Обитатели земли
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Обитатели земли»

Класс: 3

 

Проблема исследования: Пингвин – это птица?

 

 

 

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)

Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний об обитателях земли, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

     Задачи урока:

§  Познакомиться с обитателями земли.

§  С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

§  Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.

§  Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.

§  Развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в дополнительном образовании, получении новых знаний.

§  Формировать умение работать в группе.

§  Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

 

Оборудование: картинки с изображениями животных, энциклопедическая и

                справочная литература.

 

                                                     Ход урока.

 

1. Организационный момент

 

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3.  Актуализация знаний

 

4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.

 

ПОДВЕДЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ

 (от известного к неизвестному).

 

Учитель предлагает распределить на группы серию картинок  на 2 группы (звери, птицы). Учащиеся делят их.

- Чем отличаются эти группы?

В ходе беседы появляется таблица:

 

 

звери

птицы

Жилище

Делают сами

Делают сами; иногда используют жилища, сделанные руками человека

Питание

Добывают сами

Добывают сами; подкармливает человек

Потомство

Живородящие

Откладывают и высиживают яйца.

Отличительные особенности

4 лапы, уши, крепкие зубы, тело покрыто шерстью

2 лапы, крылья, клюв, тело покрыто перьями

Среда обитания

Земля, вода

Земля, вода, воздух

Вывод

Обитают на земле (в основном), не умеют летать

Обитают на земле (на деревьях), умеют летать

 

 

5. Первичная проверка понимания

 

- К какой группе можно отнести собаку? Кто хочет попробовать свои силы и проверить как он понял новый материал. Рассуждаем по следующему плану:

Жилище

Питание

Потомство

Отличительные особенности

Среда обитания

Вывод

Согласны? Кто хочет предложить, как по-другому можно было размышлять?

 

- К какой группе можно отнести сороку? Обсудите свой ответ в паре, не забудьте рассуждать по предложенному плану.

- Какой вывод сделали, почему?

 

 

6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)

 

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Вы легко справились с преложенными животными. Попробуем провести самостоятельную работу, проверив, как каждый из Вас понял новую тему (Работа в тетради: 1 вариант - обвести в кружок птиц, 2 вариант – обвести в кружок зверей).

Проверить работу можно, выполнив это задание на доске, но обязательно учителем в ходе проверки должен пропустить 1 животное («ПИНГВИН»).

В каких местах Вы ошиблись? Объясните, как получили правильный ответ (комментирование по плану).

Какие животные по-прежнему у Вас вызывают сомнения. Почему? (на доске нет ответа к какой группе отнести пингвина)

- Обсудите в паре, к какой группе можно  отнести пингвина?

К какому выводу пришли. В чьих парах мнения разделились? Почему?

 

- Поскольку пока мы не можем дать один ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: «Пингвин», пытаясь, как учёные найти решение проблеме «Пингвин – это птица?».

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Напомните, как проходит работа ученого-исследователя.

·        Определение темы, проблемы исследования

·        Выдвижение гипотезы

·        Выбор методов исследования

·        Составление плана исследования

·        Сбор, обработка информации

·        Анализ и обобщение полученных материалов

·        Подготовка отчёта исследования

·        Защита сообщений

·        Обсуждение итогов завершённой работы

 

- Заметно, что Вы уже не один раз выполняли задания как учёные, поскольку точно знаете, как проводится исследование. О каких этапах не должны забыть? Что может помочь Вам в исследовании?

 

Тема исследования: Пингвин.

Гипотеза: Пингвин – птица (животное).

Методы исследования

- Для того чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?

1. Подумать и задать себе вопрос.

2. Спросить у взрослых.

3. Понаблюдать.

4. Провести эксперимент.

5. Посмотреть в книге (энциклопедии или справочной литературе),

    компьютере.

План исследования

- Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(1,2,5)

Каков же наш план исследования?

 

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Сбор, обработка информации

Давайте разделимся на несколько групп, попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): пингвин – птица, пингвин – зверь. В каждой группе Вы можете пересмотреть план работы.

 

В ходе групповой работы дети создают рисунки, составляют высказывания (Пингвины живут в Антарктике на льдинах; разные по окраске, по размеру; смотрели отрывок документального фильма о жизни пингвинов и  мультфильм про пингвинов; читали о пингвинах в энциклопедии и справочной литературе; делали оригами – пингвина и т.д.)

 

Анализ и обобщение полученных материалов

- Посмотрим нет ли среди материалов, которые мы собрали лишнего, не относящегося к теме нашего исследования.  Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.

 

Подготовка отчёта исследования

- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

·        Защита сообщений

 

     Пингвины не умеют летать, у них нет пуховых перьев, но есть толстый слой жира под кожей и тысячи тонких пёрышек по всему телу, которые спасают их от сильных морозов и ветров. У пингвинов есть ласты, которыми они пользуются как крыльями, чтобы «летать» в воде, а две лапы служат рулём. У них крепкий клюв. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу. Пингвины откладывают и высиживают яйца. Пингвины – морские птицы.

 

·        Обсуждение итогов завершённой работы

 

Поощрение выступающих и тех, кто задавал вопросы выступающим.

 

 

6. Рефлексия (подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу)

 

Какова наша тема урока. Что мы пытались изучить? К какому выводу пришли? Как доказать принадлежность голубя к отряду птиц?

Почему пингвин вызвал у нас сомнения? Как мы вышли из затруднительного положения?

 

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

Интересна ли была работа? Чем? Попробуйте дома подобрать название птицы или зверя, для определения вида которого, нам пришлось бы подумать и порассуждать как ученым-исследователям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okr.miru_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Обитатели земли»

Класс: 3

Проблема исследования: Пингвин – это птица?

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)

Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний об обитателях земли, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

     Задачи урока:

  1. Познакомиться с обитателями земли.
  2. С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
  3. Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
  4. Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
  5. Развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в дополнительном образовании, получении новых знаний.
  6. Формировать умение работать в группе.
  7. Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование: картинки с изображениями животных, энциклопедическая и

                справочная литература.

                                                     Ход урока.

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.  Актуализация знаний

4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.

ПОДВЕДЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ

 (от известного к неизвестному).

Учитель предлагает распределить на группы серию картинок  на 2 группы (звери, птицы). Учащиеся делят их.

- Чем отличаются эти группы?

В ходе беседы появляется таблица:

звери

птицы

Жилище

Делают сами

Делают сами; иногда используют жилища, сделанные руками человека

Питание

Добывают сами

Добывают сами; подкармливает человек

Потомство

Живородящие

Откладывают и высиживают яйца.

Отличительные особенности

4 лапы, уши, крепкие зубы, тело покрыто шерстью

2 лапы, крылья, клюв, тело покрыто перьями

Среда обитания

Земля, вода

Земля, вода, воздух

Вывод

Обитают на земле (в основном), не умеют летать

Обитают на земле (на деревьях), умеют летать

5. Первичная проверка понимания

- К какой группе можно отнести собаку? Кто хочет попробовать свои силы и проверить как он понял новый материал. Рассуждаем по следующему плану:

Жилище

Питание

Потомство

Отличительные особенности

Среда обитания

Вывод

Согласны? Кто хочет предложить, как по-другому можно было размышлять?

- К какой группе можно отнести сороку? Обсудите свой ответ в паре, не забудьте рассуждать по предложенному плану.

- Какой вывод сделали, почему?

6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Вы легко справились с преложенными животными. Попробуем провести самостоятельную работу, проверив, как каждый из Вас понял новую тему (Работа в тетради: 1 вариант - обвести в кружок птиц, 2 вариант – обвести в кружок зверей).

Проверить работу можно, выполнив это задание на доске, но обязательно учителем в ходе проверки должен пропустить 1 животное («ПИНГВИН»).

В каких местах Вы ошиблись? Объясните, как получили правильный ответ (комментирование по плану).

Какие животные по-прежнему у Вас вызывают сомнения. Почему? (на доске нет ответа к какой группе отнести пингвина)

- Обсудите в паре, к какой группе можно  отнести пингвина?

К какому выводу пришли. В чьих парах мнения разделились? Почему?

- Поскольку пока мы не можем дать один ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: «Пингвин», пытаясь, как учёные найти решение проблеме «Пингвин – это птица?».

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ

Напомните, как проходит работа ученого-исследователя.

  1. Определение темы, проблемы исследования
  2. Выдвижение гипотезы
  3. Выбор методов исследования
  4. Составление плана исследования
  5. Сбор, обработка информации
  6. Анализ и обобщение полученных материалов
  7. Подготовка отчёта исследования
  8. Защита сообщений
  9. Обсуждение итогов завершённой работы

- Заметно, что Вы уже не один раз выполняли задания как учёные, поскольку точно знаете, как проводится исследование. О каких этапах не должны забыть? Что может помочь Вам в исследовании?

Тема исследования: Пингвин.

Гипотеза: Пингвин – птица (животное).

Методы исследования

- Для того чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?

1. Подумать и задать себе вопрос.

2. Спросить у взрослых.

3. Понаблюдать.

4. Провести эксперимент.

5. Посмотреть в книге (энциклопедии или справочной литературе),

    компьютере.

План исследования

- Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(1,2,5)

Каков же наш план исследования?

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сбор, обработка информации

Давайте разделимся на несколько групп, попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): пингвин – птица, пингвин – зверь. В каждой группе Вы можете пересмотреть план работы.

В ходе групповой работы дети создают рисунки, составляют высказывания (Пингвины живут в Антарктике на льдинах; разные по окраске, по размеру; смотрели отрывок документального фильма о жизни пингвинов и  мультфильм про пингвинов; читали о пингвинах в энциклопедии и справочной литературе; делали оригами – пингвина и т.д.)

Анализ и обобщение полученных материалов

- Посмотрим нет ли среди материалов, которые мы собрали лишнего, не относящегося к теме нашего исследования.  Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.

Подготовка отчёта исследования

- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Защита сообщений

     Пингвины не умеют летать, у них нет пуховых перьев, но есть толстый слой жира под кожей и тысячи тонких пёрышек по всему телу, которые спасают их от сильных морозов и ветров. У пингвинов есть ласты, которыми они пользуются как крыльями, чтобы «летать» в воде, а две лапы служат рулём. У них крепкий клюв. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу. Пингвины откладывают и высиживают яйца. Пингвины – морские птицы.

  1. Обсуждение итогов завершённой работы

Поощрение выступающих и тех, кто задавал вопросы выступающим.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу)

Какова наша тема урока. Что мы пытались изучить? К какому выводу пришли? Как доказать принадлежность голубя к отряду птиц?

Почему пингвин вызвал у нас сомнения? Как мы вышли из затруднительного положения?

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Интересна ли была работа? Чем? Попробуйте дома подобрать название птицы или зверя, для определения вида которого, нам пришлось бы подумать и порассуждать как ученым-исследователям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".

ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...

Из жизни морских обитателей

Внеклассное занятие "Из жизни морских обитателей" для 2-3 классов. Материал может использоваться на интегрированных уроках и уроках окружабщего мира....

Окружающий мир. Тема "Морские обитатели"

Материал к уроку. Картинки....

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Лес и его обитатели.

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Лес и его обитатели....

озеро и его обитатели

"Профессии" озера...

Урок окружающего мира в 3 классе. ( Образовательная программа « Школа 2100», учебник « Обитатели Земли, 3 класс» А.А.Вахрушев)

Тема урока: маленькие рыцари.Цели и задачи урока:- познакомить учащихся с группой животных, относящихся к членистоногим;- определить, как различные представители членистоногих приспосабливаются к усло...