Окружающий мир.
тест по окружающему миру (4 класс) по теме

Лапкина Наталья Юрьевна

Конспекты уроков и методические разработки по "окружающему миру".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.__________________________________________

  1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?
  1. История Новейшего времени;
  2. История Древнего мира;
  3. Первобытная история.

2. В глубине пещер первобытный человек изображал:

  1. животных;
  2. людей;
  3. растительность.

3. На берегах какой реки возникло Египетское государство?

  1. Нил;
  2. Дон;
  3. Нева.

4. В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме с мечом и щитом называли:

  1. рыцарь;
  2. ковбой;
  3. оруженосец.

5. С какого года мы ведем отсчет истории Нового времени:

  1. с 1500 г. по 1900 г.
  2. с 1200 г. по 1700 г.
  3. с 1400 г. по 1800 г.

6. С какого года мы ведем отсчет истории Новейшего времени:

  1. 1917 г.
  2. 1920 г.
  3. 1900 г.

7. Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?

  1. История Средних веков;
  2. История Новейшего времени;
  3. История Древнего мира.

8. Первые орудия труда первобытного человека были из:

  1. камня;
  2. металла;
  3. дерева.

9.Кто и когда открыл Америку?

  1. Фернан Магеллан;
  2. Христофор Колумб;
  3. Михаил Лазарев.

10. Чем занимались мужчины в первобытном обществе?

  1. Выкапывали съедобные корешки;
  2. Ходили на охоту;
  3. Поддерживали огонь.

11. Книгопечатанье появилось:

  1. в Средневековье;
  2. в Новое время;
  3. в Древнем Египте.

12. Великий путешественник, который доказал, что земля имеет форму шара:

  1. Фаддей Беллинсгаузен;
  2. Михаил Лазарев;
  3. Фернан Магеллан.

13. Кто был первым космонавтом?

  1. Алексей Леонов;
  2. Юрий Гагарин;
  3. Валентина Терешкова.

14. Это техническое изобретение ХХ века:

  1. паровоз;
  2. автомобиль;
  3. компьютер.



Предварительный просмотр:

Итоговая работа по теме" Наш организм"

1. Бежит она очень быстро: за двадцать шесть секунд успевает обежать все тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества. А на обратном пути унести отходы, которые постоянно образуются в организме. 

2. Самые твердые части нашего организма. Поменять старые на новые человек может только один раз в жизни.

 3. Сколько зубов у человека?

 

4. Одежда, которая не промокает, не меняется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет.

 

5. Когда сутулый человек садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина. Спина у него слабая или что–то другое?

 

6.  Беленькие ниточки тянутся к мозгу от всех точек тела. Окончания этих ниточек лежат в глазах, ушах, в носу, на языке, спрятаны в коже и во всех внутренних органах.

 

7. В легкие должен поступать только совершенно чистый профильтрованный воздух. Вот они и выполняют обязанности фильтра. Покрытые изнутри влажными ресничками, они захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. Что это?

 

8. Так называется гибкая, горизонтальная перегородка, которая лежит внутри туловища человека, как раз посередине. Она помогает нам дышать.

 

9. На военном корабле самые толстые стальные стены надежно прикрывают боевую рубку, где находится командный пункт корабля. Твой мозг – командный пункт организма. И природа охраняет его так же заботливо, как моряки свою боевую рубку. О какой боевой рубке идет речь?

 

10. Когда строители начинают  воздвигать высокое здание, они, прежде всего, сооружают каркас – громадную клетку из стальных форм. Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Назови его.

 

11. Одни считают, что  он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Что это?

 

12. Это главное отделение твоей «внутренней кухни».

 

13. Внутренняя кухня человека тянется почти на восемь метров. Но она свернута так плотно, что целиком помещается в животе. Что это?

 

14. Свежая кровь, полная кислорода и питательных веществ, ярко – алого цвета. Как называются сосуды, по которым она пробегает?

 

15. Благодаря рессорам, машина не дребезжит на ухабах дороги. Такая рессора есть и в нашем организме. Сколько бы ты  ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, твой мозг не испытывает тряски. Он лишь покачивается. Благодаря чему?

 

16. Какой мозг защищен позвоночником?

17. Это плотный мускулистый мешок размером немного больше кулака. Это «мешок» все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Назови его.

 

18. Хорошо, когда в доме есть водопровод. Не надо выносить грязную воду во двор. Ты моешь руки под краном, а мыльная вода из раковины убегает по трубам канализации. Своя канализация есть и в нашем организме. Что это?



Предварительный просмотр:

II вариант

1. Кто изучает небесные тела? Обведи нужную букву.

а) географы;

б) астрономы;

в) экологи;

г) историки.

2. Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.

а) 5;        б) 12;        в) 9.

3. Установи соответствие.

Венера

Юпитер

                 ЗВЁЗДЫ        Полярная

          Солнце

        ПЛАНЕТЫ                                Земля

                                                  Сатурн

4.Кто изучает и описывает нашу планету Земля? Обведи нужную букву.

а) астрономы;

б) биологи;

в) географы;

г) экологи.

5.Что такое карта полушарий? Обведи нужную букву.

а) карта, на которой дано изображение какой – то территории;

б) карта, на которой изображены две половины земного шара;

в) карта, на которой изображена вся Земля.

6. Кто изучает прошлое человеческого общества? Обведи нужную букву.

а) экологи;

б) географы;

в) астрономы;

г) историки.

7. Допиши предложения.

  1. Людей, которые ведут записи событий своего времени, называют ___________________________________.
  2. Одна из наук-помощниц истории – это _________________________.

8. Кто открыл первый музей в России – Кунсткамеру? Обведи нужную букву.

а) Пётр Первый;

б) Иван Грозный;

в) Екатерина Вторая.

9. По описанным признакам определи животное, обитающее в степной зоне. Допиши предложения.

  1. Самая крупная птица нашей страны – это ________________________.
  2. Ядовитая охотница, по спине которой проходит зигзагом тёмная полоса - это _______________________.

10.Установи соответствие. Где добывают полезные ископаемые?

11. На какие отрасли делится растениеводство? Заполни схему.

12. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

а) земляника, слива, просо, яблоня;

б) рожь, морковь, тыква, томаты;

в) ячмень, укроп, овёс, гречиха;

г) гладиолус, пионы, смородина, астра.

13. Как называется высокий холм с обрывистыми склонами, расположенный в Афинах? Обведи нужную букву.

а) Акрополь;

б) Агора;

в) Академия.

14.Допиши предложение.

  1. Столица Италии - ___________________________________.

15. Где жили рыцари? Обведи нужную букву.

а) в замках;

б) в пещерах;

г) во  дворцах.

16. Как назывались металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом? Обведи нужную букву.

а) литеры;

б) литавры;

в) лавры.

17. Допиши предложение.

  1. Русские путешественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли _________________________________________________.

18. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы;

б) в восточной части Европы;

в) в центральной Европе

19. Установи соответствие.

20. Допиши предложение.

Великий путешественник Фернан Магеллан, совершив кругосветную экспедицию, доказал, что ______________________________________

21. С какого времени мы ведём отсчёт истории Нового времени? Обведи нужную букву.

а) с 1500;

б) с 1500;

в) с 1700.

22. Кто открыл Америку?

23. Установи соответствие.

24.С какими иноземными захватчиками пришлось сражаться Руси в XIII (13)  веке? Вычеркни неверное.

  1. С немцами, испанцами, монголо - татарами, шведами.

25. Как звали князя, разбившего шведов на реке Неве? Обведи нужную букву.

а) Александр;

б) Ярослав;

в) Владимир.

26. Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? Обведи нужную букву.

а) М. И. Кутузов;

б) А. В. Суворов;

в) Ф. Ф. Ушаков.

27. Когда произошла Бородинская битва? Обведи нужную букву.

а) 26 января 1812 года;

б) 26 августа 1821 года;

в) 26 августа 1812 года.

28.Когда началась Вторая мировая война? Обведи нужную букву.

а) 9 мая 1945 г.;

б) в 1939 г.;

в) 22 июня 1941 г.

29. Кто напал на нашу страну? Обведи нужную букву.

а) немецкие фашисты;

б) испанские завоеватели;

в) арабские наёмники.

30. Почему в первые месяцы войны наша армия терпела неудачи? Обведи нужную букву.

а) наша армия по численности отставала от гитлеровской;

б) нападение гитлеровской армии было внезапным;

в) наши военачальники специально заманивали врага в глубь страны.

31. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? Обведи нужную букву.

а) 300 дней;

б) 600 дней;

в) 900 дней.

32. Какие города получили высокое звание «Город – герой»? Продолжи перечень.

  1. Ленинград,___________________________________________________ __________________________________________________________.

В КАРЬЕРАХ

КАМЕННЫЙ УГЛЬ

НЕФТЬ

ГРАНИТ

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ИЗВЕСТНЯК

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

ПРИ ПОМОЩИ БУРОВЫХ УСТАНОВОК

В ШАХТАХ

РАСТЕНИЕВОДСТВО

лук

корзина

зверобой

прялка

медведь

лён

стрелы

собирательство

охота

ткачество

карп

поле

овёс

мёд

серп

сети

дикие пчёлы

земледелие

бортничество

рыболовство



Предварительный просмотр:

I вариант

  1. Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.

а) история;                         

б) география;                

в) экология;

г) астрономия.

  1. Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.

а) 7;        б) 9;        в) 11.

3. Установи соответствие.

Солнце

Венера

         ПЛАНЕТЫ        Полярная

           Марс

  ЗВЁЗДЫ                                 Земля

                                                  Нептун

4.Как называется наука о Земле? Обведи нужную букву.

а) астрономия;

б) география;

в) история;

г) экология.

5.Что такое глобус? Обведи нужную букву.

а) модель Солнца;

б) модель Земли;

в) модель шара.

6. Как называется наука о прошлом людей? Обведи нужную букву.

а) география;

б) история;

в) астрономия;

г) экология.

7. Допиши предложения.

  1. Людей, которые производят раскопки древних поселений, называют _______________________________.
  2. Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы и сооружения, называется __________________________________.

8. В каком городе был открыт первый музей  в России – Кунсткамера? Обведи нужную букву.

а) в Санкт – Петербурге;

б) в Москве;

в) в Суздале.

9. По описанным признакам определи животное, обитающее в степной зоне. Допиши предложения.

  1. Самый мелкий из журавлей – это _______________________________.
  2. Хищный зверь, поедающий грызунов - это _______________________.

10. Установи соответствие. Где добывают полезные ископаемые?

11. На какие отрасли делится растениеводство? Заполни схему.

12. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

а) овёс, кукуруза, подсолнечник, лук;

б) огурец, кабачок, чеснок, вишня;

в) груша, абрикос, гречиха, смородина;

г) капуста, лилия, ирис, флоксы.

13. На берегах какой реки возникло Египетское государство? Обведи нужную букву.

а) Нил;

б) Амазонка;

в) Дон.

14. Допиши предложение.

  1. Столица древней Греции - _______________________________.

15. Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом? Обведи нужную букву.

а) витязь;

б) рыцарь;

в) оруженосец.

16. Где строили замки? Обведи буквы правильных ответов.

а) на высоком холме;

б) в глухом лесу;

в) на обрывистом утёсе;

г) на острове посреди реки;

д) в открытом поле.

17. Когда было изобретено книгопечатание? Обведи нужную букву.

а) в 1554 году;

б) в 1005 году;

в) в 1445 году.

18. С какого времени мы ведём отсчёт истории Нового времени? Обведи нужную букву.

а) с 1700;

б) с 1500;

в) с 1900.

19. Какой материк называют Новым светом? Обведи нужную букву.

а) Африка;

б) Америка;

в) Антарктида.

20. Допиши предложение.

  1. Великий путешественник Фернан Магеллан, совершив кругосветную экспедицию, доказал, что ______________________________________ .

21. С какого времени мы ведём отсчёт истории Новейшего времени? Обведи нужную букву.

а) с 18 века;

б) с 19 века;

в) с 20 века.

22. Кто открыл Америку? Обведи нужную букву.

а) Фернан Магеллан;

б) Христофор Колумб;

в) Михаил Лазарев.

23.Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

24. Установи соответствие.

25. С какими иноземными захватчиками пришлось сражаться Руси в XIII (13) веке? Вычеркни неверное.

  1. С монголо-татарами, французами, шведами, немцами.

26. Кто возглавил поход монголо-татар на Русь? Обведи нужную букву.

а) Чингисхан;

б) Батый;

в) Темучин.

27. Кто пришёл к власти во Франции в XVIII (18) веке? Обведи нужную букву.

а) Багратион;

б) Наполеон;

в) де Толли.

28. Когда французская армия вторглась в Россию? Обведи нужную букву.

а) в 1821 году;

б) в 1818 году;

в) в 1812 году.

29. Когда началась Великая Отечественная война? Обведи нужную букву.

а) 22 июня 1941 г.;

б) 9 мая 1945 г.;

в) в 1939 г.

30. Кто напал на нашу страну? Обведи нужную букву.

а) немецкие фашисты;

б) испанские завоеватели;

в) арабские наёмники.

31. Какой город выдержал 900 – дневную блокаду фашистов, но не сдался врагу? Обведи нужную букву.

а) Москва;

б) Ленинград;

в) Тула.

32. Какие города получили высокое звание «Город – герой»? Продолжи перечень.

Москва,___________________________________________________

Пояснительная записка

 Содержание курса по окружающему миру реализовалось с  помощью учебника А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой и рабочей тетради к данному учебнику.

   Итоговая проверочная работа представлена в виде теста, в который включено 32 вопроса (2 варианта) по следующим темам:

  1. Мир глазами астронома
  2. Мир глазами географа
  3. Мир глазами историка
  4. Зона степей
  5. Подземные богатства
  6. Растениеводство
  7. Мир древности: далекий и близкий
  8. Средние века: время рыцарей и замков
  9. Новое время: встреча Европы и Америки
  10. Жизнь древних славян
  11. Трудные времена на русской земле
  12. Отечественная война 1812 года
  13. Великая война и Великая Победа

В ШАХТАХ

НЕФТЬ

ИЗВЕСТНЯК

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

КАМЕННЫЙ УГЛЬ

ГЛИНА

ПРИ ПОМОЩИ БУРОВЫХ УСТАНОВОК

В КАРЬЕРАХ

РАСТЕНИЕВОДСТВО

карп

поле

овёс

мёд

серп

сети

дикие пчёлы

земледелие

бортничество

рыболовство


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Модель обучения Начальная школа 21 века

Окружающий мир 4 класс 1 четверть

Задание 1

Чем человек отличается от животных? Подчеркни правильные ответы.

Умеет строить жилище

Видит, слышит, чувствует

Умеет говорить

Заботится о потомстве

Делает орудия труда

Мыслит, трудится

Задание 2

Запиши, какую функцию выполняют эти органы:

сердце         

головной мозг

печень        

почки        

Задание 3

Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?

Задание 4

Подчеркни названия продуктов, которые нужно включать в меню, чтобы
ежедневно получать необходимое количество белка.

Семечки, огурцы, рыба, помидоры, виноград, капуста, хлеб, мясо, яйца, масло, молоко, чеснок, морковь, горох.

Задание 5

Закончи предложения:

В носовой полости воздух. При дыхании поглощается ….., выделяется….. . Главная функция кровеносной системы …..

Задание 6

Реши кроссворд:

По горизонтали:

1. Часть скелета, внутри которого проходит спинной мозг.

По вертикали:

2. Орган, расположенный внутри черепа.

3. Орган обоняния.

4. Органы, по которым движется кровь.

5. Что придаёт форму телу?

Задание 7

Какие условия необходимы для роста и развития ребёнка?



Предварительный просмотр:

Начальная школа XXI века

Окружающий мир 4 класс 2 четверть

Автор учебника - Н.Ф.Виноградова

Задание 1

Расскажи об особенностях органов чувств животных.

Задание 2

Продолжи предложения.

  1. Острое зрение  позволяет орлу  …, а сове…  
  2. Обоняние собаки помогает ей найти…  

Задание 3

Наши помощники – органы чувств.  Перечисли.

Задание 4

Составь памятку «Охрана органов обоняния и вкуса».

Задание 5

Чувствительность вкусовых и обонятельных клеток снижается:

  1. от злоупотребления слишком соленой и слишком острой пищи;  
  2. от использования продуктов, срок годности которых закончился;
  3. от длительного просмотра телепередач.

Задание 6

Незнакомые растения нельзя пробовать на вкус. Объясни почему.



Предварительный просмотр:

Начальная школа XXI века


Окружающий мир 4 класс 3 четверть

Автор Н.В.Виноградова

Задание 1.

Чем человек отличается от животных? Подчеркни верные ответы. Составь рисунок – схему.

  а) прямохождение

  б) наличие развитого мозга

  в) способность к творчеству

  г) способность дышать

 

Задание 2.

Составь и запиши предложения со словами:

землепроходец, первооткрыватель, пионер.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Напиши синонимы к слову здоровье. Сравни с ребятами в классе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

В чем заключается вред курения и употребления алкоголя для человека? Напиши.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Каких русских путешественников ты знаешь? Напиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Начальная школа XXI века


Окружающий мир 4 класс

Итоговая работа

Автор Виноградова Н.Ф.

1. Если ты будешь составлять характеристику путешественникам и первооткрывателям, то какие слова ты будешь использовать? Подчеркни.

Смелость, отвага, ложь, трусость, преданность делу, безразличие, честность

2. Перечисли предметы, которые могли сделать ювелиры, плотники, кузнецы Древней Руси.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Каковы причины возникновения войн ?

Желание присвоить чужое богатство

Желание завладеть чужой территорией

Желание иметь власть над людьми

Желание увидеть новую страну

3. .Закончи предложение.

Отечественная война против армии Наполеона была в _________ веке.

4. Каких героев Великой Отечественной войны ты знаешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как называлось наше государство в разные исторические времена?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Нарисуй флаг Российской Федерации.

6. Напиши, какие ты имеешь права?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Напиши, какие обязанности имеет гражданин России?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпускник начальной школы, изучавший предмет «Окружающий мир» в рамках УМК «Начальная школа XXI века», научится…

…называть признаки живого организма

…различать живую и неживую природу

…сравнивать особенности разных живых тел

…различать эмоциональные состояния и чувства окружающих

   отвечать на вопросы, требующие логического мышления

   различать арабские цифры от римских, год и век, оперировать римскими цифрами

   соотносить исторический факт и время

   работать с географической и исторической картой

   выполнять задания на контурной карте

   сравнивать план и карту

   понимать что такое рынок, бюджет семьи

   различать понятия: родина, страна, город, национальность, закон, право, правительство

   рассказывать о родной стране, столице, о наиболее важных событиях в истории Отечества



Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс Тест исторический

1. Какой город стал русской столицей после нашествия монголо-татар?

  1. Киев
  2. Москва
  3. Новгород

2. Какая битва помогла освобождению Руси от монголо-татарского нашествия?

  1. на Чудском озере
  2. на Неве
  3. на Дону

3. Кто руководил Куликовской битвой?

  1. Иван Грозный
  2. Дмитрий Донской
  3. Александр Невский

4. При каком государе появились в России общественные учебные заведения?

  1. при Иване Грозном
  2. при Петре Великом
  3. при Иване Калите

5. Как называлось наше государство в XIX веке?

Московское государство

Древняя Русь

Российская империя

6. Какого государя впервые назвали императором?

  1. Александр I
  2. Петр I
  3. Николай I

7. Кто был последним императором в России?

  1. Александр II
  2. Николай II
  3. Екатерина II

8. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?

  1. 1812 – 1813г.
  2. 1941 – 1945г.
  3. 1914 – 1916г.

9. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве поставлен в честь освобождения:

  1. от немцев
  2. от монголо-татар
  3. от поляков

10. Выдающимся полководцем XX века считают:

  1. Александра Невского
  2. Георгия Жукова
  3. Дмитрия Донского

11. Какое событие послужило концом Российской империи?

  1. Великая Отечественная война
  2. Отечественная война 1812 года
  3. Октябрьская революция 1917 года

12. При каком императоре Санкт-Петербург стал столицей Российской империи?

  1. при Екатерине II
  2. при Александре I
  3. при Петре Великом

13. Выход к какому морю получила Россия при Петре I?

  1. к Чёрному
  2. к Балтийскому
  3. к Белому

14. Как называли людей, которых можно было подарить, продать, купить?

  1. крестьяне
  2. крепостные
  3. ремесленники


Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс Тест исторический

1. Какой город стал русской столицей после нашествия монголо-татар?

  1. Киев
  2. Москва
  3. Новгород


2. Какая битва помогла освобождению Руси от монголо-татарского нашествия?

  1. на Чудском озере
  2. на Неве
  3. на Дону


3. Кто руководил Куликовской битвой?

  1. Иван Грозный
  2. Дмитрий Донской
  3. Александр Невский


4. При каком государе появились в России общественные учебные заведения?

  1. при Иване Грозном
  2. при Петре Великом
  3. при Иване Калите


5. Как называлось наше государство в XIX веке?

Московское государство

Древняя Русь

Российская империя


6. Какого государя впервые назвали императором?

  1. Александр I
  2. Петр I
  3. Николай I


7. Кто был последним императором в России?

  1. Александр II
  2. Николай II
  3. Екатерина II

8. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?

  1. 1812 – 1813г.
  2. 1941 – 1945г.
  3. 1914 – 1916г.


9. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве поставлен в честь освобождения:

  1. от немцев
  2. от монголо-татар
  3. от поляков


10. Выдающимся полководцем XX века считают:

  1. Александра Невского
  2. Георгия Жукова
  3. Дмитрия Донского


11. Какое событие послужило концом Российской империи?

  1. Великая Отечественная война
  2. Отечественная война 1812 года
  3. Октябрьская революция 1917 года


12. При каком императоре Санкт-Петербург стал столицей Российской империи?

  1. при Екатерине II
  2. при Александре I
  3. при Петре Великом


13. Выход к какому морю получила Россия при Петре I?

  1. к Чёрному
  2. к Балтийскому
  3. к Белому


14. Как называли людей, которых можно было подарить, продать, купить?

  1. крестьяне
  2. крепостные
  3. ремесленники



Предварительный просмотр:

Проверочные работы по учебнику "Окружающий мир", 4-й

Тема: «Человек – творец своего здоровья».

1.Вставь пропущенные слова.

А) Общее у всех живых организмов то, что все они _________, ___________, ___________, ___________,

__________.

Б) Для роста и развития живым организмам необходимы __________, __________, ____________.

В) Растение состоит из ____________,_____________,

_____________.

Г)У бабочки 4 стадии развития: ________,_________, _____________, ___________.

2.Вставь пропущенные слова.

Наука о строении человека. ___________________.

Наука о работе организма человека. _____________.

Наука о сохранении и укреплении здоровья.________

Наука о заболеваниях и их лечении. ______________

Тема: «Организм человека и его органы».

1. Перечислите части тела человека.              В - 1

1)______________                      4)_______________

2)_______________                    5)________________

3)_______________

2. Перечислите внутренние органы человека.

1)______________                      5)_________________

2)______________                      6)_________________

3)______________                      7)_________________

4)______________

3. Чем мышцы соединяются с костями?___________

4. Перечислите органы дыхания.

1)______________                        4)________________

2)______________                        5)________________

3)______________

5. Соедини стрелками.

красные кровяные                  обеспечивают                                                                   

тельца (эритроциты)              свёртываемость крови

белые кровяные                     приносят кислород и                                                                    

тельца (лейкоциты)               уносят углекислый газ

кровяные пластинки              уничтожают микробы 

(тромбоциты)                        в крови

 

1. Жидкость, слабо заражённая вирусом.___________

2. Каркас тела человека.________________

3. Жидкость, насыщенная разными клетками._______

4. Привычное положение тела во время стояния, сидения или ходьбы.______________

5. Невосприимчивость к вызывающим болезнь микробам.________________

6. Подвижные соединения скелета человека.________

7. Процесс поглощения организмами кислорода и выделения углекислого газа._______________

Слова для справок: дыхание, осанка, иммунитет, суставы, кровь, скелет, вакцина.

Тема: «Что надо знать и уметь путешественнику».

1.Горизонт-это _________________________________________________ _________________________

2. Линия горизонта –это ____________________________________________________________________

3.Назовите основные стороны горизонта ______________________________________________________

4. Назовите промежуточные стороны горизонта _________________________________________________

5 Вставь нужные слова.

Солнце восходит на _______, а заходит на ________. 

В полдень солнце бывает на ________. Полярная звезда всегда указывает на __________.

После дождя раньше просыхает _________ сторона предметов.

Снег весной раньше тает на склонах, обращённых к ________.

Кора берёзы с __________ стороны более тёмная, чем с _________.

Грибы предпочитают расти с _________ стороны пня или дерева.

У одиноко стоящего дерева крона более густая и пышная с _________ стороны.

Мхи и лишайники чаще селятся с __________ стороны камней, стволов деревьев.

Муравьи строят свои муравейники с __________ стороны деревьев, а на открытой местности __________ склон более пологий, чем ___________.

Тема: «Путешествие с компасом».

1. Отгадай загадку: Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу. Со мной пойдёшь, дорогу обратно найдёшь._______________

2. Компас – это__________________________________________________ ____________________________.

3. Вставь слова: На компасе конец стрелки, указывающий на _________, условились обозначать синим цветом, а  конец стрелки, указывающий

на _________, - красным.

4. Закончи предложение. 

Ориентироваться можно по ______________________________________________________________________ ____________________________________________.

5. Закончи предложения.

Местность, которую мы видим вокруг себя, -

это ______________.

Полярная звезда указывает на _________.

Солнце в полдень находится на ______________.

Солнце восходит на _________________.

Солнце заходит на ________________.

Направление противоположное западу ____________.

6. Выполни рисунок и покажи на нём основные и промежуточные стороны горизонта.

Тема: «Масштаб и его использование».

 1 Чертёж предмета сверху – это _________________

2. Сто сантиметров – это _______________________

3. Инструмент, состоящий из двух раздвигающихся ножек и служащий для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертеже ____________________

4. Планка для вычерчивания прямых линий______________

5. Прибор, который считает, сколько оборотов делает колесо, и пересчитывает километры.____________________

6 С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду _______________

7 Масштаб – это ________________________________________________________________________

8 Назовите виды масштабов _______________________________________________________________

9 Отгадай загадку и нарисуй условный знак, которым обозначается на плане.

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. ______________

Летом комарами пугает, осенью клюквой угощает. ___________________

Тема: «Способы изображения предметов».

1. Вставь пропущенные слова.

Рисунок служит людям средством передачи ____________. Строителям, архитекторам, инженерам необходимы _____________, созданные на основе точных измерений. План предмета – это чертёж его вида ________.

2. Продолжи.

Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены (увеличены) настоящие расстояния на чертеже -__________.

3. Определи вид масштаба.

1 : 1000   - ______________________________

в 1см 100м  - ____________________________

 

Тема: «Местность на географической карте. Путешествие по карте России».

1. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков называется ___________________________________

2. Огромные водные пространства называются

А) озёрами      б) морями    в) океанами

3.Части океанов, которые вдаются в сушу – это

А) озёра         б) моря        в) океаны

4. Огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой – это

А)  острова     б) материки      в) полуострова

5 На каком материке находится территория России _____________________________

6.Столица России

А) Урюпинск      б) Волгоград    в) Москва

7. Вставь соответствующие географические названия.

А) Самое большое в мире озеро, называемое морем ___________________________________________

Б) Горы, протянувшиеся с севера на юг через всю нашу страну _________________________________

В) Самое глубокое в мире озеро _________________

г) Великая русская река________________________

8. Напиши, каким цветом обозначены на карте

Водоёмы    низменности     горы      возвышенности 

_________ ___________ __________ ______________

Тема: «Материки Земли. Океаны Земли.»

1. Используя атлас, напиши названия всех океанов

___________________________________________________________________ _____________________

2. Используя атлас, напиши названия всех материков

____________________________________________ ____________________________________________

3 Вставь соответствующие географические названия.

А) Равнина, расположенная к востоку от Уральских гор _________________________________________

Б) Равнина, раскинувшаяся от западных границ России до Уральских гор _______________________

_____________________________________________

4 Подчеркни лишнее  географическое название

- Волга, Обь, Байкал, Лена

- Балтийское море, каспийское море, Белое море,

Чёрное море

- Ямал, Таймыр, Камчатка, Сахалин

5 Какой материк самый большой?________________

6.Какой материк самый маленький?______________

7. Линия указывающая на карте направление север – юг:

а)меридианы   б) параллели    в) экватор

8. Озеро с океаном связано?

А)  да       Б) нет

Тема: «Глобус – модель  Земли».

1. Выбери правильный ответ.

А) Солнце движется вокруг Земли

Б) Земля движется вокруг Солнца.

2. Линия, указывающая на глобусе направление север - юг:  

А) меридианы    б) полюс   в) параллели   г) экватор

3. Огромный участок суши, омываемый со всех сторон океанами:

А) остров   б) материк  в) полуостров  в) архипелаг

4. Океан, разделяющий Африку и Австралию.

А) Индийский   б) Тихий

в) Атлантический     г) Северный Ледовитый

5. Самый маленький материк.

А) Африка  б) Евразия

в) Австралия      г) Северная Америка

6. Материк, на котором мы живём.

А) Австралия   б) Африка     в) Евразия    г) Россия

7. Водное пространство, разделяющее материки.

А) река     б) озеро      в) море     г) океан

8. Самая длинная параллель.

А) горизонталь     б) вертикаль      в) экватор

9. Выбери числовой масштаб.

А) 1 : 10000       б) В 1см – 100000км

Выбери именованный масштаб.

А) 1 : 1500       б) В 1см – 1500км

10. Впиши ответы:

А) Смена дня  и ночи бывает потому, что

_____________________________________________

Б) Смена времён года бывает потому, что

_____________________________________________

Тема: «Движение Земли».

1. Земля медленно вращается вокруг своей воображаемой оси, поэтому происходит __________

_____________________________________________

Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за _____________ .

Этот период называется __________

2. Земля обращается вокруг Солнца, поэтому происходит___________________________________

Полный оборот вокруг Солнца Земля  делает за ____________ .

3. Мы не замечаем движение Земли вокруг Солнца потому, что __________________________________

_____________________________________________

4. 1 год - _____ месяцев - _________дней

Високосный год - ________дней и____ часов.

Тема: «Земля – планета Солнечной системы».

1. Самосветящееся небесное тело

А) звезда    б) планета   в) метеорит    г) Луна

2. Группа звёзд, занимающая определённый участок неба

А) орбита   б) комета     в) астероиды   г) созвездия

3. Самая близкая звезда к Земле

А) Солнце     б) Луна     в) Сириус   г) Полярная

4. Путь движения планет вокруг Солнца называют:

А) астероидами     б) спутниками 

в) орбитами        г) кометами

5. « Хвостатые» небесные тела:

А) астероиды   б) кометы   в) планеты   г) звёзды

6. Планеты Солнечной системы изучают:

А) географы   б) астрономы  в) историки   г) химики

7. Небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца

А) планета  б) спутник   в) звезда  г) метеорит

8. Самая яркая звезда созвездия Малая Медведица

А) Сириус  б) Полярная  в) Солнце   г) Луна

9.Спутник Земли

А) Солнце    б) Венера   в) Луна    г) Марс

10. Планеты – крошки (малые планеты)

А) астероиды    б) кометы  в) метеориты  г) спутники

11. Вокруг Солнца вращаются  … планет

А) 7        б) 8       в) 9      г) 10

Тема: «Суровая и ранимая тундра. Ледяная Арктика.» 

Вариант 1.

1. Опиши зону тундры по плану:                      В-1

- где расположена,

- зима (t воздуха, осадки, облачность, ветер)

- лето, (t воздуха, осадки, облачность, ветер)

- растения,

- животные.

2. Ответь на вопросы.

- Отчего в тундре образуются многочисленные болотца?

- Что помогает животным выжить в суровых условиях Арктики и тундры?

- Для чего птицы из тёплых стран прилетают на короткое лето в тундру?

- Почему лето в Арктике холодное?

- Что такое полярный день?

3. Восстанови цепи питания.

ягель - ….. – волки

водоросли -…..- рыбы -....- белый медведь

растения -…. - песец

Вариант 2.

1. Ответь на вопросы.                                    

- Для чего птицы из тёплых стран прилетают на короткое лето в тундру?

- Почему лето в Арктике холодное?

- Что такое полярная ночь?

- Отчего в тундре образуются многочисленные болотца?

- Как растения приспособились к суровым условиям тундры?

2. Опиши зону арктических пустынь по плану:

- где расположена,

- зима (t воздуха, осадки, облачность, ветер)

- лето, (t воздуха, осадки, облачность, ветер)

- растения,

- животные.

3. Восстанови цепи питания.

ягель - ….. – волки

водоросли -…..- рыбы -....- белый медведь

растения -…. - песец



Предварительный просмотр:

Тест «Окружающий мир»

…И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

А. Пушкин

  1. О каком городе идёт речь?______________________


  1. С каким историческим деятелем России связано название города?

______________________________________________


  1. Как называли Петра I? Почему? ___________________________________________


  1. Какие новшества Петра I тебе известны? ____________________________________________


  1. Напиши, какие события произошли?

1703 год______________________________________

1713 год ______________________________________

1721 год ______________________________________


  1. Какими достижениями времён Петра Великого гордилась Россия?

_____________________________________________

_____________________________________________


  1. Когда правила Екатерина Великая? Как назывались времена её правления? _______________________________________________

Тест «Окружающий мир»

…И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

А. Пушкин

  1. О каком городе идёт речь?______________________


  1. С каким историческим деятелем России связано название города?

______________________________________________


  1. Как называли Петра I? Почему? ___________________________________________


  1. Какие новшества Петра I тебе известны? ____________________________________________


  1. Напиши, какие события произошли?

1703 год______________________________________

1713 год ______________________________________

1721 год ______________________________________


  1. Какими достижениями времён Петра Великого гордилась Россия?

_____________________________________________

_____________________________________________


  1. Когда правила Екатерина Великая? Как назывались времена её правления? ________________________________________

_____________________________________________________



Предварительный просмотр:

Проверочная работа  №1                             Естествознание 3 класс (1-3)

I вариант

1. Распредели по группам:  позвоночник,  печень,  желудок,  почки,  
      рёбра,  плечо, кишечник,  череп,  бедро,  голень,  пищевод

2. Соедини соответствующие строки в правом и левом столбиках:

грудная клетка

  1. очищение крови

желудок

  1. защищает лёгкие и сердце от повреждений

печень

  1. переваривание пищи

почки

  1. удаление вредных веществ

3. Продолжи:   Скелет - это  ______________________________________________

______________________________________________________.

Проверочная работа  №1                             Естествознание 3 класс (1-3)

II вариант

1. Распредели по группам:  лёгкие,  рёбра,  голень,  трахея,  бронхи,

     тазобедренный сустав,  предплечье,  нос,  кисть

2. Соедини соответствующие строки в правом и левом столбиках:

кишечник

  1. защищает спинной мозг, поддерживает череп

мышцы

  1. насыщение крови кислородом

лёгкие

  1. всасывание питательных веществ в кровь

позвоночник

  1. приводит кости в движение

3. Продолжи:  Печень - это _______________________________________________

______________________________________________________.


Проверочная работа  №2                             Естествознание 3 класс (1-3)

I вариант

1. Распредели по группам:  эритроциты,  сердце,  аорта,  вены,  артерии,
   кровяные пластинки,  капилляры

2. Соедини соответствующие строки в правом и левом столбиках:

жиры

  1. переносят к клеткам кислород

лейкоциты

  1. строительный материал для нервной ткани и мозга

эритроциты

  1. защищают организм от микробов

3. Продолжи:  Сердце - это _______________________________________________

______________________________________________________.

Проверочная работа  №2                             Естествознание 3 класс (1-3)

II вариант

1. Распредели по группам:   жиры,  углеводы,  эритроциты,  лейкоциты,
   белки,  кровяные пластинки

2. Соедини соответствующие строки в правом и левом столбиках:

углеводы

  1. осуществляют свёртывание крови при порезах

белки

  1. строительный материал для организма

кровяные пластинки

  1. источник энергии для организма

3. Продолжи:  Кровь - это _______________________________________________

______________________________________________________.


Проверочная работа  №3                             Естествознание 3 класс (1-3)

I вариант

1. Разбей на группы:  лейкоциты,  палочки,  эритроциты,  вибрионы,
   кокки,  кровяные пластинки

2. Соедини соответствующие строки в правом и левом столбиках:

лейкоциты

  1. защищают организм от микробов

антитела

  1. маленькие живые организмы

микробы

  1. защищают организм от микробного яда

3. Продолжи:  Вирусы - это ______________________________________________

______________________________________________________.

Проверочная работа  №3                             Естествознание 3 класс (1-3)

II вариант

1. Разбей на группы:  микробы,  бактерии,  кокки,  спириллы,
   вирусы,  палочки,  вибрионы

2. Соедини соответствующие строки в правом и левом столбиках:

кровяные пластинки

  1. вызывают различные болезни человека (растений, животных)

вирусы

  1. защищают организм от микробов

эритроциты

  1. источник энергии для организма

3. Продолжи:  Микробы - это _____________________________________________

______________________________________________________.



Предварительный просмотр:

Немного теории о тестах.

Программированные задания.

Тесты занимают  уникальную  нишу в средствах педагогической диагностики и мониторинга качества образования  вследствие  своей  высокой объективности, надежности  и процедурной динамичности.  При проведении массовых измерений уровня учебных достижений они более эффективны, чем традиционные средства  педагогических  измерений.  Специфика  теста по сравнению с другими формами  педагогической  диагностики  более  всего проявляется в форме учебных заданий.  Форму тестового задания выбирают с учетом специфики содержания контролируемого учебного материала, приобретенных умений и навыков.

Тест – целенаправленное, проводимое в строго контролируемых условиях, испытание для всех обследуемых. В педагогической литературе различают профессиональные тесты, требующие подготовки соответствующими специалистами выполнения многих условий и продолжительных проверочных исследований; и педагогические тесты, которые могут быть составлены самими учителями. Тестовые задания заслуживают внимательного изучения и применения в силу целого ряда преимуществ:

  1. Тестирование даёт возможность учителю проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся. При этом жёсткая процедура проверки знаний учащихся практически исключает субъективизм;
  2. Тестирование оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика. Это одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности;
  3. Систематичность в применении тестового контроля, как правило, формирует у учеников дисциплинированность, стремление к состязательности в усвоении программного материала.

Тесты должны отвечать следующим требованиям:

  1. определенности (после прочтения задания каждый ученик должен понимать, какие перед ним поставлены цели, какова ситуация и какие необходимо выполнить действия);
  2. простоты (формулировка заданий и ответов должны быть четкими, краткими. Показателем простоты является скорость выполнения действий);
  3. равнотрудности (все вопросы нескольких заданий должны быть одинаковы по сложности);
  4. краткости (требующими сжатых ответов);
  5. позволяющие измерить достижения всех школьников (стандартны).

Пример из итоговой контрольной работы.

  1. Пронумеруй в порядке смены природные зоны с севера на юг.

I вариант

Зона тундры

Зона пустынь

Зона степей

Ледяная зона

Зона лесов

II вариант

Зона пустынь

Зона лесов

Ледяная зона

Зона степей

Зона тундры

Для определения по результатам тестирования полноты воспроизведения, действенности и системности знаний полезно разделить задания, включенные в тест на следующие группы:

1.        Задания, требующие воспроизведения изученного материала.

  1. Напиши, как происходит разрушение камней.

2.        Установление причинно-следственных связей.

  1. В тундре зимой олени переселяются в более южные районы. За оленями следуют волки, за волками – песцы. Объясни, почему?

3.        Практическое использование знаний.

  1. Запишите числом температуру воздуха пять градусов ниже нуля.
  2. Составь меню на завтрак.

4.        Нестандартные, творческого характера задания.

  1. У подошвы высокой горы альпинистам было жарко. Но когда они достигли вершины горы, им пришлось одеться. Почему?

Каждый тест, как правило, состоит из достаточно большого количества заданий, предназначенных для проверки тех или иных качеств учащихся. В практике тестирования наибольшее распространение получили четыре типа тестовых заданий: закрытые (многовариантные), открытые (незавершенные), задания на соответствие, задания на установление правильной последовательности.

При выполнении заданий многовариантного типа от ученика требуется выбрать из нескольких предложенных возможных вариантов (ответов) один или иногда несколько правильных. При этом возникает возможность угадывания. Однако такая вероятность для угадывания правильных ответов для теста с 10 заданиями практически равна нулю. Поэтому ожидать положительной оценки от школьника, не знающего соответствующий программный материал, не приходится. Такие задания должны иметь высказывательную форму, то есть оно должно представлять собой предложение, которое в зависимости от выбранного ответа может стать как истинным, так и ложным. Задание должно быть максимально кратким по формулировке. Кроме этого необходимо помнить, что ответы в заданиях должны быть правдоподобны, равнопривлекательны и неверные ответы должны совпадать с типичными ошибками учащихся. При составлении таких заданий могут применяться различные приемы:

  1. альтернативность (с двумя ответами: да, нет).

Например:

  1. Божьи коровки – хищные жуки, поедающие тлей (Да, Нет)
  1. классификация. При использовании этого приема важно не противопоставлять ответы друг другу, а и классифицировать по некоторому признаку. При этом желательна полная классификация, предполагающая исчерпывающий список возможных ответов.

Пример. К какой группе относится лиса?

1) Хищные                                2) Насекомоядные

3) Растительноядные                4) Всеядные

  1. кумуляция. Под кумуляцией мы понимаем процесс увеличения или накопления какого-либо количества. Прием кумуляции предполагает в каждом последующем ответе его наращивание по сравнению с предыдущим.

Пример. Какое выражение правильно:

  1. Гранит состоит из кварца и слюды.
  2. Гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата.
  3. Гранит состоит из кварца, слюды, полевого шпата и известняка.

В задания открытой формы необходимо вставить или дополнить словом или группой слов конкретное предложение для его завершения в виде верного высказывания. При составлении заданий открытой формы желательно придерживаться таких правил:

  1. В задании должно быть только одно дополнение, которое не должно допускать двойного толкования.
  2. Дополнять в предложении надо наиболее важное.

Пример. К …… водоемам относятся ручей, река, озеро, море.

В тексте открытых заданий должно быть немного, так как они, как правило, проверяют весьма узкий круг вопросов, связанных с репродуктивным воспроизведением учащимися правил, определений, а не способность ученика к активному, творческому мышлению.

В заданиях на соответствие требуется установить соответствия между элементами множества ответов. Каждому элементу левого столбца верно соответствует хотя бы один элемент правого столбца. Для предотвращения угадывания в левом столбце элементов может быть больше, чем в правом или наоборот.

Пример. Соедини стрелками:

Солнце                        Спутник планеты

Земля                        Звезда

Луна                        Планета

Марс

В заданиях на установление правильной последовательности ученику предлагается какая-либо последовательность действий в случайном порядке. Он должен слева от каждого действия вместо прочерка проставить его порядковый номер в верной, по мнению ребенка, последовательности. В этих заданиях в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи, рисунки.

Примеры.

1)        Составь цепь питания

(  ) Волк                        (  ) жёлуди                (  ) кабан

2)        Подпиши названия изображенных материков.   и т.д.

В заданиях на установление правильной последовательности необходимо восстановить (упорядочить) множество заданных элементов по какому-либо семантическому признаку.  Такого рода задания важны при проверке усвоения биологических, экологических признаков, составляющих порядковую шкалу, при восстановлении хронологии событий.

Пример.

Расположите животных в порядке их обитания с севера на юг.

1) бобер;

2) тушканчик;

3) песец.

Правильный ответ: 3-1-2

Приведем аналог этого задания в виде вопроса с простым выбором ответов.

Пример.

Выпиши номер пары, в которой второе животное обитает севернее первого.

1) песец - тушканчик;

2) бобер - песец.

Правильный ответ - 2.

в заданиях данного типа нет примитивного узнавания, требуется выполнить несколько логических операций: провести классификацию объектов по заданному признаку, сравнить объекты в парах и выбрать из списка те пары, в которых выполняется заданный критерий. При выполнении подобных заданий требуется проявить так же высокий уровень внимания, без которого ошибки неизбежны.

Наборы подобных заданий позволяют контролировать не только факты учебного материала, но и проверить общие учебные умения, так важные для полноценного образования.

В целях результативности, объективности и надежности диагностических процедур необходимо стремить к большей унификации измерителей, а так же сокращению времени для их проведения.

4. Программированные задания

Программирование карточки с заданиями позволяют учителю за короткое время (5-15 мин) выявить усвоение учебного материала. Такой вид опроса удобно проводить на уроках, требующих больше времени на объяснение нового материала, при проведении практических работ. Вопросы в карточках должны быть ясно, четко, понятно сформулированы, без подсказки. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет.

Предлагаем следующие виды программированных заданий: графические, цифровые и задания тезисного характера.

  1. Графические программирования включают в себя до 10 высказываний. Некоторые из них верные, другие – неверные. Ученики в тетрадях чертят отрезок длиной 10 см (длина отрезка равна числу вопросов). Отрезок делят на сантиметры. Под ними указывают порядковый номер вопроса. Одно деление – это ответ на вопрос. Учитель зачитывает высказывания – дети графически отмечают на отрезке свой ответ (неверное высказывание – ставят прочерк “-“, если высказывание верное – “^”).

Для проверки задания учитель может приготовить шаблон с симметричным изображением ответов. Подставляя его к работе каждого ученика учитель быстро проверяет правильность ответов.

  1. Цифровой диктант. В программированных карточках под порядковыми номерами перечисляются объекты природы. Далее составляются группы, на которые можно разделить перечисляемые выше объекты. Можно творчески подойти к этому виду контроля: предложить ученикам самим разгруппировать эти объекты и указать названия этих групп – запись в тетрадях названия групп и номера объектов, принадлежащих к этим группам.
  2. Задания тезисного характера. Задание состоит из 8-10 тезисов, в которых говорится об объекте природы: перечисляются его свойства, описывается внешний вид, повадки и т.д. Ниже перечислены эти объекты. Читая и анализируя их, учащиеся должны узнать о ком или о чем идет речь. Задача ребят – расставить номера соответствующих тезисов. Свойства должны быть знакомы детям.

Программирование карточки с выше перечисленными заданиями позволяют учителю за короткое время (5-15 мин) выявить усвоение учебного материала. Такой вид опроса удобно проводить на уроках, требующих больше времени на объяснение нового материала, при проведении практических работ. Вопросы в карточках должны быть ясно, четко, понятно сформулированы, без подсказки. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет.

Тема: Тела. Вещества. Частицы

(Цифровой диктант)

  1. Песок
  2. Пар
  3. Соль
  4. Кислород
  5. Мел
  6. Молоко
  7. Роса
  8. Азот
  9. Камень
  1. жидкие:
  2. твердые:
  3. газообразные:

Тема: Температура воздуха

(Графический диктант)

  1. Термометр – это прибор для измерения температуры воздуха, воды, почвы, тела человека.
  2. Водяной термометр имеет шкалу от –15о до +15о
  3. Знак (+) показывает число градусов тепла.
  4. Медицинский термометр предназначен для измерения температуры почвы.
  5. При дыхании живые существа поглощают углекислый газ.
  6. При нагревании воздух расширяется.
  7. Воздух плохо проводит тепло.
  8. Растения поглощают кислород.
  9. Воздух имеет резкий запах.
  10. Нужно заботиться о чистоте воздуха.

Тема: Вода

(Графический диктант)

  1. Вода – главное богатство Земли.
  2. Вода имеет резкий запах.
  3. При нагревании вода расширяется.
  4. Вода не может испаряться.
  5. Вода белого цвета.
  6. При низкой температуре вода превращается в лёд.
  7. Вода – растворитель многих веществ в природе.

  1. Снег – это вода в твердом состоянии.
  2. Для питься люди используют морскую воду.
  3. Загрязненная вода вредна для здоровья.

Тема: Полезные ископаемые.

(Цифровой диктант)

  1. Гранит
  2. Мел
  3. Нефть
  4. Торф
  5. Соль
  6. Железо
  7. Известняк
  8. Природный газ
  9. Золото
  10. Каменный уголь
  11. Серебро.
  1. топливо:
  2. в строительстве:
  3. рудные:
  4. драгоценные:
  5. химические, удобрения:

Тема: Разнообразие растений

(Цифровой диктант)

  1. Ель
  2. Береза
  3. Сосна
  4. Пихта
  5. Яблоня
  6. Липа
  7. Кедр
  8. Шиповник
  9. Можжевельник
  10. Папоротник
  1. Хвойные растения:
  2. Лиственные растения:

Графический тест.

  1. Каждое растение имеет органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
  2. Хвоинки – листья хвойных растений.
  3. Наука о растениях называется ботаникой.
  4. Мхи имеют стебли, цветок и плод с семенами.
  5. Кустарники: сирень, бересклет, малина, ива.
  6. Цветовые растения имеют органы: цветок и плот с семенами.
  7. Одуванчик, клевер, подорожник – это травянистые растения.
  8. Водоросли – жители воды.
  9. Культурные растения – кукуруза, тыква, овёс.
  10. Дикорастущие растения – купальница, подсолнечник, мхи, осина.

Тема: Кто чем питается

(Цифровой диктант)

  1. Белка
  2. Заяц
  3. Кабан
  4. Лось
  5. Медведь
  6. Ястреб
  7. Волк
  8. Лиса
  9. Рысь
  10. Дятел
  1. Растительноядные:
  2. Насекомоядные:
  3. Хищники:
  4. Всеядные:

(Можно предложить детям разделить на группы животных в зависимости от питания, указать названия групп (запись в тетрадях), затем указывают номера животных, принадлежащих к группам)

Тема: Разнообразие животных

(Цифровой диктант)

  1. Петух
  2. Заяц
  3. Лягушка
  4. Корова
  5. Кабан
  6. Дятел
  7. Собака
  8. Бабочка
  9. Лось
  10. Лошадь
  1. Домашние животные:
  2. Дикие животные:

(Графический диктант)

  1. Насекомые – это животные, у которых 3 пары ног.
  2. Наука о животных называется зоологией.
  3. Лягушки, жабы – это пресмыкающиеся.
  4. Передвигаться рыбам помогают плавники.
  5. Соловей, бабочка, дятел, индюк – это птицы.
  6. Звери – животные, тело которых покрыто шерстью.
  7. У черепахи тело покрыто панцирем.
  8. Волк, лисица, белка – это хищники.
  9. Мыши, тараканы, мухи – домашние животные.
  10. В почве живут жуки, рыбы, ужи.

Тема: Земля – наш космический корабль

(Тезисы)

  1. Огромное раскаленное космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло.
  2. Планета, диаметр которой равен 12740 км.
  3. Самая большая планета.
  4. Это ближайшая к Земле звезда.
  5. Планета, у которой имеются хорошо заметные в телескоп кольца.
  6. Планета, естественный спутник которого Луна.
  7. Наука о космических телах.
  8. Эта планета в 2,5 раза тяжелее, чем все планеты вместе взятые.
  9. Это космическое тело, диаметр которого в 109 раз больше диаметра нашей планеты.
  10. Самая маленькая планета.
  1. Плутон –
  2. Солнце –
  3. Земля –
  4. Юпитер –
  5. астрономия –
  6. Сатурн –

Тема: Путешествие по карте России

(Графический диктант)

  1. От западных границ России до Уральских гор раскинулась Западно-Сибирская равнина.
  2. К западу от Уральских гор расположена Восточно-Европейская равнина.
  3. Уральские горы имеют высоту до 5 км и более.
  4. Многие вершины и склоны Кавказских гор покрыты снегом и льдом.
  5. Море – часть океана.
  6. Россию омывают на востоке воды Индийского океана.
  7. Моря Северно-Ледовитого океана тёплые.
  8. Вода в озере Байкал солёная.
  9. Самые крупные реки в России: Волка, Обь, Енисей, Лена.
  10. Острова – участки суши, вдающиеся в воду.

Тема: Поверхность нашего края

(Графический диктант)

  1. Наша область расположена на территории Западно-Сибирской Равнины.
  2. Поверхность края холмистая.
  3. На территории области нет высоких гор.
  4. С оврагами в нашем краю ведется борьба.
  5. Балка – это углубление с поросшими растениями на пологих склонах.
  6. Река Свияга течет параллельно реке Волге.
  7. Самые высокие горы в Ульяновской области – Сенгилеевские.
  8. Территорию области долина Волги делит на две части – правобережную возвышенную и левобережную низменную.
  9. Наш район – Заволжский – расположен на правом берегу реки Волги.
  10. В Ульяновской области лесами занято более четверти всей территории области.

Тема: Водоемы нашего края

(Тезисы)

  1. Главная водная артерия нашего края.
  2. С возвышенности Сурская Шишка берут своё начало 2 реки нашего края.
  3. Самое крупное озеро в области.
  4. Водоемы, которые не имеют ни истока, ни устья и представлены в виде углубления, заполненною водой.
  5. Это чистое лесное озеро в Николаевском районе. Здесь построены дома отдыха, санатории.
  6. Единственная сравнительно крупная река в Левобережье.
  7. Это растение плавучее с одним большим листком, зимой опускается на дно, съедобное.
  8. Эти животные живут в хатках, запасы еды хранят на дне реки. У зверьков ценится мех.
  1. Белое озеро
  2. Ряска
  3. Белолебяжье
  4. Свияга
  5. Сура
  6. Волга
  7. Черемшан
  8. Бобр.

Тема: Полезные ископаемые

(Тезисы)

  1. Жидкое полезное ископаемое, хорошо горит.
  2. Не растворяется в воде, плохо пропускает воду, липкая, вязкая, используется в строительстве.
  3. Ценное топливо черного цвета, хрупкий камень.
  4. Прочный, разного цвета бывает в зависимости от окраски полевого шпата.
  5. В нашей области есть уникальное месторождение в Ташле, идет на изготовление стекла.
  6. Твердый камень, плавится.
  7. Бесцветный, легче воздуха, горит синим пламенем.
  8. Хорошо горит, впитывает влагу (1 кг – 20 кг влаги), хорошее удобрение.
  1. глина –
  2. торф –
  3. песок –
  4. нефть –
  5. природный газ –
  6. каменный уголь –
  7. железная руда –
  8. гранит –

Тема: В тундре

(Графический диктант)

  1. Зона тундры расположена вдоль морских берегов Северного Ледовитого океана.
  2. Лето в тундре теплое и длинное.
  3. Ниже 50 см до 500 м лежит слой многолетней мерзлоты.
  4. Растения тундры низкорослые, корни стелются по земле.
  5. Северные олени живут только по одиночке.
  6. Основное занятие населения тундры – растениеводство.
  7. Утки, кулики, прилетают на лето в тундру.
  8. Редкие птицы тундры взяты под охрану – белый журавль и белая сова.
  9. хозяйственное освоение тундры приносит большой вред природе.
  10. В Таймырском заповеднике обитают овцебыки.

Тема: В зоне лесов

(Тезисы)

  1. Северная часть лесной зоны, где растут хвойные деревья.
  2. Это хвойное дерево на зиму сбрасывает хвою.
  3. В этих лесах суше, нет вечной мерзлоты. Наряду с хвойными растут и лиственные деревья.
  4. К осени плоды этого кустарника похожи на серьги с черными пятнышками, несъедобны они для человека, а птицы их поедают.
  5. Эта птица живет в тайге, свое название получила по дереву, чьи семена распространяет.
  6. Дерево с широкими, крупными листьями растет и в наших лесах.
  7. в тайге возле озера Байкал находится всемирно известный заповедник, славится кедровыми лесами, ценными животными.
  8. Самый ценный зверь заповедника из-за красивого дорогого меха.
  1. кедровка –
  2. дуб –
  3. Баргузинский –
  4. соболь –
  5. бересклет –
  6. тайга –
  7. лиственница –
  8. смешанные леса –

Тема: В пустыне

(Графический диктант)

  1. Лето в пустыне очень жаркое.
  2. Выпадает очень много осадков летом.
  3. Корни растений стелются по земле.
  4. Своей окраской животные выделяются на поверхности песков.
  5. Верблюжья колючка всё лето ярко-зелёная.
  6. Животным пустыни могут подолгу обходиться без воды.
  7. Самые мелкие животные пустыни – сайгаки.
  8. Редкие исчезающие животные пустыни – гигантский слепыш, перевязка.
  9. Главное животное пустыни – олень.
  10. Люди должны беречь удивительную природу пустыни.

Тема: Лес – природное сообщество

(Тезисы)

  1. Нижний ярус леса.
  2. Этот черно-бурый рогатый великан встречается во многих лесах нашей области.
  3. Эту птицу зовут санитаром леса.
  4. Особая группа живых веществ, состоящая из шляпки и ножки.
  5. Народ с любовью называет это дерево лесным пионером, на празднике являются главным украшением.
  6. Она образуется из опавших листьев других частей растений на поверхности почвы.
  7. Этот ядовитый гриб является лекарством для лосей.
  8. Она служит дополнительной защитой от холодов и помогает выжить животным, зимующим под снегом.
  9. Они поддерживают круговорот веществ в лесу.
  10. Одна из самых крупных птиц нашего леса, поёт-токует  - взята под охрану.
  1. грибы –
  2. мхи-лишайники –
  3. лесная подстилка –
  4. глухарь –
  5. дятел –
  6. мухомор –
  7. лось –
  8. сосна –

Тема: Луг – природное сообщество

(Графический диктант)

  1. На лугу растут только травянистые растения.
  2. На лугу множество крупных животных обитает.
  3. Насекомые опыляют цветки, питаются нектаром, поэтому их нужно уничтожать.
  4. Неумеренный выпас скота на лугу очень вреден для растений.
  5. Жабы, ящерицы, птицы поддерживают природное равновесие на лугу.
  6. Жуки-навозники и жуки-могильщики приносят вред растениям луга.
  7. Бабочка-махаон, многие виды шмелей – редкие, нуждаются в особой охране.
  8. Весной на лугу нужно сжечь прошлогоднюю траву.
  9. Луговое растение – рябчик русский – редкое растение нашего края, взято под охрану, сбор его запрещен.
  10. Луг – природное сообщество, т.к. обитают на лугу разнообразные живые существа, они между собой связаны.

Тема: Животноводство в нашем крае

(Тезисы)

  1. Основная прудовая рыба.
  2. Животные, помогающие человека выполнять перевозки грузов, сельскохозяйственную работу.
  3. Мясные цыплята.
  4. Их разводят ради питательного молока и шелковистого пуха.
  5. Самая распространенная порода свиней.
  6. Порода овец с тонкой шерстью.
  7. Этих животных содержат в клетках, днем они спят, ночью бодрствуют.
  8. Одомашненная форма сазана.
  9. Развитие зародышей у этих животных происходит в инкубаторе.
  10. Эти насекомые – хорошие опылители, живут в специальных домиках, построенных человеком.
  1. бройлеры
  2. пчелы
  3. куры
  4. сазан
  5. карп
  6. кролики
  7. тонкорунные
  8. лошадь
  9. коза
  10. крупная белая.

Тема: Судьба природы в наших руках

(Тестирование)

  1. Охранять природу – это
  1. сажать деревья
  2. убивать животных
  3. вырубать деревья и кустарники
  1. Охрана водоёма – это
  1. очищать воду
  2. вылавливать головастиков
  3. собирать ракушек
  1. Охранять почву – это
  1. сажать лесополосы
  2. распахивать поля вдоль склона оврага
  3. делать зимой снегозадержание в поле
  1. Охранять полезные ископаемые – это
  1. при добыче полезных ископаемых, могут попасть другие (с нефтью – попутный газ), их нужно отправить в отходы
  2. если мало песка или глины в карьере, нужно вырыть новый карьер
  3. их нужно использовать очень экономно
  1. Охранять растения – это
  1. собирать растения
  2. ломать ветки деревьев
  3. оставлять растения в лесу
  1. Охранять животных – это
  1. истреблять всех хищников
  2. увеличить число растительноядных животных
  3. нужно охранять всех животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...