Эта удивительная природа
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру в форме игры "Счастливый случай".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру
Тема: Эта удивительная природа
Класс: 4
Цели:
1. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать в группе, высказывать свое мнение и слушать мнения других.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Продолжить работу по расширению представлений учащихся об окружающей среде.
Оборудование: кроссворды для каждой команды, бочонки с номерами для конкурса «Заморочки из бочки», секундомер, фонограммы со звуками природы, картинки с изображениями животных и птиц, видеофрагменты из жизни птиц и зверей.
Форма проведения мероприятия: командная игра «Счастливый случай» между тремя командами.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
- Сообщение темы мероприятия.
1. Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! На уроках окружающего мира на протяжении нескольких лет мы говорили о разнообразии растительного и животного мира, о свойствах воздуха, воды, строении почвы и о взаимосвязи между живой и неживой природой. Настало время вспомнить изученный материал. Сегодня мы выясним, кто же лучший знаток удивительного мира природы. Тема нашего мероприятия «Эта удивительная природа».
В конце мероприятия постарайтесь дать ответ вопрос «Чем я могу поделиться с друзьями?» и продолжить фразу: «Я хорошо знаю, что…»
Вы уже догадались, сегодня у нас игра «Счастливый случай», которая будет проходить между тремя командами.
Члены команд представьте свои команды.
Команда 1. «Лесники»
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, -
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты,
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Команда 2. «Нептун».
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды.
Команда 3. «Морская звезда».
На небе звезд много – не счесть,
И в море свои звезды есть.
По дну они перемещаются,
Как будто цветы распускаются.
Подводное царство от бед защищая,
Мы новые звезды в морях «зажигаем».
I тур «Дальше, дальше, дальше»
Каждая команда должна постараться успеть ответить за 1 минуту на максимальное количество вопросов.
Вопросы для I команды.
- Как называется наука о животных? (зоология)
- Тела бывают естественные и …(искусственные)
- Как называется прибор для измерения температуры? (термометр)
- Верно ли, что, чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее? (нет)
- Кто так размножается: икра – головастик – взрослое животное? (лягушка или жаба)
- Кто строит дом на реке? (бобр)
- Молоком детенышей выкармливают…(звери или млекопитающие)
- Подосиновик, сыроежка, боровик – это какие грибы? (съедобные)
- Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
- Зимой спит – летом улья ворошит. (медведь)
- Кто на себе свой дом носит? (улитка, черепаха)
- На вид неказист, зато голосист. (соловей)
- Кто меняет молоко на сено? (корова)
- Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (гриб)
- Летом – сладкий и зеленый, в зиму – желтый и соленый. (огурец)
- Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги. (подорожник)
- Красная овечка, белое сердечко. (малина)
Вопросы для II команды.
- Кто создал искусственные предметы? (человек)
- Как называется наука, которая изучает растения? (ботаника)
- Как называется прибор для очищения воды? (фильтр)
- Почему зимой могут лопнуть водопроводные трубы? (вода, превращаясь в лед, расширяется)
- Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)
- С чего начинается цепь питания? (с растений)
- Кто так развивается: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь? (бабочка)
- Какие живые существа делают воздух чище? (растения)
- Что обязательно должен иметь грибник для сбора грибов? (нож)
- Какое животное все время проводит под землей? (крот)
- Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
- Кто зимой ходит злой, голодный? (волк)
- Чернокожий карапуз тянет непосильный груз? (муравей)
- Днем слепа бывает, ночью прозревает. (сова)
- Зимой и летом одним цветом. (ель)
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ёжик)
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)
- Растение видное, а прозвище обидное. (лопух)
Вопросы для III команды.
- Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? (кислород)
- В каком состоянии бывает вода? (твердом, жидком, парообразном)
- Что происходит с водой при нагревании? (расширяется)
- Главное свойство почвы – это…(плодородие)
- Что такое воздух? (смесь газов)
- Кто так развивается: яйцо – личинка – взрослая особь. (кузнечик)
- Животное, тело которого покрыто перьями? (птица)
- Желчный гриб, бледная поганка, мухомор – это какие грибы? (несъедобные)
- Организмы – разрушители – это… (бактерии и грибы)
- Самое быстрое животное из семейства кошачьих. (гепард)
- Кто бежит, выставляя ноги вперед? (заяц)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- Трава, которую могут узнать даже слепые? (крапива)
- Какому насекомому хлопают в ладоши? (комару, моли)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
- Чудо-юдо великан, на спине везет фонтан. (кит)
- При какой температуре вода превращается в лед? (при 0)
- Кто на себе свой дом таскает? (улитка)
II тур «Заморочки из бочки»
Каждая команда по очереди достает бочонки и отвечает на вопросы.
- Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (лютик)
- Сюда под старый ореховый кустик он пришел под утро с «жиров». Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял, и залег под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаза. (заяц)
- Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег низкий, эти животные из веточки сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой животные селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Назовите животное. (бобр)
- Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого города? (муравьи)
- Сегодня полянка золотисто-желтая, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают легкие пушинки. (одуванчик)
- Верхняя сторона листьев этого растения – холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. Как называется это растение? (мать-и-мачеха)
III тур «Ты – мне, я – тебе»
Команды задают друг другу вопросы (экологические ситуации). На обсуждение предоставляется 30 секунд.
- – Вот и кострище есть. Давайте разложим здесь костер, - предложил Слава. –
- Зачем здесь? Идемте под дерево, там уютнее, - возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда показали девочки, выкопали ямку, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.
- Что ребята сделали неправильно?
- Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему захотелось узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень хотелось Пете взять их домой, он протянул руку, но потом передумал и тихонько отошёл от гнезда.
- Правильно ли поступил Петя?
- Пете и Серёже родители купили велосипеды. Рядом был небольшой лес с озером. Ребята решили покупаться там. Когда они доехали до леса, асфальт закончился, тропинка была узкой, а вдоль тропинки высокая трава и цветы. «Как же быть? – они задумались. – Можно ли здесь кататься?»
- Помогите ребятам ответить на этот вопрос.
IV тур «Темная лошадка»
Команды отгадывают кроссворд.
- Осенью в щель заберется, а весной проснется.
- На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь.
- Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.
- Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает?
- То погаснет, то зажжется ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется?
- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
- Нос долог, голос тонок. Кто его убьет, свою кровь прольет.
- В лесу у пня суета, беготня: народ весь день хлопочет.
- Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят.
- Сок из цветов она берет и в сотах копит сладкий мед.
Ответы: 1.Муха, 6.Стрекоза,
2.Кузнечик, 7.Комар,
3.Бабочка, 8.Муравьи,
4.Сверчок, 9.Осы,
5.Светлячок, 10.Пчела.
V тур «Гонка за лидером»
Каждой команде предложено по 4 вопроса.
Вопросы для 1-й команды.
- Кит – это рыба? (млекопитающее)
- У какой птицы самый длинный язык? (дятел, 15см)
- Родилась в воде, а живет на земле. (лягушка)
- На изломе этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки, очищать кожу. Это свойство и дало название растению. (чистотел)
Вопросы для 2-й команды.
- У кого самый чуткий нос? (бабочка)
- Какое травянистое растение расцветает первым? (мать-и-мачеха)
- Назовите главный источник света на земле. (солнце)
- Почему именно с растений начинается цепь питания? (только растения самостоятельно могут производить питательные вещества)
Вопросы для 3-й команды.
- Одно из самых красивых явлений в природе, которое можно наблюдать только после дождя рано утром или ближе к вечеру. (радуга)
- Кого Валентин Бианки назвал «мастерами без топора?» (птиц, которые строят свои гнезда)
- Про кого можно назвать «лезет из кожи вон»? (змеи)
- Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (дыхание)
III. Итог мероприятия.
- Пришло время подвести итог игры.
Называют команду победительницу. Награждение.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос, который я задала в начале игры: «Чем вы можете поделиться с друзьями после сегодняшнего мероприятия?»
Продолжите фразу: «Я хорошо знаю, что…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проверочный тест "Эта удивительная природа"
Проверочный тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Эта удивительная природа"...
презентация "Эта удивительная природа!"
В презентации содержится контрольно-измерительный материал в виде теста по окружающему миру 3 класс, программа "Школа России"...
"Эта удивительная природа"
Сценарий викторины по окружающему миру...
Внеклассное занятие по окружающему миру по теме "Эта удивительная природа" игра "Счастливый случай".
Это внеклассное занятие можно проводить с детьми с 1-4 класс. Дети с большим интересом старались отвечать на вопросы, хоть многие вопросы были очень трудными....
Тест по теме "Эта удивительная природа" 3 класс
Тестовые задания по окружающему миру 3 класс по разделу "Эта удивительная природа"...
Конспект к уроку окружающего мира «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.Планируемые результаты: учащиеся...
Конспект к уроку окружающего мира «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.Планируемые результаты: учащиеся...