов

Дата

Характеристика деятельности

обучающегося

Коррекция тематичес

кого плана

I ЧЕТВЕРТЬ (18 ч.)

ГЛАВА I. МЫ ПОЗНАЕМ МИР (6 ч.)

1

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «Окружающий мир».

1

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям

2

2

Где живет семья Ивановых, где живешь ты.

1

Обсуждать коллективно план беседы с родителями, со старшими родственниками, местными жителями о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе).

Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы.

3

3

Мы познаем мир.

1

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки, делают выводы, играют, раскрашивают рисунки, маркирование (отмечают галочкой).  Беседуют по иллюстрациям.

4

4

Мы познаем мир с помощью органов чувств (урок-практикум).

1

Парная работа. Сопоставляют  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. Характеризуют основные функции систем органов человеческого тела. Оценивают степень необходимости органов чувств при изучении окружающего мира. Характеризуют оказания первой помощи при несчастных случаях. Оценивают  личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

5

5

Мы познаем мир с помощью органов чувств.

1

Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки.

6

6

Заключительный урок по теме: «Мы познаем мир».

1

Проверяют свои знания и умения. Учатся обобщать. Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, самостоятельно выполняют задания.

ГЛАВА II. ЖИВАЯ ПРИРОДА (13 ч.)

7

1

Что нас окружает.

1

Называть окружающие предметы и их признаки.

Различать предметы и выделять их признаки.

8

2

Что нас окружает.

1

9

3

Животные – часть живой природы.

1

Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам.

10

4

Животные – часть живой природы.

1

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Описывать внешний вид и характерные особенности различных птиц.

11

5

Дикие и домашние животные.

1

Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей зверей ( на примере своей местности ). Рассказывать о роли зверей в природе и жизни людей ( на примере своей местности ).

12

6

Дикие и домашние животные.

1

13

7

Насекомые – часть живой природы.

1

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых (на примере своей местности).

Рассказывать о роли насекомых в природе и жизни людей.

14

8

Растения –  часть живой природы.

1

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения (на примере своей местности).

15

9

Деревья, кустарники, травянистые растения.

1

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных  и цветковых  растений, выделять их различия ( на примере своей местности ).

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

16

10

Растения и их части (урок-экскурсия).

1

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Знакомиться с правилами поведения во время экскурсии. Задавать вопросы об окружающем мире.

17

11

Части растений.

1

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных  и цветковых  растений, выделять их различия

(на примере своей местности ).

Характеризовать многообразие растений и сред их обитания. Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), их изображение на рисунке, схеме, модели.  Условия, необходимые для жизни растений.

18

12

Способы размножения растений.

1

Работают в парах. Отвечают на вопросы, рассуждают, проводят опыт, слушают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям.

II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч.)

19

13

Обобщающий урок.  Что мы узнали о растениях и животных.

1

Рассказывать о роли растений и животных в природе и в жизни людей. Изделия из древесины. Характеризовать условия, необходимые для жизни живой природы.

Оценивать плодородие почвы своего края.

ГЛАВА III. ПРИРОДА  И ЕЁ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (39 ч.)

20

1

Природа и ее сезонные изменения.

1

Приводить примеры явлений природы. Беседуют по иллюстрациям.

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают. Делают выводы. Раскрашивают, дорисовывают. Участвуют в игре-пантомиме.

21

2

Жизнь растений осенью.

1

Беседуют по иллюстрациям. Отвечают на вопросы. Рассуждают, сравнивают, делают выводы, слушают. Участвуют в игре-пантомиме (показывают, какую работу они помогали взрослым выполнять осенью в саду или огороде).

22

3

Жизнь растений осенью (урок-экскурсия).

1

Работают с лупой, тетрадью и блокнотом. Наблюдают, делают выводы. Работают с дневником наблюдений.

23

4

Труд людей осенью

(урок-практикум).

1

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, делают выводы, составляют рассказ, наклеивают и раскрашивают рисунки овощей и фруктов (Т. № 18).  Беседуют по иллюстрациям учебника.

24

5

Как животные готовятся к зиме (птицы).

1

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Маркируют, раскрашивают птиц. Беседуют по иллюстрациям учебника.

25

6

Как животные готовятся к зиме (звери).

1

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.

26

7

Пришла зима.

1

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.

27

8

Снежные загадки.

1

Проводить наблюдения и ставить опыты, следовать инструкциям и правилам, делать выводы.

28

9

Зима пришла (урок-экскурсия).

1

Проводить наблюдения явлений природы. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем регионе».

29

10

Жизнь лесных зверей зимой.

1

Формулировать проблему, создавать способы решения проблем поискового характера. Давать эмоциональную оценку деятельности учеников на уроке.

30

11

Жизнь лесных зверей зимой.

1

31

12

Как помочь птицам зимой.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

32

13

Как помочь птицам зимой.

1

Рассказывать о пользе птиц для природы и в жизни людей.

Характеризовать условия, необходимые в жизни птиц.

III ЧЕТВЕРТЬ (18 ч.)

33

14

Есть ли жизнь в воде подо льдом.

1

Формулировать проблему, самостоятельно создавать способы ее решения. Достаточно точно выражать свои мысли в процессе диалога. Характеризовать условия, необходимые для жизни животных  и растений в водоемах.

34

15

Есть ли жизнь в воде подо льдом.

1

35

16

Как зимуют травы, кустарники и деревья.

1

Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы. Проводить несложные наблюдения, делать выводы. Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

36

17

Учимся различать деревья и кустарники зимой  (урок-практикум).

1

37

18

Учимся различать деревья и кустарники зимой (урок-экскурсия).

1

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии.

38

19

Пришла весна.

1

Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года.

39

20

Пришла весна.

1

40

21

Какие растения весной цвести торопятся?

1

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

41

22

Какие растения весной цвести торопятся?

1

Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определенное время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.

42

23

Жизнь растений весной (урок–экскурсия).

1

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

43

24

Как животные весну встречают.

1

Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки. Понимать необходимость бережного отношения к природе.

44

25

Как животные весну встречают.

1

45

26

Про больших и маленьких.

1

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей зверей (на примере своей местности).

Рассказывать о роли зверей в природе и жизни людей (на примере своей местности).

46

27

Про больших и маленьких.

1

47

28

Про больших и маленьких.

1

48

29

Лето пришло.

1

Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года.

49

30

В лес по ягоды пойдем.

1

Приводить примеры различных ягод, усвоить, что ягод нужно есть как можно больше, потому что в них много витаминов.

Рассказывать о роли ягод  в жизни людей.

50

31

В лес по ягоды пойдем.

1

IV ЧЕТВЕРТЬ (16 ч.)

51

32

С лукошком за грибами.

1

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Рассказывать о роли грибов в природе и в жизни людей.

52

33

С лукошком за грибами.

1

Рассказывать о строении шляпочных грибов, о правилах их сбора.

Характеризовать другие виды грибов (дрожжевые, плесневые и другие).

53

34

Зеленая аптека. Правила сбора лекарственных растений.

1

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Соотносят название лекарственного растения с его изображением (Т., № 37). Рисуют. Беседуют по иллюстрациям. Формулируют правила сбора лекарственных растений.

54

35

Лекарственные растения (урок-экскурсия).

1

Рассказывать о роли лекарственных растений  в жизни людей. Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

55

36

Природа и мы  (урок-практикум).

1

Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определенное время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.

56

37

Красная книга России.

1

Рассказывать  о причинах исчезновения некоторых видов растений и животных;  о заботе человека о сохранении  многообразия животных и растений; о роли людей в жизни животных и растений.

57

38

Родной край.

1

Характеризовать времена года. Различать времена года по признакам.

58

39

Игра - путешествие в природу.

1

Отвечают на вопросы, работают с иллюстрацией, в малой группе.

 Осуществляют контроль по «Карте успеха».

ГЛАВА IV. НАША РОДИНА – РОССИЯ (8 ч.)

59

1

Наша Родина - Россия. Россия - многонациональная страна.

1

Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2—3) на карте России.

60

2

Наша Родина – Россия. Государственная символика.

1

61

3

Москва – столица нашего государства.

1

Находить в тексте учебника нужную информацию о достопримечательностях и святынях Москвы, соотносить словесное описание с иллюстрациями.

Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2—3) на карте России.

62

4

Москва – столица нашего государства.

1

63

5

Москва – столица нашего государства.

1

64

6

Экскурсия в город. Транспорт.

1

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

65

7

Наш город (урок-экскурсия).

1

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях и святынях родного села. Выполнять правила уличного движения в учебной игре.

66

8

Обобщение по курсу: «Мы и окружающий мир».

1

Анализируют результаты своей учёбы.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Л.Г. Кудрова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями стандарта второго поколения и с учетом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса.

        При отборе учебного материала по окружающему миру, разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной линии учитывались следующие  положения «Перспективной начальной школы»:

        – топографическая принадлежность школьника. Это как городской, так и сельский школьник, что обусловливает учет опыта жизни школьника, проживающего как в городе, так и в сельской местности. Осуществлялся такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности. А именно: богатейшее природное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно-предметной и культурной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции, семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;

        – особенности мировосприятия школьника, который в условиях городской школы имеет возможность использовать все предоставленные городом богатства мировой художественной культуры, справочно-познавательной литературы, а в условиях сельской школы, в лучшем случае, информационный потенциал Интернета.

        Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершенной предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:

        - принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями;  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

        - принцип практической направленности, предусматривающий формирование  УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); умений работать в сотрудничестве и самостоятельно;

        - принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья, который базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных).

        Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир»  представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

        Тематическое планирование рассчитано, в соответствии со Стандартом, на интеграцию в одной предметной области обществознания и естествознания, и  предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» –187 часов, «Человек и общество» – 83 часа.         Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены (ориентировочное время на изучение интегрированного содержания этого блока в каждом классе — 4-5 часов) .

        Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

        Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

        - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

        - развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

        - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

        - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

        - осознание ценности,  целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

        - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

        - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

        Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

        Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

        – демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении  нового материала;

        – выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;

        – системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

        – специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

        – иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация

межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

        Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

        С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

        Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

        Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1–4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).

        Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:

        – на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);

        – участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);

        – социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);

        Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:

– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

– задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

        Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.

        Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

        

        В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа»(вариант 1),  курс окружающего мира  представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели).

        Общий объём учебного времени составляет 270 часов.

Учитывая значительный  потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:

        -природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

        -наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

        -человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

        -труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

        -патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

        -гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,

        -поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

        -семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,

        -личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

        -традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения

        В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

• сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

• различать предметы и выделять их признаки;

• проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

• объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

• сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

• называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

• проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;

• называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

• описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

• наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

• приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

• приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Обучающиеся получат возможность научиться:

• различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

• называть органы чувств человека и их основные функции;

• называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

• проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

• оказывать помощь птицам в зимнее время года.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

• проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;

• различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

• оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;

• называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;

• называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;

• узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;

• выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;

• подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;

• называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;

• называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;

• узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;

• рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

• называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

• использовать мобильный телефон для связи с родителями;

• выполнять правила перехода проезжей части улицы;

• называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;

• называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

• приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

• рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;

• использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;

• соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице;

• соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

• соблюдать правила сбора лекарственных растений;

• оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1 класс (66 ч)

Основные содержательные линии первого класса (наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире; живая природа; природа и ее сезонные изменения; наша родина — Россия) реализуются в рамках обозначенных в пояснительной записке содержательных блоков:

Человек и природа (49 ч)

        Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса,

запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

        Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое – лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.

        Растения – часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе  наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.

        Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

        Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.

        Примеры явлений природы. Смена времен года.

        Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

        Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.

        Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).

        Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.

Человек и общество (17 ч)

        Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.

Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.

        Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных из Красной книги на юбилейных монетах России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.

        Труд людей в осенний период года.

        Наша Родина – Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Достопримечательности столицы – Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

        

Правила безопасного поведения

        Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.

        Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).

        Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).

        Правила поведения при сборе лекарственных трав.

        Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы, осы).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Период обучения

Количество часов

Практический материал

I четверть

18

Практических работ – 1; экскурсий -1

II четверть

14

Практических работ – 1; экскурсий -2

III четверть

18

Практических работ – 1; экскурсий -2

IV четверть

16

Практических работ – 1; экскурсий -2

Итого:

66

Практических работ – 4; экскурсий - 7

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

МЫ ПОЗНАЕМ МИР.

6

2

ЖИВАЯ ПРИРОДА.

13

3

ПРИРОДА  И ЕЁ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

39

4

НАША РОДИНА – РОССИЯ.

8

5

Итого:

66

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1 класс

Содержательный блок «Человек и природа»:

-различение предметов и выделение их признаков, опытное определение признаков предметов

-сравнение и различение объектов живой и неживой природы

-группировка (классификация) объектов живой и неживой природы по отличительным признакам

-выделение из объектов неживой природы изделий человека

-выявление существенных признаков, знакомство с признаками живых организмов, с отличительными признаками животных

-выяснение признаков, общих для всех растений, особенностей распространения плодов и семян в природе

-сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам

-группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)

-классификация объектов природы по признакам: домашние-дикие животные; культурные -дикорастущие растения

-знакомство с сезонными изменениями в природе осенью, зимой, весной, летом

- обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы, весны, лета

- расширение знаний учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний, весенний и летний период

-уточнение и дополнение знаний учащихся о зимовке животных

- знакомство с особенностями появления потомства у животных

-систематизация жизненных наблюдений о труде

-классификация предметов в группы по существенным признакам (на примере отличительных признаков плодов)

- уточнение представлений о грибах

-знакомство с представителями растений, произрастающих в родном краю, с лекарственными растениями

-использование термина  «экология» в ситуациях взаимодействия и практического применения знаний

Содержательный блок «Человек и общество»:

-знакомство с учителем, одноклассниками, главными героями учебника

-использование правил поведения в школе, с особенностями взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

- описание на основе иллюстрации объектов, выделение  их основных существенных признаков

-применение условных обозначений в учебном пособии, знакомство с каждым из них

-моделирование  и оценивание различные ситуации поведения в школе и других общественных местах

-обсуждение форм поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах

-работа в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире

-знакомство с правилами игры

-формирование ответственного и уважительного отношения к природе, родному краю, чувства гордости за свое государство, уважения к государственным символам России (герб, флаг, гимн)

-воспроизведение следующих знаний: столица — главный город государства, столица России — Москва, сердце Москвы — Кремль, главная площадь столицы — Красная площадь.

Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:

-нахождение класса, своего места в классе

-ознакомление с местом расположения школы, ее адресом, безопасным маршрутом передвижения от дома к школе

-изучение и применение особенностей использования одежды в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствами

-знакомство с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и

с правилами безопасного поведения во время игр

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Концептуальные и теоретические основы

УМК «Перспективная начальная школа»

        Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.

        Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

        Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методическая литература

1 класс

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. – М. : Академкнига/

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Наглядные пособия

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;

7) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;

8) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;

9) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;

10) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс с ууд. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по новым стандартам с ууд по окружающему миру, Плешаков, 1 класс (Школа России)...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс А.А. Плешаков ФГОС

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и планирования по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование разработано на основе  примерной  программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Л.В.Занков по ФГОС

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Л.В.Занков по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС...