Урок окружающего мира "Как Россия у Европы училась"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме
На основе Системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 482.42 КБ |
Приложение 1 | 14.01 КБ |
Приложение 2 | 14.73 КБ |
Приложение 3 | 14.85 КБ |
Тест на зарепление | 1.42 МБ |
Презентация 1 | 2.48 МБ |
Презентация 2 | 2.51 МБ |
Презентация 3 | 855.27 КБ |
Презентация 4 | 481.47 КБ |
Презентация 5 | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
по теме "Как Россия у Европы училась"
3-й класс
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Формировать у детей целостное представление об эпохе Российской империи как части истории России.
Задачи:
1) овладение картиной мира: познакомиться с культурой России 18–19 в.в., сравнить достижения культуры и науки России и Европы;
2) чувственно – эмоциональное отношение к миру: помочь учащимся оценить самобытность русской культуры, рассмотреть влияние реформ Петра 1 на развитие культуры России;
3) воспитывать чувство гордости за свою страну и предков;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Настрой на урок:
Я все знаю, умею. У меня все получится. Девиз урока: Дорогу осилит идущий.
3. Повторение ранее изученного.
Лента времени
Слайд 2
– Как называется участок “реки времени”, на котором мы находимся? (Российская империя)
– Что происходит с течением “реки времени”? (делает резкий поворот, а значит многое меняется)
- С чьим именем связан этот период? (правление Петра I)
Слайд 3
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы изменить жизнь целой страны?
(Трудолюбие, требовательность, настойчивость.)
Слайд 4
– А.С.Пушкин писал о Петре I:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Работа в группах по 4 человека
Слайд 5
Задание “Найди пару”
Причины, по которым Петр 1 начал реформы и следствия этих преобразований.
отсутствие выхода к морю | трудности в ведении торговли и культурном обмене между странами |
отсутствие флота | защита границ, изучение новых земель |
слабое развитие промышленности | обучение специалистов за границей, распространение образования в России |
мало грамотных людей | отставание от более развитых европейских стран |
Проверка с объяснением
3. Постановка вопроса урока:
Слайд 6
- Сравните эти памятники культуры, что заметили? (произведения художников и архитекторов России и Европы сильно отличаются)
На доске появляется запись: «До XVIII века культура России и Европы сильно отличалась»
– Какой была культура России в допетровские времена? (учебнике с.74) - самобытной
–Что значит “самобытность”? (Работа со словарем)
Слайд 7
- Сравните памятники русской культуры двух эпох. (резкие отличия, а также сходство с европейской культурой).
- На доске появляется запись: «После XVIII века культура России становится похожа на европейскую».
- Какой вопрос возникает? (Получается, что Россия забыла свою культуру и приняла новую?)
– Какой вопрос возник у мальчика Илюши? (Стр. 74)
Слайд 8
– Давайте и мы постараемся в течение нашего урока выяснить, действительно ли после XVIII века Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?
4. Версии детей, актуализация знаний.
Слайд 9
-Как вы думаете, что произошло с культурой России после 18 века?
3 предположения:
- Россия отказалась от своей культуры и переняла европейскую.
- Россия не отказалась от своей культур и не приняла европейскую.
- Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.
Физкультминутка.
Слайд 10
Звучит звукозапись песни “Дядя Петя” (о Петре I и г. Санкт-Петербурге).
Дети повторяют танцевальные движения.
5. Поиск решения проблемы
Слайд 11
Заполнение схемы-образа «Русская культура» в виде дерева:
- Давайте вспомним, какие корни имела русская культура допетровской эпохи.
– Русь жила по православным законам, соблюдала обычаи и традиции. Издревле люди украшали свои дома, строили храмы и города вокруг них. Развивались ремесла, появилось книгопечатание…
В нижней части дерева, около корней, можно написать «Традиций, обряды, достижения русской культуры».
- Давайте, понаблюдаем, изменилось ли что-либо в культуре России после реформ Петра I
Слайд12
Рассмотрите иллюстрации на стр. 75, что вы можете сказать о жизни людей? (Стали одеваться по – европейски)
-Прочитайте первый абзац фрагмента «Жажда науки», найдите, как деятельность Петра ещё повлияла на развитие отечественной культуры (Россия заимствовала много нового из Европы).
Слайд13
Дополняем рисунок лейки к дереву.
М. В. Ломоносов – гений русской науки.
–Вы сказали, что многие начинающие учёные и художники ездили учиться за границу. И лишь к середине 18 века нашёлся человек, который первым из россиян не уступал европейским учителям.
Слайд14
Это Михаил Васильевич Ломоносов - наш великий учёный, изобретатель, поэт.
– Давайте попробуем создать свой виртуальный музей о жизни великих людей России XVIII века
Задание группам:
Слайд 15
Пользуясь иллюстрациями в учебнике (с.76) восстановите текст, который лежит у вас в конверте.
Проверка: Один ученик из группы читает восстановленный текст.
Слайд16
Вывод: Ломоносов – гений русской науки. Основанный в 1755г. Ломоносовым университет открыл дорогу к новой культуре многим русским талантам. (на схему - дерева портрет Ломоносова)
“Золотой век русской культуры”.
Слайд17
– Что объединяет этих людей? (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) (Это литераторы.)
Слайд 18-21 Сообщения детей
Слайд 22
Звучит музыка П.И. Чайковского.
Релаксационная пауза (2 мин.) Звук становится тише.
Слайд 24-41
“Картинная галерея”.
Слайд-шоу картин Васнецова В.М., Шишкина И.И., Брюллова К.П.
Слайд 22-44
– Картины, которыми мы сейчас любовались, хранятся в Москве в Третьяковской галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Слайд 45
– Музыку, что мы слышали, написал Петр Ильич Чайковский. Это “ Вступление” из балета “Щелкунчик”.
Слайд46-47
– Балет “Щелкунчик” регулярно идет на главной сцене страны Большого театра.
– Это один из крупнейших в мире театров оперы и балета. Здание горело, менялась старая сцена на новую, но театр жил. Последние 6 лет был закрыт на реконструкцию . 28 октября 2011 года открылся вновь.
Слайд 48
– Не только в искусстве появилось много новых имен. В науке тоже совершалось множество открытий и новых имён. Менделеев Д.И. Карамзин Н.М.
Вывод: талант всех этих людей развивался на богатых русских традициях. Но без хорошего европейского образования это было бы невозможно.
Как вы думаете, какая была наша тема урока? Тема урока “Как Россия у Европы училась?”
6. Выражение решения проблемы, применение новых знаний.
Русские традиции + европейская образованность = расцвет русской культуры, который назвали “Золотой век русской культуры”.
Обращение к кластеру на доске:
- Работа в тетради: с. 36, п. 3.
– Обсудите в группе мнение, что “19 век по праву называют “золотым веком русской культуры”.
Запишите свой ответ.
Проверка.
- Задают вопросы другим группам по теме урока.
- Интерактивный тест на проверку знаний
- Сравни культуру России допетровской эпохи и европейской культуры
(была одинаковой, отличалась)
- Благодаря кому культура России изменилась?
(Екатерина II, Иван Грозный, Пётр I, Борис Годунов)
- Человек, который не уступал европейским учителям
(Пушкин, Ломоносов, Суворов, Пожарский)
- В 1755 году был основан
( Московский университет, г. Санкт-Петербург, Архангельский собор)
- 18 век это
(век незначительных перемен, золотой век русской культуры, век тяжёлых воин)
7. Итог.
Слайд 50-51
– Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? (Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.}
Напротив подтвердившейся версии ставим знак «+».
– Сравним наш вывод с учебником – с. 78.
– Петр I был человеком, конечно же, талантливым. А только талантливый человек может изменить не только свою жизнь, а историю целой страны. Люди, чьи имена сегодня звучали, свои необычайные способности использовали на благо своей родины, их достижения до сих пор поражают своим размахом и неповторимостью.
Преобразования Петра 1 укрепили Россию, заставили уважать нашу страну во всем мире.
8. Домашнее задание: представьте себе, что Петр I попал в наше время. Что бы вы рассказали ему о жизни России после его реформ. Напишите мини-сочинение.
9. Рефлексия:
– Что понравилось на уроке
– Что интересного узнали?
– Что было трудно.
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение на уроке.
10. Оценивание работы:
– самооценка и взаимооценка работы в группах,
– оценивание работы учащихся учителем.
Методика «Дерево»
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Составь пары и соедини линиями:
причины, по которым Петр 1 начал реформы и следствия этих преобразований.
отсутствие выхода к морю | трудности в ведении торговли и культурном обмене между странами |
отсутствие флота | защита границ, изучение новых земель |
слабое развитие промышленности | обучение специалистов за границей, распространение образования в России |
мало грамотных людей | отставание от более развитых европейских стран |
Предварительный просмотр:
(каждый текст разрезан на предложения)
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. в далёком северном селе на берегу Белого моря.
Жители деревни были поморами — занимались морскими промыслами.
С детства у Ломоносова возникает сильное желание учиться.
В конце 1730 г. Ломоносов пешком отправляется в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
_________________________
Начало учебы было тяжелым: в 19 лет юноша сел за парту вместе малыми ребятами.
Было тяжело: на 3 копейки в день надо было питаться, одеваться и приобретать бумагу и перья.
Но стремление к знаниям помогло преодолеть все лишения.
За первый год Ломоносов сумел закончить три класса Академии.
____________________________________________________
В 1736 г. Ломоносова направили в университет города Марбурга в Германии.
Там вместе с другими русскими студентами он изучал немецкий язык , занимался арифметикой и геометрией.
Очень интересовался химией.
8 июня прибыл в Петербург.
Началась его служба в Петербургской Академии наук, основанной Петром I.
_______________________________________
Ломоносов начал опыты по изготовлению цветных стёкол.
Ученый провел 4 тысячи опытов.
Ломоносов изготовил цветные прозрачные и непрозрачные стёкла.
Учёный решил использовать их для изготовления мозаичных картин.
Самая известная мозаика Ломоносова – «Полтавская баталия».
_____________________________________________
Ломоносов давно решил, что следует создать университет в Москве.
12 января 1755 г. Елизавета подписала «Указ об учреждении в Москве Университета».
Вначале ему было отведено помещение бывшей дворцовой аптеки.
______________________________________
Вместе с изучением естественных наук Ломоносов занимался стихосложением.
В августе 1739 г. Ломоносов узнал из газет о победе русских войск над турками.
В честь этого события он написал свою первую «Оду…», о родине.
Писатель В. Г. Белинский сказал, что «...Ломоносов — это Пётр Великий русской литературы»…
____________________
В 1761 г. Учёные Европы наблюдали редкое явление природы — прохождение Венеры по диску Солнца.
Ломоносов наблюдал это у себя в домашней лаборатории.
Ему первому в мире удалось установить, что планета Венера окружена воздушною атмосферою.
Предварительный просмотр:
Пётр Ильи́ч Чайко́вский родился в 1840 г— русский композитор, дирижёр, педагог.
Сочинил более 80 музыкальных произведений, 10 опер и 3 балета -«Щелкунчик» «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и многое другое.
Детям хорошо известны пьесы «Времена года.
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.
___________________________________
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов 1814— русский поэт, художник, офицер.
Его детство прошло в поместье бабушки. Она окружала внука любовью, заботой и занималась обучением будущего поэта.
С детства начал писать стихи. Став офицером Гусарского полка, воевал на Кавказе.
Однажды поссорился с майором в отставке Николаем Мартыновым. Состоялась дуэль, на которой Лермонтов был убит. Лермонтов выстрелил вверх . Мартынов — прямо в грудь поэту.
____________________________________________
Александр Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. На юного Пушкина большое влияние оказала бабушка Мария Алексеевна (Ганнибал), в селе у которой будущий поэт отдыхал каждое лето.
В 1811 году А.С. Пушкин поступил учиться в Царскосельский Лицей. Здесь он провел 6 лет жизни и здесь развивался его поэтический талант.
Зимой 1837 года между А.С. Пушкиным и французом Дантесом произошла ссора, а затем и дуэль.
27 января 1837 года поэт был смертельно ранен и умер через два дня. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин у стен Святогорского монастыря, близ имения Михайловское.
Но стихи и поэмы Пушкина живут и по сей день. Их читают во всем мире.
____________________________________________
20 марта 1809 г. в Полтавской губернии родился Николай Васильевич Гоголь. Мальчика назвали в честь Святого Николая. Его семья принадлежала старинному украинскому казацкому роду.
Своё детство Николай провёл в деревне недалеко от села Диканька. Край этот полон легенд . Он который оставил много впечатлений в душе мальчика. Лермонтов любил слушать рассказы бабушки о подвигах казаков.
Имя Гоголя стало широко известно после выхода книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Николай Гоголь предчувствовал свою смерть. 21 февраля 1852 года он умер. Книги Николая Васильевича Гоголя грустные, весёлые и серьёзные . Они интересны и поучительны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пётр Первый
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А.С.Пушкин
Работа в группах Найди пару отсутствие выхода к морю отсутствие флота слабое развитие промышленности мало грамотных людей трудности в ведении торговли и культурном обмене между странами защита границ, изучение новых земель обучение специалистов за границей, распространение образования в России отставание от более развитых европейских стран
Культура России XV — XVII Культура европейских стран XV — XVII До XVIII века культура России и Европы сильно отличалась
Культура России XV — XVII Культура России XVIII — XIX После XVIII века культура России становится похожа на европейскую
Проблемный вопрос Можно ли сказать, что после XVIII века Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую ?
Предположения Россия отказалась от своей культуры и переняла европейскую. Россия не отказалась от своей культур и не приняла европейскую. Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.
Физкультминутка
Решение проблемы «Русская культура» культура Допетровской эпохи Традиции, обряды, достижения русской культуры
Решение проблемы «Русская культура» культура Допетровской эпохи Традиции, обряды, достижения русской культуры
«Русская культура» культура Допетровской эпохи Традиции, обряды, достижения русской культуры Решение проблемы Европейская культура
Михайло Васильевич Ломоносов
Московский университет В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
«Русская культура» культура Допетровской эпохи Традиции, обряды, достижения русской культуры Европейская культура
«Русская культура» Культура Допетровской эпохи Традиции, обряды, достижения русской культуры Ломоносов Европейская культура
ЛИТЕРАТУРА А. С. Пушкин И. А. Крылов А. С. Грибоедов М. Ю. Лермонтов Н. В. Гоголь А.П.Чехов Л. Н. Толстой ?
Александр Сергеевич Пушкин
Село Михайловское Дом А.С.Пушкина в селе Михайловском
Няня Пушкина - Арина Родионовна Дом Арины Родионовны
Кабинет А.С.Пушкина Дуэль Пушкина с Донтесом
Михаил Юрьевич Лермонтов
Николай Васильевич Гоголь
«Русская культура » культура Допетровской эпохи Традиции, обряды, достижения русской культуры Ломоносов Европейская культура
«Русская культура » культура Допетровской эпохи Традиции, обряды, достижения русской культуры Ломоносов Лермонтов Пушкин Гоголь Европейская культура
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович Виктор Михайлович Васнецов
«Алёнушка»
«Иван-царевич на сером волке»
«Богатыри» (Три богатыря)
«Снегурочка»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Утро в сосновом лесу»
«Золотая осень»
«Сосновый бор»
«Рожь»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Всадница»
«Турчанка»
«Прогулка»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Государственный Русский музей
«Русская культура » культура Допетровской эпохи Традиции, обряды, достижения русской культуры Ломоносов Лермонтов Пушкин Гоголь Шишкин Васнецов Брюллов Европейская культура
Пётр Ильич Чайковский Великий русский композитор XIX века
Большой театр
«Русская культура » культура Допетровской эпохи Традиции, обряды, достижения русской культуры Ломоносов Лермонтов Пушкин Гоголь Шишкин Васнецов Брюллов Чайковский Европейская культура
Дмитрий Иванович Менделеев Николай Михайлович Карамзин
«Русская культура » культура Допетровской эпохи Традиции, обряды, достижения русской культуры Ломоносов Лермонтов Пушкин Гоголь Шишкин Васнецов Брюллов Чайковский Карамзин Толстой Европейская культура
Обсудите в группе мнение, что XIX век по праву называют “Золотым веком русской культуры”
Предположения Россия отказалась от своей культуры и переняла европейскую. Россия не отказалась от своей культур и не приняла европейскую. Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.
Предположения Россия отказалась от своей культуры и переняла европейскую. Россия не отказалась от своей культур и не приняла европейскую. Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.
«Русская культура » культура Допетровской эпохи Традиции, обряды, достижения русской культуры Ломоносов Лермонтов Пушкин Гоголь Шишкин Васнецов Брюллов Чайковский Карамзин Толстой ПЁТР I Европейская культура
Рефлексия Что понравилось на уроке? Что интересного узнали? Что было трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась."
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась." 4 класс....
План-конспект урока по окружающему миру на тему: «Как Россия у Европы «училась», «Гроза двенадцатого года».
Тема урока: «Как Россия у Европы «училась», «Гроза двенадцатого года». Тип урока: комбинированныйЦель урока:1) Формирование образа преобразований Петра I как ре...
Конспект урока окружающего мира "На севере Европы" (УМК "Школа России",3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «На севере Европы» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со странами северных европейских государств, их столицами и достопримечател...
Конспект урока окружающего мира "На юге Европы" (УМК "Школа России", 3 класс")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «На юге Европы» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со странами, расположенными на юге Европы их столицами и достопримечательностя...
Конспект урока окружающего мира "В центре Европы" (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «В центре Европы» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со странами центральной Европы, их столицами и достопримечательностями.Плани...
Конспект урока окружающему миру «В центре Европы» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «В центре Европы»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о странах Центральной Европы.Планируемые результаты: Предметные: ...
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась."
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась." 4 класс....