«Земля наш общий дом»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок-проэкт по окружающему миру. Тема: «Земля наш общий дом». В нем я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды. Урок предназначен для учащихся 3-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.docx | 29.46 КБ |
otkryy_urok_proekt_okruzh._mir.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
- Введение. Постановка целей и задач урока.
Мы с вами закончили большую интересную, очень
познавательную тему, которая называется ……
(Земля наш общий дом).
И сегодня цель нашего урока обобщить, закрепить те
знания, умения, которые мы не только приобрели,но
добыли путём личных исследований, представлен-ных в нашем экологическом проекте «Наш общий дом – природа».
- Утверждение тематики проекта.
- Кто прочитает тему нашего урока? (запись на доске)
- Почему именно так называется наш заключитель-ный урок? (подумайте и на этот вопрос вы мне отве-тите в конце урока). Сегодня мы работаем по такому плану. (план на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- В вашем понимании, что такое дом? (где приятно,
Безопасно, уютно).
- Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитате-ли водных просторов имеют дом? ( Да)
- Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)
- Значит их дом можно назвать одним словом………..
(природа)
- Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопас-но? (не всегда).
И вот об этом как раз наш рассказ – песня (инсцени-рование) «Песня о птичке».
- Какой вывод мы можем сделать? (нельзя ради за-бавы брать животных).
III. Защита проекта.
Животные, птицы, всё живое стремится в свой дом,
потому что дом должен дарить радость.
- А где же живёт человек?
- Какое отношение мы имеем к природе?
- И вообще является ли природа нашим домом?
Давайте проследим связь между природой и жизне-
деятельностью человека, и в этом нам помогут наши
эксперты, которые очень тщательно исследовали ка-
ждый вопрос .
Презентация.
- Слово имеют эксперты в области Солнца
Белякова Есфирь
Рябченюк Артём
Артём: Солнце – это огненный шар, это звезда, пред-
ставляющая собой сгусток раскалённого газа.
Внутри него, в ядре, в самом сердце солнца
происходит постоянное движение между час-
тицами водорода, которые при столкновении
друг с другом образуют гелий. В результате
этого оно богато теплом и светом, что
очень важно для нас и всего живого.
Есфирь: Чем же для нас так важно Солнце?
Ответы
детей: 1) Смена дня и ночи.
2) Смена времён года.
3) От Солнца зависит выпадание осадков.
4) Рост и развитие растений.
5) Урожай и плодородие, значит питание всего
живого.
6) Круговорот воды в природе.
7) Настроение и работоспособность.
8) Борьба с бактериями и вирусами – значит на-
ше здоровье.
9) Насыщение воздуха кислородом (процесс
фотосинтеза).
10) Отдых (купаемся, загараем).
Есфирь: Но солнце нас не только радует, но и пугает т.к.
а) Стали не редки случаи облучений, которые при-
водят к заболеванию кожи.
б) Участились пожары.
в) От высокой температуры и жары у пожилых лю-
дей не выдерживает сердце.
г) Грядёт глобальное потепление, изменяется кли-
мат Земли.
Учёные считают, что Солнце будет расширяться, а
значит могут пострадать ближайшие планеты Меркурий,
Венера, Земля. С 1996 года за изменениями Солнца ведёт
круглосуточное наблюдение космический зонд « Сохо».
Артём: Мы тоже взволнованы этими проблемами и своё
отношение мы выразили в рисунках, представлен-
ных на нашем стенде (показывает рукой).
Прежде чем я приглашу следующую пару участников нашего проекта отгадайте загадку. О чём они поговорят с вами ? В морях и в реках обитает И часто по небу летает А как наскучит ей летать На землю падает опять (вода) С нами поделятся своими знаниями эксперты по воде Муслакова Полина Рябова Кристина Полина: Вода – самое обычное и в тоже время самое удиви- тельное вещество на Земле. Её химическая формула проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и минеральных солей. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь не возможна. Водяные пары нежно окутывая Землю, сохраняют те- пло, как ватное одеяло. Лучше всех нам понятен кру- говорот воды в природе. Только вода без труда пере- ходит из одного состояния в другое и наоборот.( При- ведите примеры). - Только вода имеет три состояния. Какие? - От чего зависят различные состояния воды? (от температуры). - Говорят, что вода есть везде. Где? (в воздухе, в рас- тениях, на земле и под землёй, мы состоим из воды). - Почему же вода является условием жизни на Земле? Чем же она для нас так важна? Ответы детей:
вещества.
мысел.
щества).
|
Кристина: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся
На плите у вас кипит
Паром в чайнике шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Учёные подсчитали, что 97,5% всех запасов воды состав-ляет солёная вода. 2% - ледники в Антарктиде и всего лишь 0,02% - это запас пресной воды, которая так необ-ходима нам.
Полина: Нам не безразлична эта проблема тому свиде-
тельство наши сочинения по теме: «Каким я ви-
жу этот мир».
Какой же сделаем вывод? ( берегите воду)
Физ. минутка.
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде
То сомкнутся, разомкнутся
То зароются в песке
Ну а сейчас мы выслушаем экспертов которые нам расскажут о проблемах воздуха: Гладкова Наташа
Воронюк Никита
Никита: Что бы понять на сколько важен человеку воздух
сравним: без солнца человек будет жить, но
будет болеть и голодать,
без воды сможет прожить только 5 дней,
а без воздуха? (песочные часы)
Проведём эксперимент: зажмите нос, сколько вы
продержитесь? (одну-две минуты).
Наташа: Мы его не замечаем
Мы о нём не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Воздух смесь газов среди них основные: азот, кислород, углекислый газ.
Воздух это атмосфера, это воздушная оболочка, которая защищает нашу землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации и метеоритов. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели, а лучи солнца сожгли всё живое.
Никита: Человеку необходимо для дыхания 600литров кислорода только на один день. Но в процессе деятель-ности человека происходят загрязнение воздуха. За год
только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5
миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная – над Анта-рктикой, времена ми расширяющиеся и временами умень-
шающиеся над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислоро-да.
Какие источники загрязнений вам известны?
Ответы
детей:
- Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.
- Автомобили выделяют выхлопные газы.
- Мусор выделяет вредные вещества.
- Уничтожаются леса, цветы, травы.
Какой сделаем вывод? (берегите воздух)
Эту проблему мы отразили в своих книжках-самоделках где исследовали интересующие нас вопросы.
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна. О. Бундур
Наш эксперт в области почвы исследовал эту проблему и
сейчас поделится своими знаниями Ковалко Миша.
Миша: Почва – природное богатство.
Почва – это верхний плодородный слой земли, на
котором растут растения.
Почему же почва это богатство?
Ответы
детей:
- От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых.
- Плодородие земель позволяет из одного зёрнышка получить 20.
- Почва – среда обитания (это дом).
- Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет.
- Прогулки на свежем воздухе - это здоровье
Почему она нуждается в защите? Что бы обра-
зовался слой почвы в несколько см. нужно от 100
до 1000 лет.
В образовании почвы участвуют:
Растения
Лишайники
Микроорганизмы
Останки животных
В природе всё взаимосвязано. Порви природную цепочку и всё перестанет существовать. Без золота – то проживёшь, а без почвы?
Какой сделаем вывод? (берегите почву).
Физкульт минутка – игра «да, нет»
Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой.
Если нет – присядьте.
- Я мусорю на улице
- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет
- Я берегу воду и закрываю кран
- Бабочку я отпускаю на волю
- Бумагу трачу попусту
- Овраги это хорошо
- Охрана природы приносит пользу
- Я люблю нюхать выхлопные газы
- Планета Земля наш общий дом
IV. Самостоятельная работа в группах
Как вы думаете, есть ли связь между загрязненной окружающей средой и животным миром? (да)
Давайте рассмотрим, какие проблемы гибели животных существуют. Для этого разделимся на две команды.
Вам необходимо:
- Придумать название своей команды, которая стоит на защите животных.
- Кратко определить проблему гибели животных.
Представлены 8 картинок:
*Природные катастрофы, вследствие чего гибнут животные
*Лесные пожары
*Охота и браконьерство
*Борьба ядохимикатами с вредителями сельского хозяйства
*Мусор
*Аварии и столкновения с транспортом
*Болезни
(через 2 минуты обсуждения дети выходят и делают краткие выводы, опираясь на картинки)
V. Работа с учебником и тетрадью
Т.С. 45 У.С.81
Правильно ли поступают люди? ( обсуждения и выводы)
VI. Творческая часть проекта: «Напиши письмо животному»
Стук в дверь. Входит почтальон и из сумки достаёт письма адресантам.
Работа в парах.
Чтение друг другу своих писем. Заслушиваем одно письмо.
VII. Клип песни «Красная книга» (О. Газманов)
Что бы беречь и защитить планету Земля, не обязательно
быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком.
Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.
Будущее благополучие и сохранение её ресурсов в наших руках дорогие ребята!
VIII. Подарки (брелок глобус)
IX. Итог урока.
- Что вам запомнилось на уроке?
- Почему наш заключительный урок мы назвали «Земля наш общий дом?» (природа – важнейшее условие жизни людей, нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища.
Всё это даёт нам природа)
X. Рефлексия
- кого бы вам хотелось, поблагодарит из ребят? Что вам понравилось?
- что для вас было самым трудным в данном проекте?
- каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта?
XI. Оценивание детей
XII. Домашнее задание
С.84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
План урока.
1.Постановка целей и задач урока.
2.Утверждение тематики проекта.
3.Защита проекта.
4.Работа в группах.
5. Работа с учебником и тетрадью.
6. «Письмо животному».
7. Клип.
8. Подарки.
9.Итог урока.
10.Выводы о проекте
Предварительный просмотр:
ФИО Муслакова Жанна Леонидовна
Место работы: тульская область, п. Заокский, Заокская ХСОШ
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Открытый урок-проект по окружающему
миру (3 класс)
Учитель 1 категории: Муслакова Ж. Л.
Тип занятия: Урок-проект.
Тема: «Земля-наш общий дом»
Класс: 3
Форма проведения: Презентация проекта.
Цель занятия: Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.
Развитие навыков проектной деятельности, исследова-
тельской деятельности .
Воспитание любви к природе, развитие чувства участия
и защиты её ресурсов, и окружающей среды. Воспитание
активности в деле спасения планеты от загрязнения.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, клетка, подарки, письма, плакаты.
Методическая литература: Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко « Проектная
деятельность младших школьников; Н. А. Рыжова «Напиши письмо сове»
(экологический проект); М. К. Господникова «Проектная деятельность
учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа» №4 2000год.
Паспорт проекта:
- Название – «Наш общий дом природа»;
- Мероприятие, в рамках которого проводится работа – урок закрепления в разделе «Земля наш общий дом»
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир,
литература, изобразительное искусство, трудовое обучение; русский
язык, музыка.
- Участники – ученики 3 класса
- Проблема – Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружа-ющую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?
- Цель проекта:
Образовательная:
-изучение условий жизни на Земле;
-изучение экологической проблемы Земли;
Развивающая:
-развитие аналитического, абстрактного мышления;
-развитие умений применять знания на практике;
-развитие познавательной поисковой деятельности;
-развитие умений учебного труда;
-развитие воли и самостоятельности.
-формирование познавательной и исследовательской деятельности;
-формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);
-формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти инфор-
мацию, умение выдвигать гипотезы);
-формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе,
умение находить и исправлять ошибки);
-формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)
-формирование презентационных умений и навыков (умение монологи-
ческой речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).
Воспитательная:
-воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,
-воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;
-воспитание дисциплинированности;
-воспитание умений работать в группе, в коллектив;
-воспитание эстетических взглядов
-воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.
Задачи: формировать представление учащихся об экологической грамотности.
-развитие умения находить нужную информацию по данной теме;
-воспитание гуманности.
- Вопросы
-узнать, собрать и изучить материал на тему: «Условия жизни на Земле»
-как эта тема волнует людей;
-как ученики могут помочь своей малой Родине?
-нарисовать рисунки на тему: « Мы сбережём тебя, планета!».
-написать сочинение на тему: « Каким я вижу этот мир»
-выучить песню «Птичка»
-участвовать в экологическом проекте «Напиши письмо любимому животному»
-участие в проведении опытов, выдвигая гипотезы, и делая выводы;
-на уроках технологии изготовить конверты для писем животным и
почтовый ящик;
-участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора;
* По доминирующей деятельности учащихся – информационно-
исследовательский;
- По характеру контактов – внутриклассный, групповой;
- Учебный проект с точки зрения учителя – средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахож-
дению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.
- Учебный проект с точки зрения ученика – возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность,
позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
- Метод учебного проекта характеризуется как:
-деятельностный подход к обучению;
-личностно ориентированный;
-построен на методах проблемного обучения;
-обучение групповой деятельности;
-развитие самовыражения учащихся;
-формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической
сферах;
-воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность,
творчество.
- По продолжительности – долгосрочный;
- Форма продукта – книжки-самоделки по темам исследования, оформление стенда «Наш общий дом- природа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра- путешествие "Земля - наш общий дом"
Сценарий образовательного досуга на экологическую тему....
Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс.
Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Земля наш общий дом"
В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование...
Земля наш общий дом (система Л. В. Занкова)
Повторение знаний о строение Земли, о литосфере, гидросфере, атмосфере, рельефе и ландшафте....
Земля наш общий дом
Внеклассное мероприятие посвящённое Дню Земли...
Тест по темам "Земля - наш общий дом", "Человек изучает Землю".
Тест для 3 класса по темам "Земля - наш общий дом", "Человек изучает Землю". УМК "Начальная школа XXI века". Можно использовать для повторения или для проверки знаний....