Учебно-исследовательский проект "Лекарство у нас под ногами"
творческая работа учащихся по окружающему миру на тему
Лазебная Анна представила проект на Районном конкурсе детских учебных проектов и заняла 2 место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issledovatelskiy_proekt_lekarstvo_u_nas_pod_nogami.zip | 755.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
ЛИЦЕЙ № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова
Дзержинского района г. Волгограда
400137, Россия, г. Волгоград, ул. 8 Воздушной Армии, 26а. Тел.: (8442) 53-63-98, факс – 53- 62-70
E-mail-Liseum9@yandex.ru, Сайт-hhtt:/www.liseum9.ru/
Учебно-исследовательская работа
Лекарство
у нас под ногами
Работу выполнила:
Лазебная Анна
ученица 3Е класса МОУ лицея №9
Руководитель:
учитель начальных классов
Чаликова Любовь Ивановна.
Волгоград 2012
Тип проекта: учебно-исследовательский
Цель проекта:
изучить и показать полезное влияние лекарственных растений на организм человека
Задачи:
- ознакомиться с литературой и узнать об использовании человеком лекарственных растений;
- исследовать на себе и окружающих полезные свойства лекарственных растений;
- познакомиться с правилами сбора и охраны лекарственных растений;
- показать важность бережного отношения к природе родного края.
Предмет исследования:
- лекарственные растения Волгоградской области
Автор проекта:
Лазебная Анна, ученица 3е класса, МОУ лицея №9
Руководитель проекта:
Чаликова Любовь Ивановна, учитель начальных классов МОУ лицея №9
Механизм реализации проекта:
Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с родителями и обучающимися 3е класса лицея, педагогом и библиотекарем
Практическая значимость работы
Использование на уроках «Окружающий мир» и классных часах
Мотив выбора исследования (Актуальность):
Много трав растут полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы растения эти знаем.
Бережем и охраняем.
В Книгу Красную они
Многие занесены.
Мы их рвем не на потеху.
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди сделают лекарства.
Растительный мир подарил человеку замечательное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья для человека. Мы должны сберечь то, что для нас сохранили наши предки. Все мы дети Земли, должны заботиться о растениях. Каждый человек должен помнить: Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет. В руках человека красота и богатство родной земли. Давайте помнить об этом!
Гипотеза:
лекарственных растений становится мало
Методы исследования
- Изучение литературы по данной теме в библиотеке лицея.
- Посещение аптеки по месту жительства.
- Проведение опроса учащихся класса:
«Что вы знаете о лекарственных растениях?»
- Исследование полезных свойств лекарственных растений на организм человека.
- Рекомендации учащимся моего класса по сбору и охране лекарственных растений.
Продукт проекта:
- создание буклета:
«Лекарственные растения Волгоградской области»
- презентация проекта
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап (погружение в проект):
- выбор темы и её конкретизация;
- определение цели и формулирование задач;
- разработка проекта.
Этой зимой в нашем городе была эпидемия гриппа. Я заразилась и заболела. У меня была высокая температура, кашель и общее недомогание. Мама и бабушка вызвали врача на дом. Мой доктор выписала лекарства и посоветовала также лечиться народными средствами. Состав лекарственных растений бабушка использовала для приготовления ингаляций, полоскания и для приема внутрь. В аптеке бабушка купила состав трав под названием «Грудной сбор». В его состав входят такие растения как ромашка, душица, подорожник, солодка, мать-и-мачеха, алтей. Этим настоем я полоскала горло, делала ингаляции и постепенно мне становилось лучше, я стала поправляться и выздоравливать. Я поинтересовалась у бабушки, что же это за растения- спасители. Она сказала, что эти растения обладают лечебными свойствами. Они растут на полях, около дорог, на лугах. Растения неприхотливые.
Меня очень заинтересовало: а какие ещё растения могут помогать человеку, обладают лекарственным свойством. Так возникло моё решение работать над темой «Лекарство у нас под ногами».
Я поставила перед собой цель:
изучить и показать полезное влияние лекарственных растений на организм человека
Меня поддержали и пришли на помощь мои мама, бабушка и учительница.
Во время опроса учеников моего класса я выяснила, что ребята слышали о некоторых лекарственных растениях, но затруднялись точно назвать, какими лечебными свойствами обладают растения, которые у нас «под ногами». Это тоже подтолкнуло меня заняться этой работой. Я захотела узнать сама больше о лекарственных растениях и рассказать о них моим одноклассникам.
Первым делом я посетила школьную библиотеку. Школьный библиотекарь посоветовала мне литературу, в которой можно прочитать о лекарственных растениях нашего края. Вместе с бабушкой посетили аптеку, опросили знакомых, кто и когда использует лекарственные растения. Помогли мне и уроки окружающего мира.
И вот, что я узнала, работая над этой темой.
Основной этап
- ознакомление с литературой в библиотеке лицея;
- экскурсия в аптеку;
- выступление перед одноклассниками и проведение опроса;
- работа с Красной книгой Волгоградской области;
- составление памятки
- оформление результатов работы
Работа в библиотеке. Знакомство с литературой по теме.
История использования лекарственных растений человеком.
Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья. Многие из них прошли многовековую проверку и составляют бесценный фонд современной фитотерапии. История народной фитотерапии имеет возраст, равный истории человечества. Право на жизнь завоевали те лечебные эффекты растений, которые были очевидны. Сведения о действии растений на больной организм передавались из поколения в поколение и порой хранились в тайне, оставаясь достоянием узкого круга людей, например, семьи. Народная фитотерапия сохранила для потомства бесценный опыт прошлого по лечению различных заболеваний.
Использование растений для лечения болезней и укрепления здоровья началось в глубокой древности. Ещё первобытные люди пользовались дарами «живой аптеки» - природы. Особенно широко лечение травами применялось в древней Палестине, Египте, Греции, Риме, в Индии и Китае. Много интересных сведений по лечебному употреблению растений приведено древними мыслителями и врачами: Гиппократом, Диоскоридом, Галеном.
В середине века значение лекарственных растений возрасло ещё больше. Выдающийся таджикский ученый Абу-Али-Иби-Сипа (Авиценна), живший в то время, в своей знаменитой книге «Канон вребной науки» - приводит сведения почти о девятистах лекарственных растениях. Широко пользовались лекарственными растениями жители Армении и Грузии. Многие лекарственные растения привозились из Индии.
Лечебные травы были популярны и у предков славян, населявших территорию европейской части нашей страны. С принятием христианства и появлением монастырей использование лекарственных растений значительно расширилось. Монахи, пользуясь сведениями из греческих травников, употребляли не только привозные сушеные травы, но и местные растения.
Экскурсия в аптеку. Беседа с фармацевтом.
Первые аптеки появились 300 лет тому назад. В них продавали лекарственные травы. Собирали их травники. Они на все лето уходили на луга, в болота, в горы, в поле, в леса, где и собирали эти растения. А лечили людей целители (или знахари).
Первый русский «Травник» был издан в 1588 году, создание в середине 17 века аптекарского приказа привело к значительному расширению употребления лекарственных растений. Началось изучение не только местных, но и произрастающих во всех осваиваемых землях. Стали закладываться аптекарские огороды, в которых специально выращивали лекарственные растения. При Петре I такие огороды были созданы при военных госпиталях и во всех крупных городах. В Астрахани и Лубнах появились большие плантации лекарственных трав. В конце 18 века изучением лекарственных растений занялись ботаники и врачи. Собранные и проверенные врачами сведения из народной медицины позволили обогатить арсенал лечебных средств ценными растениями, многие из которых не утратили своего значения до настоящего времени.
Бурное развитие использования лекарственных растений началось после революции. Большое значение для развития научно-исследовательской работы в области лекарственных растений в 1931 году была создана специальная организация – Всесоюзный научно-исследовательский институт лекарственных растений (ВИЛРА).
Лекарственные растения в нашей жизни.
Во все времена человека волновала проблема лечебной ценности лекарственных растений. Растениями - целителями могут быть вездесущие сорняки, например одуванчик, издавна называемый «эликсиром жизни» или крапива - копилка витаминов. Не торопитесь избавляться на участке от сорняков, а постарайтесь прежде узнать об их полезных свойствах, тем более некоторые относятся к пищевым и специально возделываются (фиалка, одуванчик и др.) применяются для витаминизации пищевых продуктов.
В далеком прошлом растения были единственным источником лекарственных средств. Сейчас людей лечат врачи, которые изучают организм человека, а также применение лекарственных растений. По мере совершенствования химической науки человек научился создавать и выделять биологически активные вещества, которые помогли побороть многие ранее неизлечимые болезни. Быстрота и надежность их лечебного эффекта создали предпосылки к вытеснению из медицинского обихода многих лекарств синтетического происхождения. Установлено, что синтетические лекарственные средства в значительной степени аллергизируют организм, их прием сопровождается появлением отрицательных побочных эффектов в виде сыпи, крапивницы и даже анафилактического шока.
В настоящее время в медицинской практике широко прибегают к одновременному использованию как лекарственных трав, так и синтетических препаратов.
Лекарственные растения нашли широкое применение в стоматологической практике. Препараты растительного происхождения отличаются от синтетических тем, что имеют широкий спектр применения и представляют собой хорошо сбалансированный комплекс микроэлементов, витаминов, эфирных масел и биогенных веществ, и при этом не имеют побочных эффектов.
Настало время рационально использовать и воспроизводить лекарственные растения, чтобы не обеднять природу. Мы должны сберечь то, что для нас сохранили наши предки. Следует шире практиковать разведение целебных растений в садах и огородах, создавая для них условия, близкие к природным, чтобы они накапливали как можно больше биологически активных веществ. Каждый из нас должен научиться искать, собирать и охранять дары природы. Перед сбором растений необходимо изучить их описание, особенности развития, способы культивирования, сбора, сушки и хранения. Это позволит рационально использовать сырье с лечебной целью. Лекарственные растения должны стать истинными друзьями нашего здоровья.
Лекарственных растений еще много на Земле, но мы должны разумно их использовать. Все мы дети Земли, должны заботиться о растениях. Каждый человек должен помнить: «Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет»!
Выступление перед одноклассниками и проведение опроса
Я решила привлечь одноклассников к теме своего проекта, провела опрос и викторину «Кто больше знает лекарственных растений?»
Проанализировав результаты опроса и викторины, выяснила, что ребята слышали о некоторых лекарственных растениях, но затруднялись точно назвать, какими лечебными свойствами обладают растения, которые произрастают рядом с человеком, которые у нас «под ногами». Я захотела узнать сама больше о лекарственных растениях и рассказать о них моим одноклассникам.
Работая над темой, я прочитала много интересных книг. В них я узнала о лекарственных растениях нашего края. Волгоградская область – уникальный по своим природным условиям и ресурсам регион России. У нас произрастает большое количество лекарственных растений, некоторые занесены в Красную книгу. Вот что я узнала о некоторых растениях нашего края, выпустила буклет «Лекарственные растения Волгоградской области».
Лекарственные растения нашего края
Крапива.
Многолетнее травянистое растение. Стебли и листья покрыты жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамины, их завариваются как чай и применяют наряду с другими очищающими травами при золотухе, фурункулезе, сыпях, при нарушениях обмена веществ. Крапивой лечат анемию, она помогает при бронхитах и болезнях легких. Трава и цветы крапивы входят во многие сборы, назначаемые как успокоительные и желудочные. Можно также использовать порошок из листьев, давая его детям и животным на кончике ножа с пищей. Молодые побеги крапивы употребляют для супов и салатов, а также как корм для домашнего скота и птицы.
Подорожник большой.
Многолетнее травянистое растение. В листьях содержится аскорбиновая кислота и дубильные вещества. Растет вдоль дорожек. Листья подорожника широко используют в медицине как отхаркивающее средство при острых и хронических заболеваниях органов дыхания. Подорожник применяется в гинекологии, в стоматологии, дерматологии, в медицинской промышленности в ветеринарной практике. Врачи назначают больным гастритом, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки при нормальной и пониженной кислотности. Также для подорожника нашлось применение в косметической промышленности и при изготовлении экзотических блюд.
Одуванчик лекарственный.
Во Франции очень популярен салат из одуванчиков – это первые весенние витамины. В медицине применяют корни одуванчика, готовят из них отвар. Применяется отвар в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, а именно при гастритах и для повышения аппетита. Издавна им лечились не только люди, но и птицы, животные. К ним нужно относиться, очень бережно не рвать с корнем, не топтать без нужды.
Чистотел большой
Растет этот сорняк в тенистых местах светлых рощ и боров, около жилья – на огородах, в садах и старых парках. В народе его называют «желтомолочник», «чистая трава», «ласточкина трава», «бородавочник».
Сильно ядовитое растение. Чистотел задерживает рост клеток и может быть рекомендован после онкологических операций. Настой обладает желчегонным, спазмолитическим, мочегонным и противовоспалительным свойствами.
Тысячелистник
Если посмотреть на листочки, становится понятно, отчего пошло название – каждый лист разрезан на мелкие дольки. Это одно из древнейших лекарственных растений Тысячелистник лечит раны, останавливает кровотечение.
Мать-и-мачеха
Листья мать-и-мачехи оказывают противовоспалительное и антисептическое действие. Применяют это средство при дистрофической форме парадонтоза* и для профилактики кариеса в виде полоскания. Примочки с соком алоэ и каланхоэ также дают хороший эффект при парадонтозе.
Зверобой
Зверобой считается магическим, предохраняющим от порчи, привидений. Большие заросли он образует редко. Растет в основном полосами вдоль опушек сухих хвойных лесов, в сухих лугах, на вырубках, вдоль дорог, по окраинам полей, на лесных полянах. Народная мудрость гласит: «Как нельзя без муки испечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить болезни», и называют его травой от 99 болезней. В официальной медицине используют зверобой как вяжущее, противовоспалительное, стимулирующее регенерацию тканей, противомикробное средство. Препараты из него обладают спазматическим, ранозаживляющим и желчегонным свойствами. Применение при хронических гастритах, колитах, заболеваниях печени, язве желудка, подагре, ревматических заболеваниях, ночном энурезе у детей, диарее, нервных заболеваниях, мастопатии, диатезе. Трава зверобоя входит во многие лекарственные сборы. Зверобой входит в состав зубных эликсиров, паст, лосьонов, шампуней.
Ромашка аптечная или лекарственная
Ромашка обладает противовоспалительным и противоаллергенным действиями, усиливает процессы регенерации. Настой ромашки замедляет процессы брожения, снимает спазмы кишечника и отек слизистой желудка, усиливает выделение желчи, способствует быстрому заживлению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Настойку ромашки используют для промывания язв, экзем, и воспаленных век. При фурункулах, потливости и геморрое её используют в виде примочек. А также используется в парфюмерии, стоматологии, алкогольной промышленности.
Кроме того, известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый оттенок. Ромашку полезно держать в чуланах и кухнях, где хранятся съестные припасы. Где разложено это растение, там не будет мышей.
Это интересно!
Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.
Мать-и-мачеха.
В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются мои желтые цветочные корзиночки. Цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Почему растение так называется? Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
Крапива.
Ее русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из стеблей получали волокно для выработки тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение. Где у крапивы таблетки и порошки спрятаны?
Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.
Ромашка пахучая.
Интересна история появления в России этой ромашки. Родиной её является Америка. Еще в сороковых годах прошлого столетия её показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Но в течение тридцати-сорока лет она распространилась по всей России как сорняк. Сначала семена пахучей ромашки попали вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехали по железной дороге. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полах вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки рассеялись по полотну железной дороги. Вскоре железнодорожные насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой.
Лекарственные растения мы можем собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе надо хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых растений. Так же нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Важно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе. Листья срезать ножницами, чтобы не повредить корни. Нельзя хранить травы в железной посуде, эти металлы губительны для витаминов.
Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок. Сушить растения не на солнце, а в тени. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего. Не рвать растения, занесенные в “Красную книгу”.
Не следует собирать сильно запыленные, загрязненные растения, а также поврежденные насекомыми, ржавчиной или грибковыми заболеваниями.
При сборе ядовитых растений необходимо соблюдать меры предосторожности: не трогать немытыми руками лицо, глаза. В конце работы вымыть руки.
Почки собирают ранней весной, когда они набухли, но ещё не тронулись в рост, т.е., когда их кроющие листочки(чешуйки) ещё не раскрылись.
Листья - перед началом или во время цветения растений, т.к. в это время содержание действующих веществ в них доходит до максимума. Цветки - в начале цветения.
Плоды и семена собирают вполне зрелыми, но не перезрелыми.
Подземные органы (корни, корневища, клубни, луковицы) заготавливают в период, когда все надземные части начинают уже увядать или ранней весной, до того как надземная часть пускается в рост. Выкопав, отряхивают от земли, промывают в холодной воде, крупные, мясистые органы разрезают на дольки.
Собирая растительное сырье, помните о сохранении зарослей ценных растений и избегайте хищнических приемов сбора. Это приводит к полному исчезновению ценных видов растений.
Памятка по сбору лекарственных растений.
1. Собирай только те растения, которые знаешь хорошо и разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
2. Узнай сроки сбора растений.
3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
4. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог, сильно запыленные, загрязненные растения, а также поврежденные насекомыми, ржавчиной или грибковыми заболеваниями.
5. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
6. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.
Заключение.
Проведя такую работу, узнав столько интересного, я на себе испытала целебное действие окружающих нас растений. Мы всей семьей пьем чай, заваренный на травах, делаем салаты. В нашем саду растут мята, календула, укроп. Мы с бабушкой решили делать запасы сборов разных трав, не покупая их в аптеке. Испытав на себе лечебные травы, советую и другим использовать их вместо химических препаратов. Я считаю, что можно поддерживать свое здоровье, используя «лекарство у нас под ногами», которое дешевле, а порой и полезнее химических препаратов. Меня обрадовало то, гипотеза не подтвердилась, лекарственных растений еще много на земле, но мы должны сберечь то, что для нас сохранили наши предки. Каждый человек должен помнить: Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет. В руках человека красота и богатство родной земли. Давайте помнить об этом!
Народная мудрость гласит:
- Как без муки не испечешь хлеба, так без зверобоя не вылечишь человека.
- Жгуча крапива родится, да в щах пригодится.
- Одна крапива заменяет семерых врачей.
- Чеснок да редька, так и на животе крепко.
Я продолжу работу по изучению лекарственных растений, стараясь расширить свой кругозор, обогатиться знаниями в области использования лекарственных трав, передать знания другим людям (моим одноклассникам) с целью оздоровления организма.
- Н.Вермейлен Полезные травы. 2002.
- А.М.Носов Лекарственные растения. 2004.
- Н.Н.Сафронов Полный атлас лекарственных растений. 2005.
- А. Пастушенков «Лекарственные растения». 1999.
- Лекарственные растения Волго-Ахтубинской поймы.
- Сергей Красилов Легенды о цветах. 1990 г.
- Салагаев В.А. Растения “Красной книги” Волгоградской области. 2008 г.
Я – человек очень любознательный. Меня интересует многое из окружающего мира. Смотрю телепередачи, которые расширяют мой кругозор, обогащают знаниями, задаю вопросы дома и в школе, чтобы найти ответы на интересующие меня вопросы. В мире так много интересного. Каждый день можно делать для себя открытия. Вот одно из таких открытий, сделанных мною этой зимой.
Советы по сбору лекарственных растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно-исследовательская работа "Изучение особенностей гнездования садовой камышевки"
В данной работе автор ведет наблюдения за особенностями гнездования в естественных условиях садовой камышевки, которую в народе называют малиновкой. Работа содержит фото материалы....
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики
Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий
Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"
Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Методические рекомендации по выполнению учебно - исследовательской (проектной) работы в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе
Настоящие методические рекомендации содержат подробно расписанный алгоритм проведения учебно-исследовательской (проектной) работы учащихся 3 класса при изучении раздела «Мы и наше здоровье» по учебном...
Статья «Учебно-исследовательская деятельность – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальных классов» (из опыта работы учителя).
Поэтапное формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся начальной школы....