Урок окружающего мира по теме "Символы нашего государства.Флаг."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гридина Валентина Алексеевна

Тип урока: изучение нового  материала.

Цель:

1)Создать условия для формирования представления о символах государства.

2)Узнать  историю флага, дать представления о понятиях "гимн", "герб".

3)Воспитывать патриотизм, гражданственность.

 

На  протяжении всего  урока дети работают группами.КАЖДАЯ ГРУППА ИМЕЕТ СВОИ ЗАДАНИЯ.

Материал  можно  использовать для воспитательных мероприятий,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.4_klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Гридина Валентина Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ  N48

  им.Р.М.Каменева» г. Курска.

Урок – Окружающий мир. 4 класс

«Символы нашего государства. Флаг»

Тип урока: изучение нового.

Дидактическая цель урока: организовать деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий в целостную систему знаний, обеспечить осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Цель:

1.Создать условия для формирования представления о символах государства;

2.Узнать историю флага, дать представление о понятии «гимн», «герб»;

3. Развивать речь, память;

4. Воспитывать гражданственность, патриотизм.

I Орг.момент.

- Чтобы придать уроку торжественность и значимость, начнём его с эпиграфа.

- Как вы понимаете эти слова? (Нет предела совершенству…).

II Актуализация.

-Догадайтесь, о чём пойдет речь, расположите даты в порядке возрастания. Потренируйте свою память – запомните их.

- Соотнесите даты и буквы. Какое у вас получилось слово? (символ).

  • Что такое символ?
  • Найдите в словаре значение этого слова (у каждого на парте лежит словарь).
  • Например, кристалл- символ нашей гимназии, голубь – символ мира, змея, обвивающаяся вокруг чаши или посоха – символ медицины.
  • Приведите свои примеры символов.

III. Изучение нового. Совместное открытие новых знаний.

  • Как называется государство, в котором мы живем?
  • Мы живём с вами в огромной стране, которая называется Россия. У каждого государства существуют государственные символы.
  • Работа в парах с картой.
  • Сформулируйте тему урока.
  • Сегодня мы поговорим о символах нашего государства.
  • Сформулируйте цели урока.

Государственные символы нашей Родины имеют богатую историю. Уважение к ним и знание их происхождения объединяет граждан государства. Символика любого государства – это воплощение его истории и отражение настоящего, это зрительный и музыкальный образ страны.

Кремль – место работы Президента РФ. Над Крёмлем поднят государственный флаг.

В Большом Кремлёвском дворце находится государственная резиденция Президента Российской Федерации. Так же бело-сине-красное полотнище поднимается и над другими зданиями, в которых находятся органы власти России.

Государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

  • Какие символы государства вам ещё знакомы? (герб, гимн).
  • Это тема нашего следующего урока. А сегодня мы обратим особое внимание на символ государственной власти – флаг.

Попробуем определить перечень понятий на урок.

Вот на эти вопросы попытаемся сейчас ответить. Итак, первый вопрос. Что такое флаг?

Работа в парах: выберите верное утверждение.

Проверим в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова (словарь у каждого на парте).

Ответили на первый вопрос.

Работа в группах. Происхождение флага.

У каждой группы свои тексты. Дети читают, отвечают на вопросы:

-Что узнали нового?

-Какой информацией готовы поделиться с одноклассниками?

Дидактический материал к групповому заданию.

Группа        № 1.

Различные стяги и знамена появились в глубокой древности. Первоначально стяг представлял собой длинный шест. На верхушке его были укреплены ветки деревьев, пучки трав или конских волос. В битвах они указывали местонахождение военачальников, также давали возможность отличать, какой движется отряд – свой или вражеский. Для этой цели стали воины привязывать к копьям ленточки, кисточки разных цветов, размеры ленточек увеличивались, появились настоящие флаги.

Группа         №2

Единого национального флага в допетровской Руси не существовало.

Стяги были в основном красного цвета. Считается, что красный был любимым цветом наших предков. Не случайно так часто встречались выражения «красное солнышко», «красный угол в избе». Красный – значит красивый.

После крещения Руси в X веке боевые стяги стали считаться священными

С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и Богородицы. Перед такими стягами служили молебны, на них молились перед битвой.

В бою, в сражении знамя воинской части оберегают, как самую большую ценность, если враг сумеет захватить  знамя, часть расформировывается, как опозоренная.

При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести.

О Русском Национальном Флаге пели в боевых и походных песнях.

Считается, что люди, которые несут или вывешивают какой-либо флаг, показывают свою принадлежность к какой-либо стране или организации.

(Например, парады, демонстрации, болельщики на стадионах)

Полотнищем накрывались на торжественных похоронах гробы погибших.

При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести.

Группа №         3

Флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины, вертикальных, горизонтальных, реже диагональных (косых).

Синий, белый, красный – самые распространённые цвета государственных флагов. Более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами.

Флаг нашего государства, России, - бело-сине-красный горизонтальный. В российском флоте по первым буквам цветов издавна российский флаг сокращенно называли «Бесик».

Это не уменьшительное от слова «бес», а своего рода шифр. БЕлая, СИняя, Красная – так чередуются полосы.

К примеру, флаг Франции – сине – бело – красный вертикальный – «СИБЕК»

Такое сочетание цветов на флаге появилось во времена Алексея Михайловича- отца Петра I. Выбор цветов для флага связан с тем, что они имелись в российском гербе.

Группа №         4.

Цвета государственного флага никогда не выбираются произвольно. Впервые бело-сине-красный триколор, как символ российского государства появился в XVII веке в 1693 году. Петр I использовал его в качестве «флага царя Московского» Придавал ли он сам цветам флага какое-то символическое значение, мы не знаем, но в эту эпоху цвета чаще всего трактовались как выражение трёх сословий общества: белый обозначал – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ.

А с 1795 года трехцветное полотнище становится торговым флагом России. Оно поднималось на торговых судах.

Группа №         5

Из истории государственных флагов.

Собственного флага у России не было до середины 19 века, и лишь с 1858 года по указанию Александра II в качестве государственного стал использоваться черно-желто-белый флаг.

Верхняя – чёрная и средняя – желтая соответствовали черному орлу и желтому полю государственного герба России. Нижняя – белая – белому коню на гербе Москвы. Герб же Москвы был частью герба России.

Черно-белый флаг просуществовал  недолго. Не нравился он россиянам. Почему? Черный цвет считался  в нашей стране знаком смерти и печали. Не был в почете и желтый. Любимыми цветами россиян оставались белый, синий, красный.

В 1883 году Александр III распорядился использовать бело-сине-красный в качестве государственного.

Группа №         6.

Октябрьская революция отменила царскую символику. На смену трехцветному пришел красный флаг.

  • Флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
  • (РСФСР)
  • 8 апреля 1918 года флагом России становится полотнище красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Длина флага вдвое больше длины.
  • Позже буквы были заменены эмблемой союза рабочих и крестьян - золотыми серпом и молотом.
  • 9 января 1954 года вдоль древка флага РСФСР было решено поместить синюю полосу.

Группа №6

ФЛАГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.

Возвращение трехцветного флага произошло в 1991 году.
Флаг - официальный символ государственной власти

Описание государственного флага, как правило, фиксируется в Конституции.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхняя — белого, средняя — синего и нижняя — красного цветов.

В настоящее время используется следующая версия:

  • белый – означает мир, чистоту, совершенство;
  • синий – цвет веры и верности, постоянства;
  • красный – символ энергии, крови, пролитой за Отечество.

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится государственная резиденция президента  Российской Федерации, гордо развевается бело-сине-красное полотнище.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, флаг несут перед воинской частью на параде и т. д.

Государственный флаг подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами. Оскорбление государственного флага рассматривается как оскорбление чести нации и государства.

IV. Применение знаний на творческом уровне.

Раздаточный материал у каждого ученика.

Кто был внимательным в начале урока?

- Что обозначали числа, которые вы видели в начале урока?

Домашнее задание.

Статья учебника.

VI. Итог урока.

Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины. Сегодня мы познакомились с главными символами России.

- Как вы думаете, почему важно знать государственные символы?

- Что значит проявлять неуважение к символам своего государства?

- Как вы думаете, будут ли уважать государство, граждане, которые пренебрежительно относятся к его символике?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -путеществие по окружающему миру "Мы и наше здоровье"

Урок может проведён как классный час или на уроке  по окружающему  миру ....

Урок окружающего мира на тему: " Наше питание.Пищеварительная система"

Материал данного  урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена  на привитие учащимся навыков здорового ...

Урок кубановедения в 3 классе «Нет в мире краше- Родины нашей»

Цель: воспитывать   любовь  и уважительное отношение к родному краю....

Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

урока по Окружающему миру на тему "Наши подземные богатства"

исследовательская деятельность на уроке...

Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....