Сценарий внеклассного мероприятия ;Покормите птиц зимой!"
материал (окружающий мир) по теме
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, состраданию.
Задачи:
1. Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».
3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keller_v.g._met._razrabotka_pokormite_ptic_zimoy.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Батуринская основная общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
«Покормите птиц зимой».
Работу подготовила: Келлер Вера Георгиевна,
учитель начальных классов.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Покормите птиц зимой»
Пояснительная записка.
Птицы и звери, цветы и деревья взывают
к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь,
где живешь,- на расстоянии взгляда и голоса,
хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
(Д.Лихачев)
Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. Долгое время принято было считать, что Человек – это царь природы. Но непродуманное использование природных ресурсов показало, что человек лишь часть природы, причем неотъемлемая часть. И в настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.
Человек – часть природы, и если с детства он будет приучен заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться, то вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать глобальных экологических катастроф.
Успех же этой деятельности находится в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры. В становлении этого качества личности исключительно важная роль принадлежит детству, так как маленький ребенок психологически более податлив на влияние извне, его мировоззренческие и нравственные позиции еще неустойчивы, а потому активно развиваются и утверждаются.
Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Проведение внеклассных мероприятий по данной теме имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Дети знакомятся с разнообразием пернатых обитателей, учатся сострадать, оказывать посильную помощь и нести ответственность за « братьев наших меньших».
Дети часто слышат слова о том, что природу надо беречь. Но что стоит за этими фразами? Как научить ребенка любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к любому проявлению жизни? И как объяснить, что чья-то жизнь имеет права на существование не меньше, чем его собственная?
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, состраданию.
Задачи:
1. Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».
3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Подготовка к мероприятию: учащиеся заранее оповещаются о теме мероприятия. Проводится беседа о видах кормушек и их назначении. Предлагается ребятам изготовить кормушки дома, под присмотром взрослых из подручных средств.
Сценарий мероприятия.
1.Вступление
Как хорошо в краю родном
Зимой, когда, как мех,
Леса, луга и все кругом
Покроет пышный снег.
Ф.Миронов.
- Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.
Однако для животных и птиц наступила суровая пора.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
- Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.)
Стук в дверь. Почтальон принес письмо.
- Спасите от смерти! На помощь! Кто послал письмо? (Птицы).
- Поможем птицам?
- Чтобы им помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся.
-Давайте мысленно перенесемся в зимний лес.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
2.Игра «Узнай птицу».
- А какие птицы остались, вы сможете узнать сами, угадав их по описанию.
- На голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно любит несоленое сало. (Синица).
-Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит ... (Воробей).
- Его называют «смотритель леса». Живет на дереве, в дупле. Всю жизнь на ногах, бегает туда-сюда, вверх-вниз по дереву, ему крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Любит орехи, липовые орешки, крылатки клена. Окраска не очень заметная.(Поползень.)
-Он в шапке красной и пальто
Нос похож на долото.
Столяру древесный ствол
Каждый день и дом и стол. (Дятел).
- У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. У самочек наряд более скромный. Они держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает и прячется в кустах. (Снегирь)
-Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут её ...(Сорока).
- Самцы – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов этой птицы клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.(Клест).
-Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? …(Ворона).
3.Беседа.
- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
Выслушиваются ответы учащихся
- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу долбить её.
И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?
Выходят чтецы и рассказывают стихотворение «Мы кормушку смастерили»
1-й
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.
2-й
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
3-й
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.
4-й
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел певец весенний-
Путешественник – скворец…
Вот и зимушке конец.
З. Александрова
- Есть ли у вас кормушки?
- Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока. ( Показываем кормушки, которые дети принесли в школу)
4. Правила укрепления кормушек.
- Ребята, а вы знаете, как нужно правильно крепить кормушки? Ответы школьников.
Правила:
- Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.
- В кормушке не должно быть снега.
- Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
- Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.
- Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.
5. Практическая работа.
- Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.
Дети раскрывают образцы семян, лежащих на партах в конвертиках.
-Давайте теперь составим таблицу, чтобы знать, какие птицы что любят.
- Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.
- Сможете ли правильно накормить птиц, узнаем, если разгадаете кроссворд «Чем кормить птиц зимой?»
В этом кроссворде зашифровано 29 слов – названий того, чем кормить птиц зимой. Слова записаны в единственном числе. Они расположены горизонтально и вертикально или сложены пополам, но нигде не пересекаются. Расшифрованные слова обведите карандашом.
-Кто быстрее и больше найдет слов за 1 минуту.
«Чем кормить птиц зимой?»
Ж И Р К О Ж К Р Л Е Б А С
Н А С О В Ё К А А Д Е Р А
П О Е Н С Л А П Т В О Б Л
К Д К О Я У Б И Г О Р У О
И С О П Н Д А В Ь Л Е З П
Н О М Л К Ь Ч А Щ А В Д Ш
Ч Л О Я А К О О Р Е Х Ы Е
Е Н Е С У Х О Ф В Ё С Н Н
Ч Х Ш О М О Р Р О О С Я И
Е О И Д К Х К У П Р О Т Ц
Р Л Ш У И Л О К А В К Ы А
Т О К В Ч Е В Т Г Р И Б А
О П А А Н Б Ь С Ы Р К А Ш
Обучающиеся рассказывают стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»
1чтец:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2чтец:
Небогаты их корма-
Горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
3чтец:
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4чтец:
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Учитель:
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
6. Значение птиц.
- Ребята, какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу? (Выслушиваются мнения учеников.)
1.Пара синиц может оберегать от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.
2. Мухоловка-пеструшка каждый день ловит по 300 мух и комаров.
3. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.
4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.
5. Сова способна съесть за ночь 7-8 мышей. Только дна семья может уничтожить за год 10 тысяч мышей и таким образом спасти 20 т зерна.
6. А кукушка за день съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы,5 личинок майского жука, 4 паука и много муравьиных яиц.
7. Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.
7.Изготовление листовки «Покормите птиц зимой». (Приложение 1)
8.Итог мероприятия.
- Ребята, давайте возьмём кормушки, которые вы изготовили и развесим их на деревьях, чтобы птицам не было голодно и холодно зимой. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно — по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.
Последействие:
Листовки, созданные на внеклассном мероприятии, дети развесили в общественных местах, раздавали жителям села. Акцию «Покормите птиц зимой!» поддержали и школьники старшего и среднего звена, и сельчане. Около домов на деревьях были развешаны не только кормушки, но и несоленое сало, которое так любят синицы.
А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Это самая большая благодарность нам всем. (Приложение 2)
Литература.
- Бабенко В.Г. Птицы\Науч.-поп.изд. для детей.-М.:РОСМЭН-ПРЕСС,2012.-(Детская энциклопедия РОСМЭН).
- Классные часы в 1-4 классах\авт.-сост. И.В.Персидская и др.-Волгоград:Учитель, 2006.
- Рудский В.Г.Экология. Ритмы природы. Учебное пособие для учащихся 2 класса.-Томск,1999.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2000г.
Семена для птиц
Семена
подсолнечника
(все птицы)
овса
(овсянки, синицы)
арбуза
(синицы, поползни)
пшена, проса
(овсянки, воробьи, синицы)
тыквы, дыни, кабачков
(поползни, синицы, воробьи)
рябины, калины
(снегири, свиристели)
кедровых орешков (дятлы, поползни)
льна (все птицы)
клевера (щеглы, чечетки, воробьи, синицы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Покормите птиц зимой"
Внеклассное мероприятие содержит сценарий праздника и презентацию....
Внеклассное мероприятие "Покормите птиц зимой"
Беседа о зимующих птицах и о том как им помочь...
Внеклассное мероприятие "Покормите птиц зимой!"
Внеклассное мероприятие "Покормите птиц зимой!" проводится с учащимися начальных классов, для убеждения детей в том, что необходимо оказание помощи птицам в зимний период и способствует воспитанию у м...
Внеклассное мероприятие " Покормите птиц зимой"
Воспитательная работа : сценарий мероприятия " Покормите птиц зимой"...
Внеклассное мероприятие "Покормите птиц зимой".
В материале рассказывается о синичках, о роли птиц в природе, о важности сохранения популяции птиц. использован занимательный материал....
Сценарий внеклассного мероприятия "Покормите птиц зимой!"
Древний философ Конфуций сказал: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота. Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу». Так давайте почаще смотреть в ...