КТП по окружающему миру 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Сидорова Наталья Ивановна

КТП по окружающему миру 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_temat_plan.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Календарно-Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся (результат)

Вид

контроля

Элементы

дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее

задание

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

1 четверть

(18 ч)








Разнообразие изменений в окружающем мире

(8 ч)

Земля – наш

общий дом

1

Урок-беседа

Повторение: разнообразие растений и животных; культурные

и дикорастущие растения; дикие и домашние животные. Ознакомление с учебником

Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных.

Уметь называть представителей животного растительного

мира

Фронтальный опрос

Сообщения, доклады

о представителях животного и растительного мира

С. 8–13

ТПО домики №1,2

04.09

2

. Разнообразие изменений в окружающем

 мире.

1

Урок-беседа

Представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей

Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент,

работа с научнопопу-лярной литературой, анализ, нахождение

причин и следствий изменений

Фронтальный опрос

Тест №1

Энциклопедия

С. 14–20

ТПО №6

06.09

3

Времена года

1

Получение новых знаний

Периодически повторяющиеся изменения в природе. Календарь.

Наблюдение за изменениями в природе

Знать:

– причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов;

– старинный календарь

Беседа

С. 21–25,

С.129

ТПО №10-12

11.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

4

Природные явления и погода

1

Практическая работа

Ознакомление с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразиями состояния неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений.Обучение пользованию приборами, определя-
ющими силу и направление ветра, ведению дневника наблюдений за погодой

Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать

их условными знаками

Самосто-ятельная работа

в тетради

Кроссворд на тему «Природные явления»

С. 26–29, ТПО № 13-15

13.09

5

Необычные природные явления

1

Беседа

Представление о необычных природных явлениях (засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч). Работа над умением добывать информацию из иллюстраций и художественных произведений

Знать, какие природные явления характеризуют погоду.

Уметь обозначать

их условными знаками

С. 30–34, доклады по теме

ТПО №17

18.09

6

Температура

и ее измерение

1

Практическая

работа

Формирование понятия «температура». Виды термометров. Разъяс-

Знать устройство

и работу жидкостного термометра

Тест №2 «Природные явления и погода»

С. 35–37, ответить на вопро-

сы, ТПО №22-23,19

20.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нение относительного

ощущения кожей тепла и холода. Значение температуры для живых организмов

Уметь:

– измерять, записывать температуру:

– работать с научным текстом;

– моделировать;

– пользоваться измерительными приборами;

– делать выводы

по результатам простых опытов

7


Наблюдение различных изменений в природе.

1

Урок-экскурсия

Наблюдение различных

изменений в природе: за облаками, за ветром. Сбор природного материала для гербария

Уметь:

– выявить осенние изменения у растений;

– измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школь-

ного здания

Письменный отчет групп

по результатам

25.09

8

Прогноз погоды

1

Наблюдение

Обобщение знаний

о характеристиках погоды. Знакомство

с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду. Работа со схемами

Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека.

Уметь:

– измерять температуру воздуха, воды;

– составлять условными знаками карточку погоды

Тестирование (Поурочные)

С. 38–42

ТПО№24-26

27.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

9





10










11













Осенние изменения в природе и в жизни человека

 (4 ч)















Осень в неживой природе.



Растения осенью.








Осенние явления в жизни животных.















 






1










1









Комбинированный





Комбинированный

Практическая работа



Комбинированный

Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных

Наблюдение за осенними  изменениями в природе, сбор природного материала.

Знать:

– какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелета птиц;

– о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках




Уметь  объяснять осенние приметы

Беседа









Тест № 3

«Осенние изменения в природе»

С. 44–45

ТПО №30-31



С.46-48






С.49-51

С.130

ТПО №32,35

02.10





04.10









09.10



















12

Осень в жизни человека.

1

Обобщающий

Контроль

Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме

Знать:

– об осенних заботах человека;

– обычаях и праздниках наших предков

Опрос, проверочная работа № 1

С. 52–58

С.131-132

ТПО № 37, 39, 40

11.10

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Тела и вещества

 (4 ч)

Тела и вещества. Три состояния веществ.

1

Практическая работа

Выявление разных состояний веществ. Обучение различию разных состояний веществ. Приведение примеров, подтверждающих выводы

Знать:

– что такое «тело», «вещество»;

– о трех состояниях

вещества.

Уметь классифицировать предметы по существенным признакам

Отчет

по практической работе

С. 60–61, ТПО №48

16.10

14

Строение и свойства веществ.

1

Получение знаний

Опыт

Понятие о молекулах

и атомах. Представление о строении вещества

Уметь объяснить расположение и движение молекул в газообразном, жидком

и твердом веществах

Опрос

С. 62–64

ТПО №51, модели молекул и атомов

18.10

15

Удивительные открытия .

Обобщение.

1

Практическая работа

Понятия о простейших,

бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле

Знать:

– об открытии простейших;

– о клетке;

– болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними


Тест №4

«Тела и вещества»

С. 65–69

С. 133

ТПО №53, 57

23.10

16

Как все устроено в природе (обобщение по теме)

1

Обобщение

Контроль

Систематизация и обобщение знаний о телах

и веществах

Уметь:

– определять состояние веществ;

– ориентироваться

в системе полученных знаний

Проверочная работа №2

25.10

 Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

17



2 четверть

(14ч0



Свойства воздуха, воды, почвы. (10ч)

Воздух и его  состав

1

Получение знаний


Объяснение: что такое воздух.  Выяснение, что воздух – это смесь газов.

Знать значение воздуха для жизни на Земле, состав воздуха.

Опрос

С. 70-71
ТПО № 59

30.10

18

Свойства воздуха

1

Практическая работа. Опыты.

Исследование свойств воздуха

Знать : свойства воздуха на вкус, на цвет, на запах, тепловые и упругие свойства воздуха.

Тест «Воздух и его свойства»

(Поурочные)

С. 72, ТПО № 61,62

01.11

19

Движение воздуха. Как используют воздух.

1

Комбинированный

Объяснение возникновения ветра, природных явлений, связанных

с движением воздушных масс

Знать:

– что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения;

– об использовании силы ветра человеком

Опрос

Ураганы, цунами,

легенда

о мастере Дедале

С. 73–76

С.134

ТПО  № 65, Д №6

13.11

20

Вода и её свойства.

1

Беседа . Практическая работа

Выяснение значения воды для всего живого на Земле . Определение свойств воды с  помощью органов чувств. Формирование знаний  о свойствах воды

Знать:

– о значении воды

на Земле;

– об источниках питьевой воды .

Свойства воды : вкус, цвет, прозрачность,теплопроводность, растворимость в ней веществ.

Опрос .

Отчёт о проделанной работе

С. 77–80,  ТПО № 68,69

15.11


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

21

Очистка воды .

1

Практическая работа

Понятие «Очистные сооружения». Выяснение, кто и почему загрязняет воду. Ознакомление с методами очистки воды.

Выяснение источников загрязнения воды, воздуха, почвы.

Знать:

– способы очистки

воды в быту и в промышленности;

– фильтрование


Тест «Вода и её свойства» (Поурочные)

Отчет

о проделанной работе

 

С. 80–81,
с.135

Проект «Охрана водоёма»

20.11

22

Превращения

воды.

Круговорот воды в природе.


1

Практическая работа . Путешествие.

Выяснение опытным путем, какие состояния есть у воды. Изучение процессов испарения, конденсации, замерзания, таяния. Уметь моделировать  природные процессы.

Знать, как образуются туман, иней, роса.

Уметь отличать три состояния воды в природе.

Знать принцип круговорота воды в природе.

Отчет

о проделанной работе

Тест №5 «Свойства воздуха и воды»

С. 82–85,

С 86

ТПО № 75,77,80

22.11

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

23

 Почва,

ее состав и свойства

1

Практическая работа

Представление о почве

и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснение, что такое почва; в чем ее значение для

растений, животных, человека. Определение состава почвы. Работа

со схемами

Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы

Отчет

о проделанной работе

С. 87–90,  ТПО № 86,87

27.11

24

Обитатели почвы

1

Получение новых знаний

Знания о живущих в почве животных, их роли для растений и плодородия земли.

Представление о круговороте органичных и

минеральных веществ в почве

Знать:

– правила гигиены при работе с почвой;

– понятие «круговорот веществ в почве».

Уметь устанавливать

взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы

Опрос

С. 91–93,  ТПО № 88

29.11

25

Почва – кормилица

1

Беседа

Объяснение значения почвы для человека. Представление о культуре обработки почвы

и сохранении ее плодородия старинными

и современными способами. Выявление при-

родных разрушителей почвы

Знать способы сохранения плодородия почвы.

Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы

Фронтальный опрос.

Тест №6

Составление сказок о почве

С. 93–96, ТПО № 92,93

04.12

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

26

Обобщающий урок.

1

Обобщение.

Проверка усвоения материала учащимися.

Знать строение вещества, свойства воды, воздуха, почвы.

Уметь работать с таблицами, схемами, рисунками.

Проверочная работа №3

06.12

27







28

Зимние изменения в природе и жизни человека.

(5 ч)

Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе.



Зимние явления в неживой природе.



 

1







1

Урок-экскурсия







Урок-наблюдение


Наблюдения за  зимними изменениями в природе






Выяснение особенностей декабря, изменен. длительности дня и ночи, высоты солнца, температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоемов


Знать правила поведения в природе .Изменения в природе зимой







Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы.

Уметь объяснять образование снежинок, изморози









Письменные ответы на вопросы,

с. 103








Сочинить сказку

о путешествии снежинки








С. 98–103

ТПО № 99-101

11.12







13.12

29

Растения зимой

1

Урок-наблюдение

Объяснение, как зимуют кустарники, травы, в чем значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой

Знать значение снегового покрова для растения

Опрос

С. 104–110

ТПО №106-108

18.12

30

Зима в  жизни

 животных.

1

Беседа

Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет лед на поверхности водоемов для его обитателей

Знать о зимовке разных групп животных , как помочь птицам

Уметь называть перелётных и оседлых птиц

Опрос

С. 111–117

С 118-121

ТПО №112

20.12

Продолжение табл.

31


Январь – середина зимы.

Зима в жизни наших предков.

1

Получение новых знаний

Ознакомление с обычаями, занятиями, праздниками наших предков

в зимнее время

Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков

Доклады по теме, опрос



Тест №7

Народные

календарные праздники игры

с.122-125

вопросы,

ТПО № !!5-116 с. 126– 128

25.12

32

Организм человека и его здоровье (11ч.)

Организм человека .

1

Получение новых знаний

Ознакомление с науками, изучающими организм человека. Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ

жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы»

Знать:

– науки, изучающие организм человека;

– основные внутренние органы человека.

Уметь объяснять рождение и развитие ребенка

Опрос

С. 6–10, ТПО № 1, 4, 6

27.12

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

33

3четверть

(21ч)

 Скелет - надежная опора и  защита

1

Беседа

Ознакомление со значением и строением скелета, суставов. Выяснение значения правильной осанки

Иметь представление о скелете человека, работе суставов.

Знать свойства костей.

Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей

Опрос

С. 11–17,

С.156

ТПО №7

10.01

34

Мышцы и их назначение. Развитие мышц.

1

Практическая работа

Понятие о разнообразии мышц, их значении и механизме работы.

Гигиенические навыки по уходу за своим организмом

Знать:

– назначение мышц, разнообразие;

– сухожилия;

– работа мышц, их

тренировка, состояние усталости

Тестирование по теме  (Поурочные)

С. 18–20,

ТПО № 11

15.01

35

Органы дыхания. Предупреждение

их заболевания .

Вред курения.

1

Комбинированный

Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Рассмотрение работы легких. Представление о механизме дыхания.

Предупреждение о вреде курения.



Знать, как предупредить заболевания органов дыхания.

Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их

функции и работу

Опрос

Вред

курения. Влияние экологии на дыхание

С. 21–24

ТПО № 12

17.01

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

36

Питание и органы

пищеварения . Как питались наши предки.

1

Комбинированный

Ознакомление с органами пищеварения, их работой. Выяснение состава пищи. Представление о компонентах пищи и их значении для здоровья человека. Состав пищеварительной системы. Механизм обработки пищи. Возможные заболевания органов пищеварения

Знать:

– органы пищеварения, их роль в организме;

– состав пищи – белки, жиры, углеводы.

Уметь:

– рассуждать о важности ухода за зубами;

– разумно относиться

к правильному питанию;

– соблюдать чисто-

плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения

Фронтальный опрос

Как правильно чистить зубы, какую пасту использовать.

Как питались наши предки

С. 25–31,

ТПО № 17,18,23

22.01

37

.Кровь и кровообращение

1

Практическая работа

Рассмотрение основных функций крови в организме, состава крови, разнообразия кровяных частиц их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотечениях. Пульс, его измерение

Знать:

– основные функции крови, ее состав;

– навыки здорового образа жизни;

– как беречь и развивать сердце.

Уметь:

– называть органы кровообращения, их функции;

– измерять пульс

Отчет

о работе, опрос

С. 32–36, ТПО № 26

24.01


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

38

Очистка организма, органы выделения.

1

Комбинированный

Формирование знаний

о выделительной системе организма. Органы выделения. Объяснение их функций. Рассмотрение необходимости очистки крови. Обучение оказанию пер-

вой помощи при обморожениях и ожогах. Представление о механизме работы выделительной системы

Знать, какие органы очищают организм,

их функции и принцип работы.

Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения

Опрос

Сальные, потовые железы. Их функции. Уход за кожей

С. 37–41,

ТПО № 28

29.01

39

Органы чувств

1

Практическая работа

Ознакомление с органами чувств человека, как источниках информации об окружающем мире, о механизмах

работы: зрения, слуха, обоняния, осязания. Обучение соблюдению гигиены этих органов

Знать:

– органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; – их работа и функции в организме.

Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств

Тест-задание

Строение органов чувств

С. 42–49

ТПО № 30,32,34,

35

31.01

40

Нервная система

и ее роль в организме

1

Получение новых знаний

Ознакомление с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение

механизма управления

Знать:

– значение нервной системы и ее органов в организме;

Опрос

Тест № 8

Строение головного и спинного мозга

С. 50–55, ТПО № 36

05.02


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

мозгом органами. Выяснение значения сна, отдыха для жизнедеятельности человека. Выполнение режима дня и его значение для нервной системы

– что такое память,

ее виды и развитие

Уметь:

– объяснить значение сна, режима дня;

– аргументировать понятие «здоровая нервная система»;

– развивать свою память, объяснять ее значение для учебы

41

Как лечились наши предки

1

Получение новых знаний

Ознакомление с развитием народной медицины. Роль знахарей. Выяснение пользы бани

Знать, какими способами лечились наши предки

Опрос

Польза

и вред русской бани

С. 56–57

07.02

42

Здоровый образ жизни (обобщение)

1

Обобщение

Проверка усвоения

материала учащимися;

обобщение и систематизация знаний об организме человека. Ознакомление с опытом наших предков по сохранению здоровья

Уметь систематизировать учебную информацию в схеме

Проверочная работа.4 (№1 ТПО№2)

С. 58, вопросы

12.02

43

Весна

(1+3+2)







Весна – утро года.

Старинные обычаи встречи весны.

1

Беседа


Экскурсия

Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как из-

меняется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение

Знать первые признаки весны в неживой природе.

Уметь:

– выявлять связи

между состояниями неживой природы

Фронтальный опрос

в ходе беседы

Как отмечали Масленицу в старину.

Старинные

обычаи

проводов

С. 60–66, ТПО № 2(с16)

№6 с17

,14.02


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

температуры воздуха. День весеннего равноденствия (21 марта)

и изменениями в живой природе;

– находить в художественном тексте основные признаки природных явлений;

– соблюдать экологически грамотное поведение в природе

зимы

и встречи весны

44

Развитие животных и растений. (9ч)

Размножение животных. Развитие птиц.

1

Получение новых знаний

Ознакомление с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве. Представление о жизненных циклах разных групп животных. Ознакомление

с развитием птиц на

примере курицы

Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве.

Уметь:

– прослеживать последовательность развития живых организмов;

– предлагать варианты решения экологических проблем

Опрос

Развитие пресмыкающихся

С. 67–70, ТПО № 8с18

19.02

45

Развитие рыб

и земноводных

1

Получение новых знаний

Ознакомление со стадиями развития рыб

и лягушек

Уметь:

– прослеживать последовательность развития рыб и земноводных;

– находить отличия

и сходства в развитии рыбы и лягушки

Опрос.

Тест

С. 70–72,

21.02

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

46

Стадии развития насекомых

1

Получение новых знаний

Ознакомление со стадиями развития бабочек, божьей коровки, колорадского жука

Знать:

– стадии развития насекомых;

– способы борьбы

с вредителями культурных растений

Опрос

Экспресс-тест №1

Стадии развития пчелы и муравья

С. 73–77, ТПО № 12

26.02

47

Растение – живой организм. Органы растения.

1

Беседа, практическая работа по уходу за комнатными растениями

Выяснение в ходе беседы признаков живого у растений, условий, необходимых для развития растений. Представление о строении семян цветковых растений и их развитии

Знать:

– разнообразие растений (светолюбивые,

теневыносливые и др.);

– органы цветкового растения.

Уметь:

– выделять существенные признаки;

– устанавливать причины и следствия природных явлений

Тест

по теме (Поурочные)

С. 78–81, ТПО№ 14, 15,20

28.02

48

Развитие растения из семени. Корневая система растения.

1

Практическая работа

с гербариями

Ознакомление с функциями и строением корней и стеблей, с разны-

ми видами корневой системы и стеблей. Представление о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле

Знать функции корня и стебля.

Уметь отличать разные виды корневой системы

Отчет

о проделанной работе

С. 81–83

 ТПО№ 23, 25

05.03

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

49
































Весенние изменения  в природе и в жизни человека

(1 + 3 +2)



4 четверть

(15ч)

Стебли и листья растений.

1

Практическая работа 
с гербариями

Ознакомление с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выяснение функций листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ

Знать разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле.

Уметь моделировать невидимые природные процессы

Отчет

о практической работе

с зарисовкой

С. 84-–91,

ТПО № 36, 39

07.03

50








51






52

Цветок и плод растения.







Размножение  растений






Обобщение

1








1






1

Практическая работа 
с гербариями






Наблюдение и исследование





Систематизация знаний.

Контроль

Ознакомление со строением цветка, ролью опыления. Выяснение значения насекомых в опылении. Рассмотрение цикла цветкового растения от семени до семени. Размножение растений

Знать:

– строение цветка, значение опыления;

– цикл цветкового

растения от семени

до семени.

Уметь ориентироваться в разнообразии

цветков и плодов

Опрос

Экспресс-тест №2












Проверочная работа №5 (№3 ТПО №2)

С. 92–95,

ТПО № 42, 43





С. 96-97

12.03







14.03






19.03

53







54

Весенние


изменения в жизни растений и животных.




Экскурсия..

1







1

Беседа







 Наблюдение за весенними изменениями в природе и в жизни людей.

Приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездования, появления насекомых. Полевые работы, происходящие в это время

Знать:

– приметы весны к началу цветения (апрель, май);

– о цветах-первоцветах.

Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения

Фронтальный опрос





Отчёт об экскурсии.

Аппликация «Здравствуй, весна!»

Какие заботы весной были

у наших предков. Обычаи

старины

С. 98–102,

ТПО№ 45-47

21.03







02.04

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

55

Весенние изменения в живой

и неживой природе (обобщение

по теме)

1

Контроль

ЗУН.

Конференция

Систематизация

и обобщение знаний; проверка качества полученных знаний

Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции

Проверочная работа № 6 ( №2  ТПО №2)

Сообщение «Весна в жизни людей»

С. 102,

Работа № 11

04.04

  56

Изменение быта и культуры наших предков. (11ч.)

Наука история.

1

Получение новых знаний

Ознакомление с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки. Исторические памятники родного края

Знать:

– что и как изучает история, ее значение;

– способы познания прошлого;

– о быте и культуре своего народа;

– понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки».

Уметь видеть в настоящем опыт преды-

дущих поколений

Опрос

Старинные вещи, хранящиеся

в семье

С. 103–107,
ТПО № 1, 4

09.04

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

57

Природа в жизни наших предков

1

Получение новых знаний

Ознакомление с собирательством, охотой,рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. Воспитание уважительного отношения к обычаям и верованиям разных народов

Знать:

– чем занимались наши предки, как они осваивали природу;

– обычаи и традиции предков.

Уметь объяснить,

чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись

силам природы и от

чего оберегали себя

Опрос

С. 108– 114,
ТПО № 8-10с.40

11.04

58

Уклад жизни

на Руси

1

Получение новых знаний

Ознакомление с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др.

Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью

Знать:

– значение семьи, родовой общины, племени;

– виды жилищ наших предков

Опрос

Старинные жилища родного края

С. 115– 118,
ТПО № 13-14

16.04

59

Жизнь на селе

в старину. Крестьянский труд.

1

Получение новых знаний

Ролевая игра

Ознакомление с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей

Знать:

– как жили в старину на селе;

– о старинном быте сельских жителей

Опрос

С. 119– 125,
ТПО № 16-17

18.04

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

60

Старинные города

1

Получение новых знаний

Ознакомление со старинными поселениями,

с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Формирование понятия «исторический центр», показ его значения и необходимости сохранения старинных построек и памятников

Знать:

– строение старинных поселений, их виды;

– значение исторического центра современного города, важность его сохранения.

Уметь:

– добывать информацию из иллюстраций

и текста;

– охранять памятники

старины

Фронтальный опрос

Исторические места родного края

С. 126-132
ТПО № 20-21

 (с 44-45)

23.04

61

Ремесленники, их изделия.

1

Получение новых знаний

Ознакомление со старинными ремеслами

на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное. Понятия «ремесло», «ремесленник». Различные виды художественной росписи предметов быта. Воспитание уважения к мастерам своего дела, к людям труда, гордости за свой талантливый народ

Знать:

– чем занимались горожане в старину;

– старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув);

– виды художественной росписи предметов быта.

Уметь:

– добывать информацию из иллюстраций

и текста;

– приобщиться к старинному ремеслу

Опрос

Старинные промыслы, сохрани-вшиеся

в наше вре-

мя: гжельская посуда, дымковская игрушка,
городецкая роспись,
палехские, хохломс-
кие изделия

С. 133–139,
ТПО № 23, 24

25.04


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

62

Торговое дело

на Руси

1

Получение новых знаний

Ознакомление с появлением купцов на Руси, с меновой торговлей. Представление, чем торговали наши предки, как появились монеты, бумажные деньги

Знать:

– чем занимались купцы в старину;

– появление денег;

– историю возникновения торговли и денег на Руси;

– понятия «меновая торговля», «купец», «монета».

Уметь:

– анализировать, сравнивать, обобщать;

– сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края

Опрос

С. 140–143,
ТПО № 26,27,30 (с 47, 48)

30.04

63

Одежда наших предков

1

Получение новых знаний

Творческая работа

Формирование понятий

«исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды,

о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды

Знать, как одевались наши предки в разные времена

Опрос

Национальная одежда жителей родного края

С. 144–149

ТПО №35 с 49

02.05

 

64

Учение на Руси

1

Получение новых знаний

Ознакомление со старинными школьными принадлежностями, формами одежды.

Словарная работа:

кириллица – старинный русский алфавит;

береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь

Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму

Опрос

Учебные заведения родного края

С. 150– 155,
№ 1–4

07.05

65





66







67





68

Жизнь наших предков. Обобщение.



Экскурсия в краеведческий музей





Что мы узнали об изменениях в окружающем мире.


Изменения в природе с приходом лета. Правила безопасного поведения во время летних каникул.

1






1






1





1


Контроль





Экскурсия






Обобщение и систематизация знаний





Обобщение, систематизация знаний.

Обобщение и систематизация полученных знаний о быте и культуре наших предков








Уметь:

– выполнять самосто-

ятельные задания;

– участвовать в играх, театрализациях, конкурсах

Проверочная работа № 7 (№4 ТПО № 2) с58-59



Отчёт об экскурсии.

Тест №10

14.05






16.05







21.05





23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...