КТП по окружающему миру 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Календарно-Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата | ||
план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | 1 четверть (18 ч) Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч) | Земля – наш общий дом | 1 | Урок-беседа | Повторение: разнообразие растений и животных; культурные и дикорастущие растения; дикие и домашние животные. Ознакомление с учебником | Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. Уметь называть представителей животного растительного мира | Фронтальный опрос | Сообщения, доклады о представителях животного и растительного мира | С. 8–13 ТПО домики №1,2 | 04.09 | |
2 | . Разнообразие изменений в окружающем мире. | 1 | Урок-беседа | Представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей | Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент, работа с научнопопу-лярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений | Фронтальный опрос Тест №1 | Энциклопедия | С. 14–20 ТПО №6 | 06.09 | ||
3 | Времена года | 1 | Получение новых знаний | Периодически повторяющиеся изменения в природе. Календарь. Наблюдение за изменениями в природе | Знать: – причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов; – старинный календарь | Беседа | С. 21–25, С.129 ТПО №10-12 | 11.09 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
4 | Природные явления и погода | 1 | Практическая работа | Ознакомление с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразиями состояния неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений.Обучение пользованию приборами, определя- | Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками | Самосто-ятельная работа в тетради | Кроссворд на тему «Природные явления» | С. 26–29, ТПО № 13-15 | 13.09 | ||
5 | Необычные природные явления | 1 | Беседа | Представление о необычных природных явлениях (засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч). Работа над умением добывать информацию из иллюстраций и художественных произведений | Знать, какие природные явления характеризуют погоду. Уметь обозначать их условными знаками | С. 30–34, доклады по теме ТПО №17 | 18.09 | ||||
6 | Температура и ее измерение | 1 | Практическая работа | Формирование понятия «температура». Виды термометров. Разъяс- | Знать устройство и работу жидкостного термометра | Тест №2 «Природные явления и погода» | С. 35–37, ответить на вопро- сы, ТПО №22-23,19 | 20.09 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
нение относительного ощущения кожей тепла и холода. Значение температуры для живых организмов | Уметь: – измерять, записывать температуру: – работать с научным текстом; – моделировать; – пользоваться измерительными приборами; – делать выводы по результатам простых опытов | ||||||||||
7 | Наблюдение различных изменений в природе. | 1 | Урок-экскурсия | Наблюдение различных изменений в природе: за облаками, за ветром. Сбор природного материала для гербария | Уметь: – выявить осенние изменения у растений; – измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школь- ного здания | Письменный отчет групп по результатам | 25.09 | ||||
8 | Прогноз погоды | 1 | Наблюдение | Обобщение знаний о характеристиках погоды. Знакомство с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду. Работа со схемами | Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека. Уметь: – измерять температуру воздуха, воды; – составлять условными знаками карточку погоды | Тестирование (Поурочные) | С. 38–42 ТПО№24-26 | 27.09 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
9 10 11 | Осенние изменения в природе и в жизни человека (4 ч) | Осень в неживой природе. Растения осенью. Осенние явления в жизни животных.
| 1ч 1 1 | Комбинированный Комбинированный Практическая работа Комбинированный | Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных Наблюдение за осенними изменениями в природе, сбор природного материала. | Знать: – какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелета птиц; – о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках Уметь объяснять осенние приметы | Беседа Тест № 3 «Осенние изменения в природе» | С. 44–45 ТПО №30-31 С.46-48 С.49-51 С.130 ТПО №32,35 | 02.10 04.10 09.10 | ||
12 | Осень в жизни человека. | 1 | Обобщающий Контроль | Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме | Знать: – об осенних заботах человека; – обычаях и праздниках наших предков | Опрос, проверочная работа № 1 | С. 52–58 С.131-132 ТПО № 37, 39, 40 | 11.10 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | Тела и вещества (4 ч) | Тела и вещества. Три состояния веществ. | 1 | Практическая работа | Выявление разных состояний веществ. Обучение различию разных состояний веществ. Приведение примеров, подтверждающих выводы | Знать: – что такое «тело», «вещество»; – о трех состояниях вещества. Уметь классифицировать предметы по существенным признакам | Отчет по практической работе | С. 60–61, ТПО №48 | 16.10 | ||
14 | Строение и свойства веществ. | 1 | Получение знаний Опыт | Понятие о молекулах и атомах. Представление о строении вещества | Уметь объяснить расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах | Опрос | С. 62–64 ТПО №51, модели молекул и атомов | 18.10 | |||
15 | Удивительные открытия . Обобщение. | 1 | Практическая работа | Понятия о простейших, бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле | Знать: – об открытии простейших; – о клетке; – болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними | Тест №4 «Тела и вещества» | С. 65–69 С. 133 ТПО №53, 57 | 23.10 | |||
16 | Как все устроено в природе (обобщение по теме) | 1 | Обобщение Контроль | Систематизация и обобщение знаний о телах и веществах | Уметь: – определять состояние веществ; – ориентироваться в системе полученных знаний | Проверочная работа №2 | 25.10 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
17 | 2 четверть (14ч0 Свойства воздуха, воды, почвы. (10ч) | Воздух и его состав | 1 | Получение знаний | Объяснение: что такое воздух. Выяснение, что воздух – это смесь газов. | Знать значение воздуха для жизни на Земле, состав воздуха. | Опрос | С. 70-71 | 30.10 | ||
18 | Свойства воздуха | 1 | Практическая работа. Опыты. | Исследование свойств воздуха | Знать : свойства воздуха на вкус, на цвет, на запах, тепловые и упругие свойства воздуха. | Тест «Воздух и его свойства» (Поурочные) | С. 72, ТПО № 61,62 | 01.11 | |||
19 | Движение воздуха. Как используют воздух. | 1 | Комбинированный | Объяснение возникновения ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс | Знать: – что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; – об использовании силы ветра человеком | Опрос | Ураганы, цунами, легенда о мастере Дедале | С. 73–76 С.134 ТПО № 65, Д №6 | 13.11 | ||
20 | Вода и её свойства. | 1 | Беседа . Практическая работа | Выяснение значения воды для всего живого на Земле . Определение свойств воды с помощью органов чувств. Формирование знаний о свойствах воды | Знать: – о значении воды на Земле; – об источниках питьевой воды . Свойства воды : вкус, цвет, прозрачность,теплопроводность, растворимость в ней веществ. | Опрос . Отчёт о проделанной работе | С. 77–80, ТПО № 68,69 | 15.11 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
21 | Очистка воды . | 1 | Практическая работа | Понятие «Очистные сооружения». Выяснение, кто и почему загрязняет воду. Ознакомление с методами очистки воды. Выяснение источников загрязнения воды, воздуха, почвы. | Знать: – способы очистки воды в быту и в промышленности; – фильтрование | Тест «Вода и её свойства» (Поурочные) Отчет о проделанной работе
| С. 80–81, Проект «Охрана водоёма» | 20.11 | |||
22 | Превращения воды. Круговорот воды в природе. | 1 | Практическая работа . Путешествие. | Выяснение опытным путем, какие состояния есть у воды. Изучение процессов испарения, конденсации, замерзания, таяния. Уметь моделировать природные процессы. | Знать, как образуются туман, иней, роса. Уметь отличать три состояния воды в природе. Знать принцип круговорота воды в природе. | Отчет о проделанной работе Тест №5 «Свойства воздуха и воды» | С. 82–85, С 86 ТПО № 75,77,80 | 22.11 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
23 | Почва, ее состав и свойства | 1 | Практическая работа | Представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснение, что такое почва; в чем ее значение для растений, животных, человека. Определение состава почвы. Работа со схемами | Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы | Отчет о проделанной работе | С. 87–90, ТПО № 86,87 | 27.11 | |||
24 | Обитатели почвы | 1 | Получение новых знаний | Знания о живущих в почве животных, их роли для растений и плодородия земли. Представление о круговороте органичных и минеральных веществ в почве | Знать: – правила гигиены при работе с почвой; – понятие «круговорот веществ в почве». Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы | Опрос | С. 91–93, ТПО № 88 | 29.11 | |||
25 | Почва – кормилица | 1 | Беседа | Объяснение значения почвы для человека. Представление о культуре обработки почвы и сохранении ее плодородия старинными и современными способами. Выявление при- родных разрушителей почвы | Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы | Фронтальный опрос. Тест №6 | Составление сказок о почве | С. 93–96, ТПО № 92,93 | 04.12 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
26 | Обобщающий урок. | 1 | Обобщение. | Проверка усвоения материала учащимися. | Знать строение вещества, свойства воды, воздуха, почвы. Уметь работать с таблицами, схемами, рисунками. | Проверочная работа №3 | 06.12 | ||||
27 28 | Зимние изменения в природе и жизни человека. (5 ч) | Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе. Зимние явления в неживой природе. | 1 1 | Урок-экскурсия Урок-наблюдение | Наблюдения за зимними изменениями в природе Выяснение особенностей декабря, изменен. длительности дня и ночи, высоты солнца, температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоемов | Знать правила поведения в природе .Изменения в природе зимой Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози | Письменные ответы на вопросы, с. 103 | Сочинить сказку о путешествии снежинки | С. 98–103 ТПО № 99-101 | 11.12 13.12 | |
29 | Растения зимой | 1 | Урок-наблюдение | Объяснение, как зимуют кустарники, травы, в чем значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой | Знать значение снегового покрова для растения | Опрос | С. 104–110 ТПО №106-108 | 18.12 | |||
30 | Зима в жизни животных. | 1 | Беседа | Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет лед на поверхности водоемов для его обитателей | Знать о зимовке разных групп животных , как помочь птицам Уметь называть перелётных и оседлых птиц | Опрос | С. 111–117 С 118-121 ТПО №112 | 20.12 |
Продолжение табл.
31 | Январь – середина зимы. Зима в жизни наших предков. | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с обычаями, занятиями, праздниками наших предков в зимнее время | Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков | Доклады по теме, опрос Тест №7 | Народные календарные праздники игры | с.122-125 вопросы, ТПО № !!5-116 с. 126– 128 | 25.12 | ||
32 | Организм человека и его здоровье (11ч.) | Организм человека . | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с науками, изучающими организм человека. Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы» | Знать: – науки, изучающие организм человека; – основные внутренние органы человека. Уметь объяснять рождение и развитие ребенка | Опрос | С. 6–10, ТПО № 1, 4, 6 | 27.12 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
33 | 3четверть (21ч) | Скелет - надежная опора и защита | 1 | Беседа | Ознакомление со значением и строением скелета, суставов. Выяснение значения правильной осанки | Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей | Опрос | С. 11–17, С.156 ТПО №7 | 10.01 | ||
34 | Мышцы и их назначение. Развитие мышц. | 1 | Практическая работа | Понятие о разнообразии мышц, их значении и механизме работы. Гигиенические навыки по уходу за своим организмом | Знать: – назначение мышц, разнообразие; – сухожилия; – работа мышц, их тренировка, состояние усталости | Тестирование по теме (Поурочные) | С. 18–20, ТПО № 11 | 15.01 | |||
35 | Органы дыхания. Предупреждение их заболевания . Вред курения. | 1 | Комбинированный | Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Рассмотрение работы легких. Представление о механизме дыхания. Предупреждение о вреде курения. | Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу | Опрос | Вред курения. Влияние экологии на дыхание | С. 21–24 ТПО № 12 | 17.01 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
36 | Питание и органы пищеварения . Как питались наши предки. | 1 | Комбинированный | Ознакомление с органами пищеварения, их работой. Выяснение состава пищи. Представление о компонентах пищи и их значении для здоровья человека. Состав пищеварительной системы. Механизм обработки пищи. Возможные заболевания органов пищеварения | Знать: – органы пищеварения, их роль в организме; – состав пищи – белки, жиры, углеводы. Уметь: – рассуждать о важности ухода за зубами; – разумно относиться к правильному питанию; – соблюдать чисто- плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения | Фронтальный опрос | Как правильно чистить зубы, какую пасту использовать. Как питались наши предки | С. 25–31, ТПО № 17,18,23 | 22.01 | ||
37 | .Кровь и кровообращение | 1 | Практическая работа | Рассмотрение основных функций крови в организме, состава крови, разнообразия кровяных частиц их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотечениях. Пульс, его измерение | Знать: – основные функции крови, ее состав; – навыки здорового образа жизни; – как беречь и развивать сердце. Уметь: – называть органы кровообращения, их функции; – измерять пульс | Отчет о работе, опрос | С. 32–36, ТПО № 26 | 24.01 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
38 | Очистка организма, органы выделения. | 1 | Комбинированный | Формирование знаний о выделительной системе организма. Органы выделения. Объяснение их функций. Рассмотрение необходимости очистки крови. Обучение оказанию пер- вой помощи при обморожениях и ожогах. Представление о механизме работы выделительной системы | Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения | Опрос | Сальные, потовые железы. Их функции. Уход за кожей | С. 37–41, ТПО № 28 | 29.01 | ||
39 | Органы чувств | 1 | Практическая работа | Ознакомление с органами чувств человека, как источниках информации об окружающем мире, о механизмах работы: зрения, слуха, обоняния, осязания. Обучение соблюдению гигиены этих органов | Знать: – органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; – их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств | Тест-задание | Строение органов чувств | С. 42–49 ТПО № 30,32,34, 35 | 31.01 | ||
40 | Нервная система и ее роль в организме | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение механизма управления | Знать: – значение нервной системы и ее органов в организме; | Опрос Тест № 8 | Строение головного и спинного мозга | С. 50–55, ТПО № 36 | 05.02 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
мозгом органами. Выяснение значения сна, отдыха для жизнедеятельности человека. Выполнение режима дня и его значение для нервной системы | – что такое память, ее виды и развитие Уметь: – объяснить значение сна, режима дня; – аргументировать понятие «здоровая нервная система»; – развивать свою память, объяснять ее значение для учебы | ||||||||||
41 | Как лечились наши предки | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с развитием народной медицины. Роль знахарей. Выяснение пользы бани | Знать, какими способами лечились наши предки | Опрос | Польза и вред русской бани | С. 56–57 | 07.02 | ||
42 | Здоровый образ жизни (обобщение) | 1 | Обобщение | Проверка усвоения материала учащимися; обобщение и систематизация знаний об организме человека. Ознакомление с опытом наших предков по сохранению здоровья | Уметь систематизировать учебную информацию в схеме | Проверочная работа.4 (№1 ТПО№2) | С. 58, вопросы | 12.02 | |||
43 | Весна (1+3+2) | Весна – утро года. Старинные обычаи встречи весны. | 1 | Беседа Экскурсия | Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как из- меняется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение | Знать первые признаки весны в неживой природе. Уметь: – выявлять связи между состояниями неживой природы | Фронтальный опрос в ходе беседы | Как отмечали Масленицу в старину. Старинные обычаи проводов | С. 60–66, ТПО № 2(с16) №6 с17 | ,14.02 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
температуры воздуха. День весеннего равноденствия (21 марта) | и изменениями в живой природе; – находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; – соблюдать экологически грамотное поведение в природе | зимы и встречи весны | |||||||||
44 | Развитие животных и растений. (9ч) | Размножение животных. Развитие птиц. | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве. Представление о жизненных циклах разных групп животных. Ознакомление с развитием птиц на примере курицы | Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве. Уметь: – прослеживать последовательность развития живых организмов; – предлагать варианты решения экологических проблем | Опрос | Развитие пресмыкающихся | С. 67–70, ТПО № 8с18 | 19.02 | |
45 | Развитие рыб и земноводных | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со стадиями развития рыб и лягушек | Уметь: – прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; – находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки | Опрос. Тест | С. 70–72, | 21.02 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
46 | Стадии развития насекомых | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со стадиями развития бабочек, божьей коровки, колорадского жука | Знать: – стадии развития насекомых; – способы борьбы с вредителями культурных растений | Опрос Экспресс-тест №1 | Стадии развития пчелы и муравья | С. 73–77, ТПО № 12 | 26.02 | ||
47 | Растение – живой организм. Органы растения. | 1 | Беседа, практическая работа по уходу за комнатными растениями | Выяснение в ходе беседы признаков живого у растений, условий, необходимых для развития растений. Представление о строении семян цветковых растений и их развитии | Знать: – разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.); – органы цветкового растения. Уметь: – выделять существенные признаки; – устанавливать причины и следствия природных явлений | Тест по теме (Поурочные) | С. 78–81, ТПО№ 14, 15,20 | 28.02 | |||
48 | Развитие растения из семени. Корневая система растения. | 1 | Практическая работа с гербариями | Ознакомление с функциями и строением корней и стеблей, с разны- ми видами корневой системы и стеблей. Представление о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле | Знать функции корня и стебля. Уметь отличать разные виды корневой системы | Отчет о проделанной работе | С. 81–83 ТПО№ 23, 25 | 05.03 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
49 | Весенние изменения в природе и в жизни человека (1 + 3 +2) 4 четверть (15ч) | Стебли и листья растений. | 1 | Практическая работа | Ознакомление с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выяснение функций листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ | Знать разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Уметь моделировать невидимые природные процессы | Отчет о практической работе с зарисовкой | С. 84-–91, ТПО № 36, 39 | 07.03 | ||
50 51 52 | Цветок и плод растения. Размножение растений Обобщение | 1 1 1 | Практическая работа Наблюдение и исследование Систематизация знаний. Контроль | Ознакомление со строением цветка, ролью опыления. Выяснение значения насекомых в опылении. Рассмотрение цикла цветкового растения от семени до семени. Размножение растений | Знать: – строение цветка, значение опыления; – цикл цветкового растения от семени до семени. Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов | Опрос Экспресс-тест №2 Проверочная работа №5 (№3 ТПО №2) | С. 92–95, ТПО № 42, 43 С. 96-97 | 12.03 14.03 19.03 | |||
53 54 | Весенние изменения в жизни растений и животных. Экскурсия.. | 1 1 | Беседа Наблюдение за весенними изменениями в природе и в жизни людей. | Приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездования, появления насекомых. Полевые работы, происходящие в это время | Знать: – приметы весны к началу цветения (апрель, май); – о цветах-первоцветах. Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения | Фронтальный опрос Отчёт об экскурсии. Аппликация «Здравствуй, весна!» | Какие заботы весной были у наших предков. Обычаи старины | С. 98–102, ТПО№ 45-47 | 21.03 02.04 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
55 | Весенние изменения в живой и неживой природе (обобщение по теме) | 1 | Контроль ЗУН. Конференция | Систематизация и обобщение знаний; проверка качества полученных знаний | Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции | Проверочная работа № 6 ( №2 ТПО №2) | Сообщение «Весна в жизни людей» | С. 102, Работа № 11 | 04.04 | ||
56 | Изменение быта и культуры наших предков. (11ч.) | Наука история. | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки. Исторические памятники родного края | Знать: – что и как изучает история, ее значение; – способы познания прошлого; – о быте и культуре своего народа; – понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки». Уметь видеть в настоящем опыт преды- дущих поколений | Опрос | Старинные вещи, хранящиеся в семье | С. 103–107, | 09.04 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
57 | Природа в жизни наших предков | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с собирательством, охотой,рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. Воспитание уважительного отношения к обычаям и верованиям разных народов | Знать: – чем занимались наши предки, как они осваивали природу; – обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя | Опрос | С. 108– 114, | 11.04 | |||
58 | Уклад жизни на Руси | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью | Знать: – значение семьи, родовой общины, племени; – виды жилищ наших предков | Опрос | Старинные жилища родного края | С. 115– 118, | 16.04 | ||
59 | Жизнь на селе в старину. Крестьянский труд. | 1 | Получение новых знаний Ролевая игра | Ознакомление с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей | Знать: – как жили в старину на селе; – о старинном быте сельских жителей | Опрос | С. 119– 125, | 18.04 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
60 | Старинные города | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Формирование понятия «исторический центр», показ его значения и необходимости сохранения старинных построек и памятников | Знать: – строение старинных поселений, их виды; – значение исторического центра современного города, важность его сохранения. Уметь: – добывать информацию из иллюстраций и текста; – охранять памятники старины | Фронтальный опрос | Исторические места родного края | С. 126-132 (с 44-45) | 23.04 | ||
61 | Ремесленники, их изделия. | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со старинными ремеслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное. Понятия «ремесло», «ремесленник». Различные виды художественной росписи предметов быта. Воспитание уважения к мастерам своего дела, к людям труда, гордости за свой талантливый народ | Знать: – чем занимались горожане в старину; – старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); – виды художественной росписи предметов быта. Уметь: – добывать информацию из иллюстраций и текста; – приобщиться к старинному ремеслу | Опрос | Старинные промыслы, сохрани-вшиеся в наше вре- мя: гжельская посуда, дымковская игрушка, | С. 133–139, | 25.04 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
62 | Торговое дело на Руси | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с появлением купцов на Руси, с меновой торговлей. Представление, чем торговали наши предки, как появились монеты, бумажные деньги | Знать: – чем занимались купцы в старину; – появление денег; – историю возникновения торговли и денег на Руси; – понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Уметь: – анализировать, сравнивать, обобщать; – сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края | Опрос | С. 140–143, | 30.04 | |||
63 | Одежда наших предков | 1 | Получение новых знаний Творческая работа | Формирование понятий «исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды, о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды | Знать, как одевались наши предки в разные времена | Опрос | Национальная одежда жителей родного края | С. 144–149 ТПО №35 с 49 | 02.05 |
64 | Учение на Руси | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со старинными школьными принадлежностями, формами одежды. Словарная работа: кириллица – старинный русский алфавит; береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь | Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму | Опрос | Учебные заведения родного края | С. 150– 155, | 07.05 | ||
65 66 67 68 | Жизнь наших предков. Обобщение. Экскурсия в краеведческий музей Что мы узнали об изменениях в окружающем мире. Изменения в природе с приходом лета. Правила безопасного поведения во время летних каникул. | 1 1 1 1 | Контроль Экскурсия Обобщение и систематизация знаний Обобщение, систематизация знаний. | Обобщение и систематизация полученных знаний о быте и культуре наших предков | Уметь: – выполнять самосто- ятельные задания; – участвовать в играх, театрализациях, конкурсах | Проверочная работа № 7 (№4 ТПО № 2) с58-59 Отчёт об экскурсии. Тест №10 | 14.05 16.05 21.05 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...