к уроку окружающий мир
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира для 3 класса
Тема урока: Семейный бюджет
Цели урока: 1. Познакомить с понятием « семейный бюджет»;
2. Развивать познавательный интерес, речь детей,
логическое мышление;
3. Воспитывать уважительное отношение к семье;
Оборудование: сказка про Муху – Цокотуху с табличками « доход», « расход», « накопление», « процент»; интерактивная доска.
Ход урока:
Орг. момент
Тема урока: « Семейный бюджет».
Проверка домашнего задания
- Что такое государственный бюджет? ( План доходов и расходов государства.)
- Что означает денежная сумка, изображенная в учебнике на стр. 73? ( Бюджет.)
- Как называются деньги, которые в нее кладут? ( Доходы.)
- Как называются деньги, которые тратят? ( Расходы.)
- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? ( Налоги.)
Проверяется задание № 4 в рабочей тетради с. 41
- Расскажите о своей сказочной стране и ее бюджете.
3. Работа по теме
1. Сказка про Муху – цокотуху.
Муха, Муха – цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
« Вечером собралась вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы, мальчишки – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы.
Мальчики – мушата громко спорили о появлении у соседского Жига нового самоката.
- Так, - сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо. Ты наш будущий ученый (старший сын, студент Жужжик), неси калькулятор, посчитаем.
Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором так удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал « Доход».
- Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т. е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1500 денежек, - сообщил отец.
Мальчики с уважением посмотрели на отца . Дедушка с бабушкой в стороне не остались , встряхнули крылышками.
- Мы тоже получаем денежки, по 300. Раз нас двое, то это 600 денежек.
- Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка с дедушкой? ( Бабушка с дедушкой тоже работали, получали свою заработную плату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называют пенсией.)
Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.
- О каких деньгах говорил студент Жужжик? ( О стипендии, которую платит институт, пока студент не выучится и не станет зарабатывать.)
- Наша малышка тоже получает денежки и называются эти денежки – пособие на ребенка, - добавила Муха – цокотуха.
- А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи, - сказал отец.
Заработная плата – 1500 денежек
Пенсия бабушки и дедушки- 600 денежек
Стипендия Жужжика- 200 денежек
Пособие на малышку- 200 денежек
Итого: 2500 денежек
- Ура! Целых 2 тысячи да еще 500 денежек! Можно купить несколько самокатов! – воскликнули мушата.
- Как вы думаете, так ли это?
Сказка продолжается.
Муха – цокотуха взяла листок и написала « Расход».
- Как вы думаете. на что мама Муха тратила денежки? (ответы детей.)
- У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить теплые сапожки и варежки, которые вы, шалуны, растеряли. На это я потрачу еще 600 денежек.
Бабушка вмешалась:
- надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.
- С понедельника малышка пойдет в детский сад. Тетя Пчела сказала, что платить за садик нужно 100 денежек, - добавила Муха – цокотуха.
Папа и студент Жужжик потребовали 200 денежек – оплачивать общественный транспорт, проезд на длинных рогатых гусеницах, чтобы добраться до места работы и учебы. Мама Муха и это записала в листочек.
Тут мушата заинтересовались.
- Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? Разве мы в кино не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах.
А еще нужны учебники по защите леса, братьям – альбомы по рисованию и цветные карандаши. Бабушка и дедушка вспомнили, что на следующей неделе они собирались в театр. А малышке на день рождения нужно купить куклу.
- Все высказались? – спросил папа. – Тогда подведем баланс.
Что такое баланс, не знал даже студент Жужжик.
Папа сложил цифры на том листочке, куда мама записывала расходы и получили 2100 денежек. Затем, взяв калькулятор, он отнял от цифры « Доходы» ( 2500 денежек) цифру « Расходы) ( 2100 денежек).
- Ура! Осталось еще 400» самокатных» денежек! – закричали мушата.
- Это совсем не «самокатные» денежки, это наши накопления, - заявил отец. – Накопления - это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.
- Я хочу посоветовать, - сказала бабушка, - где взять лишние денежки.
- Где? – спросили мушки дружно.
- Вот сзади вас, малыши, кран, а из крана вода течет, а вон в коридоре лампочка горит, хотя еще и лучи солнца туда попадают. Но мы ведь платим за свет и за воду. За все приходится платить.
- Вот деловой разговор. Это экономия.
- Мушки бросились закрывать кран и гасить свет.
- А на чем еще могли сэкономить мушки? Как вы думаете, они купили самокат? ( Ответы детей)
4. Физкультминутка
Утром мушки проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Быстро сделали зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Лапки ставят на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки.
5. Работа по теме
Работа по учебнику
Читается текст « Семейный бюджет» (учебник с. 77 – 79).
- О каких новых видах дохода вы узнали? ( Выручка от продажи, прибыль от работы фирмы, гонорар, процент по вкладу.)
- Что такое « прибыль»? Как вы понимаете? ( Ответы детей.)
- Решите задачку:
Жужжик и Жижжик решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по рублю за каждую, и стали продавать их на автомобильных перекрестках по рубль пятьдесят за штуку. Когда все газеты будут проданы, какой доход ( прибыль) получат мушата? ( Ответ: 50 рублей.)
- Что такое « гонорар»? Объясните. ( Ответы детей.)
- Что такое « процент по вкладу», « банковский процент»?
Двое заранее подготовленных учащихся инсценируют диалог « Банковский процент».
- Посмотрите на рисунки в учебнике на с. 79 и ответьте на вопрос: « Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать ?».
- А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?
2. Работа в рабочей тетради.
с. 41 № 1.
- Прочитайте.
- Рассмотрите таблицу.
- Соедините стрелками из чего складывается доход в вашей семье.
- Покажите стрелками расходы семьи.
- Где же стрелочек получилось больше в доходах или расходах. Какой вывод нужно сделать?
- Что произойдет, если расходы превысят доходы? ( Нужно просчитывать семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходов.)
с.42 №2.
- Прочитайте пословицы. Объясните их значение.
- Какие из них вам для вас более поучительные. Подчеркните.
- Вспомните другие пословицы о деньгах и запишите их. (Копейка рубль бережет. Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля. НЕ горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их. Деньги могут много, а правда – все.)
6. Самостоятельная работа
Составьте список расходов своей семьи на один день.
Проверка работы – в парах.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Что такое семейный бюджет?
Читается вывод в учебнике (с. 80);
« Для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"
презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...