Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Что такое общество?»/ Автор учебника
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Тип урока: ОНЗ
Цели урока по линиям развития личности ученика.
Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.
Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества (в виде диаграммы Венна), карточки с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Что такое общество?»
Автор: Коногорова Ольга Александровна (МАОУ «СОШ №1», г.Краснокамск)
Тип урока: ОНЗ
Цели урока по линиям развития личности ученика.
Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.
Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества (в виде диаграммы Венна), карточки с заданиями.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности | ||
- Какое у вас сегодня настроение? - Как узнать о настроении человека? - Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение. - Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний! | Дети изображают. | Самоопределение, саморегуляция |
2. Актуализация знаний | ||
- Что такое настроение? - Обратимся ещё к двум понятиям: чувство и эмоции. В чём их отличие? - В каких ситуациях человек может проявить свои эмоции и чувства? - Может ли человек жить сам по себе, обойтись без помощи других людей? - Вспомните из курса «Моё Отечество» как можно назвать жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура? - Назовите из этого определения ключевые слова. - Дайте название группе людей, которые выступают в защиту животных. - В этом обществе состоят все жители страны? - Какое заметили противоречие? - Почему возникло затруднение? - Определите цель урока. - Сформулируйте тему урока. На доске тема «Что такое общество?» | - Внутреннее душевное состояние. - Эмоции - непродолжительные переживания, которые возникают в конкретных ситуациях. Чувства – устойчивые переживания по отношению к конкретному человеку, предмету, явлению. Ответы учащихся. - Общество. - Все жители одной страны. - Общество защиты животных. - Нет. - Общество – все жители страны, и в то же время – не все. - Не всё знаем о понятии общество. - Уточнить понятие общество. - Что такое общество. | Структурирование знаний; волевая соморегуляция; определение основной и второстепенной информации Целеполагание, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3. Проблемное объяснение нового материала | ||
Работа в группах. Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий. Цель работы: дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова. - Какие ключевые слова вам помогли? - Согласны ли вы с решением группы? - Что объединяет людей в каждом из этих обществ? - Что такое общество? | Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами. (Общество охотников) Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей) Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат) Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы – это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества – борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных. (Общество защитников природы) - Их объединяют общие интересы, общая деятельность. Проговаривание по схеме. | Анализ объектов; синтез; извлечение необходимой информации из текстов; доказательство; планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
4. Первичное закрепление во внешней речи | ||
- С помощью чего можем проверить свои предположения? - Откройте учебники, с. 29. Прочитайте текст «Что объединяет людей в обществе?» Найдите ответ на вопрос в тексте. - Наши предположения нашли подтверждение? - Где ещё можно найти информацию? - Найдите в словаре слово общество и прочитайте его определение. - Я нашла ещё одно определение: «Общество – совместное пребывание и общение с кем-нибудь». - Вернёмся к схеме. Что такое общество? | - С помощью учебника. Работа в парах. - Да. - В словаре. Работа в группах. Общество – 1) добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо деятельности; 2) та или иная среда людей, компания. Дополнение схемы и работа с ней. | Постановка вопросов; планирование учебного сотрудничества; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой | ||
- Для того чтобы лучше усвоить данное понятие, что будем делать? - Возьмите лист, на котором изображена таблица. Выберите в ней верные утверждения и пометьте их знаком «+». Придумайте и запишите любое верное утверждение со словом «общество» на свободную строку таблицы. | Ответы учащихся. Озвучивание вариантов ответов, самопроверка по эталону, самооценка | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; коррекция |
6. Включение нового знания в систему знаний | ||
- Можно ли наш класс назвать обществом? - Докажите. - Предлагаю посмотреть ситуацию, которая произошла в одном из классов. ( Сюжет драки из фильма «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова: второклассника и второгодника») - Как можно назвать ситуацию, которую вы увидели? - Такую ситуацию ещё можно назвать конфликт. ( На доске слово КОНФЛИКТ) - Из-за чего возник конфликт в увиденном сюжете? - В нашем классе бывают такие ситуации? - А в другом классе может произойти такая ситуация? - Можно ли было в этой ситуации обойтись без драки? - Как? Расскажите. - Есть ещё один способ прекратить конфликт. Прочитайте об этом в учебнике, с.31. - Как называется способ, о котором вы прочитали? ( На доске слово КОМПРОМИСС) - Что значит пойти на компромисс? - Используя знания из области математики, с помощью диаграммы Венна сконструируйте модель разных обществ, дайте им названия. - Можно ли в обществе жить, кому как захочется? - Важно ли соблюдать определённые правила и нормы поведения? - Об этом будем говорить на следующем уроке. | Ответы учащихся - Ссора, драка. - Один человек обозвал другого. Чтение текста учебника. - Уступить друг другу, уметь договориться. Работа в группах. Защита своих моделей. Ответы учащихся. | Действие нравственно-этического оценивания; выбор наиболее эффективных способов решения задач Моделирование; структурирование знания; планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
7. Рефлексия | ||
- Какую цель ставили перед собой на уроке? - Мы достигли эту цель? - Как это доказать? - Как вы открывали новое знание? - Оцените свою работу на уроке. | - Уточнить понятие общество. Ответы учащихся. На карточках с таблицей рисуют смайликов. | Рефлексия способов действий; контроль; оценка |
Приложение
все жители не все жители
одной страны одной страны
Общество
люди, которых люди, люди, у которых
объединяет которым есть общая
общая вместе тема для
деятельность интересно общения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" ( 1 класс)
Урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" (1 класс) УМК: "Школа России"...
Тест по окружающему миру 4 класс 1 четверть система Л. Занкова, автор учебника Н. Дмитриева
Тест составлен в 2-х вариантах по разделу "Наши соседи на Западе"....
Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Что такое семья"
Урок по УМК "Начальная школа 21 века"....
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Кто такие птицы"
Технологическая карта урока...
План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?
Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....