Календарно - тематическое планирование по окружающему миру. ФГОС 1 класс.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
Календарно - тематическое планирование разработанно по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно - тематическое планирование. | 32.11 КБ |
Рабочая программа. | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
УМК «Перспективная начальная школа».
2 часа в неделю – 66 часов.
№ п /п | № урока | Тема урока | Кол- во часов | Дата | Характеристика деятельности обучающегося | Коррекция тематичес кого плана |
I ЧЕТВЕРТЬ (18 ч.) ГЛАВА I. МЫ ПОЗНАЕМ МИР (6 ч.) | ||||||
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Окружающий мир». | 1 | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям | ||
2 | 2 | Где живет семья Ивановых, где живешь ты. | 1 | Обсуждать коллективно план беседы с родителями, со старшими родственниками, местными жителями о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе). Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. | ||
3 | 3 | Мы познаем мир. | 1 | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки, делают выводы, играют, раскрашивают рисунки, маркирование (отмечают галочкой). Беседуют по иллюстрациям. | ||
4 | 4 | Мы познаем мир с помощью органов чувств (урок-практикум). | 1 | Парная работа. Сопоставляют признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. Характеризуют основные функции систем органов человеческого тела. Оценивают степень необходимости органов чувств при изучении окружающего мира. Характеризуют оказания первой помощи при несчастных случаях. Оценивают личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. | ||
5 | 5 | Мы познаем мир с помощью органов чувств. | 1 | Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки. | ||
6 | 6 | Заключительный урок по теме: «Мы познаем мир». | 1 | Проверяют свои знания и умения. Учатся обобщать. Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, самостоятельно выполняют задания. | ||
ГЛАВА II. ЖИВАЯ ПРИРОДА (13 ч.) | ||||||
7 | 1 | Что нас окружает. | 1 | Называть окружающие предметы и их признаки. Различать предметы и выделять их признаки. | ||
8 | 2 | Что нас окружает. | 1 | |||
9 | 3 | Животные – часть живой природы. | 1 | Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам. | ||
10 | 4 | Животные – часть живой природы. | 1 | Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Описывать внешний вид и характерные особенности различных птиц. | ||
11 | 5 | Дикие и домашние животные. | 1 | Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей зверей ( на примере своей местности ). Рассказывать о роли зверей в природе и жизни людей ( на примере своей местности ). | ||
12 | 6 | Дикие и домашние животные. | 1 | |||
13 | 7 | Насекомые – часть живой природы. | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых (на примере своей местности). Рассказывать о роли насекомых в природе и жизни людей. | ||
14 | 8 | Растения – часть живой природы. | 1 | Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения (на примере своей местности). | ||
15 | 9 | Деревья, кустарники, травянистые растения. | 1 | Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия ( на примере своей местности ). Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. | ||
16 | 10 | Растения и их части (урок-экскурсия). | 1 | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Знакомиться с правилами поведения во время экскурсии. Задавать вопросы об окружающем мире. | ||
17 | 11 | Части растений. | 1 | Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия (на примере своей местности ). Характеризовать многообразие растений и сред их обитания. Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), их изображение на рисунке, схеме, модели. Условия, необходимые для жизни растений. | ||
18 | 12 | Способы размножения растений. | 1 | Работают в парах. Отвечают на вопросы, рассуждают, проводят опыт, слушают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям. | ||
II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч.) | ||||||
19 | 13 | Обобщающий урок. Что мы узнали о растениях и животных. | 1 | Рассказывать о роли растений и животных в природе и в жизни людей. Изделия из древесины. Характеризовать условия, необходимые для жизни живой природы. Оценивать плодородие почвы своего края. | ||
ГЛАВА III. ПРИРОДА И ЕЁ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (39 ч.) | ||||||
20 | 1 | Природа и ее сезонные изменения. | 1 | Приводить примеры явлений природы. Беседуют по иллюстрациям. Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают. Делают выводы. Раскрашивают, дорисовывают. Участвуют в игре-пантомиме. | ||
21 | 2 | Жизнь растений осенью. | 1 | Беседуют по иллюстрациям. Отвечают на вопросы. Рассуждают, сравнивают, делают выводы, слушают. Участвуют в игре-пантомиме (показывают, какую работу они помогали взрослым выполнять осенью в саду или огороде). | ||
22 | 3 | Жизнь растений осенью (урок-экскурсия). | 1 | Работают с лупой, тетрадью и блокнотом. Наблюдают, делают выводы. Работают с дневником наблюдений. | ||
23 | 4 | Труд людей осенью (урок-практикум). | 1 | Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, делают выводы, составляют рассказ, наклеивают и раскрашивают рисунки овощей и фруктов (Т. № 18). Беседуют по иллюстрациям учебника. | ||
24 | 5 | Как животные готовятся к зиме (птицы). | 1 | Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Маркируют, раскрашивают птиц. Беседуют по иллюстрациям учебника. | ||
25 | 6 | Как животные готовятся к зиме (звери). | 1 | Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. | ||
26 | 7 | Пришла зима. | 1 | Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. | ||
27 | 8 | Снежные загадки. | 1 | Проводить наблюдения и ставить опыты, следовать инструкциям и правилам, делать выводы. | ||
28 | 9 | Зима пришла (урок-экскурсия). | 1 | Проводить наблюдения явлений природы. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем регионе». | ||
29 | 10 | Жизнь лесных зверей зимой. | 1 | Формулировать проблему, создавать способы решения проблем поискового характера. Давать эмоциональную оценку деятельности учеников на уроке. | ||
30 | 11 | Жизнь лесных зверей зимой. | 1 | |||
31 | 12 | Как помочь птицам зимой. | Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | |||
32 | 13 | Как помочь птицам зимой. | 1 | Рассказывать о пользе птиц для природы и в жизни людей. Характеризовать условия, необходимые в жизни птиц. | ||
III ЧЕТВЕРТЬ (18 ч.) | ||||||
33 | 14 | Есть ли жизнь в воде подо льдом. | 1 | Формулировать проблему, самостоятельно создавать способы ее решения. Достаточно точно выражать свои мысли в процессе диалога. Характеризовать условия, необходимые для жизни животных и растений в водоемах. | ||
34 | 15 | Есть ли жизнь в воде подо льдом. | 1 | |||
35 | 16 | Как зимуют травы, кустарники и деревья. | 1 | Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы. Проводить несложные наблюдения, делать выводы. Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | ||
36 | 17 | Учимся различать деревья и кустарники зимой (урок-практикум). | 1 | |||
37 | 18 | Учимся различать деревья и кустарники зимой (урок-экскурсия). | 1 | Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии. | ||
38 | 19 | Пришла весна. | 1 | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. | ||
39 | 20 | Пришла весна. | 1 | |||
40 | 21 | Какие растения весной цвести торопятся? | 1 | Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. | ||
41 | 22 | Какие растения весной цвести торопятся? | 1 | Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определенное время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья. | ||
42 | 23 | Жизнь растений весной (урок–экскурсия). | 1 | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | ||
43 | 24 | Как животные весну встречают. | 1 | Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки. Понимать необходимость бережного отношения к природе. | ||
44 | 25 | Как животные весну встречают. | 1 | |||
45 | 26 | Про больших и маленьких. | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли зверей в природе и жизни людей (на примере своей местности). | ||
46 | 27 | Про больших и маленьких. | 1 | |||
47 | 28 | Про больших и маленьких. | 1 | |||
48 | 29 | Лето пришло. | 1 | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. | ||
49 | 30 | В лес по ягоды пойдем. | 1 | Приводить примеры различных ягод, усвоить, что ягод нужно есть как можно больше, потому что в них много витаминов. Рассказывать о роли ягод в жизни людей. | ||
50 | 31 | В лес по ягоды пойдем. | 1 | |||
IV ЧЕТВЕРТЬ (16 ч.) | ||||||
51 | 32 | С лукошком за грибами. | 1 | Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и в жизни людей. | ||
52 | 33 | С лукошком за грибами. | 1 | Рассказывать о строении шляпочных грибов, о правилах их сбора. Характеризовать другие виды грибов (дрожжевые, плесневые и другие). | ||
53 | 34 | Зеленая аптека. Правила сбора лекарственных растений. | 1 | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Соотносят название лекарственного растения с его изображением (Т., № 37). Рисуют. Беседуют по иллюстрациям. Формулируют правила сбора лекарственных растений. | ||
54 | 35 | Лекарственные растения (урок-экскурсия). | 1 | Рассказывать о роли лекарственных растений в жизни людей. Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы. | ||
55 | 36 | Природа и мы (урок-практикум). | 1 | Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определенное время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья. | ||
56 | 37 | Красная книга России. | 1 | Рассказывать о причинах исчезновения некоторых видов растений и животных; о заботе человека о сохранении многообразия животных и растений; о роли людей в жизни животных и растений. | ||
57 | 38 | Родной край. | 1 | Характеризовать времена года. Различать времена года по признакам. | ||
58 | 39 | Игра - путешествие в природу. | 1 | Отвечают на вопросы, работают с иллюстрацией, в малой группе. Осуществляют контроль по «Карте успеха». | ||
ГЛАВА IV. НАША РОДИНА – РОССИЯ (8 ч.) | ||||||
59 | 1 | Наша Родина - Россия. Россия - многонациональная страна. | 1 | Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2—3) на карте России. | ||
60 | 2 | Наша Родина – Россия. Государственная символика. | 1 | |||
61 | 3 | Москва – столица нашего государства. | 1 | Находить в тексте учебника нужную информацию о достопримечательностях и святынях Москвы, соотносить словесное описание с иллюстрациями. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2—3) на карте России. | ||
62 | 4 | Москва – столица нашего государства. | 1 | |||
63 | 5 | Москва – столица нашего государства. | 1 | |||
64 | 6 | Экскурсия в город. Транспорт. | 1 | Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. | ||
65 | 7 | Наш город (урок-экскурсия). | 1 | Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях и святынях родного села. Выполнять правила уличного движения в учебной игре. | ||
66 | 8 | Обобщение по курсу: «Мы и окружающий мир». | 1 | Анализируют результаты своей учёбы. |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Л.Г. Кудрова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями стандарта второго поколения и с учетом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса.
При отборе учебного материала по окружающему миру, разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной линии учитывались следующие положения «Перспективной начальной школы»:
– топографическая принадлежность школьника. Это как городской, так и сельский школьник, что обусловливает учет опыта жизни школьника, проживающего как в городе, так и в сельской местности. Осуществлялся такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности. А именно: богатейшее природное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно-предметной и культурной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции, семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;
– особенности мировосприятия школьника, который в условиях городской школы имеет возможность использовать все предоставленные городом богатства мировой художественной культуры, справочно-познавательной литературы, а в условиях сельской школы, в лучшем случае, информационный потенциал Интернета.
Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершенной предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:
- принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- принцип практической направленности, предусматривающий формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); умений работать в сотрудничестве и самостоятельно;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья, который базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных).
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Тематическое планирование рассчитано, в соответствии со Стандартом, на интеграцию в одной предметной области обществознания и естествознания, и предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» –187 часов, «Человек и общество» – 83 часа. Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены (ориентировочное время на изучение интегрированного содержания этого блока в каждом классе — 4-5 часов) .
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
– демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
– выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
– системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
– специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
– иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация
межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1–4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
– на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
– участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
– социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
– задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа»(вариант 1), курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели).
Общий объём учебного времени составляет 270 часов.
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
-человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
-патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
-гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
-поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
-семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,
-личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
-традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
• различать предметы и выделять их признаки;
• проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
• объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
• сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
• называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
• проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
• называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
• описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
• наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
• приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
• приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
• называть органы чувств человека и их основные функции;
• называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
• проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
• оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
• различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
• оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
• называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;
• называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
• узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
• выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
• подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
• называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;
• называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;
• узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
• рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
• использовать мобильный телефон для связи с родителями;
• выполнять правила перехода проезжей части улицы;
• называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
• называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
• приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
• рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
• использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;
• соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице;
• соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
• соблюдать правила сбора лекарственных растений;
• оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1 класс (66 ч)
Основные содержательные линии первого класса (наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире; живая природа; природа и ее сезонные изменения; наша родина — Россия) реализуются в рамках обозначенных в пояснительной записке содержательных блоков:
Человек и природа (49 ч)
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса,
запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое – лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения – часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество (17 ч)
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных из Красной книги на юбилейных монетах России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Наша Родина – Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Достопримечательности столицы – Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Правила безопасного поведения
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы, осы).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения | Количество часов | Практический материал |
I четверть | 18 | Практических работ – 1; экскурсий -1 |
II четверть | 14 | Практических работ – 1; экскурсий -2 |
III четверть | 18 | Практических работ – 1; экскурсий -2 |
IV четверть | 16 | Практических работ – 1; экскурсий -2 |
Итого: | 66 | Практических работ – 4; экскурсий - 7 |
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | МЫ ПОЗНАЕМ МИР. | 6 |
2 | ЖИВАЯ ПРИРОДА. | 13 |
3 | ПРИРОДА И ЕЁ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. | 39 |
4 | НАША РОДИНА – РОССИЯ. | 8 |
5 | Итого: | 66 |
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1 класс
Содержательный блок «Человек и природа»:
-различение предметов и выделение их признаков, опытное определение признаков предметов
-сравнение и различение объектов живой и неживой природы
-группировка (классификация) объектов живой и неживой природы по отличительным признакам
-выделение из объектов неживой природы изделий человека
-выявление существенных признаков, знакомство с признаками живых организмов, с отличительными признаками животных
-выяснение признаков, общих для всех растений, особенностей распространения плодов и семян в природе
-сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам
-группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
-классификация объектов природы по признакам: домашние-дикие животные; культурные -дикорастущие растения
-знакомство с сезонными изменениями в природе осенью, зимой, весной, летом
- обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы, весны, лета
- расширение знаний учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний, весенний и летний период
-уточнение и дополнение знаний учащихся о зимовке животных
- знакомство с особенностями появления потомства у животных
-систематизация жизненных наблюдений о труде
-классификация предметов в группы по существенным признакам (на примере отличительных признаков плодов)
- уточнение представлений о грибах
-знакомство с представителями растений, произрастающих в родном краю, с лекарственными растениями
-использование термина «экология» в ситуациях взаимодействия и практического применения знаний
Содержательный блок «Человек и общество»:
-знакомство с учителем, одноклассниками, главными героями учебника
-использование правил поведения в школе, с особенностями взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
- описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков
-применение условных обозначений в учебном пособии, знакомство с каждым из них
-моделирование и оценивание различные ситуации поведения в школе и других общественных местах
-обсуждение форм поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах
-работа в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
-знакомство с правилами игры
-формирование ответственного и уважительного отношения к природе, родному краю, чувства гордости за свое государство, уважения к государственным символам России (герб, флаг, гимн)
-воспроизведение следующих знаний: столица — главный город государства, столица России — Москва, сердце Москвы — Кремль, главная площадь столицы — Красная площадь.
Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:
-нахождение класса, своего места в классе
-ознакомление с местом расположения школы, ее адресом, безопасным маршрутом передвижения от дома к школе
-изучение и применение особенностей использования одежды в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствами
-знакомство с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и
с правилами безопасного поведения во время игр
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Концептуальные и теоретические основы
УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
1 класс
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. – М. : Академкнига/
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
7) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
8) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
9) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;
10) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс с ууд. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по новым стандартам с ууд по окружающему миру, Плешаков, 1 класс (Школа России)...
рабочая программ и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс ФГОС
рабочая программа по окружающему миру...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс А.А. Плешаков ФГОС
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и планирования по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Л.В.Занков по ФГОС
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Л.В.Занков по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс в соответствии с ФГОС
Окружающий мир. Плешаков А.А. 1 класс...