Обитатели земли
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Обитатели земли»
Класс: 3
Проблема исследования: Пингвин – это птица?
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)
Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний об обитателях земли, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи урока:
§ Познакомиться с обитателями земли.
§ С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
§ Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
§ Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
§ Развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в дополнительном образовании, получении новых знаний.
§ Формировать умение работать в группе.
§ Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование: картинки с изображениями животных, энциклопедическая и
справочная литература.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний
4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.
ПОДВЕДЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ
(от известного к неизвестному).
Учитель предлагает распределить на группы серию картинок на 2 группы (звери, птицы). Учащиеся делят их.
- Чем отличаются эти группы?
В ходе беседы появляется таблица:
| звери | птицы |
Жилище | Делают сами | Делают сами; иногда используют жилища, сделанные руками человека |
Питание | Добывают сами | Добывают сами; подкармливает человек |
Потомство | Живородящие | Откладывают и высиживают яйца. |
Отличительные особенности | 4 лапы, уши, крепкие зубы, тело покрыто шерстью | 2 лапы, крылья, клюв, тело покрыто перьями |
Среда обитания | Земля, вода | Земля, вода, воздух |
Вывод | Обитают на земле (в основном), не умеют летать | Обитают на земле (на деревьях), умеют летать |
5. Первичная проверка понимания
- К какой группе можно отнести собаку? Кто хочет попробовать свои силы и проверить как он понял новый материал. Рассуждаем по следующему плану:
Жилище |
Питание |
Потомство |
Отличительные особенности |
Среда обитания |
Вывод |
Согласны? Кто хочет предложить, как по-другому можно было размышлять?
- К какой группе можно отнести сороку? Обсудите свой ответ в паре, не забудьте рассуждать по предложенному плану.
- Какой вывод сделали, почему?
6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Вы легко справились с преложенными животными. Попробуем провести самостоятельную работу, проверив, как каждый из Вас понял новую тему (Работа в тетради: 1 вариант - обвести в кружок птиц, 2 вариант – обвести в кружок зверей).
Проверить работу можно, выполнив это задание на доске, но обязательно учителем в ходе проверки должен пропустить 1 животное («ПИНГВИН»).
В каких местах Вы ошиблись? Объясните, как получили правильный ответ (комментирование по плану).
Какие животные по-прежнему у Вас вызывают сомнения. Почему? (на доске нет ответа к какой группе отнести пингвина)
- Обсудите в паре, к какой группе можно отнести пингвина?
К какому выводу пришли. В чьих парах мнения разделились? Почему?
- Поскольку пока мы не можем дать один ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: «Пингвин», пытаясь, как учёные найти решение проблеме «Пингвин – это птица?».
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ
Напомните, как проходит работа ученого-исследователя.
· Определение темы, проблемы исследования
· Выдвижение гипотезы
· Выбор методов исследования
· Составление плана исследования
· Сбор, обработка информации
· Анализ и обобщение полученных материалов
· Подготовка отчёта исследования
· Защита сообщений
· Обсуждение итогов завершённой работы
- Заметно, что Вы уже не один раз выполняли задания как учёные, поскольку точно знаете, как проводится исследование. О каких этапах не должны забыть? Что может помочь Вам в исследовании?
Тема исследования: Пингвин.
Гипотеза: Пингвин – птица (животное).
Методы исследования
- Для того чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?
1. Подумать и задать себе вопрос.
2. Спросить у взрослых.
3. Понаблюдать.
4. Провести эксперимент.
5. Посмотреть в книге (энциклопедии или справочной литературе),
компьютере.
План исследования
- Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(1,2,5)
Каков же наш план исследования?
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сбор, обработка информации
Давайте разделимся на несколько групп, попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): пингвин – птица, пингвин – зверь. В каждой группе Вы можете пересмотреть план работы.
В ходе групповой работы дети создают рисунки, составляют высказывания (Пингвины живут в Антарктике на льдинах; разные по окраске, по размеру; смотрели отрывок документального фильма о жизни пингвинов и мультфильм про пингвинов; читали о пингвинах в энциклопедии и справочной литературе; делали оригами – пингвина и т.д.)
Анализ и обобщение полученных материалов
- Посмотрим нет ли среди материалов, которые мы собрали лишнего, не относящегося к теме нашего исследования. Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.
Подготовка отчёта исследования
- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
· Защита сообщений
Пингвины не умеют летать, у них нет пуховых перьев, но есть толстый слой жира под кожей и тысячи тонких пёрышек по всему телу, которые спасают их от сильных морозов и ветров. У пингвинов есть ласты, которыми они пользуются как крыльями, чтобы «летать» в воде, а две лапы служат рулём. У них крепкий клюв. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу. Пингвины откладывают и высиживают яйца. Пингвины – морские птицы.
· Обсуждение итогов завершённой работы
Поощрение выступающих и тех, кто задавал вопросы выступающим.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу)
Какова наша тема урока. Что мы пытались изучить? К какому выводу пришли? Как доказать принадлежность голубя к отряду птиц?
Почему пингвин вызвал у нас сомнения? Как мы вышли из затруднительного положения?
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Интересна ли была работа? Чем? Попробуйте дома подобрать название птицы или зверя, для определения вида которого, нам пришлось бы подумать и порассуждать как ученым-исследователям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okr.miru_.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Обитатели земли»
Класс: 3
Проблема исследования: Пингвин – это птица?
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)
Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний об обитателях земли, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи урока:
- Познакомиться с обитателями земли.
- С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
- Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
- Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
- Развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в дополнительном образовании, получении новых знаний.
- Формировать умение работать в группе.
- Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование: картинки с изображениями животных, энциклопедическая и
справочная литература.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний
4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.
ПОДВЕДЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ
(от известного к неизвестному).
Учитель предлагает распределить на группы серию картинок на 2 группы (звери, птицы). Учащиеся делят их.
- Чем отличаются эти группы?
В ходе беседы появляется таблица:
звери | птицы | |
Жилище | Делают сами | Делают сами; иногда используют жилища, сделанные руками человека |
Питание | Добывают сами | Добывают сами; подкармливает человек |
Потомство | Живородящие | Откладывают и высиживают яйца. |
Отличительные особенности | 4 лапы, уши, крепкие зубы, тело покрыто шерстью | 2 лапы, крылья, клюв, тело покрыто перьями |
Среда обитания | Земля, вода | Земля, вода, воздух |
Вывод | Обитают на земле (в основном), не умеют летать | Обитают на земле (на деревьях), умеют летать |
5. Первичная проверка понимания
- К какой группе можно отнести собаку? Кто хочет попробовать свои силы и проверить как он понял новый материал. Рассуждаем по следующему плану:
Жилище |
Питание |
Потомство |
Отличительные особенности |
Среда обитания |
Вывод |
Согласны? Кто хочет предложить, как по-другому можно было размышлять?
- К какой группе можно отнести сороку? Обсудите свой ответ в паре, не забудьте рассуждать по предложенному плану.
- Какой вывод сделали, почему?
6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Вы легко справились с преложенными животными. Попробуем провести самостоятельную работу, проверив, как каждый из Вас понял новую тему (Работа в тетради: 1 вариант - обвести в кружок птиц, 2 вариант – обвести в кружок зверей).
Проверить работу можно, выполнив это задание на доске, но обязательно учителем в ходе проверки должен пропустить 1 животное («ПИНГВИН»).
В каких местах Вы ошиблись? Объясните, как получили правильный ответ (комментирование по плану).
Какие животные по-прежнему у Вас вызывают сомнения. Почему? (на доске нет ответа к какой группе отнести пингвина)
- Обсудите в паре, к какой группе можно отнести пингвина?
К какому выводу пришли. В чьих парах мнения разделились? Почему?
- Поскольку пока мы не можем дать один ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: «Пингвин», пытаясь, как учёные найти решение проблеме «Пингвин – это птица?».
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ
Напомните, как проходит работа ученого-исследователя.
- Определение темы, проблемы исследования
- Выдвижение гипотезы
- Выбор методов исследования
- Составление плана исследования
- Сбор, обработка информации
- Анализ и обобщение полученных материалов
- Подготовка отчёта исследования
- Защита сообщений
- Обсуждение итогов завершённой работы
- Заметно, что Вы уже не один раз выполняли задания как учёные, поскольку точно знаете, как проводится исследование. О каких этапах не должны забыть? Что может помочь Вам в исследовании?
Тема исследования: Пингвин.
Гипотеза: Пингвин – птица (животное).
Методы исследования
- Для того чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?
1. Подумать и задать себе вопрос.
2. Спросить у взрослых.
3. Понаблюдать.
4. Провести эксперимент.
5. Посмотреть в книге (энциклопедии или справочной литературе),
компьютере.
План исследования
- Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(1,2,5)
Каков же наш план исследования?
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сбор, обработка информации
Давайте разделимся на несколько групп, попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): пингвин – птица, пингвин – зверь. В каждой группе Вы можете пересмотреть план работы.
В ходе групповой работы дети создают рисунки, составляют высказывания (Пингвины живут в Антарктике на льдинах; разные по окраске, по размеру; смотрели отрывок документального фильма о жизни пингвинов и мультфильм про пингвинов; читали о пингвинах в энциклопедии и справочной литературе; делали оригами – пингвина и т.д.)
Анализ и обобщение полученных материалов
- Посмотрим нет ли среди материалов, которые мы собрали лишнего, не относящегося к теме нашего исследования. Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.
Подготовка отчёта исследования
- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Защита сообщений
Пингвины не умеют летать, у них нет пуховых перьев, но есть толстый слой жира под кожей и тысячи тонких пёрышек по всему телу, которые спасают их от сильных морозов и ветров. У пингвинов есть ласты, которыми они пользуются как крыльями, чтобы «летать» в воде, а две лапы служат рулём. У них крепкий клюв. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу. Пингвины откладывают и высиживают яйца. Пингвины – морские птицы.
- Обсуждение итогов завершённой работы
Поощрение выступающих и тех, кто задавал вопросы выступающим.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу)
Какова наша тема урока. Что мы пытались изучить? К какому выводу пришли? Как доказать принадлежность голубя к отряду птиц?
Почему пингвин вызвал у нас сомнения? Как мы вышли из затруднительного положения?
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Интересна ли была работа? Чем? Попробуйте дома подобрать название птицы или зверя, для определения вида которого, нам пришлось бы подумать и порассуждать как ученым-исследователям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".
ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...
Из жизни морских обитателей
Внеклассное занятие "Из жизни морских обитателей" для 2-3 классов. Материал может использоваться на интегрированных уроках и уроках окружабщего мира....
Окружающий мир. Тема "Морские обитатели"
Материал к уроку. Картинки....
Изобразительное искусство и художественный труд 2 класс "Обитатели подводного мира"
Урок по программе Б.Неменского...
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Лес и его обитатели.
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Лес и его обитатели....
озеро и его обитатели
"Профессии" озера...
Урок окружающего мира в 3 классе. ( Образовательная программа « Школа 2100», учебник « Обитатели Земли, 3 класс» А.А.Вахрушев)
Тема урока: маленькие рыцари.Цели и задачи урока:- познакомить учащихся с группой животных, относящихся к членистоногим;- определить, как различные представители членистоногих приспосабливаются к усло...