Урок окружающего мира по теме "Символы нашего государства.Флаг."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
1)Создать условия для формирования представления о символах государства.
2)Узнать историю флага, дать представления о понятиях "гимн", "герб".
3)Воспитывать патриотизм, гражданственность.
На протяжении всего урока дети работают группами.КАЖДАЯ ГРУППА ИМЕЕТ СВОИ ЗАДАНИЯ.
Материал можно использовать для воспитательных мероприятий,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.4_klass.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Гридина Валентина Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ N48
им.Р.М.Каменева» г. Курска.
Урок – Окружающий мир. 4 класс
«Символы нашего государства. Флаг»
Тип урока: изучение нового.
Дидактическая цель урока: организовать деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий в целостную систему знаний, обеспечить осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Цель:
1.Создать условия для формирования представления о символах государства;
2.Узнать историю флага, дать представление о понятии «гимн», «герб»;
3. Развивать речь, память;
4. Воспитывать гражданственность, патриотизм.
I Орг.момент.
- Чтобы придать уроку торжественность и значимость, начнём его с эпиграфа.
- Как вы понимаете эти слова? (Нет предела совершенству…).
II Актуализация.
-Догадайтесь, о чём пойдет речь, расположите даты в порядке возрастания. Потренируйте свою память – запомните их.
- Соотнесите даты и буквы. Какое у вас получилось слово? (символ).
- Что такое символ?
- Найдите в словаре значение этого слова (у каждого на парте лежит словарь).
- Например, кристалл- символ нашей гимназии, голубь – символ мира, змея, обвивающаяся вокруг чаши или посоха – символ медицины.
- Приведите свои примеры символов.
III. Изучение нового. Совместное открытие новых знаний.
- Как называется государство, в котором мы живем?
- Мы живём с вами в огромной стране, которая называется Россия. У каждого государства существуют государственные символы.
- Работа в парах с картой.
- Сформулируйте тему урока.
- Сегодня мы поговорим о символах нашего государства.
- Сформулируйте цели урока.
Государственные символы нашей Родины имеют богатую историю. Уважение к ним и знание их происхождения объединяет граждан государства. Символика любого государства – это воплощение его истории и отражение настоящего, это зрительный и музыкальный образ страны.
Кремль – место работы Президента РФ. Над Крёмлем поднят государственный флаг.
В Большом Кремлёвском дворце находится государственная резиденция Президента Российской Федерации. Так же бело-сине-красное полотнище поднимается и над другими зданиями, в которых находятся органы власти России.
Государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
- Какие символы государства вам ещё знакомы? (герб, гимн).
- Это тема нашего следующего урока. А сегодня мы обратим особое внимание на символ государственной власти – флаг.
Попробуем определить перечень понятий на урок.
Вот на эти вопросы попытаемся сейчас ответить. Итак, первый вопрос. Что такое флаг?
Работа в парах: выберите верное утверждение.
Проверим в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова (словарь у каждого на парте).
Ответили на первый вопрос.
Работа в группах. Происхождение флага.
У каждой группы свои тексты. Дети читают, отвечают на вопросы:
-Что узнали нового?
-Какой информацией готовы поделиться с одноклассниками?
Дидактический материал к групповому заданию.
Группа № 1.
Различные стяги и знамена появились в глубокой древности. Первоначально стяг представлял собой длинный шест. На верхушке его были укреплены ветки деревьев, пучки трав или конских волос. В битвах они указывали местонахождение военачальников, также давали возможность отличать, какой движется отряд – свой или вражеский. Для этой цели стали воины привязывать к копьям ленточки, кисточки разных цветов, размеры ленточек увеличивались, появились настоящие флаги.
Группа №2
Единого национального флага в допетровской Руси не существовало.
Стяги были в основном красного цвета. Считается, что красный был любимым цветом наших предков. Не случайно так часто встречались выражения «красное солнышко», «красный угол в избе». Красный – значит красивый.
После крещения Руси в X веке боевые стяги стали считаться священными
С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и Богородицы. Перед такими стягами служили молебны, на них молились перед битвой.
В бою, в сражении знамя воинской части оберегают, как самую большую ценность, если враг сумеет захватить знамя, часть расформировывается, как опозоренная.
При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести.
О Русском Национальном Флаге пели в боевых и походных песнях.
Считается, что люди, которые несут или вывешивают какой-либо флаг, показывают свою принадлежность к какой-либо стране или организации.
(Например, парады, демонстрации, болельщики на стадионах)
Полотнищем накрывались на торжественных похоронах гробы погибших.
При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести.
Группа № 3
Флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины, вертикальных, горизонтальных, реже диагональных (косых).
Синий, белый, красный – самые распространённые цвета государственных флагов. Более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами.
Флаг нашего государства, России, - бело-сине-красный горизонтальный. В российском флоте по первым буквам цветов издавна российский флаг сокращенно называли «Бесик».
Это не уменьшительное от слова «бес», а своего рода шифр. БЕлая, СИняя, Красная – так чередуются полосы.
К примеру, флаг Франции – сине – бело – красный вертикальный – «СИБЕК»
Такое сочетание цветов на флаге появилось во времена Алексея Михайловича- отца Петра I. Выбор цветов для флага связан с тем, что они имелись в российском гербе.
Группа № 4.
Цвета государственного флага никогда не выбираются произвольно. Впервые бело-сине-красный триколор, как символ российского государства появился в XVII веке в 1693 году. Петр I использовал его в качестве «флага царя Московского» Придавал ли он сам цветам флага какое-то символическое значение, мы не знаем, но в эту эпоху цвета чаще всего трактовались как выражение трёх сословий общества: белый обозначал – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ.
А с 1795 года трехцветное полотнище становится торговым флагом России. Оно поднималось на торговых судах.
Группа № 5
Из истории государственных флагов.
Собственного флага у России не было до середины 19 века, и лишь с 1858 года по указанию Александра II в качестве государственного стал использоваться черно-желто-белый флаг.
Верхняя – чёрная и средняя – желтая соответствовали черному орлу и желтому полю государственного герба России. Нижняя – белая – белому коню на гербе Москвы. Герб же Москвы был частью герба России.
Черно-белый флаг просуществовал недолго. Не нравился он россиянам. Почему? Черный цвет считался в нашей стране знаком смерти и печали. Не был в почете и желтый. Любимыми цветами россиян оставались белый, синий, красный.
В 1883 году Александр III распорядился использовать бело-сине-красный в качестве государственного.
Группа № 6.
Октябрьская революция отменила царскую символику. На смену трехцветному пришел красный флаг.
- Флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
- (РСФСР)
- 8 апреля 1918 года флагом России становится полотнище красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Длина флага вдвое больше длины.
- Позже буквы были заменены эмблемой союза рабочих и крестьян - золотыми серпом и молотом.
- 9 января 1954 года вдоль древка флага РСФСР было решено поместить синюю полосу.
Группа №6
ФЛАГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Возвращение трехцветного флага произошло в 1991 году.
Флаг - официальный символ государственной власти
Описание государственного флага, как правило, фиксируется в Конституции.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхняя — белого, средняя — синего и нижняя — красного цветов.
В настоящее время используется следующая версия:
- белый – означает мир, чистоту, совершенство;
- синий – цвет веры и верности, постоянства;
- красный – символ энергии, крови, пролитой за Отечество.
Над Большим Кремлевским дворцом, где находится государственная резиденция президента Российской Федерации, гордо развевается бело-сине-красное полотнище.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, флаг несут перед воинской частью на параде и т. д.
Государственный флаг подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами. Оскорбление государственного флага рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
IV. Применение знаний на творческом уровне.
Раздаточный материал у каждого ученика.
Кто был внимательным в начале урока?
- Что обозначали числа, которые вы видели в начале урока?
Домашнее задание.
Статья учебника.
VI. Итог урока.
Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины. Сегодня мы познакомились с главными символами России.
- Как вы думаете, почему важно знать государственные символы?
- Что значит проявлять неуважение к символам своего государства?
- Как вы думаете, будут ли уважать государство, граждане, которые пренебрежительно относятся к его символике?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира по теме: "Наше питание"
Конспект урока...
Урок -путеществие по окружающему миру "Мы и наше здоровье"
Урок может проведён как классный час или на уроке по окружающему миру ....
Урок окружающего мира на тему: " Наше питание.Пищеварительная система"
Материал данного урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена на привитие учащимся навыков здорового ...
Урок кубановедения в 3 классе «Нет в мире краше- Родины нашей»
Цель: воспитывать любовь и уважительное отношение к родному краю....
Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"
Разработка урока окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....
урока по Окружающему миру на тему "Наши подземные богатства"
исследовательская деятельность на уроке...
Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....
- Мне нравится (1)