Урок "Развитие животных"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект не мой. Я взяла его с диска "Поурочные планы 3 - 4 класс. Окружающий мир. Программа "Гармония". Издательство "Учитель". Я дополнила его презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zhivotnyh.rar | 828.14 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗвитие ЖИВОТНЫХ
(урок-сказка)
Цели: сформировать представления о жизненных циклах разных групп животных; развивать умения прослеживать последовательность развития живых организмов, предлагать варианты решения экологических проблем; воспитывать экологически грамотное поведение в природе и в быту.
Оборудование: иллюстрации (цыпленок, коза, бабочка, черепаха, лягушка, рыба, курица); запись песни «Кто же такие птички».
Ход урока
I. Организационный момент.
И все засуетилось,
Все гонит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Ф. Тютчев
II. Изучение нового материала.
В мире животных
Слово учителя. Самое полное, самое точное знание природы лежит за пределами школьных учебников, и в основе его – наблюдение за жизнью живых существ в повседневном общении с ними. Для этого необходимы такие качества, как наблюдательность, умение подмечать характерные черты животного, устанавливать взаимосвязь явлений, размышлять, ставить себя на место живого существа и видеть мир его глазами. Этими умениями в совершенстве владели наши предки. Да оно и понятно: на заре своей истории человек был очень тесно связан с животным миром, – надо было знать, на каких животных и как охотиться, а каким и сам человек мог послужить неплохим обедом. Позже знание повадок и особенностей животных помогло человеку приручить некоторых из них.
К сожалению, сегодня большинство людей, живя в городах, утратили вместе с необходимостью повседневного изучения природы и понимание законов ее существования. Но умение наблюдать и мыслить поможет нам вновь осознать законы сосуществования живых существ. Сейчас это необходимо как никогда.
– Отгадайте загадку:
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Цыпленок.)
На доске: изображение цыпленка.
Сказочное путешествие с цыпленком.
Жил-был цыпленок
От автора текст сказки читает учитель. Роли Цыпленка, Козы, Божьей коровки, Бабочки и др. исполняют дети.
Учитель задает вопросы, помогает детям при ответах.
Автор. Жил на свете Цыпленок. Он был маленький. Вот такой…
Учитель демонстрирует на доске рисунок.
Цыпленок. Где моя мама? Почему я один? Кто я?
– Ты птичка.
Цыпленок. Кто такие птички? Я отправляюсь в путь, чтобы найти ответ.
Звучит песня, или учитель читает первый куплет песни.
Кто же такие птички?
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.
А почему? А потому, трудно на свете, трудно на свете
Жить одному, жить одному, жить одному!
– Мы отправляемся в сказочное путешествие с цыпленком.
На лесной опушке Цыпленок повстречался... а с кем, – отгадайте загадку:
В капусту он забрался
Осеннею порой –
Рогатый и лохматый,
И с длинной бородой. (Козел.)
На доске: рисунки с изображением животных: козы, козла, козленка.
Цыпленок (обращаясь к Козе). Ты моя мама?
– Как вы думаете, что ответила коза? (Нет.) Почему?
– К какой группе животных относится коза? (Млекопитающие, звери.) Приведите примеры других млекопитающих.
– Назовите существенные признаки животных.
– Где они обитают? Каков их образ жизни?
Далее учитель беседует о способах размножения животных.
– Млекопитающие являются живородящими. Половые клетки самца и самки сливаются не во внешней среде, а внутри организма самки, где и развивается зародыш.
– На кого похожи малыши млекопитающих? (На родителей.)
Коза. Птичками зовут тех, кто летает.
– И отправился Цыпленок дальше, напевая песню.
Помню, помню,
Помню, помню,
Птицами считают
Только тех,
Только тех,
Которые летают,
Только тех, которые летают,
Птичками, птичками, птичками считают!
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.
А почему? А потому трудно на свете, трудно на свете
Жить одному, жить одному, жить одному!
– На лугу Цыпленок увидел красивую...
– Отгадайте загадку:
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу.
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю. (Бабочка.)
– Цыпленок остановился, чтобы послушать разговор.
Сценка.
Божья коровка. Все-таки не пойму я вас, бабочек. Ведь вам ради красы и жизни не жаль. Ваши пестрые узорные крылья любая птица заметит.
Бабочка. Ох, напугали! Говорите, мои крылышки издали заметит? Тогда смотрите! Ну как?
Божья коровка. Здорово! Оказывается, твои крылья снизу совсем другие.
Бабочка. Этим и спасаемся! Кто оборачивается сухим листком, кто зеленым. А другие бабочки, наоборот, распахивают их. Сядут на яркий цветок, раскроют крылья.
Цветок голубой – и бабочка голубая. Цветок белый – и крылья бабочки тоже. Так вот и спасаемся от птиц. Окраска у нас защитная!
– Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница.
Цыпленок (обращаясь к бабочке). Ты моя мама? Ты так красиво летаешь.
– Что ответила бабочка? (Ответы детей.)
– К какой группе животных относятся бабочки? (Насекомые.)
– Из перечисленного ряда животных укажите насекомых:
бабочка, окунь, ласточка, паук, улитка, сокол, моль, аист, цапля, попугай, рак, оса, крот, крыса, овца, гусь, кузнечик, утка, щука, майский жук, блоха.
– Назовите одинаковые признаки насекомых. Где они обитают? Их образ жизни.
– Похожи ли малыши насекомых на своих родителей? (Нет.)
Бабочка. Птицы могут летать. Стрекоза тоже летает. Но птички поют песенки.
– И отправился Цыпленок дальше, напевая песню.
Знаю, знаю,
Знаю, знаю,
Птичек узнают,
Потому что,
Потому что
Птички песенки поют,
Только тех, которые поют,
Птичками, птичками всюду признают!
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.
А почему? А потому, трудно на свете, трудно на свете
Жить одному, жить одному, жить одному!
– На болоте он услышал песню.
Любители лягушечьего пенья,
Я понимаю ваше нетерпенье:
Уж спать пора, а их все нет и нет...
Но горевать и хмуриться – не след.
Сейчас у них глаза нальются кровью,
Растянутся резиновые рты,
И все ночные звуки перекроет
Мелодия волшебной красоты.
И всем лицом – безжизненно-спокойным –
Насторожится бледная луна.
И словно перезвоном колокольным
Душа людская будет смущена...
Пускай на них царевичи плюют.
Пускай их глупый селезень проглотит,
О боже, как на клюквенном болоте
Лягушки беззащитные поют!
Цыпленок (обращаясь к лягушке). Ты моя мама? Ты так красиво поешь!
– Что ответила лягушка?
– К какой группе животных относятся лягушки? (Земноводные.) Приведите примеры других земноводных.
– Назовите существенные признаки земноводных. Где они обитают? Их образ жизни.
– Похожи ли малыши земноводных на своих родителей? (Нет.)
Лягушка. Птицы могут петь, лягушки тоже поют, но птички гнезда вьют.
– И отправился Цыпленок дальше, напевая песенку.
Птички, птички,
Птички, птички
Песенки поют,
Птички, птички,
Птички, птички
Даже гнезда вьют,
Птички, птички песенки поют,
Гнезда вьют, гнезда вьют, даже гнезда вьют!
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.
А почему? А потому, трудно на свете, трудно на свете
Жить одному, жить одному, жить одному!
– Цыпленок подошел к пруду. Вода была чистая и прозрачная. На дне пруда он увидел гнездо.
Настоящее гнездо выстроила себе рыбка колюшка. Строил самец; для постройки брал только самые тяжёлые стебельки трав, которые не всплывают, если их возьмёшь со дна ртом и подкинешь вверх. Укрепил стебельки на песчаном дне. Склеил стены и потолок своим клеем и заткнул все дырочки мхом. В стенках гнезда он оставил две двери. (По В. Бианки.)
Цыпленок (обращаясь к рыбке). Ты моя мама? У тебя такое красивое гнездо.
– Что ответила рыбка?
– К какой группе животных относятся рыбы? (Группа Рыбы.)
– Приведите примеры других рыб.
– Назовите существенные признаки рыб. Где они обитают? Их образ жизни?
– Похожи ли малыши рыб на своих родителей?
Это интересно!
У колюшки в гнезде из каждой икринки вывелось по мальку колюшонку, всего – сотня колюшат.
У леща – сотни тысяч.
У трески не перечесть: наверно, миллион мальков.
(По В. Бианки)
Беспризорные
Лещ и треска совсем о своих детях не заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся.
Конечно, беспризорным нелегко живется. Под водой много прожорливых чудовищ, и все они падки до вкусной рыбьей и лягушечьей икорки, до рыбёшек и лягушат.
Сколько гибнет рыбьих мальков и головастиков, сколько опасностей им грозит, пока они не вырастут в больших рыб и лягушек, – прямо подумать страшно.
В. Бианки
Рыбка. Птицы вьют гнезда. Рыбка колюшка тоже строит гнездо. Но птички несут яички.
– И отправился Цыпленок дальше, напевая песенку.
Птички, птички,
Птички, птички,
Кто ж такие – птички?
Это те, которые несут яички,
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля!
– Неподалеку от пруда он повстречал странное животное.
– Отгадайте загадку:
Она всегда всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своем дому? (Черепаха.)
Цыпленок. Ты моя мама? Ты тоже откладываешь яички.
– Что знаете о черепахе?
– Опишите ее.
Это самые древние животные на Земле. Они жили еще тогда, когда по земле ходили динозавры. Тело черепах защищено панцирем, который спасает от хищников. Черепахи – долгожители. Они живут более 100 лет.
Есть черепахи наземные и водные, хотя потомство все они выводят на суше.
Они едят траву, листья одуванчика и подорожника, водоросли, рыб и лягушек.
Черепахи могут долго обходиться без пищи, но совсем не переносят холода. В холодное время года они впадают в спячку.
– К какой группе животных относится черепаха? (Пресмыкающиеся.) Приведите примеры.
– Назовите существенные признаки пресмыкающихся.
– Похожи ли малыши пресмыкающихся на взрослых животных? (Да.)
Черепаха. Птички несут яички. Черепахи тоже откладывают яички, но птички летают, поют, вьют гнезда. Ищи свою маму на птичьем дворе.
– И отправился Цыпленок опять в путь.
Если ты знаешь, если ты знаешь, что ты за птица,
Это тебе, это тебе всегда пригодится,
А почему? А потому, это понятно, это понятно
Тебе самому, тебе самому, тебе самому!
Знаю, знаю,
Знаю, знаю,
Птицами зовут,
Которые летают,
Которые поют,
Которые несут яички,
Гнезда вьют,
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Вот этих самых, которые
Птицами, птицами, птицами зовут!
– На птичьем дворе цыпленок встретил птиц.
Цыпленок. Кто моя мама?
Утка. У моей соседки появились детки.
У моей соседки,
Курочки-наседки,
Рано утром из яйца
Появились два птенца,
Два пушистеньких комочка –
Два цыплёнка – сын и дочка,
Маму слушают всегда,
Друг от друга никуда,
До чего же хороши
У наседки малыши!
– На поляне зазеленела травка и после долгой зимы вышли на поляну...
Не хочу один жевать я!
Пусть скорей приходят братья!
– Где ж они? – Под старой липой!
– Как зовут их? – Цыпа-цыпа!
– На поляну вышли цыплята.
Цыпленок (обращаясь к курице). Ты моя мама? Почему?
Курица. Ты похож на меня. У тебя есть перышки!
– Сколько перьев у птиц?
Это интересно!
У голубя 2600 перьев, у кряковой утки – 12 тысяч, у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и шее.
Физкультминутка
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой.
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите.
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите.
Раз и два, раз и два!
Рассказ учителя.
Птицы
После суровой зимы в наши края возвращаются перелетные птицы. У всех наших птиц размножение начинается весной, хотя и в разные сроки. Это зависит от наличия корма: птицы появляются тогда, когда необходимая им птица будет в изобилии. Вот пары образованы, и «супруги» приступают к строительству новых или ремонту старых гнезд, которые бывают самые разные.
Кладки яиц в гнездах тоже разные.
Посмотрите, какие яркие и совсем незаметные, сливающиеся с предметами и фоном окружающей среды. Все это для того, чтобы как можно лучше и надежнее замаскировать кладку и сохранить будущее потомство.
Некоторые птицы строят гнезда на воде или у водоемов.
После откладки яиц птицы приступают к их насиживанию.
Разговор у нас пойдет о птицах.
Знаешь ты и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют,
Мошек, червяков клюют,
Что все время тук да тук
Дятел – леса верный друг.
Ищет дятел для обеда
Усача и короеда.
Скачет резвая синичка
Вправо, влево, вверх и вниз.
У синички есть привычка:
Ветку каждую и лист
Оглядит, и от букашки
Будет лист надолго чист.
Вот он, милый скворушка,
Греется на солнышке.
Верен он своей природе:
Он находчив, ловок, смел.
Он сегодня в огороде
Всю капусту осмотрел
И со всех листов капустных
Червяков поел. Как вкусно!
Ю. Тувим
– Перечислите признаки внешнего строения птиц. (Туловище обтекаемой формы; шея тонкая и гибкая; клюв; передние конечности – крылья; перьевой покров.)
– Отгадайте загадки:
Только солнце луч покажет,
Он уже стоит на страже,
Песню звонкую поет,
Утро в гости к нам зовет. (Петух.)
Небольшая птичка в небесах порхает,
Гнездышко-кувшинчик сверху охраняет,
Если ж она низко у земли летает,
Это значит, птичка дождик предвещает. (Ласточка.)
Лишь только вечер на землю спустился,
Все стихло вокруг, стоит тишина,
Ее нарушает песнь маленькой птахи,
От звуков которой пылает душа. (Соловей.)
Озеро, как зеркало, на солнышке блестит,
На самой серединочке красавица сидит.
Крылышки вспушенные, хвостик приподнят,
Шея величавая откинута назад. (Лебедь.)
Я – птица самая большая,
В степях, пустынях я живу
На самом жарком континенте.
Летать я вовсе не могу
Но если хищника увижу,
Спасаюсь бегом (как экспресс),
Вблизи – ногами защищаюсь,
Смотри, ко мне ты, враг, не лезь. (Страус.)
Живу в лесу я очень тихо,
Днем вряд ли встретишь ты меня,
Но если ночью ты заглянешь в лесную чащу,
Вот тогда я вдруг блесну,
Сверкну очами, скажу: «Ух-ух!»
И сразу ты узнаешь хищника
Ночного, тайком слетевшего с сосны. (Филин.)
– Кто дважды родится? (Птица. Сначала на свет появляется яйцо, из которого выходит птенец.)
Практическая работа «Составление цикла развития птицы».
Учитель вывешивает на доску картинки, изображающие стадии развития курицы. Картинки в беспорядке разбросаны по пространству доски. Дети располагают картинки по круговой схеме, комментируя свои действия.
Учитель предлагает детям рассмотреть семя одуванчика и яичную скорлупу и описать, какие они.
Ученики поворачиваются друг к другу (в группах по 4 человека). Учитель раздает в каждую группу семя одуванчика и яичную скорлупу.
Дети трогают, нюхают, рассматривают и обсуждают в группах замеченное ими. Затем учитель просит назвать свойства яичной скорлупы. Каждая группа называет одно свойство. (Она твердая, хрупкая, белая, на ней пупырышки, под ней есть мягкая пленочка.)
Работа по учебнику (ч. 2, с. 69–70): чтение текста.
– Какую функцию выполняют белок и желток? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника.)
Желток – источник пищи и частично воды, белок выполняет защитную функцию, предохраняет желток от механических повреждений и служит основным источником воды.
– Почему яйца, предназначенные для хранения, не рекомендуют мыть? (Смывается надскорлуповая оболочка, предохраняющая яйцо от проникновения микроорганизмов, которые могут вызвать его порчу.)
– Каких птиц разводят для получения яиц? (Кур, перепелов. Их яйца употребляют в пищу. Яйца перепелов имеют целебные свойства. Яйца уток, гусей не рекомендуют употреблять в пищу, так как они могут содержать возбудителей заболеваний.)
III. Закрепление изученного материала.
– Составьте схему «Разнообразие животных».
Дети называют группы животных, а затем дополняют таблицу.
На доске:
Работа в тетради № 2 (задание 7, с. 18).
Ответ на задание 18.
Цикл развития курицы: яйцо – цыпленок – курица – яйцо.
(21 день) (8–9 мес.)
– Сколько продолжается цикл развития курицы? Ответ на этот вопрос вам помогут узнать родители или книги.
Дидактические игры.
«Угадай сказку или басню».
1) Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей. (Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок».)
2) Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки. («Гуси-лебеди».)
3) Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости хитрой рыжей плутовки. (И. А. Крылов «Ворона и лисица».)
4) Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим источником доходов для бабки с дедом. («Курочка-ряба».)
5) Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя. (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».)
6) Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть с места средство передвижения. (И. А. Крылов. «Лебедь, рак и щука».)
«Собери из букв название».
Названья животных – простые слова.
В них спрятались слоги: один, три иль два.
Но буквы рассыпались. Их соберешь –
Кого как зовут, ты тотчас найдешь!
Летающий фрукт (В, К, И, И) – ...
Летающая воровка (К, Р, С, О, О, А) – ...
Воробей-водолаз (К, Л, П, О, А, Я) – ...
Летающий лилипут (Б, К, Л, Р, О, И, И) – ...
Птица-пешеход (П, Н, В, Г, И, И, Н) – ...
Лесная гадалка (У, У, А, К, К, Ш, К) – ...
Ответы: киви, сорока, оляпка, колибри, пингвин, кукушка.
«От слова букву отними».
Будем мы сейчас играть:
От слова букву отнимать.
Букву верно убери,
Звероимя запиши.
СНОВА – ... (птица)
ШУТКА – ... (птица)
МОРЗЯНКА – ... (утка)
МОЛНИЯ – ... (птица)
Ответы: сова, утка, морянка, мония.
«Слово к слову прибавь».
Будем мы сейчас играть: слово к слову прибавлять.
Вот так чудо! Посмотри: слова – два, а в сумме – три!
Газ + ель = Газель
ВОР + ОНА = ... (птица)
ОКА +СОР= ... (птица)
СОЛО + ВЕЙ = ... (птица)
ТУР + ПАН =... (утка)
«Узнай слово и запиши выражение».
Русский язык богат меткими словами, которые выражают положительную или отрицательную характеристику лица (человека) или предмета. Очень часто для сравнения используются названия животных. Каких? Узнай и запиши.
Горько жаловаться – выть волком.
Неглубоко, мелко – по колено…
Вызывать озлобление – дразнить…
Увлеченно говорить – заливаться…
Иметь жалкий, забитый вид – мокрая…
Ответы: по колено ВОРОБЬЮ, дразнить ГУСЕЙ, заливаться СОЛОВЬЕМ, мокрая КУРИЦА.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание 8, с. 18).
Учебник (ч. 2, с. 67–70), ответить на вопросы; пронаблюдать, где поселились перелетные птицы, попробовать заметить время начала пения птиц; найти в дополнительной литературе сведения о какой-нибудь певчей птице; составить рассказ «Кто куда спешит весной», описав весенние изменения в неживой и живой природе. Отмечать погоду во время цветения ивы, березы, черемухи, дуба.
Найти ответ на вопрос: сколько времени продолжается цикл развития курицы?
Подобрать (по выбору) народные приметы, созданные на основе наблюдений за поведением разных птиц.
Ворона кричит зимой – к метели.
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
Зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
Вороны и галки зимой вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат – к ясной погоде.
Синичка с утра пищит – ожидай мороза.
Снегирь зимой скрипит – на снег, вьюгу и слякоть.
Гуси и утки зимой купаются в снегу – к оттепели и метели.
Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.
Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.
Поздний отлет птиц – к теплой зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"
Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...
Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.
Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных. Развивать умение раб...
Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс
Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...
Животные группы животных
АннотацияПрезентация «Животные. Группы животных» составлена к уроку окружающего мира по теме «Животные. Группы животных» в 1 классе по программе Н.Я.Дмитриевой (развивающая система Л.В. Занкова)...
Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)
Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...
«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»
Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....