«Земля наш общий дом»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Урок-проэкт по окружающему миру. Тема: «Земля наш общий дом». В нем я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды. Урок предназначен для учащихся 3-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx29.46 КБ
Файл otkryy_urok_proekt_okruzh._mir.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

                         Ход урока:

  1. Введение. Постановка целей и задач урока.

Мы с вами закончили большую интересную, очень

познавательную тему, которая называется ……

(Земля наш общий дом).

И сегодня цель нашего урока обобщить, закрепить те

знания, умения, которые мы не только приобрели,но

добыли путём личных исследований, представлен-ных в нашем экологическом проекте «Наш общий дом – природа».

  1. Утверждение тематики проекта.

- Кто прочитает тему нашего урока? (запись на доске)

- Почему именно так называется наш заключитель-ный урок? (подумайте и на этот вопрос  вы мне отве-тите в конце урока). Сегодня мы работаем по такому плану. (план на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ 1

- В вашем понимании, что такое дом? (где приятно,

Безопасно, уютно).

- Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитате-ли водных просторов имеют дом? ( Да)

- Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)

- Значит их дом можно назвать одним словом………..

  (природа)

- Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопас-но? (не всегда).

И вот об этом как раз наш рассказ – песня (инсцени-рование)  «Песня о птичке».

- Какой вывод мы можем сделать? (нельзя ради за-бавы брать животных).

   III.     Защита проекта.

             Животные, птицы, всё живое стремится в свой дом,

             потому что дом должен дарить радость.

             - А где же живёт человек?

             - Какое отношение мы имеем к природе?

             - И вообще является ли природа нашим домом?

             Давайте проследим связь между природой и  жизне-

             деятельностью человека, и в этом нам помогут наши

             эксперты, которые очень тщательно исследовали ка-

             ждый вопрос .

                                     Презентация.

             - Слово имеют эксперты в области Солнца

                                                                               Белякова Есфирь

                                                                               Рябченюк Артём

        Артём: Солнце – это огненный шар, это звезда, пред-

                       ставляющая собой сгусток раскалённого газа.

                       Внутри него, в ядре, в самом сердце солнца

                       происходит постоянное движение между час-

                       тицами водорода, которые при столкновении

                       друг с другом образуют гелий. В результате

                       этого оно богато теплом и светом, что

                       очень важно для нас и всего живого.

     Есфирь:  Чем же для нас так важно Солнце?

    Ответы

      детей:    1) Смена дня и ночи.

                        2) Смена времён года.

                        3) От Солнца зависит выпадание осадков.

                        4) Рост и развитие растений.

                        5) Урожай и плодородие, значит питание всего

        живого.

                        6) Круговорот воды в природе.

                        7) Настроение и работоспособность.

                        8) Борьба с бактериями и вирусами – значит на-

                             ше здоровье.

                        9) Насыщение воздуха кислородом (процесс

                            фотосинтеза).

                       10) Отдых (купаемся, загараем).

 Есфирь: Но солнце нас не только радует, но и пугает  т.к.

                а) Стали не редки случаи облучений, которые при-

                    водят к заболеванию кожи.

                б) Участились пожары.

                в) От высокой температуры и жары у пожилых лю-

                     дей не выдерживает сердце.

                г) Грядёт глобальное потепление, изменяется кли-

                    мат Земли.

                Учёные считают, что Солнце будет расширяться, а

 значит могут пострадать ближайшие планеты Меркурий,

 Венера, Земля. С 1996 года за изменениями Солнца ведёт

 круглосуточное наблюдение космический зонд « Сохо».

Артём: Мы тоже взволнованы этими проблемами и своё

              отношение мы выразили в рисунках, представлен-  

               ных на нашем стенде (показывает рукой).

Прежде чем я приглашу следующую пару участников нашего проекта отгадайте загадку. О чём они поговорят с вами ?

                    В морях и в реках обитает

                    И часто по небу летает

                    А как наскучит ей летать

                    На землю падает опять  (вода)

С нами поделятся своими знаниями эксперты по воде

                                                                                   Муслакова Полина

                                                                                   Рябова Кристина

Полина: Вода – самое обычное и в тоже время самое удиви-

                 тельное вещество на Земле. Её химическая формула

                 проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и

                 минеральных солей. Но именно от её запасов зависит

                 климат нашей планеты. Без воды жизнь не возможна.

                 Водяные пары нежно окутывая Землю, сохраняют те-

                 пло, как ватное одеяло. Лучше всех нам понятен кру-

                 говорот воды в природе. Только вода без труда пере-

                 ходит из одного состояния в другое и наоборот.( При-

                 ведите примеры).

                 - Только вода имеет три состояния. Какие?

                 - От чего зависят различные состояния воды? (от

                   температуры).

                  - Говорят, что вода есть везде. Где? (в воздухе, в рас-

                    тениях, на земле и под землёй, мы состоим из воды).

                 - Почему же вода является условием жизни на Земле?

                   Чем же она для нас так важна?

Ответы

  детей:

  1. Растения получают растворённые в воде питательные

вещества.

  1. В воде обитает множество животных – это их дом.
  2. Вода не только поит, но и кормит. (рыболовный про-

мысел.

  1. Благодаря воде люди получают электрический ток.
  2. Вода моет: людей, машины, города, фабрики……
  3. Вода – это дорога (корабли, баржи.)
  4. Вода нам нужна дома.
  5. Вода – врач (очищает кровь и выводит вредные ве-

щества).

  1. Вода – отдых (снимает стресс, усталость, напряжение)

Кристина: Вы слыхали о воде?

                    Говорят она везде!

                    В луже, в море, в океане

                    И в водопроводном кране

                    Ледником в горах зовётся

                     Лентой серебристой вьётся

                     На плите у вас кипит

                     Паром в чайнике шипит

                     Растворяет сахар в чае

                     Мы её не замечаем

                     Мы привыкли, что вода

                     Наша спутница всегда.

Учёные подсчитали, что 97,5% всех запасов воды состав-ляет солёная вода. 2% - ледники в Антарктиде и всего лишь 0,02% - это запас пресной воды, которая так необ-ходима нам.

Полина: Нам не безразлична эта проблема тому свиде-

        тельство наши сочинения по теме: «Каким я ви-

        жу этот мир».

                 Какой же сделаем вывод? ( берегите воду)

                               Физ. минутка.

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде

То сомкнутся, разомкнутся

То зароются в песке

Ну а сейчас мы выслушаем экспертов которые нам расскажут о проблемах воздуха:    Гладкова Наташа

                                                                  Воронюк Никита

Никита: Что бы понять на сколько важен человеку воздух

                сравним: без солнца человек будет жить, но        

                будет болеть и голодать,

                без воды сможет прожить только 5 дней,

                а без воздуха? (песочные часы)

                Проведём эксперимент: зажмите нос, сколько вы

                продержитесь? (одну-две минуты).

Наташа: Мы его не замечаем

                Мы о нём не говорим

                Просто мы его вдыхаем

                Ведь он нам необходим.

 Воздух смесь газов среди них основные: азот, кислород, углекислый газ.

Воздух это атмосфера, это воздушная оболочка, которая защищает нашу землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации и метеоритов. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели, а лучи солнца сожгли всё живое.

Никита: Человеку необходимо для дыхания 600литров кислорода только на один день. Но в процессе деятель-ности человека происходят загрязнение воздуха. За год

только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5

миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная – над Анта-рктикой,  времена ми расширяющиеся и временами умень-

шающиеся над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислоро-да.

        Какие источники загрязнений вам известны?

Ответы

детей:  

  1. Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.
  2. Автомобили выделяют выхлопные газы.
  3. Мусор выделяет вредные вещества.
  4. Уничтожаются леса, цветы, травы.

Какой сделаем вывод? (берегите воздух)

Эту проблему мы отразили в своих книжках-самоделках где исследовали интересующие нас вопросы.

По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
 О. Бундур

Наш эксперт в области почвы исследовал эту проблему  и

сейчас поделится  своими знаниями Ковалко Миша.

Миша: Почва – природное богатство.

             Почва – это верхний плодородный слой земли, на

            котором растут растения.

             

 Почему же почва это богатство?

Ответы

детей: 

  1. От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых.
  2. Плодородие земель позволяет из одного зёрнышка получить 20.
  3. Почва – среда обитания (это дом).
  4. Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет.
  5. Прогулки на свежем воздухе - это здоровье

Почему она нуждается в защите? Что бы обра-

зовался слой почвы в несколько см. нужно от 100

до 1000 лет.

В образовании почвы участвуют:

                         Растения

                         Лишайники

                         Микроорганизмы

                         Останки животных

В природе всё взаимосвязано. Порви природную цепочку и всё перестанет существовать. Без золота – то проживёшь, а без почвы?

Какой сделаем вывод? (берегите почву).

Физкульт минутка – игра «да, нет»

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой.

Если нет – присядьте.

  1. Я мусорю на улице
  2. Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет
  3. Я берегу воду и закрываю кран
  4. Бабочку я отпускаю на волю
  5. Бумагу трачу попусту
  6. Овраги это хорошо
  7. Охрана природы приносит пользу
  8. Я люблю нюхать выхлопные газы
  9. Планета Земля наш общий дом

IV. Самостоятельная работа в группах

Как вы думаете, есть ли связь между загрязненной окружающей средой и животным миром? (да)

Давайте рассмотрим, какие проблемы гибели животных существуют. Для этого разделимся на две команды.

Вам необходимо:

  1. Придумать название своей команды, которая стоит на защите животных.
  2. Кратко определить проблему гибели животных.

Представлены 8 картинок:

*Природные катастрофы, вследствие чего гибнут животные

*Лесные пожары

*Охота и браконьерство

*Борьба ядохимикатами с вредителями сельского хозяйства

*Мусор

*Аварии и столкновения с транспортом

*Болезни

(через 2 минуты обсуждения дети выходят и делают краткие выводы, опираясь на картинки)

V. Работа с учебником и тетрадью

Т.С. 45 У.С.81 

Правильно ли поступают люди? ( обсуждения и выводы)

VI. Творческая часть проекта: «Напиши письмо животному»

Стук в дверь. Входит почтальон и из сумки достаёт письма адресантам.

Работа в парах.

Чтение друг другу своих писем. Заслушиваем одно письмо.

VII. Клип песни «Красная книга» (О. Газманов)

Что бы беречь и защитить планету Земля, не обязательно

быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком.

Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

Будущее благополучие и сохранение её ресурсов в наших руках дорогие ребята!

VIII. Подарки (брелок глобус)

IX. Итог урока.

- Что вам запомнилось на уроке?

- Почему наш заключительный урок мы назвали «Земля наш общий дом?»  (природа – важнейшее условие жизни людей, нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища.

Всё это даёт нам природа)

X. Рефлексия

- кого бы вам хотелось, поблагодарит из ребят? Что вам понравилось?

- что для вас было самым трудным в данном проекте?

- каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта?

XI. Оценивание детей

XII. Домашнее задание

С.84

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                             Природа так обо всем позаботилась,      

                                             что повсюду ты находишь, чему учиться.

                                                                                 Леонардо да Винчи

                                     

                                   План урока.

1.Постановка целей и задач урока.

2.Утверждение тематики проекта.

3.Защита проекта.

4.Работа в группах.

5. Работа с учебником и тетрадью.
6. «Письмо животному».

7. Клип.

8. Подарки.

9.Итог урока.

10.Выводы о проекте



Предварительный просмотр:

ФИО Муслакова Жанна Леонидовна

Место работы: тульская область, п. Заокский, Заокская ХСОШ

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Открытый урок-проект по окружающему  

                          миру (3 класс)

Учитель 1 категории: Муслакова Ж. Л.  

Тип занятия: Урок-проект.

Тема: «Земля-наш общий дом» 

Класс: 3

Форма проведения: Презентация проекта.

Цель занятия: Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.

                            Развитие навыков проектной деятельности, исследова-            

                            тельской деятельности .

                            Воспитание любви к природе, развитие чувства участия

                            и защиты её ресурсов, и окружающей среды. Воспитание

                            активности в деле спасения планеты от загрязнения.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, клетка, подарки, письма, плакаты.

Методическая литература: Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко « Проектная

деятельность младших школьников; Н. А. Рыжова «Напиши письмо сове»

(экологический проект); М. К. Господникова «Проектная деятельность

учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа» №4 2000год.

Паспорт проекта: 

  1. Название – «Наш общий дом природа»;
  2. Мероприятие, в рамках которого проводится  работа – урок закрепления в разделе «Земля наш общий дом»
  3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир,

литература, изобразительное искусство, трудовое обучение; русский

язык, музыка.

  1. Участники – ученики 3 класса
  2. Проблема – Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружа-ющую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?
  3. Цель проекта:

Образовательная:

-изучение условий жизни на Земле;

-изучение экологической проблемы Земли;

Развивающая:

-развитие аналитического, абстрактного мышления;

-развитие умений применять знания на практике;

-развитие познавательной поисковой деятельности;

-развитие умений учебного труда;

-развитие воли и самостоятельности.

-формирование познавательной и исследовательской деятельности;

-формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);

-формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти инфор-

мацию, умение выдвигать гипотезы);

-формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе,

умение находить и исправлять ошибки);

-формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)

-формирование презентационных умений и навыков (умение монологи-

ческой речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).

     Воспитательная:

     -воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,

-воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;

-воспитание дисциплинированности;

-воспитание умений работать в группе, в коллектив;

-воспитание эстетических взглядов

-воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.

Задачи: формировать представление учащихся об экологической грамотности.

-развитие умения находить нужную информацию по данной теме;

-воспитание гуманности.

  1. Вопросы

 -узнать, собрать и изучить материал на тему: «Условия жизни на Земле»

             -как эта тема волнует людей;

            -как ученики могут помочь своей малой Родине?

            -нарисовать рисунки на тему: « Мы сбережём тебя, планета!».

            -написать сочинение на тему: « Каким я вижу этот мир»

            -выучить песню «Птичка»

-участвовать в экологическом проекте «Напиши письмо любимому животному»

-участие в проведении опытов, выдвигая гипотезы, и делая выводы;

-на уроках технологии изготовить конверты для писем животным и

почтовый ящик;

-участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора;

     *    По доминирующей деятельности учащихся – информационно-  

          исследовательский;

  1.  По характеру контактов – внутриклассный, групповой;
  2. Учебный проект с точки зрения учителя – средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахож-

дению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.

  1. Учебный проект с точки зрения ученика – возможность делать что-то

интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность,

позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

  1. Метод учебного проекта характеризуется как:

-деятельностный подход к обучению;

-личностно ориентированный;

-построен на методах проблемного обучения;

-обучение групповой деятельности;

-развитие самовыражения учащихся;

-формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической

сферах;

-воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность,

творчество.

  1. По продолжительности – долгосрочный;
  2. Форма продукта – книжки-самоделки по темам исследования, оформление стенда «Наш общий дом- природа»

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- путешествие "Земля - наш общий дом"

Сценарий образовательного досуга на экологическую тему....

Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс.

Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Земля наш общий дом"

В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование...

Земля наш общий дом (система Л. В. Занкова)

Повторение знаний о строение Земли, о литосфере, гидросфере, атмосфере, рельефе и ландшафте....

Земля наш общий дом

Внеклассное мероприятие посвящённое Дню Земли...

Тест по темам "Земля - наш общий дом", "Человек изучает Землю".

Тест для 3 класса по темам "Земля - наш общий дом", "Человек изучает Землю". УМК "Начальная школа XXI века".  Можно использовать для повторения или для проверки знаний....