окружающий мир 1 класс "Хвойные деревья"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме
Тип урока урок-наблюдение. На уроке дети рассматривают ветки хвойных деревьев и делают выводы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Начальная школа 21 века" | 20.1 КБ |
urok_okr_mir.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету "Окружающий мир". Тема "Хвойные деревья»
Тип урока : урок наблюдение
Быкова Марина Анатольевна , учитель начальных классов
Цели и задачи урока:
познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
Средства обучения: учебник “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), лупы. Ветки сосны, ели, лиственницы для каждого ребёнка, таблицы с изображениями сосны, ели, лиственницы, кедра, кедровые орешки, кедровые шишки.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Дети хором говорят стихотворение:
Звенит звонок, начинается урок.
Мы сюда пришли учиться, не зевать и не лениться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
2. Актуализация знаний.
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)
– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растет на их ветках? (Хвоя.)
3. Сообщение темы.
Даже ёлку мы вначале от сосны не отличали.
Раз торчат иголочки – значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели мы получше посмотрели,
Оказалось, что она не такая как сосна.
Ребята, догадались, какая тема урока?
Тема урока «Хвойные деревья»
Сегодня на уроке мы рассмотрим поближе сосну и ель, и узнаем, чем они различаются, а так же об одном дереве, которое на зиму сбрасывает хвою.
4. Открытие нового знания.
– Рассмотрите таблицы.
– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.
Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.
Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.
Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
Физкультминутка.
Зайцы скачут: скок– скок– скок!
Да на беленький снежок.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
5.Практическая работа.
Каждому ребёнку раздаются ветки сосны, ели.
– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
Наблюдение 1. “Ветки”.
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
Наблюдение 2. “Хвоинки”.
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Наблюдение 3. “Шишки”.
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
– Молодцы! Вы все правильно заметили.
6. Проблема:
А теперь, рассмотрите повнимательнее шишки. Почему в них нет семян?
Семена высыпаются, из них вырастают новые деревья, семенами питаются птицы, животные.
Догадайтесь, а эти семена из какой шишки? (кедровые орешки)
Кедровыми орешками питаются медведи, белки, бурундуки и многие птицы. Для людей они тоже очень полезны, да и просто вкусные.
Итог наблюдения: мы рассмотрели ветки разных деревьев, и нашли различия. А чем эти деревья похожи?
Все они хвойные, у них есть хвоя и шишки.
У меня есть ветки ещё одного дерева.
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (лиственница)
Рассмотрим ветки лиственницы.
Вывод: на них только почки, из которых весной появится хвоя.
Физкультминутка.
Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа елочки стоят,
Слева сосны шумят.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
А нам за работу уже пора. Ходьба на месте
7.
А как вы думаете, нужны ли людям хвойные деревья?
Сосна – очень высокое дерево – до75м. живёт до 500 лет. В сосновом лесу очень чистый воздух. В старину из сосны строили корабли.
Ель – служит сырьём для изготовления бумаги и музыкальных инструментов (скрипки). Еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем лимон. Можно из неё делать настой, принимать ванны.
Пихта – имеет мягкую хвою, ветки пихты называют лапками. Живёт до 700 лет. Из неё тоже делают бумагу и музыкальные инструменты, например контрабас. И все мы знаем про целительное пихтовое масло.
Лиственница – очень долго не гниёт, из неё строят дома.
А теперь догадайтесь, как называется лес, где растут одни ёлки?
Сосны ?
Пихты?
Кедры?
8. Подведём итог.
– С какими деревьями мы познакомились? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Какие цели мы ставили в начале урока?
Кто из вас уверен, что научился различать хвойные деревья?
9. Игра:
нужно с завязанными глазами узнать и назвать предмет. Если ответ правильный – получаешь право на следующий ход. Если неправильный – уступаешь место следующему игроку.
Победитель получает право поделить кедровые орешки.
Достигли цели, которую ставили?
Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карт.
Предварительный просмотр:
Урок по предмету "Окружающий мир". Тема "Хвойные деревья»
Тип урока : урок наблюдение
Быкова Марина Анатольевна , учитель начальных классов
Цели и задачи урока:
познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
Средства обучения: учебник “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), лупы. Ветки сосны, ели, лиственницы для каждого ребёнка, таблицы с изображениями сосны, ели, лиственницы, кедра, кедровые орешки, кедровые шишки.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Дети хором говорят стихотворение:
Звенит звонок, начинается урок.
Мы сюда пришли учиться, не зевать и не лениться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
2. Актуализация знаний.
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)
– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растет на их ветках? (Хвоя.)
3. Сообщение темы.
Даже ёлку мы вначале от сосны не отличали.
Раз торчат иголочки – значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели мы получше посмотрели,
Оказалось, что она не такая как сосна.
Ребята, догадались, какая тема урока?
Тема урока «Хвойные деревья»
Сегодня на уроке мы рассмотрим поближе сосну и ель, и узнаем, чем они различаются, а так же об одном дереве, которое на зиму сбрасывает хвою.
4. Открытие нового знания.
– Рассмотрите таблицы.
– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.
Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.
Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.
Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
Физкультминутка.
Зайцы скачут: скок– скок– скок!
Да на беленький снежок.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
5.Практическая работа.
Каждому ребёнку раздаются ветки сосны, ели.
– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
Наблюдение 1. “Ветки”.
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
Наблюдение 2. “Хвоинки”.
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Наблюдение 3. “Шишки”.
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
– Молодцы! Вы все правильно заметили.
6. Проблема:
А теперь, рассмотрите повнимательнее шишки. Почему в них нет семян?
Семена высыпаются, из них вырастают новые деревья, семенами питаются птицы, животные.
Догадайтесь, а эти семена из какой шишки? (кедровые орешки)
Кедровыми орешками питаются медведи, белки, бурундуки и многие птицы. Для людей они тоже очень полезны, да и просто вкусные.
Итог наблюдения: мы рассмотрели ветки разных деревьев, и нашли различия. А чем эти деревья похожи?
Все они хвойные, у них есть хвоя и шишки.
У меня есть ветки ещё одного дерева.
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (лиственница)
Рассмотрим ветки лиственницы.
Вывод: на них только почки, из которых весной появится хвоя.
Физкультминутка.
Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа елочки стоят,
Слева сосны шумят.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
А нам за работу уже пора. Ходьба на месте
7.
А как вы думаете, нужны ли людям хвойные деревья?
Сосна – очень высокое дерево – до75м. живёт до 500 лет. В сосновом лесу очень чистый воздух. В старину из сосны строили корабли.
Ель – служит сырьём для изготовления бумаги и музыкальных инструментов (скрипки). Еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем лимон. Можно из неё делать настой, принимать ванны.
Пихта – имеет мягкую хвою, ветки пихты называют лапками. Живёт до 700 лет. Из неё тоже делают бумагу и музыкальные инструменты, например контрабас. И все мы знаем про целительное пихтовое масло.
Лиственница – очень долго не гниёт, из неё строят дома.
А теперь догадайтесь, как называется лес, где растут одни ёлки?
Сосны ?
Пихты?
Кедры?
8. Подведём итог.
– С какими деревьями мы познакомились? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Какие цели мы ставили в начале урока?
Кто из вас уверен, что научился различать хвойные деревья?
9. Игра:
нужно с завязанными глазами узнать и назвать предмет. Если ответ правильный – получаешь право на следующий ход. Если неправильный – уступаешь место следующему игроку.
Победитель получает право поделить кедровые орешки.
Достигли цели, которую ставили?
Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по окружающему миру "Необычные деревья" (часть 1)
Учащимся будет интересно узнать, что бывают молочные, хлебные, огуречные и железные деревья......
презентация по окружающему миру "Необычные деревья" (часть 2)
Продолжаем знакомиться с необычными деревьями нашей планеты...
Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"
Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Деревья, кустарники, травы».
Научить различать и классифицировать по внешним признакам в природном окружении и окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения....
Окружающий мир.Бутылочное дерево
При этом названии сразу же возникает перед глазами дерево в форме гигантских размеров бутылки. Это впечатление верно, ибо ствол бутылочного дерева действительно имеет форму пузатой бутылки....
3 класс. Окружающий мир. Диграмма. Деревья парка
3 класс. Окружающий мир. Диграмма. Деревья парка...