Жизнь луга
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по предмету окружающий мир, 2 класс к учебнику Н.Ф. Виноградовой.
«Жизнь на лугу».
Цели урока: Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе. Познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Оборудование: Картина луга, растения (картинки) отдельно накалываются, эмблемы об охране природы, запись звуков летнего луга.
Структура урока:
І. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока, (слайд 2-3).
II. Проверка домашнего задания.
- Игра «Жизнь леса».
- Графический диктант.
- Разгадывание кроссворда «Жители леса».
ІІІ. Работа над новой темой.
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение работы над новой темой.
VI. Закрепление изученного.
VII. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. На доске картина «Луг» (Слайд 4) (Учитель читает стихотворение).
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
Учитель: – Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением?
Ученик: – В стихотворении говориться о красоте луга, о цветах и травах, значит мы сегодня будем говорить о луге.
На доске тема «Жизнь луга». (Слайд 5)
II. Проверка домашнего задания.
- Игра «Жизнь леса».
Класс делится на 3 команды.
Задание 1
Каждой команде дается карточки: деревья, кустарники, травы.
Задача: распределить этажи (выполняется на альбомном листе) (Слайд 6)
Задание 2
Составить и записать пищевую цепочку, сложившуюся в лесу.
Даны картинки: Осина, жук, заяц, гусеница, лиса, птицы. (Слайд 7 - 8)
Задание 3
Из набора картинок отобрать животных, которые питаются в нижних ярусах леса.
Даны картинки: Муравей, кабан, медведь, волк, жук, заяц, бабочка, лиса, дятел. (Слайд 9 - 10)
Подведение итогов. (Побеждает команда, точнее отразившая жизнь леса).
- Графический диктант. (Слайд 11)
Записать знак , если утверждение верное, знак , если неправильно.
- Самый верхний ярус леса образован деревьями.
- На дереве обитают кроты и землеройки.
- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
- Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
- Белки, лисы, волки живут в лесу и на болоте.
Ответ: . (Слайд 12)
ІІІ. Работа над новой темой.
Учитель: – Ребята, внимательно посмотрите на картинку «Луг» и прослушайте стихотворение. (Учитель читает стихотворение) (Слайд 13)
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Г. Лагздынь
Учитель: – Какие растения растут на лугу? (Слайд14)
Ученик: – Ромашка, лютик, клевер, одуванчик, подорожник, колокольчик и т.д.
Учитель: – Что объединяет эти растения?
Ученик: – Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений – цветы.
Учитель: – Давайте поближе познакомимся с некоторыми растениями. (Рассказ о каждом растении подготовлен детьми)
Ученик: – Ромашка занесена в Красную книгу, её белая корона лепестков сияет по всему миру. (Слайд15)
Ученик: – Мышиный горошек растет, цепляясь за другие растения и горошины у него маленькие. (Слайд16)
Ученик: – Фиалка трехцветная – цветки её имеют неправильную форму и разный цвет: бывают белые, желтые, синие и сиреневые. (Слайд17)
Ученик: – Одуванчик – растение лекарственное. Его применяли от разных болезней ещё в древности. Молодые листья одуванчика содержат много витаминов. (Слайд18)
Ученик: – Тысячелистник – интересные листья этого растения. Их немного, но каждый состоит из множества мелких узких долек. Растение способно заживлять раны и останавливать кровотечение. (Слайд19)
Ученик: – Донник. В народе эту траву называют мольником, потому что её запах отпугивает моль. Листья мольника расположены по три, цветки – мелкие, желтого или белого цвета. (Слайд20)
Ученик: – Мятлик. Его колоски образуют метелку. Этот злак – кормовое растение. (Слайд21)
Ученик: – Клевер – хороший медонос. (Слайд22)
Учитель: – Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Каким вы представляете животный мир луга?
Ученик: – Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве.
Учитель: – Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовете их, разгадав загадки (Слайд 23 - 26):
Осенью в щель забьется, А весной проснётся. (Муха) Сок из цветков она берёт. И в сотах копит сладкий мед. (Пчела) На лугу живет скрипач, Носит фраки ходит вскачь. (Кузнечик) | Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. (Бабочка) Черен, да не ворон, Рогат, да не бык. Летит – воет, Сядет – землю роет. (Жук) |
Учитель: – Давайте с некоторыми обитателями луга познакомимся подробней. (Рассказ о каждом обитателе луга подготовлен детьми)
Ученик: – Пчелы – самые полезные насекомые! Они живут большой семьей – роем. У каждой пчелы роя свои обязанности. Пчелы, собирая нектар, опыляют растения. (Слайд 27)
Ученик: – Кузнечиков называют длинноусыми и прямокрылыми. У них есть особенность – они умеют стрекотать: одно надкрылье насекомого трется о другое. (Слайд 28)
Ученик: – На лугу встречаются пауки. Растения служат им опорой для плетения паутины. (Слайд 29)
Ученик: – Перепелку называют пестрой курочкой. Лакомится она семенами разных трав, насекомыми и их личинками. Роет землю лапами, как курица, помогая птенцам находить пищу. (Слайд 30)
Ученик: – Порхающее чудо лугов – бабочка. (Слайд 31)
Ученик: – Крот всю свою жизнь проводит под землей, поэтому плохо видит, ведь зрение в темноте не нужно. А вот слух и обоняние у крота прекрасные. Крот – хищник, он питается насекомыми, червями, слизнями.
Главная работа крота – рыть подземные ходы, где он отыскивает себе пищу. В глубине кротовых ходов находится его гнездо. Оно устлано мягкими листьями и соломой. (Слайд 32)
Учитель: – Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. И все они связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга?
Ученик: – Сообща, вместе.
Учитель: – Поэтому луг можно назвать природным сообществом.
- Физминутка. (Слайд 33)
Бабочка вспорхнула,
Крыльями взмахнула.
Тут кузнечик скок – скок.
Пчелка прилетает с цветка на цветок,
Трясогузка хвостиком трясет,
Перепел из земли червячка достает.
Дружно все вздохнули.
Мы немного отдохнули.
- Продолжение работы над темой.
Учитель: – Откройте свои тетради. Задания № 1, 2. (Самостоятельная работа).
Учитель: – А сейчас мы поговорим о влиянии человека на жизнь луга. Самостоятельно прочитайте статью «Луг – украшение нашей Земли». Перескажите содержание текста друг другу в парах. (Слайд 34 - 35)
Учитель: – Кто из детей прав?
Ученик: – Петя и Марина.
Учитель: – Почему луг нужно беречь так же, как и лес?
Ученик: – Луг – это дом для растений и животных.
Учитель: – Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу. (Слайд 36)
Ученик: – Ловля бабочек на лугу, вылавливание лягушек. Разорение птичьих гнезд. Уничтожение красивых цветов и т.д.
Учитель: – Человек не имеет права нарушать жизнь луга, ведь в итоге пострадает он сам.
- Закрепление изученного.
Учитель: – О чем шла речь на уроке?
Ученик: – О луге.
Учитель: – Отгадайте загадки: (Слайд 37 – 41)
Что посеяно родится? (Трава) На цветы она садится, Не устав с утра трудиться. Людям воск и мед дала Беспокойная … (Пчела) На лугу красная кошка. (Клевер) По земле ползет шнурок, У него ни рук, ни ног. (Червяк) | На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) Наплетет, наплетет, Сядет и добычу ждет. (Паук) Имя взял у кузница, Цвет у огурца, Крылья – у мошки, Ножки – у блошки. (Кузнечик) Сделал дыру, вырыл нору. Солнце сияет, а он и не знает. (Крот) |
VI. Рефлексия урока.
- О каком природном сообществе мы говорили на уроке?
- Для чего нужен луг?
- Какие правила поведения на лугу мы должны соблюдать?
Выставление оценок.
Домашнее задание стр. 132 – 133, 136
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Жизнь луга"
Конспект урока по окружающему миру . 2 класс. Уучебник под редакцией Н.Ф.Виноградовой ( "Начальная школа 21 века", изд."ВентанаГраф")...
Методическая разработка урока «Жизнь луга. Луг - природное сообщество».
Методическая разаботка знакомит с особой структурой уроков изучения природных сообществ, содержащих природоведческий и экологический материал: экологические зарисовки, экологическое ...
Урок окружающий мир 4 класс (Школа России) Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество.
Урок окружающий мир 4 класс (Школа России)Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество.Тип урока: изучение новых знаний.Цели и задачи урока.Образовательные1 Сформировать представления учащих...
Тест по окружающему миру по теме «Жизнь луга»
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Жизнь луга". Программа "Школа России" 4 класс....
Жизнь луга растения и животные луга
Конспект урока окружающего мира, 3 класс...
Технологическая карта по окружающему миру "Жизнь луга. Природное сообщество луга" 4 класс.
Практика. Формирование методических компетенций 1 день. Задание 1....
Технологическая карта окружающий мир 4 класс по теме «Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.»
Предмет: окружающий мир № урока по расписанию 3; в теме «Родной край – часть большой страны» № 8Тема «Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луг...