КТП по окружающему миру 2 класс ПНШ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Рабочая программа по ОМ 2 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om2.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

О К Р У Ж А Ю Щ И Й      М И Р

Пояснительная  записка

     Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»  составлена на основе программы по окружающему  миру,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ  авторов О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова  

      На изучение учебного материала по предмету «Окружающий мир» в  планировании отводится 68часов   (2 ч в неделю).

     Программа составлена основе концепции «Перспективная начальная школа».

     Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, а также первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми — родителями, педагогами школы, агрономами, экологами, на уроках информатики и т. д.) и письменно (общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).

     Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Окружающий  мир» к концу 2 года обучения:

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;
  2. название нашей планеты;
  3. форму Земли;
  4. глобус — модель Земли, ось Земли — воображаемая линия;
  5. смена дня и ночи — следствие вращения Земли вокруг своей оси;
  6. смена времен года — следствие вращения Земли вокруг Солнца;
  7. Солнце — ближайшая к Земле звезда;
  8. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  9. основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  10. разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  11. группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  12. дикорастущие и культурные растения своей местности;
  13.  сельскохозяйственные растения своей местности;
  14. названия растений Красной книги (не менее 2-3);
  15. группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  16. особенности диких и домашних животных;
  17. названия животных из Красной книги России (не менее 2-3);
  18. значение природы для здоровья и жизни человека;
  19. отдельные виды труда, связанные с природой; значение этого труда;
  20. средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  21. фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
  22. основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  23. названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
  24. название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  25. государственную символику России;
  26. правила безопасного поведения в природе.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. работать с оглавлением и справочниками учебника;
  2. различать объекты неживой и живой природы;
  3. устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  4. приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
  5. раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
  6. называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);
  7. приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;
  8. раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
  9. называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
  10. называть своих ближайших родственников;
  11. описать портрет своего друга;
  12. проводить простейшие опыты;
  13. выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
  14. работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
  15. описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;
  2. демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;
  3. нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;
  4. ухода за комнатными растениями;
  5. ухода за домашними животными;
  6. соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  7. узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;
  8. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  9. выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  10. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  11. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

Содержание программы

раздел

Название разделов

Кол – во часов

Соответствие  к урокам

1

Источники информации об  окружающем  мире.

6

Уроки:  1-6.

2

Планеты и звезды.

9

Уроки:  7-11,  14-17.

3

Живая  природа  Земли.

33

Уроки:  12-13, 18-21, 22-25, 26-32, 33-35, 36-42, 43-48  

4

Человек разумный.

6

Уроки:  49-54.

5

Младший школьник  и  семья.

4

Уроки:  55-58.

6

Родная  страна – Россия.

8

Уроки:  59-66

7

Обобщение  материала.

2

Уроки:  67-68

Всего:

68 час

Календарно-тематическое планирование

№  урока

     Наименование  темы раздела,  урока

Кол-во  часов

Формы контроля

Дата проведения занятия

Раздел  учебника:  Где и как найти ответы на вопросы

6

1

Письмо экологов школьникам

1

02.09

2

Мишины вопросы. Мир живой и неживой природы

1

06.09

3

Советы старших.

1

09.09

4

Осенние работы на огороде.

1

13.09

5

Ищем ответы на вопросы в учебнике.

1

16.09

6

Опыт и наблюдение.

1

20.09

Итого по разделу:

6

Раздел  учебника:   Планеты и звезды

5

7

Земля. Модель Земли.

1

23.09

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

1

27.09

9

Звезды и созвездия.

1

30.09

10

Планеты.

1

04.10

11

Движение Земли вокруг Солнца.

1

07.10

Итого по разделу:

5

Раздел  учебника:  Неживая и живая природа Земли

2

12

Как связаны неживая и живая природа?

1

11.10

13

Условия жизни на планете Земля.

1

14.10

2

Раздел  учебника:  Свойства воздуха и воды

4

14

Свойства воздуха.

1

18.10

15

Кому и для чего нужна вода?

1

21.10

16

Вода и ее свойства.

1

25.10

17

Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды».

1

28.10

Итого по разделу:

4

Раздел  учебника:  Солнце, воздух, вода и... растения

4

18

Условия, необходимые для развития растений.

1

08.11

19

Корень, стебель и лист.

1

11.11

20

Питание растений.

1

15.11

21

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и... растения».

1

18.11

Итого по разделу:

4

Раздел  учебника:  Разнообразие растений

4

22

Цветковые и хвойные растения.

1

22.11

23

Папоротники, мхи и водоросли.

1

25.11

24

Красная книга России. Правила поведения на природе.

1

29.11

25

Обобщение по теме «Разнообразие растений».

1

02.12

Итого по разделу:

4

Раздел  учебника:  Культурные растения.   Продолжительность жизни растений

7

26

Для чего люди выращивают культурные растения?

1

06.12

27

Какие части культурных растений используют люди?

1

09.12

28

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

1

13.12

29

От чего зависит урожай зерновых?

1

16.12

30

Растения сада.  Сколько живут растения?

1

20.12

31

Размножение растений своими частями.

1

23.12

32

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений».

1

27.12

Итого по разделу:

7

Раздел  учебника:  Грибы

3

33

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

17.01

34

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

1

20.01

35

Как правильно собирать грибы?

1

24.01

Итого по разделу:

3

Раздел  учебника:  Животные

7

36

Разнообразие животных.

1

27.01

37

Насекомые.

1

31.01

38

Рыбы.

1

03.02

39

Земноводные.

1

07.02

40

Пресмыкающиеся.

1

10.02

41

Птицы.

1

14.02

42

Звери. Как животные защищаются.

1

17.02

Итого по разделу:

7

Раздел  учебника:  Человек и животные

6

43

Домашние животные.

1

21.02

44

Живой уголок. Как правильно собирать грибы?

1

24.02

45

Урок-экскурсия на станцию юннатов.

1

27.02

46

Значение диких животных.

1

02.03

47

Человек в ответе не только за тех, кого приручил!

1

06.03

48

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» (экскурсия)

1

09.03

Итого по разделу:

6

Раздел  учебника:  Человек разумный – часть природы

6

49

Про тебя.

1

13.03

50

Что умеет человек?

1

16.03

51

Расти здоровым.

1

20.03

52

Питание и здоровье.

1

23.03

53

От кого зависит твой режим дня?

1

03.04

54

Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»

1

06.04

Итого по разделу:

6

Раздел  учебника:  Как уберечь себя от беды?

4

55

Чистота – залог здоровья

1

10.04

56

Берегись простуды!

1

13.04

57

Твоя безопасность на улице.

1

17.04

58

Твоя безопасность дома.

1

20.04

Итого по разделу:

4

Раздел  учебника:  В родном краю

8

59

Имя города, села, поселка.

1

24.04

60

История Московского Кремля.

1

27.04

61

Экскурсия по  посёлку.

1

04.05

62

Я- гражданин России.   Государственная символика.

1

08.05

63

Общий дедушка.

1

11.05

64

День Победы.  Встреча  с ветеранами  ВОВ.

1

15.05

65

Государственные  праздники и памятные  даты.

1

18.05

66

Обобщение по теме «В родном краю».

1

22.05

Итого по разделу:

7

67

«Проверь   себя» итоговое  повторение.

1

25.05

68

«Конкурс  знатоков» - обобщающий урок года.

1

29.05

Итого по разделу:

2

Всего  по  курсу:

68

Перечень  ключевых   слов  по  предмету    «Окружающий  мир»

Адрес

Гимн

Герб

Домашние животные

Дикие животные

Зимующие птицы

Лиственные деревья

Листопад

Лукошко

Млекопитающие

Насекомые

Окружающий мир

Орган вкуса

Орган обоняния

Орган осязания

Орган чувств

Отличительные признаки зверей

Перелетные птицы

Познание

Признак предмета

Признаки живой природы

Расселение растений

Распространение

Растение

Родной край

Стебель

Столица

Сезонные изменения 

Хвойные деревья

Список   литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009,  стр 121-128.

2. Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009

5. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

6. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.

7. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.

8.Электронное методическое пособие по окружающему миру,О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 2 класс,  Издание 2е, дополненное, МОСКВА,  АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.

для  обучающихся:

1. Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009

4. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

5. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.

6. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...