Парламентский урок
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Тема урока: «Гражданин России»,
Цель:
- формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Конституции;
- развивать кругозор, коммуникативные навыки посредством работы в группах;
- воспитывать у учащихся граждански активных и социально значимых качеств, чувство патриотизма, любовь к Родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parlamentskiy_urok.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Парламентский урок
Провела учитель начальных классов
Прибылева Галина Григорьевна
18 октября 2012 год
Тема урока: «Гражданин России»,
Цель:
- формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Конституции;
- развивать кругозор, коммуникативные навыки посредством работы в группах;
- воспитывать у учащихся граждански активных и социально значимых качеств, чувство патриотизма, любовь к Родине;
Ожидаемые результаты обучения: в результате изучения данной темы учащиеся:
- получат представление о человеке как гражданине страны;
- ознакомятся с отдельными статьями Конституции Российской Федерации;
- узнают о правах и обязанностях младшего школьника.
Оборудование:
герб, гимн, флаг, конституция, карточки для заданий, оформление доски
(написать с одной стороны права, сдругой -обязанности, в центре тема урока и карта РФ)
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация. ,
Учитель: Сегодня мы проведём урок, который очень важный для каждого из нас. Мне хочется начать его со стихотворения Романа Сефа «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны! (записано на доске, говорят хором)
Учитель: Какие здесь ключевые слова в соответствии нашей теме урока? (Гражданин своей страны!)
II. Объявление темы и цели урока.
Учитель: Кто может сформулировать тему нашего урока? («Гражданин России»)
Учитель: Ребенок родился…
Учитель: И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин –
«Свидетельство о рождении».
. Учитель комментирует, что записано в свидетельстве о рождении.
Учитель: Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт.
Учитель: Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации. Комментарии учителя к слайду: обложка; на второй странице написано – гражданин России.
1. Введение в тему и постановка цели урока.
Учитель: Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем:
- Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом "гражданин"?
- Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Если не всякий, то какой?
- Какими качествами должен обладать истинный гражданин?
2. Мозговой штурм.
(листы бумаги )
Учитель: напишите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином.
Обсуждение в группах (5 минут). Предложения выносятся на лист бумаги, после помещается на доску. Один ученик от группы озвучивает написанное.
Подведение итогов мозгового штурма.
На доске: Гражданин своей страны – (и те качества, которые присущи гражданину)
"Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
Что произошло с этими государствами?
Что нужно сделать жителям этих государств? (создать законы)
Жители стали жить по законам. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны".
Учитель: Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ. Слово "конституция" в переводе с латинского обозначает "установление". Конституция - это основной закон, свод законов по которым живёт государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции.
Когда принята Конституция? Когда отмечается День Конституции? (12 декабря 1993 года)
Учитель: А как вы понимаете слова "права", "обязанности"? (Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет)
Какие права есть у вас по Конституции?
- Право на жизнь
- Право на свободу
- Право на личную неприкосновенность
- Право на труд
- Право на отдых
- Право на свободу слова
- Право на свободу совести
- Право на образование
- Право на медицинское обслуживание
Какие обязанности есть у вас по Конституции?
Основные обязанности гражданина России:
• Соблюдать Конституцию и законы России
• Уважать права и свободы других людей
• Защищать Отечество
• Платить налоги
• Охранять природу и окружающую среду
• Заботиться о детях, их воспитании
• Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Сейчас один представитель от каждой группы должен высказать своё мнение о том, что означает термин «ГРАЖДАНИН РОССИИ».
Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны - это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.
(Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки).
Учитель: Что вы можете сделать для своей Родины как школьник и как гражданин? Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся.
(высказывания детей)
1. Прилежно учиться.
2. Выполнять требования учителя, дежурных.
3. Соблюдать технику безопасности.
4. Беречь школьное имущество.
5. Выполнять распорядок дня.
6. Придерживаться правил культурного поведения.
7. Уважать права других.
Учитель: А какими правами вы уже пользуетесь?
- В международной Конвенции о правах ребенка говорится о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия. Эти права важны для жизни и здоровья детей, для их развития:
Каждый ребенок имеет право:
- на жизнь
- на жизнь в семье со своими родителями
- на получение образования
- на отдых
- на свободу слова и веры
- на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь
- на собственное мнение.
≪Как вы считаете, нужны ли нам законы?
- А что такое закон?
Закон – это строгое, четкое правило, повеление, принятое и утвержденное в установленном порядке.
Где принимают законы?
Парламент – это место, где депутаты принимают законы.
А кто принимает законы? Депутаты – выборные представители органов государственной власти на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
А кто их избирает? Ваши папы и мамы.
А вы можете избирать депутатов?≫
Учитель:
«Избирать вы сможете после того, как вам исполнится 18 лет.
Учитель: Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.
Человек без Родины … (что соловей без песни).
Родина-мать, …( умей за нее постоять).
Для Родины своей…( жизни не жалей).
На чужой стороне и…(весна не красна).
Жить -…(Родине служить)
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).
Восстановленные пословицы дети наклеивают на лист бумаги, прикрепляют на доску и читают пословицы.
Учитель: Какие пословицы о Родине вы ещё знаете?
IV. Итог урока.
Учитель: Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.
Рефлексия.
- Что нового ты узнал на уроке?
Приложения
Заполни пропуски в предложениях.
Мы живём в замечательной стране, имя которой – ___________________________________ .
Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что родились и живём в ней.
Основной закон нашего государства – _________________________ .
Столица России – город __________________________ .
Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________.
Государственные символы России – это ________________, ______________, _____________.
Перед тобой карта России. Отметь флажком место, где ты живёшь.
Человек без Родины … (что соловей без песни).
Родина-мать, …
( умей за нее постоять).
Для Родины своей…
( жизни не жалей).
На чужой стороне и…
(весна не красна).
Жить -…
(Родине служить)
Родной свой край…
(люби и знай, делами прославляй).
Когда была принята Конституция Российской Федерации?
А) 12 декабря 1993 г.;
Б) 11 декабря 1978 г.;
В) 4 декабря 1993 г.;
2. Что (кто) является высшей ценностью в России, по Конституции?
А) промышленный потенциал;
Б) государство;
В) человек, его права и свободы;
3. Что позволяет гражданину воспринимать свои права как обязанности?
А) хорошее знание права;
Б) способность к служению – родине, государству, обществу;
В) высокие нравственные качества;
Г) чувство патриотизма;
Д) всё перечисленное;
4. В каком соотношении находятся права и его обязанности как гражданина?
А) обязанности имеют приоритет над правами;
Б) права имеют приоритет над обязанностями;
В) нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
5. На что, по Конституции, направлена политика Российского государства?
А) на укрепление “силовых” министерств;
Б) на создание условий, обеспечивающих достигнутую жизнь и свободное развитие человека;
В) на приобретение иностранных займов;
Взаимопроверка ответов. /1-а, 2-в, 3-д, 4-в, 5-б/
пословицы
У чужой еды и вкус чужой.
Каждый кулик свое болото хвалит.
Дома и стены помогают.
Человек без родины - соловей без песни.
Своя земля и в горсти мила.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Родина – всем матерям мать.
И пылинка родной земли – золото.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
На чужой стороне и весна не красна.
Гражданин России
1. Любит свою Родину.
2. Уважает и соблюдает законы государства.
3. Активный в общественной жизни.
4. Бережёт и умножает богатства родного края.
5. Отвечает за свои поступки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Парламентского урока.
Конспект Парламенского урока "Где рождаются законы"...
Парламентский урок
Для классного часа...
Парламентский урок
Разработка Парламентского урока по теме "Закон о туризме Пермского края"...
Парламентский урок-2012 "Моя гражданская инициатива"
Сопроводительная записка Автор материала (ФИО) * Паршакова Татьяна Александровна, 09.03 1960 г.р. Должность (с указанием преподаваемого предмета) * ...
Парламентский урок во 2 классе
Цель — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения.Задачи:§ воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окруж...
Презентация "Возможны ли споры без ссоры" для парламентского урока
Что такое "дебаты"? Какие правила необходимо соблюдать для проведения дебатов? Чем дебаты лучше ссоры?...
Парламентский урок
Краткое описание проведения парламентского урока в школе....