Основы религиозных культур и светской этики (материал к родительскому собранию)
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Калинкина Ульяна Андреевна

 В марте-апреле в школах должно пройти родительское собрание, на котором родители учащихся третьих классов должны выбрать модуль, по которому будет проходить обучение ребёнка по курсу ОРКСЭ в 4 классе. Данный материал я подготовила именно для такого родительского собрания . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.pptx893.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курс : Основы религиозных культур и светской этики

Слайд 2

Важнейшие задачи образования в начальной школе : -формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; -воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; -индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции .

Слайд 3

Согласно Приказа Минобрнауки России №74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план…» Комплексный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» внесен в обязательную часть учебного плана (в рамках максимально допустимой учебной нагрузки, за счет часов регионального и школьного компонентов). Один из 6 модулей (предметов) курса изучается в 4 классе по выбору родителей обучающихся (законных представителей).

Слайд 4

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Слайд 5

Мировоззрение 1) система представлений о мире – образ мира, картина мира; 2) соответствующая система нравственных норм, отношений .

Слайд 6

Определяющее представление о мире Православное Христианство Римский католицизм Священное Предание Церкви Священное Писание, правила и решения Св. Апостолов, Вселенских соборов, Богослужение, учения и писания учителей Церкви, Св. Отцов, церковные каноны и др. «… ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия ( iperaspistis tis thriskias ) у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его». Окружное послание Восточных Патриархов, 1848 г . Учение о статусе первосвященника в римско-католической религиозной традиции – Папы римского «Папа есть Божественный человек и человеческий Бог... имеет Божественную власть, и власть его неограниченна... непогрешим, как Бог и может делать все, что Бог делает. Он владыка вселенной... Если Папа изрек приговор против суда Божия, то суд Божий должен быть исправлен и изменен. Папа – свет веры и отражение истины. Папа есть все над всем и может все». Ватиканский собор 1870 г

Слайд 7

Определяющее представление о мире ИУДАИЗМ Ислам Учение о грядущем пришествии в мир Мессии ( Мошиах ), выходце из среды последователей иудаизма «Весь еврейский мир живет ожиданием скорого прихода Мошиаха («Помазанника», или Мессии). С точки зрения еврейской традиции, это будет живой человек из плоти и крови, религиозный еврей, потомок царя Давида, который придет в наши дни и принесет людям долгожданный мир. Ему удастся объединить все человечество». Справочник «Религиозные объединения РФ», общ. ред. М.М. Прусак, В.В. Борщев. – М.: Изд. Аналитического управления аппарата СФ РФ,1996. Учение о пророке Магомете (Мухаммеде) – его личной истории, качествах, достоинствах и роли в истории человечества

Слайд 8

Определяющее представление о мире Буддизм Протестантизм Человеческая сущность Будды, осмысленная в антиперсоналистских понятиях Иисус Христос – Бог, Сын Божий, Спаситель людей и всего мира. Священный авторитет Библии и ее толкование основателем (группой, авторитетами) Более 300 конфессий Свобода толкования Библии каждым человеком Неопределенное число групп

Слайд 9

Определяющее представление о мире Глобальный Индивидуальный антропоцентризм антропоцентризм Историческое человечество как субъект, проделывающий определенную эволюцию, стремящийся достичь некоего идеального состояния в неопределенных временных рамках Индивид, человек, субъект абстрактная персона (абстрактный гуманизм) конкретный субъект («культ личности»). Как вариант «Я» (индивидуализм, солипсизм), в этике эгоцентризм, эгоизм «Солипсизм своей непротиворечивостью ставит под сомнение состоятельность материализма и идеализма, попытки опровергнуть его не увенчались заметным успехом». Википедия , свободная энциклопедия

Слайд 10

Определяющее представление о мире Социальный Этносоциальный антропоцентризм антропоцентризм Бытие и ведущая роль в человечестве определенной социальной общности, группы (социальный класс, слой, элита и др.). Бытие своей этнической общности, ее интересы и цели как они формулируются авторитетными представителями каждого конкретного мировоззрения этого типа (расизм, этнонационализм , трайбализм и др.).

Слайд 11

Определяющее представление о мире Натурализм Квазирелигиозные мировоззрения Природа, мироздание в целом (включая человека) в разных масштабах и глубине пониманиях (вульгарный материализм – пантеизм). «Начало» (Начала), «Разум» «Сила», «Принцип», «Идея», «Сущность», «Свет», «Жизнь», «Субстанция», «Энергия» и т.д. Множество учений: гностицизм – оккультизм – масонство – пантеизм

Слайд 12

Вывод: необходимо развитие мировоззренческих знаний школьников.

Слайд 13

Структура комплексного курса 6 модулей: основы православной культуры; 2) основы исламской культуры; 3) основы буддийской культуры; 4) основы иудейской культуры; 5) основы мировых религиозных культур; 6) основы светской этики.

Слайд 14

Перечень учебников по курсу «основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 15

Основы духовно-нравственной культуры народов России 369 Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 4 Баласс 370 Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4 ВЕНТАНА-граф 371 Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4 Ассоциация ХХI 372 Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4 Мнемозина 373 Костикова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 Дрофа 374 Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5 Дрофа 375 Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры 4-5 Дрофа 376 Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5 Дрофа 377 Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5 Дрофа 378 Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5 Дрофа 379 Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 Просвещение 380 Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5 Просвещение 381 Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры 4-5 Просвещение 382 Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5 Просвещение 383 Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5 Просвещение 384 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5 Просвещение 385 Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4 И.д. Федоров» 386 Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4 Астрель 387 Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России 4 Русское слово 388 Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4 Русское слово

Слайд 16

Этика – наука о поступках и отношениях между людьми; о том, что ориентирует человека в осуществлении правильного выбора нравственных смыслов и ценностей.

Слайд 17

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» направлено на достижение следующих целей : -развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

Слайд 18

формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Слайд 19

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Слайд 20

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Слайд 21

осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Слайд 22

Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности.

Слайд 23

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

Слайд 24

в основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Школа 2100»

Слайд 25

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» имеет своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов.

Слайд 26

Античные философы – основатели этики как науки Традиции трактовки смысложизненных вопросов в русской культуре

Слайд 27

« мораль» «нравственность» «добро» и «зло» «добродетели» и «пороки» «нравственный выбор» «достоинство» «благо» «долг» «обязанность» «ответственность» «стыд» «совесть» Основные понятия курса

Слайд 28

Толковый словарь В.И. Даля НРАВ – одно из двух основных свойств духа человека. У м и нрав слитно образуют дух (душу, в высшем значении). Ко нраву относятся: воля, любовь, милосердие, страсти и пр.; а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума , сердца и мысли образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку.

Слайд 29

ОС «Школа 2100» 3 класс «В» 1 сентября 2012 года

Слайд 30

Использованы материалы: Лаборатории истории и культуры религий мира МИОО Сайт лаборатории: http://relig.tk/ или http://unescomsk.ru

Слайд 31

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Собрание проводится с родителями 3 класса во втором полугодии. В кабинете стоит компьютер с интерактивной доской для показа презентации....

Родительское собрание: Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Общеизвестно, что религия сыграла ключевую роль в развитии российской государственности и культуры. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...