Программа Детской Экологической Организации "Зелёный мир"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Программа Детской Экологической Организации "Зелёный мир" рассчитана на учащихся младшего школьного возраста (1-4 классы) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 43.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа детской экологической организации
"Зелёный мир"
Пояснительная записка
Программа Детской Экологической Организации "Зелёный мир" рассчитана на учащихся младшего школьного возраста (1-4 классы) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.
Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
"Зелёный мир" - программа, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с сотрудниками Баргузинского заповедника, с представителями лесопарковых хозяйств.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.
Цель программы:
- Развитие познавательной и творческой активности младших школьников;
- Формирование у них ответственного отношения к окружающей среде, понимание целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов.
Задачи:
Организационные:
- Создать условия для единства обучения, воспитания и развития школьников на основе экологического содержания;
- Строить внеклассную и внешкольную работу как продолжение, дополнение и углубление работы по экологическому воспитанию;
- Создать ученическое научное экологическое объединение, ответственное за проведение исследовательской работы, выступление на конференциях, участие в конкурсах;
- Наладить сотрудничество с местным комитетом “Охраны природы”;
- Организовать работу с родителями на основе идеи сотрудничества семьи, школы, социального и природного окружения.
Обучающие:
- Формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды, выработка ценностных установок по отношению к природным явлениям и процессам, к человеку и здоровью людей;
- Освоение нравственных запретов и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
- Приобретение начального опыта защиты окружающей среды.
Воспитательные:
- Сформировать систему кружков экологической направленности с привлечением педагогов дополнительного образования;
- Проводить систематическую исследовательскую работу на пришкольном участке;
- Организовать в школе экологическую практику: экскурсии, походы, работа на пришкольной территории и в лесопарке;
- Проводить месячник экологии – в апреле каждого учебного года, конференцию по итогам экологического года в ноябре;
- Оформление стендов по экологии.
Механизм реализации программы.
Реализация программы в соответствии с целью и задачами осуществляется по следующим направлениям:
Образовательное:
Обучение по всем предметам учебного плана в соответствии с интегрированными программами с введением дополнительных курсов:
- “Знакомство с природой” для начальных классов.
Воспитательное:
- Внеклассная программа по программе “Экология”;
- Формирование и работа кружков: “Юные натуралисты” и “Юный цветовод”;
- Работа на пришкольном участке;
- Озеленение кабинетов;
- Работа с родителями.
Культурно-массовое:
- Проведение массовых мероприятий, пропагандирующих экологически правильный образ жизни;
- Конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, театрализованных представлений;
- Выставки книг в школьной библиотеке на экологическую тематику;
- Экологические праздники, встречи с представителями комитета по охране природы.
Научно-исследовательское:
- Опытническая работа с комнатными растениями;
- Исследовательская работа по специально разработанным методикам совместно со станцией юннатов;
- Участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах: “Вода России”, “Марш парков”, «Школьный двор», «Чудеса России».
Формы и методы ведения занятий.
Теоретические:
- Беседы с использованием иллюстративного материала, гербария, моделей; с демонстрацией опытов и использованием ТСО;
- Подготовка учащимися рефератов и сообщений по темам экологии.
Практические:
- Наблюдение, игры (с готовыми правилами; игры – состязания, игры – соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые);
- Экскурсии – практикумы на учебную экологическую тропу (приложение №1);
- Изучение экологического состояния окружающей среды, закрепление и проверка поведенческих экологических умений;
- Детский экологический проект “Изучение мира домашних животных”.
Содержание деятельности:
Общение с природой:
- Наблюдения за живой природой;
- Наблюдения за комнатными растениями и домашними животными;
- Выход на экскурсии;
- Выход на природу в выходные дни (наблюдения, фотографирование, сбор лекарственных трав);
Экологические игры:
- Праздники на экологические темы: “Витамины на грядке”; “День птиц”; “Золотая осень”; “Царевна Гигиена и её друзья”;
- Выпуск экологических газет и плакатов;
- Экологические викторины, конкурсы;
- Экскурсии практикумы на учебную экологическую тропу;
- Детский экологический проект “Изучение мира домашних животных”(приложение №2)
В системе непрерывного экологического образования начальная школа является важнейшим звеном в формировании экологической культуры рекреационной (туристско-краеведческой) деятельности ребенка, в его оздоровлении. Вся работа Детской Экологической Организации “Зелёный мир” разбита на блоки:
I. Вводный.
Учащиеся должны знать:
- Что такое экология;
- Что такое фенология;
- Кто такой здоровый человек.
Учащиеся должны понимать:
- Влияние деятельности людей на окружающую среду;
- Цели и задачи курса.
Учащиеся должны уметь:
- Знания о фенологических наблюдениях при ведении дневника природы.
II. Эколого-краеведческий.
Учащиеся должны знать:
- Многообразие растений и животных леса, луга;
- Типичные растения и животные природной зоны края;
- Редкие и исчезающие растения края;
- Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своей природной зоны).
Учащиеся должны понимать:
- Значение леса, водоёма, луга в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и туризме;
- Влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);
- Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
- Определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду;
- Определять состояние погоды с помощью растений и местных признаков;
- Приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания.
III. Эколого-валеологический.
Учащиеся должны знать:
- Свой организм – как он устроен;
- Об основных правилах гигиены;
- Заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры их профилактики;
- Ядовитые и несъедобные растения своего края.
Учащиеся должны понимать:
- Влияние условий окружающей среды на здоровье человека;
- Необходимость в сохранении “чистоты” среды обитания человека для сохранения его здоровья.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять правила личной гигиены;
- Выполнять правила оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях и ожогах в полевых условиях;
- Выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики, укрепляющей здоровье.
IV. Нормативный.
Учащиеся должны знать:
- Нормы и правила рекреационного природопользования (поведение в природе);
- Нормы и правила обращения с дикими животными;
- Нормы и правила вспомогательного природопользования (сбор лекарственных, плодово-ягодных растений).
Учащиеся должны понимать:
- Что правильно выбранная норма поведения снизит нагрузку на природу;
- Длительность периода “заживления ран “ нанесенный неправильным поведением в природе.
Учащиеся должны уметь:
- Утилизировать разные типы бытовых отходов на природе во время походов;
- Собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;
- Объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.
V. Экологический практикум.
Учащиеся должны знать:
- Специальное оборудование для изучения окружающей среды.
Учащиеся должны понимать:
- Значение изучения окружающей природной среды для её сохранения;
- Взаимосвязи компонентов природы (т.е. целостность ландшафта); место туризма в этой системе взаимосвязи и взаимозависимости.
Учащиеся должны уметь:
- Вести наблюдения за природой (фенологические наблюдения) и фиксировать их в календаре природы (в течение года);
- Выявлять закономерности окружающей среды и их объяснять (сезонность, целостность);
- Изготавливать простейшее самодельное оборудование для исследовательской работы.
Формы работы.
1 блок. 1 класс. “Я в этом мире”.
- Классный час “Что такое экология?”;
- Классный час “Жалобная книга природы”;
- Классный час “Аптека на грядке”;
- Классный час “Учись быть здоровым”.
Внеклассные мероприятия:
- Экскурсия на пришкольный участок;
- Посвящение в охранники природы;
- Участие в “Зеленой олимпиаде”;
- Посещение станции юннатов;
- Праздник “Витамины на грядке”;
- Выставка творческих работ.
2 блок. 2 класс. “Природа – мой дом”.
- Классный час “Лес – человеку”;
- Классный час “Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – береги!”;
- Классный час “Лес – наша аптека”;
- Классный час “Обитатели леса”.
Внеклассные мероприятия:
- Экскурсия в осенний лес;
- Конкурс рисунков “Берегите леса!”;
- Участие в “Зеленой олимпиаде”;
- Посещение станции юннатов;
- Праздник “Золотая осень”;
- Выставка творческих работ.
3 блок. 3 класс. “Здоровье и я”.
- Классный час “Уроки Айболита: правила на всю жизнь”;
- Классный час “Правильное питание – залог здоровья”;
- Акция “Бой вредным привычкам!”;
- Классный час “Закаляйся как сталь – секреты долголетия”.
Внеклассные мероприятия:
- Экскурсия в парк;
- Конкурс рисунков “Мы за ЗОЖ!”;
- Участие в “Зеленой олимпиаде”;
- Игра-практикум “Помоги себе сам”;
- Праздник “Царевна-гигиена и её друзья”;
- Выставка творческих работ.
4 блок. 4 класс. “Берегите природу”.
- Классный час “Искру туши до пожара”;
- Классный час “Животные Красной Книги Бурятии”;
- Акция “Сохрани природу!”;
- Конкурсная программа “Веселая палитра экологии”.
Внеклассные мероприятия:
- Конкурс мини-сочинений “Я – Вода!”, “Я – Земля”;
- Экскурсия “Многообразие растений в окрестностях школы”;
- Участие в “Зеленой олимпиаде”;
- Работа на пришкольном участке;
- Праздник “День птиц”;
- Выставка творческих работ.
Заключение
В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.
В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление школы – эколого - валеологическое образование и воспитание, состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.
Список литературы.
Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2008 - 230 с.
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с.
Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2005 - 120 с.
Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1995 - 230 с.
Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.
Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.
Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. - М.: Высшая школа, 1992 - 243 с.
Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.
Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.
Поплянова Е.М. А мы на уроке - играем: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1994 - 227 с.
Рахманов А.И. Птицы - наши друзья: учеб. пособие. - М.: Росагропромиздат, 1989 - 286 с.
Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. - М.: Детская литература, 1989 - 240 с.
Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас: Ирис, 2004. - 113 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Детский музыкальный театр"
программа кружка...
Образовательная программа детского пришкольного лагеря "Эврика"
содержит пояснительную записку и тематическое планирование...
Образовательная программа детского объединения «Юный инспектор движения» /для обучающихся 10-12 лет, срок реализации программы три года/
Образовательная программа детского объединения "Юный инспектор движения" (для детей 10 - 12 лет). Программа расчитана на три года....
Протокол областного этапа Всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета 2019"
Учащиеся моего класса принимали участие в разных номинациях конкурса. Но победу принес отрывок из спектакля "До свиданья, Овраг!" В его постановке принимали участие ребята из 1-4-х клас...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...
Внеклассное мероприятие "День рождения детской экологической организации "Журавлик"
Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому направлению "День рождения школьной общественной экологической организации "Журавлик", расчитанный на учащихся 1-х классов. Здесь ест...
Муниципальный этап 20 всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета-2022"
За подготовку победителя в номинации "Многообразие вековых традиций"...