разработка урока окружающего мира по теме "Апрель-водолей"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Скирденко Мария Николаевна

Урок по УМК "Начальная школа XXI века", соответствует требованиям ФГОС НОО. Проведен в 1  классе в форме коллектиного исследования по группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprel-vodoley.rar686.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Апрель – водолей. В природе.

Цели:  способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях  этих признаков, создать условия для формирования УУД

  1. личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
  3. коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
  4.  регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии;

          воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, картинки на тему «Объекты природы», схема «Взаимосвязь живой и неживой природы», фотографии, листики для записей, руководство по выполнению исследования для каждой группы, дополнительные тексты, схематические рисунки методов исследования

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети стоят за конторками.1 группа

- Ребята ! Сегодня я приглашаю вас в гости к …

  - Отгадайте, к кому?

                                               Если речка голубая

                                               Пробудилась ото сна

                                               И бежит, в полях сверкая,

                                               Значит к нам пришла …

    Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая,-

   Значит к нам пришла …

                                                Если солнце разрумянит

                                                Наши щёки до красна,

                                                Нам ещё приятней станет, -

                                                Значит к нам пришла … (весна)

        (А.Некрасов)

- Итак, мы идём в гости к весне.

  1. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.

- А, вот о каком месяце мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.

 Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

                     В домик свой скворец вернулся,

        В небе жаворонка трель.

                     Кто же к нам пришёл?  (апрель)

     

- Тема нашего урока….( на доске)

Апрель-водолей.  Изменения в природе.

- Почему водолей? (мнения детей выслушиваются и выводятся цели урока)

Пословицы об апреле.

Апрель водою славен. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

Апрель с водою, а май с травою.

Апрель снег морит – сугроб горит.

Апрель со двора – отыгралась половодьем река.

Апрельские ручьи землю будят.

Апрельский скворец – весны гонец.

Апрельский цветок ломает снежок.

В апреле земля преет. В апреле земля теплеет и воды разливаются.

В месяце апреле держи одежду ближе к телу.

Не ломай печей, пока апрель у плечей.

Первый апрельский дождь воза золота стоит.

- Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?

Цель урока: узнать, какие изменения произошли в апреле месяце в неживой природе и как они повлияли на живую природу.

III . Планирование .

- Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

План урока.

  1. Изменения в неживой природе.
  2. Изменения в живой природе.

                       3. Взаимосвязь между неживой природой и живой.

4. Итог урока.

- Что будем делать на уроке, для того чтобы реализовать намеченный план? (можно провести исследование)

-  Какие методы исследования вы знаете? (на доске выставляются символы)

- Как вы думаете, какие из этих методов помогут нам изучить новый материал?

-  В ходе исследования мы составим  схему.

Дети стоят за конторками.2 группа

  1. Подготовка к изучению нового материала.

(на доске картинки с объектами природы)

- На какие группы можно распределить эти картинки?

- Какая картинка лишняя?

- Организуем наше исследование по группам

1 группа: изменения в неживой природе

2 группа: изменения в жизни зверей и птиц

          3 группа: изменения в жизни растений

V Изучение нового материала.

1.Организация работы по группам.

Мы уже начали исследование по изучению признаков весны во время экскурсии, сделали некоторые заметки, вели фоторепортаж. Но в ходе одной экскурсии не смогли увидеть все изменения, которые происходили в природе в течение месяца.

       

2.Просмотр клипа «Весна пришла».  Дети стоят за конторками.3 группа

Мы с вами просмотрим клип о весне. В ходе просмотра вы будете делать пометки на листочках в соответствии с заданием вашей группы.

Обсуждение работы в группе.

3. Физкультминутка.8 слайд

На – на – на – наконец пришла…

Д. Весна.

У. Чи-чи-чи – прилетели к нам…

Д. Грачи.

У. Ло-ло-ло – всем от солнышка ….

Д. Тепло.

  1. Прочитаете тексты и сделаете самостоятельно выводы: что происходит в природе в апреле.

- Свои выводы поместите на специальных листах.

       Физкультминутка.8 слайд

Отдых наш — физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте.)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу. (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.)

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу. (Круг руками, встряхивания кистями.)

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят, (Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.)

Как они сядут, мы тоже покажем, (Сесть за парту.)

Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.)

  1. Отчеты по группам.

-Теперь давайте дадим слово каждой группе и заполним свою схему (дети отчитываются о том, что они узнали в ходе экскурсии, просмотра клипа, из текстов и все вместе заполняем схему) 9 слайд

- Ребята, сделайте вывод, какие же изменения произошли в живой и неживой природе в апреле. (дети отвечают)

3. Взаимосвязь неживой природы и живой. 10 слайд

- Ответьте, почему произошли вот такие изменения в живой природе, что на это повлияло? (Ответы детей, установление взаимосвязей в схеме при помощи стрелок)

Солнце выше, чем зимой

Дни стали длиннее:

потепление

        - небо голубое, высокое;        - набухание почек;

    - облака белые, легкие;        - появление листьев;

    - таяние снега, льда;        - цветение растений;

    - ледоход;        - появление насекомых;

    - половодье;        - возвращение перелётных

    - осадки: снег и дождь;           птиц;

    - оттаивание почвы                - изменения в жизни

                   зверей

VI Закрепление изученного

- Посмотрите, что у нас получилось. (дети вывешивают свои получившиеся схемы, на слайде тоже появляется вся схема).

- Каждая группа сейчас должна подготовить свой рассказ об изменениях в природе и их взаимосвязях. В рассказах необходимо отметить как можно больше признаков прихода весны в апреле, назвать изменения, происходящие в неживой природе и как они повлияли на жизнь растений и животных (после подготовки, выслушиваются рассказы, остальные дополняют, если те не всё сказали).

VII. Итог урока.

Возвращение к цели урока.

- Что делали для достижения поставленной цели.

VIII Рефлексия учащихся. 11 слайд

  1. Что вас больше всего удивило в ходе исследования?
  2. Исследование – это…
  3. полезно или бесполезно?
  4. интересно или скучно?
  5. Оцените свою работу в ходе коллективного исследования.

       

на уроке я работал                                        активно  или нет    
своей работой на уроке я                             доволен или нет
урок для меня показался                             коротким или длинным
мое настроение                                            стало лучше или хуже


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Разработка урока окружающего мира по теме:"Последовательность времен года" (система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Представленная разработка урока постановки учебной задачи направлена на формирование следующих общеучебных компетенций обучающихся: • способность анализировать, • выделять существенное, • схематически...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....