Разработка урока окружающего мира по теме:
методическая разработка по окружающему миру по теме
урок окружающего мира УМК: «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой обобщение и закрепление изученного материала по охране фауны (раздел «Человек и животные»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trunova_a.i._otkrytyy_urok_3_klass.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Трунова Алла Ивановна
учитель начальных классов
Разработка открытого урока окружающего мира по теме:
«Охрана животных» 3 класс
Методы: поисково-исследовательский
Тип учебного занятия: обобщение и закрепление изученного материала по охране фауны (раздел «Человек и животные»)
УМК: «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3 класс. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир- учебник в 2 частях.3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Дидактическое сопровождение: презентация по теме урока, компьютер с мультимедийным проектором, «статьи из газеты Энская правда», клип О.Газманова «Красная книга».
Литература
- Стрижев А. Большая книга леса. – М.: Олма-Пресс, 1999.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.: Просвещение, 1995
2011г.
Цель:
- организация инициативного сотрудничества учащихся для
поиска и выделения информации по охране фауны на Земле
анализа предложенной ситуации и синтеза выводов как составление целого из частей – своих собственных рекомендаций
установление причинно-следственных связей в сложившейся ситуации
построения логической цепи рассуждений
доказательств
способов решения проблемы поискового характера
- содействие развитию у учащихся
умений планировать свои действия в группе (определять цели, последовательность действий, функций участников, способов взаимодействия)
ставить вопросы и разрешать конфликты (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация)
развитию навыков контроля (в форме сличения способов действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отличий, осознание качества и уровня усвоения материала)
оценки (осознание качества и уровня усвоения материала)
- воспитывать бережное отношение, чувство ответственности, любовь к окружающей природе.
Ход урока.
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Трунова Алла Ивановна. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.
II.Актуализация субъектного опыта учащихся
-Скажите, о чём вы обычно говорите на уроках окружающего мира?
(о природе)
-Вы уже знаете, что в природе всё взаимосвязано, зависит друг от друга. На сегодняшнем уроке мы в этом ещё раз убедимся.
-Какой раздел учебника вы изучаете вот уже несколько уроков?
(Человек и животные.)
-Посмотрите на экран. Как прекрасен этот мир! Рассмотрите эти фотографии и послушайте стихотворение. Оно поможет вам догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.
Птицы, рыбы и звери |
-Догадались?
Тема урока: «Охрана животных»
III. Подготовка учащихся к работе. Сообщение цели в виде проблемного задания
-Ребята! Как раз перед нашим уроком в школу пришла такая телеграмма.
SOS! Мы – представители фауны Энской области погибаем. Скоро нас совсем не останется на территории области. Просим вашей помощи. Посоветуйте, что нужно сделать, чтобы остановить катастрофу. Для облегчения вашей работы высылаем статьи из газеты «Энская правда». Ждём помощи!
-Перечитайте внимательно телеграмму. Есть непонятные слова, требующие объяснения?
(SOS – сигнал бедствия
Фауна – все животные Земли или какой-либо её части (животный мир) учебник Окружающий мир стр.139.
Катастрофа – события с трагическими последствиями.
-Какая проблема возникла у животных Энской области? Что могло случиться? Подумайте и предложите свои гипотезы. Начните со слов:
-может быть
-предположим
-допустим
-возможно
-что, если…
(дети выдвигают гипотезы)
Вы будете работать в группах, поэтому мы будем учиться сотрудничать при решении общей задачи. На столе у каждой группы материал – статьи из газеты, которые прислали животные Энской области. Наша задача внимательно прочитать статью, проанализировать сложившуюся ситуацию и сделать выводы, как изменить бедственное положение животных. Свои предложения вы можете записать на листах, зарисовать на значках и затем каждой группе предстоит выступить со своими материалами.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1)Организация исследования
2)Проведение самостоятельного исследования учащимися.
3)Индивидуальная помощь учителя каждой группе.
V.Первичная проверка понимания изученного
Выступление учащихся со своими предложениями, выводами.
-А теперь каждая группа представит свои выводы и предложения, ведь их так ждут животные Энской области.
1группа:
зачитывают статью
представляет свои выводы: «Нельзя уничтожать места обитания животных – парки, леса, водоёмы. Это может привести к их гибели»
прикрепляет к доске запрещающий знак
отвечают на возникшие вопросы. Например
-Как же поступать людям, ведь нужно строить дома. Где их можно построить, чтобы не нарушить экологическую обстановку?
(-Их можно построить за городом на пустыре.)
2группа:
зачитывают статью
представляет свои выводы: «Неосторожное применение ядов и химических веществ может уничтожить всех живущих поблизости животных»
прикрепляет к доске запрещающий знак
отвечают на возникшие вопросы. Например:
-Как же поступать людям, ведь нужно выращивать урожаи зерна?
(Яды и химикаты нужно использовать в очень малых количествах, ведь они могут навредить и людям)
3группа:
зачитывают статью
представляет свои выводы: «Нельзя загрязнять водоёмы. Это может привести к гибели рыб и других животных водоёмов»
прикрепляют к доске запрещающий знак;
отвечают на возникшие вопросы. Например:
-Как же поступать людям, ведь нужно где-то брать воду для промышленности?
(-На заводах нужно ставить фильтры и очистительные сооружения, чтобы очищать использованную воду.)
Оценки за работу учащимся.
4группа:
зачитывают статью
представляет свои выводы: «Неразумная охота и промысел животных уничтожает их»
прикрепляют к доске запрещающий знак;
отвечают на возникшие вопросы. Например:
-Как же поступать людям, ведь нужно шить шубы и шапки.
(-Их можно шить из искусственного меха.)
VI.Закрепление новых знаний и способов действий
-Ваши выводы и предложения мы сейчас же отправим руководству Энской области, чтобы как можно скорее исправить бедственное положение животных.
-Почему же происходит исчезновение животных?
-Может ли подобная ситуация повториться в другой области или стране?
-Происходили ли раньше такие ситуации на Земле?
-По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц.
-Сделаем вывод что приводит к исчезновению животных?
(построение схемы)
Причины исчезновения животных
VII. Минутка отдыха
-Вслушайтесь в слова песни, какая проблема затронута автором?
(Просмотр клипа Олега Газманова «Красная книга»)
-Что такое Красная книга?
В ней записаны животные и растения, которые навсегда исчезли (чёрные страницы) или находятся на грани исчезновения.
Полностью она называется «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» - «Красная книга России». Её обложка красного цвета как сигнал опасности.
VIII.Обобщение и систематизация знаний
-Пока мы смотрели клип, по электронной почте пришёл ответ от зверей Энской области.
- Спасибо, друзья! Руководство Энской области, получив ваши рекомендации, преступило к исправлению возникшей ситуации. Принято решение очистить реки, запретить охоту в лесах, на заводах и фабриках поставить фильтры и очистительные системы, разбить новый парк в городе. Оставшихся животных поместить в заповедник.
-Ребята, знаете ли вы, что такое заповедник?
IХ.Работа с учебником
-Прочитайте в толковом словаре (учебник стр.137)
Заповедник- участок земли, либо водного пространства, в пределах которых запрещена всякая хозяйственная деятельность человека.
Постепенно в заповедниках удаётся спасать от гибели животных. Например, зубров, бобров. У нас есть закон об охране природы и нарушать его никому не разрешается.
Рассмотрите схему в учебнике стр. 136
-Зачем нужны заповедники?
Мы с вами живём рядом с удивительным заповедником, памятником природы, который называется «Белогорье» (показать на карте)
Центральная усадьба заповедника расположена в пос. Борисовка на территории участка "Лес на Ворскле". Животный мир заповедного участка весьма разнообразен (просмотр слайдов)
Х.Домашнее задание
- О заповедниках России вы узнаете из учебника стр.135-136 по желанию можете подготовить к следующему уроку сообщение об одном из них.
ХI.Подведение итогов урока
-А теперь вспомните весь наш урок и сделайте вывод коротким предложением-призывом ко всем людям
Будем беречь животных!
Мы будем заботиться о животных!
Люди, берегите и охраняйте природу!
ХII.Выставление оценок за работу на уроке.
-Ребята, мне очень понравилось вести у вас урок. Вы хорошо работали.
Оценки –
Спасибо за урок!
ХIII. Рефлексия
-Если вы хорошо чувствовали себя на уроке, довольны своей работой, вам было интересно на уроке, прикрепите своих божьих коровок на цветок.
-До свидания!
Разрушение среды обитания животных
Неосторожное применение ядов и химических веществ
Загрязнение водоёмов
Неразумная охота и промысел животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающего мира по теме:"Последовательность времен года" (система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
Представленная разработка урока постановки учебной задачи направлена на формирование следующих общеучебных компетенций обучающихся: • способность анализировать, • выделять существенное, • схематически...
методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"
Урок-исследование по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении, направлен на формирование УУД (...
разработка урока окружающего мира по теме "Апрель-водолей"
Урок по УМК "Начальная школа XXI века", соответствует требованиям ФГОС НОО. Проведен в 1 классе в форме коллектиного исследования по группам....
Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"
Разработка урока окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"
Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Транспорт"
Конспект урока по окружающему миру 1 класс«Транспорт. Кто работает на транспорте» Цель урока: Познакомиться с разными видами и функциями транспорта, а также с профессиями, связанными с...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"
Урок окружающего мира в 4 классе в форме заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года". Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с...